рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Показатели физического развития детей дошкольного возраста

Скрининг-программа включает в себя:

1. Анкетный тест - опрос родителей или учащихся с помощью специальной анкеты. Опрос направлен на выявление анамнестических данных и жалоб, характерных для изменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной системах, а также типичных для заболеваний носоглотки и аллергических заболеваний и состояний (приложение 1).

В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные “ключевые” жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений в состоянии здоровья по ведущим системам. При обследовании дошкольников и учащихся 1-4 классов анкету заполняют родители, с 5 класса - сами учащиеся.

Вопросы направлены на выявление возможной патологии со стороны нервной системы - возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы, - со стороны носоглотки, - органов пищеварения, - почек, - аллергии.

Результаты анкетного опроса обобщаются медсестрой, которая отмечает знаком (+) номера вопросов, на которые получен положительный ответ. После этого врач детского учреждения анализирует результаты опроса и отбирает детей, нуждающихся в обследовании, и после их осмотра решает вопрос о необходимости консультации узких специалистов для дополнительных обследований.

2. Индивидуальная оценка физического развития по шкалам регрессии.

3. Измерение артериального давления (у учащихся младших классов - с учетом возрастных поправок на стандартную манжетку) для выявления гипертонических и гипотонических состояний.

Объективизация значений артериального давления у детей 8-12 лет достигается только при использовании “возрастных” манжеток или дополнительных расчетов с поправкой на размер окружности плеча каждого ребенка, которая тесно коррелирует с массой тела. Величины поправок, стандартизованные на базе индивидуальной оценки физического развития детей, приведены в таблице:

Поправки (в мм рт. ст.) к цифрам систолического* давления, полученного при измерении стандартной манжеткой (для детей 8-12 лет с разной массой тела)


Таблица 1

|Возраст (в   |Масса тела |           |           |

|годах)       |по         |           |           |

|             |отношению к|           |           |

|             |стандарту  |           |           |

|8            |+ 10       |+ 15       |+ 5        |

|9            |+ 10       |+ 15       |+ 5        |

|10           |+ 10       |+ 15       |0          |

|11           |+ 5        |+ 10       |0          |

|12           |+ 0        |+ 5        |0          |

|13**         |0          |0          |0          |

Примечание: * - цифры диастолического давления следует рассматривать без поправок, т. к. различия в значении диастолического давления при изменении стандартной и возрастной манжетками несущественны.

** - у детей 13 лет и старше (независимо от массы тела) истинные цифры артериального давления при изменении стандартной и возрастной манжетками не отличаются.

Артериальное давление измеряется общепринятым способом - сидя, на правой руке, после 10-минутного отдыха, по методу Короткова. Для большей точности рекомендуется 3-х кратное измерение с фиксацией показателей последнего измерения.

Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью комбинированного визуального инструментального исследования.


Тест для выявления нарушений осанки. 8

Данное тестовое обследование проводится врачом детского учреждения и включает осмотр ребенка с ответом на 10 вопросов тест-карты (таблица 2).


Таблица 2

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

|1. Явное повреждение органов движения|Да Нет      |

|связанное с врожденными пороками,    |            |

|травмой, болезнью                    |            |

|2. Голова, шея отклонены от средней  |Да Нет      |

|линии: плечи, лопатки, бедра         |            |

|установлены несимметрично            |            |

|Грудная клетка “сапожника”,          |Да Нет      |

|“деформированная”                    |            |

|4. Чрезмерное уменьшение или         |Да Нет      |

|увеличение физиологической кривизны  |            |

|позвоночника: шейного лордоза,       |            |

|грудного кифоза, поясничного лордоза |            |

|5. Чрезмерное отставание лопаток     |Да Нет      |

|6. Чрезмерное выпячивание живота     |Да Нет      |

|Нарушение осей нижних конечностей    |Да Нет      |

|(О-образное, Х-образное)             |            |

|8. Неравенство треугольников талии   |Да Нет      |

|9. Вальгусное положение пятки или    |Да Нет      |

|обеих пяток                          |            |

|10. Явное отклонение в походке       |Да Нет      |


Обследование проводится в следующем порядке:

Осмотр в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).

Осмотр сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.

Осмотр со спины. Положение - руки вдоль туловища. Определяются симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная, варусная, нормальная).

В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке. 

В процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта, по которой дается оценка выявленных нарушений осанки:

· нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы

· некоторые отклонения требующие наблюдения школьно-дошкольного педиатра - положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно

· значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат обязательному направлению к ортопеду.

Тест для выявления истинного сколиоза.

К истинным сколиозам относятся только те, которые сопровождаются торсией, или поворотом позвоночника относительно оси, при которой остистые отростки позвонков уклоняются в ту или иную сторону от средней полоски, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе.

Для более точного выявления торсии позвонков осмотр следует проводить в двух положениях: спереди и сзади.

При осмотре сзади (ребенок стоит спиной к врачу), наклоняя туловище ребенка от себя, можно выявить торсию позвоночников в грудопоясничном отделах позвоночника.

Тест для выявления плоскостопия – плантография

Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского

Данный тест применяется у дошкольников в возрасте 6 лет и учащихся 11-х классов.

Обычно обследование остроты зрения, осуществляемое по специальным диагностическим таблицам Сивцева-Головина, выявляет в основном наличие уже развившейся патологии зрения. Тест А. А. Малиновского позволяет выявить детей с предрасположенностью к миопии.

Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского включает 2 исследовательских этапа.

· определение остроты зрения (по общепринятой методике)

· выявление детей с предмиопией среди контингента с нормальной остротой зрения.

Методика обследования: после определения обычным способом остроты зрения, к глазу ребенка с нормальной остротой подносится линза, сила которой соответствует средней рефракции глаз для детей данного возраста, и вновь определяется острота зрения (общепринятым способом по буквенным таблицам, ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 м от таблицы (каждый глаз обследуется раздельно, при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования используют линзы + 1,0 Д в детской оправе, с расстоянием между оптичес

Оценка результатов:

t ребенок, глядя через линзу, читает правильно 9-10 строчку таблицы - тест отрицате

t ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочитать буквы 9-10 строчки или вообще их различить - тест положительный (усиление возрастной рефракции - предмиопическое состояние)

Дети с предмиопией рассматриваются как “группа риска” по миопии, т. к. у них в 80 раз чаще, чем у остальных, развивается миопия. Эти дети должны направляться к офтальмологу для особого наблюдения и периодического контроля. Обследование тестом Малиновского проводит медсестра детского учреждения. Детям с отрицательным тестом Малиновского исследование остроты зрения в школе можно проводить 1 раз в 3 года, т. е. в 4-7-10 классах. Тест для выявления нарушений цветового зрения (для школьников).

Нарушения цветоощущения играет роль при выборе профессии (шофер, аппаратчик и др.), причем, имея зачастую наследственный характер, чаще выявляются у мальчиков.

Для исследования цветового зрения используются специальные полихроматические таблицы Рабкина. В этих таблицах из кружков различных цветов, но одинаковых различают лица с нормальным цветовым зрением.

Для использования используются только I-XIII полихроматические таблицы (первая серия - основная). Исследование проводится при естественном освещении (обследуемый сидит спиной к окну, исследователь - лицом к окну). Таблицы предъявляются вертикально с расстояния 1 м по 5-6 сек. каждая.

Оценка результатов: неправильное различие даже отдельных таблиц - аномалия цветового зрения. Школьник направляется на консультацию к офтальмологу.

Исследование цветового зрения проводится в 4-м классе школы в преддверии профориентационного выбора.

Лабораторные скрининг-тесты для выявления скрининг-протеинурии и глюкозурии.

Белок и глюкоза в моче определяются медсестрой детского учреждения с помощью специальных диагностических реактивных полосок, по изменению окраски которых судят о наличии и даже ориентировочной концентрации их в моче.

Все дети со следами белка в моче направляются на дополнительное обследование для выявления причин протеинурии, а со следами глюкозы в моче на консультацию к эндокринологу.

Повышение качества и информативности медосмотров достигается также предварительным проведением всем детям лабораторных исследований: общего анализа крови и кала на яйца глистов (не более, чем за 2-3 недели до осмотра), но на сегодняшний день эти рекомендации носят лишь пожелательный характер.

В программу медосмотров школьников включается функциональная проба сердечно-сосудистой системы с нагрузкой для определения степени ее тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культурой и спортом. Детям 8-10 лет с виде нагрузки предлагается 20 приседаний, 10-11 лет 25 приседаний, мальчикам 12-14 лет - 30 приседаний за 30 секунд.

В зависимости от характера сдвигов после функциональных проб различают благоприятную и неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы.

Благоприятной реакцией считается учащение пульса в пределах 50-70% от исходного уровня, увеличение систолического давления на 10-15 мм, умеренное увеличение пульсового давления на 20-35 мм и восстановление всех показателей в течении 2-3 минут.

Неблагоприятной реакцией считается значительное (более 70%) учащение пульса, уменьшение систолического и пульсового давления по сравнению с исходным уровнем, либо резкое увеличение систолического давления (на 25-40 мм и более) на фоне повышения диастолического, при замедленном восстановительном периоде. Снижение частоты пульса и систолического давления в период восстановления (2-3 мин. ) ниже исходных данных, также рассматривается как неблагоприятная реакция.


3. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.


Комплексная оценка состояния здоровья детей введена приказом МЗ РФ № 60 от 19 января 1983 “О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах”, дается на основании учета результатов медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев здоровья:

- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень их клинических проявлений;

- функциональное состояние основных органов и систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, нервной и др. резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год;

- уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности.

В соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется группа здоровья.

Таблица 3.

Распределение обследуемых по группам здоровья

|Груп|Хроническая   |Функциональное    |Резистентность|Физическое и |

|па  |патология        |состояние основных|и реактивность|нервно-психич|

|    |                 |систем и органов  |организма     |еское        |

|    |                 |                  |              |развитие     |

|1   |Отсутствует      |Без отклонений.   |Острые        |Хорошее      |

|    |                 |Единичный кариес  |заболевания за|(нормальное),|

|    |                 |зубов             |предшествовавш|гармоничное  |

|    |                 |                  |ий наблюдению |физическое   |

|    |                 |                  |период        |развитие.    |

|    |                 |                  |отсутствовали |Нервно-психич|

|    |                 |                  |или протекали |еский статус |


|    |                 |                  |эпизодически, |соответствует|

|    |                 |                  |легко         |возрасту     |

|2   |Отсутствует      |Наличие           |Заболеваемость|Нормальное   |

|    |                 |функциональных    |частые и      |(1 ст. )     |

|    |                 |отклонений     


|продолжительны|ухудшенное (2|

|    |                 |(пониженное       |е острые      |ст. )        |                            11        

|    |                 |содержание        |заболевания с |плохое (3ст. |

|    |                 |гемоглобина,      |последующим   |) или общая  |

|    |                 |гипертонические и |затяжным      |задержка     |

|    |                 |гипотонические    |реконвалесцент|(4ст)        |                                                                  

|    |                 |реакции и т. д.   |ным периодом –|физ. развитие|

|    |                 |Кариес зубов -    |вялость,      |             |

|    |                 |субкомпенсированна|повышенная    |нормальное   |

|    |                 |я форма, аномалия |возбудимость, |или нерезко  |

|    |                 |прикуса           |нарушение сна |выраженное   |

|    |                 |                  |и аппетита,   |отставание   |

|    |                 |                  |субфебрилитет |нервно-психич|

|    |                 |                  |и т. д.       |еского       |

|    |                 |                  |              |развития.    |

|3   |Наличие          |Наличие           |Заболеваемость|Все степени  |

|    |хронической      |функциональных    |- редкие,     |ФР.          |

|    |патологии в      |отклонений в      |нетяжелые по  |Нормальное   |

|    |стадии           |патологически     |характеру     |или с нерезко|

|    |компенсации,     |измененной системе|течения       |выраженным   |

|    |врожденных       |органа без        |обострение    |отстаиванием |

|    |дефектов развития|клинических       |основного     |нервно-психич|

|    |органов и систем |проявлений,       |хронического  |еское        |

|    |                 |функциональных    |заболевания   |развитие     |

|    |                 |отклонений в др.  |без           |нормальное


|    |                 |органах и         |выраженного   |или отстает  |

|    |                 |системах. Кариес  |ухудшения     |             |

|    |                 |зубов -           |общего        |             |

|    |                 |декомпенсированная|состояния и   |             |

|    |                 |форма.            |самочувствия. |             |

|    |                 |                  |              |             |

                                                                  |    |                |             |Редкие        |

|

|    |                 |                  |интеркуррентны|             |

|    |                 |                  |е заболевания |             |

|4   |Наличие          |Наличие           |Заболеваемость|Все степени  |

|    |хронической      |функциональных    |- частые      |физического  |

|    |патологии в      |отклонений        |обострения    |развития.    |

|    |стадии           |патологически     |основного     |Нервно-психич|

|    |субкомпенсации   |измененного       |хронического  |еское        |

|    |врожденных       |органа, системы и |заболевания   |развитие     |

|    |дефектов развития|других органов и  |редкие и      |нормальное   |

|    |органов и систем |систем            |частые острые |или отстает  |

|    |                 |                  |заболевания с |             |

|    |                 |                  |нарушением    |             |

|    |                 |                  |общего        |             |

|    |                 |                  |состояния и   |             |

|    |                 |                  |самочувствия  |           

|

|    |                 |                  |после         |             |

|    |                 |                  |обострения или|             |

|    |                 |                  |с затяжным    |             |

|    |                 |                  |реконвалесцент|             |

|    |                 |                  |ным периодом  |             |

|    |                 |                  |после         |             |

|    |                 |                  |интеркуррентно|             |

|    |                 |                  |го заболевания|             |

|5   |Наличие тяжелой  |Резко выраженные  |Заболеваемость|Все степени 

|    |хронической      |или врожденные    |- частые      |физического  |

|    |патологии в      |функциональные    |тяжелые       |развития.    |

|    |стадии           |отклонения        |обострения    |Нервно-психич|

|    |декомпенсации или|патологически     |основного     |еское        |

|    |тяжелого         |измененного       |хронического  |развитие     |

|    |врожденного      |органа, системы,  |заболевания,  |нормальное   |

|    |порока,          |др. органов и     |частые острые |или отстает  |

|    |предрешающих     |систем            |заболевания   |             |

|    |инвалидность     |                  |              |             |

|    |индивидуума      |                  |              |             |


Дети I группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные для профилактических медосмотров здоровых детей.

Дети II группы здоровья (“группа риска”) наблюдаются врачом в сроки, устанавливаемые для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в отношении формирования у них хронической патологии, выраженности функциональных отношений и степени резистентности.

Часто болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др. хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции берутся на диспансерный учет по ф. № 30.

Дети III, IV, V групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их медицинского обслуживания определяется специальными методическими указаниями (М. 1968, 1974, Харьков, 1982; Фрунзе, 1985).

По результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские группы,. регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания. Медицинская характеристика указанных групп приводится в таблице 4. При выведении медицинской группы, врач должен ответить на следующие вопросы:

- может ли обследуемый выполнить требования, предъявляемые учебными программами по физическому воспитанию, или ему необходимы ограничения и какие?

- нуждается ли обследуемый в занятиях физическими упражнениями с лечебной целью (корригирующей гимнастикой и т. д. )?

- может ли обследуемый заниматься в спортивных секциях, участвовать в тренировочных занятиях и состязаниях, в каких именно и при каких условиях.


Таблица 4

Группы для занятий по курсу физического воспитания

|Наименова|Допускаемые мероприятия   |Медицинская              |

|ние      |                          |характеристика группы    |

|группы   |                          |                         |                                   

|Основная |Занятия по программе      |Лица без отклонений в    |

|         |физического воспитания в  |физическом развитии,     |

|         |полном объеме             |состоянии здоровья, а    |

|         |Сдача норм БГТО, ГТО I,   |также лица с             |

|         |ГТО II ступени            |незначительными          |

|         |последовательно.          |отклонениями в состоянии |

|         |Занятия в одной из        |здоровья, но с           |

|         |спортивных секций (общей  |достаточной физической   |

|         |физической подготовки,    |подготовленностью.       |

|         |легкой атлетики,          |                         |

|         |гимнастики и др. ),       |                         |

|         |участие в соревновании по |                         |

|         |одному виду спорта.       |                         |

|Подготови|1. Занятия по программе   |Лица, имеющие            |

|тельная  |физического воспитания при|незначительные отклонения|

|         |условии более постепенного|в физическом развитии и  |

|         |прохождения их с отсрочкой|состоянии здоровья без   |

|         |сдачи контрольных         |достаточной степени      |

|         |испытаний и норм БГТО, ГТО|физической               |

|         |I ступени на срок до 1    |подготовленности.        |

|         |года, сдача норм ГТО II   |                         |

|         |ступени с особого         |                         |

|         |разрешения врача.         |                         |

|         |2. Занятия в секции общей |                         |

|         |физической подготовки.    |                         |

|Специальн|Занятия по особой         |Лица, имеющие            |

|ая       |программе или по отдельным|значительные отклонения в|

|         |видам государственных     |состоянии здоровья       |

|         |программ, причем срок     |постоянного или          |

|         |подготовки удлиняется, а  |временного характера, не |

|         |нормативы снижаются       |мешающие выполнению      |


|         |                          |обычной программы        |

|         |                          |производственной работы, |

|         |                          |но являющиеся            |

|         |                          |противопоказанием к      |

|         |                          |занятиям по              |

|         |                          |государственным          |

|         |                          |программам в общих       |

|         |                          |группах.                 |


Запрещать занятия по физическому воспитанию врач должен в крайних случаях, когда он сомневается в их пользе и успехе. В зависимости от состояния здоровья ребенка врач после консультации со специалистами назначает конкретные виды упражнений, определяет их продолжительность и осуществляет систематическое наблюдение за реакциями и здоровьем детей.                                         13


Литература


1. Гигиена детей и подростков под ред. В. Н. Кардатенко - М. - Медицина - 1980 - с. 41-115

2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене ДиП - под ред. В. Н. Кардашенко - М., Медицина - 1983 - С. 7-51



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.