рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Построение в России правового государства. Очередной лозунг?

На основе подобной статьи в США в 1861 году началась печально знаменитая война между Севером и Югом, которая закончилась разделом 8 статьи 1 Конституции США, которая отнесла к исключительной компетенции федерального государства регулирование междуштатной (обратите внимание!) и внешней торговли, а штатам запрещалось вступать в международные договоры.

Особенно "за державу обидно" в рожденных инициативой федеральных властей договорах с республиками. В публичном праве использование института договора даже и в федеральном строительстве - нонсенс. Как это так? Целое - Россия - будет договариваться со своими частями - республиками? Делегировать (даровать) полномочия навечно или на определенный срок, как это было до революции в отношениях между Россией и Финляндией, Россией и Польшей, - ради бога! Но договариваться! Такого в истории публичного права не бывало. Правда, Советский Союз был основан на договоре, но судьба его, как показала жизнь, оказалась печальной. А тут опять широкая корпоративная практика в отношениях центра с республиками, что вылилось в очередной виток наращивания неравноправия субъектов федерации и ползучей конфедерализации. Тому же Татарстану по Договору от 15 февраля 1994 года предоставлено право распоряжаться добываемой нефтью и газом, самому определять перечисления в федеральный бюджет, которые не превышают 1- 2 % от налога на прибыль, тогда как другие республики перечисляют в настоящее время 10 %, а края и области - 50 %.

Неравноправие субъектов неизбежно откликается неравноправием граждан. Если кому-то выделено больше нефти, золота, алмазов, денег, то у кого-то их на столько же будет меньше. А уж о том, что мы решили стать не только правовым, но и социальным государством, придется забыть.

В том же направлении разгосударствления направлены последние попытки осуществления судебной реформы. Речь идет о еще не принятом законе « О судах общей юрисдикции», проект которого предполагает наложение бремени финансирования многострадальных судов на бюджеты субъектов Федерации. С одной стороны, в условиях жесточайшего дефицита бюджета, этот закон несет в себе позитивные последствия , но он же и  ставит в прямую зависимость суды общей юрисдикции от местных администраций, что само по себе ведет к обособлению данного субъекта от федерального центра. Кроме того, это грубейшее нарушение Конституции, где ясно записано, что суды общей юрисдикции входят в систему федеральных судов, более того нарушается принцип независимости судов.

Когда анализируешь всю массу договоров, уже подписанных субъектами федерации с Россией, особенно бросается в глаза их желание подчеркнуть, что они суверенны, что они государства в государстве, первые среди равных. Во многих договорах земля, недра, водные, лесные и другие природные ресурсы "приватизируются" республиками, чего не было у нас даже в период федеральной раздробленности. Княжеств было действительно много, а Русская Земля - одна! Поэтому-то и смогла невзрачная и неприметная среди лесов Москва в конце концов создать единое централизованное государство. В русском правосознании единая Земля, без сомнения, имеет глубокий сакральный смысл. А тут сама власть инициирует ее продажу и растаскивание "по норкам", "по квартирам". Рубится тот юридический и материально-финансовый сук, на котором держалась и еще держится Россия. Земля - единственная наша надежда в будущем возрождении Родины, это наш стратегический плацдарм в борьбе против тех, кто хочет превратить Россию в "лоскутное" государство. Право наций на самоопределение, как показывает весь ход отечественной истории, может быть поддержано, только исходя из признания ответственности каждого народа за единство России. Адекватной же формой ее устройства может быть лишь унитарное государство с широкой культурно-национальной автономией ее многонационального народа. На этом направлении должны сосредоточить свои усилия преданные Родине ученые-юристы и практики сегодня и в XXI веке.


3.4.  Коррупция


Иная глобальная проблема поразила аппарат государственной власти - коррупция. Ее корни уходят глубоко в историю, что обусловило данное явление как неотъемлемую часть российского менталитета. Особого размаха достигла коррупция в благоприятных условиях командно - административной системы советского периода. Но не стоит рассматривать коррупцию как пережиток прошлого, она цветет и пахнет и в нынешних условиях.  Особо важно знать прежде всего причины этого процветания. В условиях развивающейся рыночной экономики на первое место выступают бизнес - структуры. Как уже известно, 20-40% процентов оборотных средств находится под контролем серой и черной экономики. К первой относятся прежде всего малые и средние предприятия, которые активно стараются скрыть свои доходы. Это обусловлено  всеуничтожающей налоговой политикой со стороны государства (правда, в последние дни эта тенденция не просматривается, Правительство пытается облегчить налоговое бремя), а также непродуманными административными действиями. Чем больше оно пытается поднять налоговые ставки, тем больше желание предпринимателей скрыть доход. Получается ситуация, обратно пропорциональная желаемому. Именно эта прослойка никак не хочет связывать свою деятельность с государством, находясь с последним в постоянной «молчаливой» конфронтации. Активно пытаясь преодолеть бесконечные проволочки чиновников, они часто используют взятки, дабы ускорить процесс достижения желаемой цели. «Время - деньги»,- говорил Бенджамин Франклин и был абсолютно прав, потому как экономика имеет свои собственные правила игры, чуждые пассивности и всякому промедлению. Как раз  эта почва является самой благоприятной средой для коррупции. Факты коррупции со стороны мелких промышленников и предпринимателей  практически невозможно обнаружить, поскольку они носят чаще всего локальный характер. Совсем по-другому обстоят дела в другой части российской экономики - черной. Это криминальные структуры, которые действуют в обход государства, и, как правило, торгуют нелегальной продукцией. Здесь не может быть и речи об уплате налогов и пошлин. В основном вся черная экономика сосредоточена в руках немногочисленных, но поистине глобальных компаний, приносящих колоссальный доход. Немудрено, что подобные предприятия просто не могут существовать без реальной поддержки государственной власти. Образуются целые кланы «воров в законе» среди наиболее коррумпированных чиновников в самых высших эшелонах власти. Происходит сращивание государственного и криминального аппарата. Постоянная борьба за руководство прибыльных предприятий обеспечивает регулярную смену директората. Это достигается путем различных компроматов, «подглядок, подслушек», каждый пытается дать знать другому, что и на него есть управа.[18] Тем самым ставятся в зависимость даже честные чиновники, которые опасаются за свою безупречную репутацию. Антикоррупционные взаимные удары производят постоянную смену чиновников, что держит их в постоянном страхе за свое теплое место. Вследствие этого беспредельной коррупции быть не может и данный момент в настоящее время является единственно полезным в системе организации коррупционных связей для России. Для межклановой борьбы активно используются средства массовой информации, которые стали своеобразными марионетками в руках боссов. Мы являемся свидетелями настоящей борьбы за информационные каналы. Деловая элита осознала могущество СМИ и то обстоятельство, что политическая рентабельность серьезных вложений в них может иметь полезные экономические последствия.

     Другой проблемой является то, что российское общество сильно разочаровалось властью. Существенный вклад в это разочарование вносит устойчивый стереотип ее коррумпированности. Это действительно так, но с другой стороны какое государство может похвалиться тем, что в ее рядах нет взяточников? Не стоит даже объяснять, какой огромный урон причиняется государству и обществу от произвола коррумпированных чиновников; он исчисляется сотнями миллионов деноминированных рублей.  Российское общественное сознание, еще не защищенное укорененностью гражданской ответственности и приверженностью демократическим принципам, весьма склонно поддаться соблазну простых рецептов, из которых один из самых распространенных - «сильная рука». Поэтому крайне тяжело будет обрести доверие граждан и их поддержку при реализации серьезной антикоррупционной программы, рецепт одной из которых приводится ниже.


3.4.1 Принципы борьбы с коррупцией[19]

Для борьбы с коррупцией властью многих государств, в том числе и Россией, создается программа, которая получила название  – «антикоррупционная программа». 

1.   Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества коррупция является технологически полезным сигналом о неполадках в методах работы государственной власти.

2.   Не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из данного правила.

3.   Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием каждой кампании может последовать новый, более страшный виток коррупции.

4.   Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака с ее проявлениями.

5.   Борьба с коррупцией достигает успеха. Если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей и общества

Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Из приведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

·     организацию борьбы с коррупцией на всех уровнях;

·     сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;

·     уменьшение выгод обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;

·     увеличение вероятностей выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;

·     влияние на мотивы коррупционного поведения;

·     создание атмосферы неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Основная причина экспансии коррупции в переходный период - несоответствие между новыми условиями, в которых должен функционировать государственный организм, и старыми механизмами этого функционирования. Значит, основные усилия антикоррупционной программы должны быть направлены на налаживание работы государственного механизма в новых условиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения чиновников, и остальных граждан.

Можно возразить, что коррупция - явление всепланетного масштаба и не может стать особым препятствием для правового государства, но это возможно, если только таковое уже существует со своими прогрессивными институтами гражданского общества. Для России подобные элементы гражданского общества пока явно нехарактерны, что порождает собой особые вид коррупции, глубоко закоренелой и имеющей очень прочное положение в среде высоких государственных чиновников. Вытекающий отсюда произвол методично уничтожает едва зарождающиеся ростки демократических преобразований, потворствуя процветанию преступности и беспредела.

Заключение

Подведем своеобразный итог всему сказанному.

Правовое государство, его становление есть суть системы общественных отношений, формирующихся на основе обще гуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами внутригосударственного права.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что правовое государство, и его становление - явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов, который способствует становлению правопорядка в государстве и сотрудничеству людей с ним, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Правовой механизм играет существенную роль в установлении взаимодействия правопорядка отдельного государства. Он создает необходимые условия для взаимного влияния, выработки интеграционных тенденций на принципах справедливости и равноправия. Отмеченные качества правового государства как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного права в деле формирования правопорядка. Поэтому Россия должна еще более консолидировать свои усилия в деле построения и становления правового государства и справедливого правопорядка.

Предоставленный материал никак не может полностью отразить огромный вал проблем, которые возникли в связи с осуществляемыми демократическими реформами. В понятие правового государства вкладывается смысл материального и духовного благополучия населения страны. В конце-концов все хлопоты по поводу становления правового государства направлены на поддержание высокого уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры государственных властей и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни. В нашей многострадальной стране практически есть уже все для реализации поставленных целей, но в силу глубоких противоречий  в политическом равновесии эта реализация постоянно находится на грани срыва. Отвечая на вечный вопрос: «ну и что же делать?», можно сказать одно - жить. Если мы действительно хотим построить справедливое демократическое общество, то нужно начинать, прежде всего с нас самих. Только тогда, когда мы осознаем свою роль в обществе, почувствуем себя частью этого общества, ощутим, что оно полностью зависит от нас, тогда, возможно, возникнут зачатки формирующегося гражданского общества. Важно понять, что правовое государство построить за десять лет невозможно. В других странах этот процесс протекал  долго, в течение веков, постепенно шлифовался и совершенствовался десятками поколений. В этом смысле необходимо уяснить несостоятельность  правового нигилизма, который сформировался после продолжительного тоталитарного периода в менталитете русского человека. «Хочешь быть свободным - соблюдай законы». Это значит, что нужно бороться за свои права, использовать для разрешения многих проблем нормы права, а не нормы обычаев, активно осуществлять свои конституционные избирательные права. Всякая пассивность означает обречение себя самого на произвол тех, кто проголосует. Нельзя всю вину сталкивать на парламент, губернаторов, президента, а также многих других должностных лиц, ибо всех этих людей мы избирали сами, и, жаловаться, получается, нам следует только на себя. Поэтому, в данное время, для нас и нашей страны построение правового государства, где будут соблюдаться все законы, не будут ущемляться права и свободы граждан, будет побежден произвол и коррупция в органах власти, является пока,  очередным призывом, лозунгом, а наш многострадальный народ, как видно из истории, привык к ним и нам приходится нести это бремя до самого конца.     

В заключение остается только добавить, что мы хозяева своей судьбы и тот путь, который Россия изберет в следующем тысячелетии зависит только от нас самих. Безусловно, идеи правового государства несут в себе позитивные последствия, но реализовывать эти идеи нужно поэтапно и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Нужно максимально использовать уже накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России. При этом нужно,  одновременно не допустить разгорания третьей мировой войны и, в то же время, не  растерять имеющиеся связи в Европе и Азии, активно защищая свои национальные интересы. Мы обошли слишком длинный круг в 80 лет, чтобы упустить шанс выстроить справедливое, настоящее правовое государство.


Список  используемой литературы

1.   Конституция Российской Федерации, М.: Новая школа,1995г

2.   Конституция США ст.2 1787г.

3.   Уголовный Кодекс Российской Федерации, 1996г.

4.   Комментарии к Конституции Российской Федерации. Издательство «Правовая Культура» 1996г

5.   «Юрист» №4, 1998г.

6.   «Российская Юстиция»,  № 7;8, 1998; № 1 1999г.

7.   «Юридическая газета», № 39;46;47;50;52, 1998г;  № 2, 1999г.

8.   «Государство и право» № 10, 1998г.

9.   Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России. // Государство и право № 10, 1996г.

10.Матузов Н.Ию, Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений. //Государство и право № 4, 1995г.

11.Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник Московского университета. Право. 1995. № 4.

12.Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М. 1995

13.В.Н.Андрианов, кандидат юридических наук, комментарии к ч.1 ст.15; ч.1 ст.17 Конституции РФ. Издательство «Правовая Культура»

14.В.А. Кикоть, кандидат юридических наук комментарии к ст.1,2,10 Конституции РФ

15.Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск: Изд-во Курского гос. технического университета, 1994.

16.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М.: Юрист, 1994.

17.С.Ковалев. Угроза правовому государству и конституционным основам демократии в России. (Тезисы  доклада на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту прав человека). Москва, 2001.


[1]  Ш. Монтескье «О духе законов» 1748г.                                                                                                                                           

[2] «Российская Юстиция» №8, 1998г, стр2

[3] Комментарии к ст.1Конституции РФ. 1996г.

[4] Конституция РФ ч.2 ст17.

[5] Конституция РФ ст.2.

[6] Конституция РФ ст.55 ч.3.

[7] Конституция РФ ст.10

[8] Конституция РФ ст.83

[9] Конституция США ст.2 1787г.

[10] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М. 1995

[11] Конституция РФ ч.1 ст. 15

[12] «Российская Юстиция» №7 стр.53

[13] Н.Азаркин, «Юридическая газета» №39, 1998г. Стр.1

[14] Конституция РФ ст.46

[15] С.Ковалев Угроза правовому государству и конституционным основам демократии в России, Москва 2001г.

[16] Н.Азаркин, «Юридическая газета» №2. 1999г. Стр.3

[17] «Российская Юстиция» №4 1997г. Стр.1

[18] Из речи председателя Государственной Думы Г.Селезнева. г.Тюмень март 1999г.

[19] Аналитический доклад Фонда ИНДЕМ «Юридическая газета» №50 1998г. Стр.2


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.