рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Правовое регулирование лесохозяйственной деятельности

Леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями. Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду. Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.[38]

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

·                   устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

·                   сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

·                   использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

·                   обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

·                   воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

·                   обеспечение охраны и защиты лесов;

·                   участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

·                   использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

·                   подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

·                   недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

·                   платность использования лесов.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.[39]

Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.

Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.

Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.[40]

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов.

Для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое). Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях.

К числу основных проблем лесного законодательства РФ относятся следующие.

Ликвидация экологической экспертизы проектной документации, связанной с использованием лесов и земель лесного фонда. Фактически ликвидируется единственный механизм, дающий возможность экспертной оценки экологической безопасности планируемой деятельности в области лесного хозяйства специалистами в области охраны природы, а также обеспечивающий возможность участия граждан в управлении лесами на стадии планирования деятельности (в форме общественных слушаний).

Создание условий для роста захватов земель защитных лесов под застройку с соответствующими ограничениями доступа граждан в леса и нарушением экосистемных функций защитных лесов в густонаселенных районах России. Застройка защитных лесов постоянными или временными сооружениями возможна под видом организации охотничьего хозяйства, рекреационной деятельности и религиозной деятельности.

Создание условий для нерегулируемой приватизации лесов без возложения на собственников обязательств, связанных с охраной леса как элемента природной среды. Кодекс дает возможность приватизации лесов, расположенных не на землях лесного фонда, а также лесов, статус земель которых не ясен.[41]

Отсутствие положений, стимулирующих лесопользователей к ведению лесного хозяйства и воспроизводству лесов. Кодекс возлагает на лесопользователей (арендаторов) всю полноту ответственности за выполнение лесохозяйственных мероприятий, но при этом не определяет, в каком объеме эти мероприятия должны проводиться, и не предусматривает ясной ответственности лесопользователя за их не проведение. Фактически это создает условия для истощительного лесопользования, при котором меры по воспроизводству лесных ресурсов не соответствуют объемам их изъятия.

Разрушение существующей системы органов лесного хозяйства и государственной лесной охраны без явного указания на то, как должна быть организована новая система. В условиях возникающего дефицита финансирования органов лесного хозяйства это, скорее всего, приведет к резкому сокращению органов лесного хозяйства и утрате ими дееспособности как минимум на один-два года после принятия нового кодекса.

Объединение полномочий по организации использования и контролю за использованием лесных ресурсов у органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (которые в первую очередь заинтересованы в их использовании), что приведет к резкому ослаблению контроля в области организации лесопользования, и может повлечь за собой быстрое истощение лесных ресурсов на значительных территориях, а также прямо противоречит провозглашенным Президентом РФ принципам проведения административной реформы.

Возможность застройки земель национальных парков под видом строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (ст.18 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Изобилие формулировок и положений, или допускающих множественное толкование, или требующих для своего толкования специальных нормативов и инструкций. Общее количество нормативов, прямо предусматривающихся кодексом, составляет 42, а с учетом нормативов регионального характера - не менее 78. В настоящее время нормативов, полностью соответствующих требованиям нового Лесного кодекса, нет, и на их качественную разработку может потребоваться несколько лет. Без принятия всех нормативов кодекс представляет собой закон непрямого действия, реализация которого может привести к значительному росту коррупции.

Уничтожение одной из важнейших категорий защитности лесов первой группы - запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб. В ряде регионов России данная категория защитных лесов обеспечивает сохранность важнейшего для экономики и жизни населения природного ресурса - промысловых рыб, и существование запретных полос по берегам нерестовых рек имеет ключевое значение для населения. Кодекс полностью ликвидирует нерестозащитные полосы, сокращая размер защитных лесов вдоль нерестовых рек до размеров водоохранных зон, установленных Водным кодексом.

Создание условий для массового сокращения занятости в лесном секторе, в первую очередь в лесных деревнях и поселках, где альтернативной занятости практически нет. Массовое сокращение становится возможным из-за реформы органов лесоуправления и исключительно аукционного порядка предоставления аренды, не позволяющего учитывать социальную значимость лесопользователей. Массовое сокращение занятости неизбежно послужит причиной роста нищеты населения и увеличения количества незаконных рубок как основного заработка в новых условиях.[42]

Особо следует отметить, что статья 12 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса", вступившего в силу с момента опубликования (8 декабря 2006 г.), отменяет законодательную основу для выписки лесорубочных билетов на проведение рубок главного пользования на арендных участках. Перейти же на новую систему разрешительных документов (лесные декларации) арендаторы смогут только тогда, когда будут приняты необходимые нормативные документы, что запланировано предварительно на март, и в соответствии с этими документами перезаключены договора аренды (на что по самым оптимистическим оценкам требуется месяц-полтора). В связи с этим некоторые арендаторы будут вынуждены в период с января и в лучшем случае по апрель полностью или частично прекратить законные рубки.

В совокупности указанные недостатки нового Лесного кодекса неизбежно приведут к серьезному ухудшению экологической обстановки в лесах России и социальной напряженности в лесных деревнях и поселках. Нищета и безработица в лесных поселках, в сочетании со слабостью государственного контроля за лесами, являются главными причинами незаконных рубок в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.