Обращает на себя внимание то, что
среди жителей средних городов несколько более часто распространена позиция,
согласно которой решение проблемы детской беспризорности и безнадзорности
возможно путем упрощение процедуры лишения родительских прав и процедуры
усыновления. Эту позицию назвали 22% опрошенных жителей «средних» городов
(численность 100–500 тыс. чел.).
Таким образом, как показали
результаты проведенного исследования, среди жителей исследуемых регионов, а
также респондентов, проживающих в различных типах поселений, существует
достаточно значимая дифференциация в представлениях о том, что является
основными причинами роста детской беспризорности и безнадзорности, как эти
проблемы можно сегодня решить. Причем, данные различия в оценках в первую
очередь обусловлены спецификой социально-экономического уровня данного региона,
оказывающего определенное влияние на состояние этой проблемы как в данном
регионе, так и в данном типе поселения и формирующего «собственное»
региональное видение решения этих проблем.
Результаты второго этапа исследования
также подтверждают тот факт, что большинство россиян убеждены в том, что
решение проблем беспризорных и безнадзорных детей находится исключительно в
компетенции государства и семьи этих детей. При этом значимой дифференциации в
оценках между жителями исследуемых регионов опросы не зафиксировали. Несколько
выделяются на этом фоне жители Центрального региона, среди которых четверть
опрошенных (24%) возлагают ответственность за решение этих проблем на
муниципалитет, где такие дети в данный момент находятся[32].
Таблица 13
Как Вы
думаете, кто, прежде всего, должен решать проблемы беспризорности детей?
|
В целом население России
|
Центральный регион
|
Хабаровский край
|
Татарстан
|
Иркутская область
|
Их семья
|
58
|
52
|
61
|
51
|
53
|
Государство
|
72
|
74
|
80
|
70
|
65
|
Муниципалитет, где
такие дети в данный момент находятся
|
10
|
24
|
8
|
13
|
13
|
Родственники,
знакомые, соседи
|
5
|
18
|
8
|
6
|
9
|
Церковь
|
3
|
3
|
2
|
1
|
5
|
Общественные
организации
|
5
|
6
|
7
|
11
|
9
|
Благотворительные
организации
|
3
|
5
|
3
|
3
|
3
|
Затрудняюсь
ответить
|
1
|
1
|
1
|
|
1
|
Практически такая же картина
наблюдается и среди респондентов, проживающих в различных типах поселений.
Подавляющее большинство опрошенных убеждены в том, что ответственность за
решение этих проблем находится исключительно в компетенции государства и во
вторую очередь лежит на семьях этих детей.
Таблица 14
Как Вы
думаете, кто, прежде всего, должен решать проблемы беспризорности детей?
|
Среди
всех опрошенных
|
Тип
населённого пункта
|
Москва
и Санкт-Петербург
|
Более
500 тыс. жителей
|
100–500
тыс.
|
Менее
100 тыс.
|
Села
|
Их семья
|
54
|
52
|
55
|
59
|
57
|
52
|
Государство
|
72
|
74
|
72
|
64
|
82
|
72
|
Муниципалитет, где такие дети в данный
момент находятся
|
14
|
24
|
12
|
8
|
10
|
12
|
Родственники, знакомые, соседи
|
10
|
18
|
7
|
10
|
7
|
7
|
Церковь
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
2
|
Общественные организации
|
8
|
6
|
9
|
11
|
2
|
9
|
Благотворительные организации
|
4
|
5
|
4
|
2
|
3
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
0
|
При этом среди жителей исследуемых
регионов существуют значимые различия в представлениях о том, какие
государственные структуры должны координировать ситуацию с детской
беспризорностью. Так, за создание специального министерства (службы) по делам
семьи и детей чаще выступают жители Центрального региона: необходимость
создания такого органа отметили 57% опрошенных.
Жители Татарстана, Иркутской области
и несколько реже жители Хабаровского края считают, что этими вопросами следует
заниматься Министерству здравоохранения и социального развития – 59%, 52% и 40%
соответственно. И здесь следует выделить более «жесткую» позицию по этим
вопросам среди жителей Хабаровского края, среди которых почти треть опрошенных
(31%) убеждены в том, что вопросами координации ситуации с детской
беспризорностью и безнадзорностью должно заниматься Министерство внутренних
дел.
Таблица 15
Как Вы
думаете, какое федеральное министерство (служба) должно координировать ситуацию
с детской беспризорностью?
|
В целом население России
|
Центральный регион
|
Хабаровский край
|
Татарстан
|
Иркутская область
|
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
33
|
32
|
40
|
59
|
52
|
Министерство
внутренних дел
|
21
|
20
|
31
|
14
|
20
|
Федеральная служба
безопасности
|
3
|
5
|
3
|
2
|
2
|
Министерство образования
и науки Российской Федерации
|
20
|
19
|
22
|
21
|
22
|
необходимо создание
специального министерства (службы) по делам семьи и детей
|
44
|
57
|
44
|
30
|
40
|
Затрудняюсь
ответить
|
9
|
7
|
7
|
9
|
6
|
Также определенная дифференциации по
этому вопросу наблюдается среди респондентов, проживающих в различных типах
поселений. Причем, интересно то, что жители средних и малых городов в большей
степени отдают предпочтение в деле координации ситуации с детской
беспризорностью и безнадзорностью Министерству образования и науки РФ. За создание
специального министерства (службы) по делам семьи и детей в большей степени
выступают жители мегаполисов и несколько реже жители средних городов и сельских
поселений, среди которых эту позицию отметили 57%, 46% и 44% соответственно.
Таблица 16
Как Вы
думаете, какое федеральное министерство (служба) должно координировать ситуацию
с детской беспризорностью?
|
Среди всех опрошенных
|
Тип населённого пункта
|
Москва и Санкт-Петербург
|
более 500 тыс.
|
100-500 тыс.
|
менее 100 тыс.
|
село
|
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
46
|
32
|
56
|
54
|
45
|
34
|
Министерство
внутренних дел
|
21
|
20
|
25
|
13
|
24
|
17
|
Федеральная
служба безопасности
|
3
|
5
|
2
|
4
|
3
|
1
|
Министерство
образования и науки Российской Федерации
|
21
|
19
|
20
|
23
|
49
|
16
|
Необходимо
создание специального министерства службы по дела семьи и детей
|
43
|
57
|
35
|
46
|
28
|
44
|
Затрудняюсь
ответить
|
7
|
7
|
5
|
5
|
4
|
13
|
Также различается позиция среди
жителей исследуемых регионов и по отношению к возможности замены обществом
государства в контроле за ситуацией с неблагополучными семьями и детьми.
Причем, противниками такой замены выступают жители Хабаровского края, среди
которых более половины опрошенных (52%) отметили, что этими вопросами должно
заниматься только государство. Тогда как жители Татарстана, напротив,
выступают, скорее за общественный контроль за ситуацией в этой сфере, и прежде
всего, при помощи создания и функционирования смешанного
общественно-государственного совета, контролирующего ситуацию с
неблагополучными семьями и детьми. Так считает более трети опрошенных (37%).
Существенно реже среди них встречаются противники такой замены – 21%[33].
Таблица 17
Как Вы
думаете, может ли общество заменить государство в контроле за ситуацией с
неблагополучными семьями и детьми? Если да, то какие формы участия
общественности Вы считаете наиболее эффективными?
|
В целом население России
|
Центральный регион
|
Хабаровский край
|
Татарстан
|
Иркутская область
|
Смешанный
общественно-государственный совет, контролирующий ситуацию с
неблагополучными семьями и детьми
|
23
|
30
|
21
|
37
|
24
|
Общественный совет
в каждом муниципалитете с наделением его правами административных решений
|
11
|
10
|
8
|
17
|
17
|
Наблюдательный
совет, осуществляющий контроль над органами опеки
|
8
|
6
|
3
|
4
|
7
|
Независимый
Уполномоченный по правам ребенка
|
8
|
6
|
7
|
10
|
10
|
Считаю, что этими
вопросами должно заниматься только государства
|
36
|
41
|
52
|
21
|
33
|
Затрудняюсь
ответить
|
14
|
7
|
9
|
11
|
10
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|