4. Защита конкуренции: монополизация экономики имеет ряд негативных
последствий: возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышений цен, средние
издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью
исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба
с монополизацией, защита конкуренции - задача государства. В экономически
развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее
элемент недобросовестного соперничества.
5.
Сглаживание макроэкономических колебаний: явление цикличности, свойственное
рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто
рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая
политика является прерогативой государства.
6. Политика поддержания доходов: это - особый пункт.
Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско
рынка, и оно вполне сочетается с Парето - эффективностью, но с нормативной
точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к
социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный
доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных
членов общества.
7. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма:
рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту
добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических
субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство).
Таким образом, государство
приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.
Рассмотрим исторические аспекты государственного регулирования
экономики:
Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в
начале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного
собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому
целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования
развитых стран. Изучение опыта позволит избежать повторения многих ошибок в
развитии экономики.[5]
Исторически сложились два ведущих методологических подхода к
регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория
государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез
неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в
хозяйственную жизнь общества.
Оба эти теоретические течения имеют общие основы. Они
рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий
определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения
экономической политики, направленной на достижение стратегических целей
общества.
Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что
слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства
(правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и
на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного
сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент
рынка.
Следует отметить, что в вопросах государственного
регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три
основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной
экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное
строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство
и т. д., а также создания условий для роста доходов фермеров, мелких
предпринимателей и заработной платы работающих.
Консервативное направление кейнсианства делает ставку на
государственное регулирование экономики, главным образом путем максимизации
прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.
Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем
эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию
микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных
слоев населения, координацию инвестиционной политики, стимулирование
прогрессивных отраслевых структур и т. д.
Субъектами ГРЭ выступают центральные
(федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.
Различают следующие типы государственного регулирования:
-
полный
государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР
и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых
посткоммунистических государствах;
-
различные
варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в
«японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного
хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
-
крайний
либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного
предпринимательства. Главным образом присущ США.
Эффективность госрегулирования предопределяется наличием
сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.
Выделяются две главные модели государственного регулирования
через определенные органы государства.
1. Реактивная
(адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на
изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций
регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования
на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности
государства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает
предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки
объемов государственного вмешательства, использования планирования,
координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.
В первой главе работы
рассмотрены основные вопросы, затрагивающих тему государственного регулирования
экономики, выделена несостоятельность рынка и роль государства в экономике.
2. Проблемы
государственного регулирования
2.1 Общие проблемы
Рыночная экономическая система в России сформирована лишь в
самых общих чертах. Можно констатировать наличие основных институциональных
условий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие
рыночных отношений в российской экономике наталкивается на несоответствие
институтов государственного регулирования его институциональной среде.
Результаты воздействия государства на экономику России пока слабо соответствуют
правительственным прогнозам. Поэтому существует острая необходимость
исследования институциональной среды и структуры государственного регулирования
экономики, формирования целостной системы экономических институтов рыночного
хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного
регулирования российской экономики, с учётом влияния глобальных
социально-экономических факторов.
Следует отметить
не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на
государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики.
Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств,
государственных деятелей, изменениям институциональной структуры.
Государственное
регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной
государственной экономической политики. Представляется неверным утверждение о
том, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная
экономическая политика» в наше время идентичны.
Государственная
экономическая политика представляет собой основные направления деятельности
государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование
экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию
государственной экономической политики с использованием специальных средств,
форм и инструментов.
Отсутствие четко
сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой
государственной экономической политики является существенным недостатком,
препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.
В настоящее время
отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов
государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать
в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком
смысле слова), регулирующего отношения в экономике. Так, например, остро
необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких
средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое
планирование и т. д.
Только после
того, как будет создана правовая основа для эффективного применения отдельных
средств государственного регулирования, после того как будет обобщен опыт их
применения на практике, следует вернуться к вопросу о создании стержневого
законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования
экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет
выступать Предпринимательский кодекс России, в котором будет содержаться
раздел, посвященный государственному регулированию рынка.
Анализ отношений,
возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования
экономики, в том числе и регулирования отношений в рамках государственного
сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики
предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере.
Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики
включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные
отношения.
Таким образом,
система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную
эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.
Наиболее важными
из нерешенных задач являются:
- преодоление
кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности;
- оздоровление
экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности
государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления
принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;
- активизация
инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики,
повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;
- поддержка
потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в
обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет
важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности
страны;
- перекрытие
каналов нелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля за экспортом и
возвратом валюты в страну;
- создание
условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возврату
отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной,
разрешенной законами экономической деятельности.
Таким образом,
существующая в настоящее время система государственного регулирования носит
переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность
эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования.
Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его
недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим
интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить
путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением
инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.
2.2. Функциональные
экономические системы – объекты государственного регулирования
В любом национальном образовании рыночная экономика
развивается как определенная функциональная экономическая система (ФЭС) со
сложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержанием их
или приведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимается государство
(правительство) через определенные функции.
Под функциональными экономическими системами (ФЭС) в рамках
целостной экономики понимаются динамические саморегулирующиеся подсистемы,
деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержание
макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных
условий для обмена информацией, товарами, услугами, технологией, ноу-хау,
различными формами капитала и др.
Функциональные экономические системы отличаются от
целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования, социальной защиты
и др.) прежде всего тем, что они представляют собой саморегулирующиеся
организации. В них всякое отклонение от определенных заданий устойчивости
служит толчком к немедленной мобилизации государством многочисленных
механизмов, восстанавливающих равновесие на макро- или микроэкономическом
уровне.
Функциональные
экономические системы поддерживают равновесие вокруг определенных заданных
макроэкономических параметров. Так, например, уровень дефицита государственного
бюджета не должен превышать 5 % от ВВП; объем золотовалютных резервов должен
быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров, как минимум в течение
трех месяцев; отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не
должно превышать 20 % от годовых доходов от экспорта; критический уровень
безработицы не должен превышать 15-20% от общего числа трудоспособного
населения и т. д.
Несмотря на относительность приведенных выше параметров, их
поддержание на определенных уровнях с помощью государственного регулирования в
экономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечивает
устойчивость и динамизм экономического роста.
Типичными примерами ФЭС могут служить: система формирования
конкурентной среды; система, регулирующая уровень денежной массы в обращении;
система поддержания уровня внутренних цен; система стимулирования совокупного
спроса; система поддержания платежного и внешнеторгового баланса и другие. Все
они в совокупности образуют функции государства по регулированию рыночной
экономики, по поддержанию устойчивого роста.
Одной из основных ФЭС в рыночной экономике является система
формирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные
условия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Эта же
система обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной
конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельность
естественных монополий.
Формальными показателями, которые характеризуют уровень
развития и эффективность функционирования этой системы, являются показатели
конкурентоспособности страны на мировом рынке, степень экономической свободы,
степень финансового риска и риска для иностранных инвестиций. От успешного
функционирования регуляторов ФЭС во многом зависит и инвестиционный климат.
Одним из основных регулирующих механизмов, стимулирующих потребительский и
инвестиционный спрос в рыночной экономике, является функциональная подсистема,
регулирующая размеры денежной массы в обращении. Ее структурообразующими
элементами являются: кредитно-денежная политика центральных банков,
регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, операции на
открытом рынке.
К разряду важнейших макроэкономических показателей,
характеризующих устойчивость экономической системы, относится дефицит
государственного бюджета. В тех странах, где удалось создать функциональные
экономические системы поддержания определенного уровня дефицита
государственного бюджета, регулирования соотношения доходов и расходов
государства, как правило, имеет место положительное сальдо или незначительный
по размерам дефицит.
Страницы: 1, 2, 3
|