рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы приватизации собственности в России

            Приватизация государственной собственности дает правительству уникальную возможность выступить благодетелем собственного на­селения, надолго стабилизировать социально-экономическую обста­новку в стране, обеспечить себе массовую поддержку избирателей.

            IV. Глобальные народно-хозяйственные функции. К ним можно отнести следующее:

  1. Привлечение капитала внутри страны.

            Для многих развитых стран мира характерен избыток капитала, который имеет относительный характер и определяется соотношением рентабельности вложений капитала внутри страны и за рубежом. Приватизация эффективных или перспективных объектов на вре­мя расширяет сферу приложения частного национального капитала внутри страны, вызывает затраты на реструктуризацию приватизиро­ванных компаний и их модернизацию, способствует оживлению конъюнктуры в стране, росту спроса и занятости. Часть избыточного частного капитала, которая в других условиях была бы вывезена за границу, остается в стране, частично поступает в доход государства в виде платы за приватизированные объекты, а частично включается в хозяйственный оборот.

  1. Повышение экономической эффективности функционирова­ния объектов, переходящих из государственной собственности в частную.

            Наиболее часто встречающейся причиной, побуждающей правительства различных стран к приватизации предприятий, явля­ется низкая эффективность последних. Многие другие причины, как правило, являются либо производными, либо дополняющими ее. Так, вследствие неэффективности государственных предприятий в от­дельных странах нередко увеличиваются бюджетные расходы, из-за правительственной протекции государственных предприятий на рынке обостряется проблема монополизма, что опять-таки негативно сказывается на эффективности производства, а по причине чрезмер­ной регламентации увеличивается техническое отставание объектов госсектора от мирового уровня.

  1. Совершенствование народно-хозяйственной структуры.

            В случае, если средства, выручаемые от при­ватизации, не идут на покрытие бюджетного дефицита или выплату дол­гов, а расходуются на финансирование долгосрочных инвестицион­ных программ, в стране может быть достигнут заметный эффект про­грессивной реструктуризации. В экономике всегда есть узкие места, глобальные и част­ные проблемы, для решения которых у частного капитала мотивации недостаточно. Продажа объектов государственной собственности и санирование за счет вырученных денег других отраслей, регионов, финансирование инфраструктуры, научных исследований могут улучшить отраслевую и региональную структуры в целом, повысить конкурентоспособность национальной экономики. Нужно отметить, что в процессе приватизации государственная собственность может оставаться неизменной, если вырученные средства вместе с внутрен­ним накоплением используются на новые капиталовложения, или уменьшиться, если средства от приватизации используются на другие нужды.       

           V. Функция пополнения бюджета и обслуживания государственного долга. В период перехода от одной общественно-экономической систе­мы к другой резко возрастает нагрузка на государственный бюджет. Государству приходится в значительной степени административными мерами создавать хозяйственную систему, адекватную новой идеоло­гической и административно-политической надстройке, а это требует дополнительных расходов. В этих условиях одним из источников относительно безболезнен­ного пополнения бюджета, как правило, недостаточного для покры­тия бюджетного дефицита, являются средства от приватизации госу­дарственной собственности. Роль этих средств зависит от многих факторов: размера дефицита, продолжительности бюджетного кри­зиса, организованности и эффективности продажи государственной собственности, платежеспособного спроса и заинтересованности по­тенциальных покупателей.

            Наряду с дополнительными поступлениями средств фискальная функция приватизации способствует оздоровлению бюджета за счет сокращения расходов на содержание государственного сектора в результате продажи нерен­табельных объектов.

            Обслуживание государственного долга является одной из возмож­ных функций приватизации. Это непроизводительное расходование средств, но необходимое, так же как использование их на покрытие дефицита государственного бюджета.

            Резюмируя изложенное в настоящем параграфе, нужно отметить, что рассмотренные функции приватизации имеют различную, часто взаимоисключающую направленность. Средства от приватизации могут быть использованы для финансирования структурных измене­ний в народном хозяйстве или на «латание дыр» в бюджете; государ­ственные объекты целиком или в виде акций могут перейти в собст­венность национальных средних слоев населения или быть переданы иностранцам в уплату долгов. Одновременно эти действия невыполнимы. Много­образные функции приватизации свидетельствуют о широких воз­можностях применения ее в качестве средства государственного регулирования экономики в условиях стабильно существующего строя и, особенно, в переходный период.


            1.2. Принципы приватизации в зрелой рыночной экономике и в переходный период

 

            Можно сформулировать ряд принципов приватизации, основанных на  приватизационном опыте как в развитых странах с рыночной экономикой, так и в бывших социалистических государствах.

1.      Приватизация не является догмой, и в соответствии со своим предназначением государственная собственность будет существовать как необходимое дополнение к рыночному механизму. Отбор объектов для при­ватизации должен производиться особенно тщательно с учетом их не­обходимости для общих условий воспроизводства, обеспечения насе­ления общественными благами, а также низкими ценами на некото­рые товары и услуги, занятости.

2.      Как правило, приватизации должна предшествовать рест­руктуризация монополий и предприятий, чтобы повысить ее финансовую эффективность, анти­монопольное воздействие и доступность продаваемых объектов или их долей для широких масс населения в целях создания и укрепления средних слоев собственников и предпринимателей.

3.      Приватизация должна проводиться постепенно, после серьез­ной организационной, экономической и политической подготовительной работы.

4.      На первом этапе приватизации необходимо сохранение прежнего объема и номенклатуры производства. Изменение их в случае не­обходимости должно носить постепенный и плавный характер, чтобы не привести к нарушению сложившихся в стране разделения труда, отношений специализации и кооперирования, объема и структуры экспорта.

5.      Обязательным условием приватизации являются новые инве­стиции и совершенствование системы управления в соответствии с главной целью приватизации — повышением эффективности функ­ционирования приватизируемого объекта.

6.      При приобретении в собственность или долгосрочной аренде го­сударственного хозяйственного объекта новый хозяин должен гаран­тировать определенный уровень занятости на приватизируемом объек­те, сохранение льгот по социальному обеспечению, имевшихся ранее на государственном предприятии (например, собственный пенсионный фонд для выплаты дополнительных пенсий, служебные квартиры или субсидии на оплату коммунальных услуг для ветеранов).

7.      В ряде случаев приватизацию целесообразно проводить путем выпуска и распространения «народных акций», призванных сделать совладельцами собственности десятки, сотни тысяч граждан, в первую очередь нынешних и бывших работников приватизируемых объектов, что ведет к привлечению дополнительных средств для инвестиций, улучшению отношения к труду и социального климата. «Народ­ные акции» в течение определенного времени не должны допускаться к обращению на фондовых рынках.

8.      Приватизация не должна носить формальный, закрытый и не­ добросовестный характер перехода государственной собственности в частные руки, когда на предприятиях не происходит позитивных изменений, положение трудового коллектива ухудшается, а доходы новых собственников обес­печиваются за счет повышения цен и продажи активов.

9.      Приватизация должна проводиться с учетом соображений на­циональной экономической безопасности. Некоторые объекты могут про­даваться физическим или юридическим лицам страны без права их переуступки иностранцам и иностранным компаниям.

            Приватизации в зрелой рыночной экономике. Процессы приватизации и национализации в недалеком прошлом проистекали в зависимости от кризисов и войн, необ­ходимости развития нерентабельных научных направлений, произ­водств, развития отсталых районов и превращения отдельных пред­приятий в рентабельные и конкурентоспособные. В странах с развитой экономикой граница между увеличением госсектора и приватизацией подвижна, она зависит от состояния экономического цикла, рента­бельности государственных объектов и вызванной этими обстоятель­ствами заинтересованности частного капитала в приобретении кон­кретных объектов или передаче их государству. В устойчивой рыночной экономике приватизация государствен­ной собственности, как и выкуп отдельных объектов и отраслей, госу­дарственное капитальное строительство, является средством государственного регулирования экономики, служащим генеральной цели — укреплению экономики государства.

            Приватизация в условиях перехода от централизованно планируе­мого хозяйства к рыночному играет совершенно особую, системообразующую роль в формировании новых рыночных отношений в переходный период. Переход от социализма к капитализму осуществляется первона­чально на идеологическом, политическом, институциональном уров­не. Задача переходного периода — привести в соответствие отношения власти и собственности, ибо многопартийная система, основанная на демократических свободах, может базироваться только на рыночных отношениях при определяющей роли частной собственности.

            Таким образом, основываясь на мировом опыте, выше был сформулирован ряд принци­пов приватизации. Отметим, что обязательные условия приватизации — новые инвестиции, совершенствование системы управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев. Приватизация обязательно должна проводиться с учетом соображений национальной безопасности и будущего страны, каждый шаг в процессе приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным общественному контролю.


            1.3. Проблематика приватизации в переходный период


            Приватизация в переходный период осуществляется в соответст­вии с принятой правительством страны политической концепцией. Формирование этой концепции, разработка моделей, механизма, конкретных форм приватизации, решения об оставлении ряда хо­зяйственных объектов в государственной собственности и о секто­рах и пределах допуска иностранного капитала к приватизации — процесс чрезвычайно важный для судеб страны и сложный из-за того, что он затрагивает интересы социальных групп, кланов, лично­стей.

            Ошибки, недальновидные и корыстные решения в процессе при­ватизации чреваты долгосрочным ухудшением положения в народ­ном хозяйстве, подрывом доверия населения к реформам, неблаго­приятными социальными последствиями и обострением внутрипо­литической ситуации в стране. Существенное влияние на процессы приватизации и реструктури­зации государственной собственности оказывают не только прави­тельственная политика, но и общая политическая обстановка в стра­не, неурегулированность экономических отношений, отсутствие дос­таточной юридической базы и недейственность законов.

            Приватизация в условиях зрелого рыночного хозяйства, как правило, происхо­дит путем выкупа. Особый случай — социально ориентированная приватизация, например продажа льготных «народных акций» или уступка государственных хозяйственных объектов иностранным кре­диторам за долги. Другие варианты приватизации, особенно в переходный период, означали бы расхи­щение общенародного достояния, так как все государственные объ­екты были куплены или построены на бюджетные деньги, Тем не менее, известный отечественный экономист академик Н.Шмелев примерно так охарактеризовал российскую приватизацию в одном из своих выступлений: «В одно прекрасное утро некоторым гражданам нашей страны было предложено стать миллионерами». В СССР и некоторых социалистических странах Европы процесс перехода от одной общественно-экономической системы к другой развивался отнюдь не постепенно. Приватизация носила, по существу, распределительный характер во всех бывших социалистических странах, в меньшей степени — в бывшей ГДР, Чехословакии и Венгрии, в большей — в России и не­которых республиках СНГ.

            Следует принимать во внимание, что наряду с политическими причинами у практически безвозмездно-распределительной прива­тизации имелись и глубокие социально-политические причины. У населения большинства бывших социалистических стран было со­вершенно недостаточно средств для выкупа и для инвестиций в при­ватизируемые объекты как в индивидуальной, так и в акционерной форме. Недостаток средств у населения был обусловлен инфляцией, обесценившей денежные сбереже­ния населения, и крахом финансовых пирамид, разросшихся под рыночными лозунгами при попустительстве государственных ор­ганов. Неразвитой оставалась структура фондового рынка, отсутст­вовали правовая защита частной собственности, предприниматель­ский опыт, система кредитования, устойчивая государственная эко­номическая политика.

            Ниже в табличной форме приведены примеры отрицательного воздействия организационных и политических факторов на реструктуризацию народного хозяйства и приватизацию в переходный период [5, с. 558-559].


Таблица 1. Проблематика реструктуризации и приватизации в переходный период

Организационные и политические факторы

Воздействие на процессы реструктуризации и приватизации, экономическую и социальную обстановку в стране

Преобладание политиче­ской мотивации и полити­ческих интересов в проведении приватизации

Государство одобряет и выступает инициатором передела собственности в пользу олигархических групп

Ваучерный подход к прива­тизации

Не происходит структурной перестройки экономи­ки, нет притока средств для капиталовложений, основная масса населения не получает своей доли в приватизируемой собственности

Политическая нестабиль­ность, приоритет практиче­ских задач над стратегиче­скими целями

Инвестиции в реальный сектор экономики не поощ­ряются, у новых собственников преобладают крат­косрочные интересы. Им выгоднее не вкладывать капитал в основные фонды, а направлять его в спеку­лятивные операции или вывозить его за границу

Политические амбиции ре­гиональных властей при слабости центральных орга­нов власти

Получение экономически необоснованных льгот от­дельными регионами и отраслями; крупные собст­венники в обмен на финансовую поддержку влияют на экономическую политику регионов, лоббируют свои интересы

Многочисленные наруше­ния в процессе приватиза­ции и акционирования

Неуверенность собственника в будущем; искажен­ная мотивация собственника — успеть в кратчайший срок «выжать» из предприятия все, что можно; возможность пересмотра итогов приватизации

Борьба за власть, а не за подъем экономики; поли­тика используется в интере­сах крупных собственни­ков

Образование альянсов политиков и предпринимате­лей, «групп влияния», лоббирующих свои интересы для захвата и передела собственности; принятие кон­кретных решений о судьбе государственных объек­тов несколькими десятками человек, не имеющих соответствующих полномочий; возможности испо­льзования   силовых   структур   и   подконтрольных СМИ в интересах олигархов. Отсутствие конкурен­ции

Бюрократизм и коррупция на всех уровнях

У государственных чиновников большие возможно­сти обогащения  и  минимальная ответственность. Деятельность аппарата власти направлена в значите­льной степени на улучшение собственного материа­льного положения, решение государственных задач играет подчиненную роль. Собственникам выгоднее тратить деньги на поддержку политиков, чем инве­стировать в обновление и расширение производства

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.