Значение Dв округляем до ближайшего по ГОСТ 10616-73 и
принимаем Dв
= 0,400 м.
Частота
вращения вентилятора (мин-1):
, (6.12 [1])
Мощность
(кВт), потребная для привода вентилятора:
, (6.13 [1])
где ηв
– КПД вентилятора, для клепаных вентиляторов ηв = 0,3...0,4.
Принимаем 0,35.
8.3. Расчет
насоса охлаждающей жидкости
Расчетная
подача водяного насоса (л/с):
, (6.14 [1])
где ηн
– коэффициент подачи, учитывающий возможность утечки жидкости из напорной
полости во всасывающие, (0,8...0,9). Принимаем 0,85.
Радиус r1 (м) входного отверстия крыльчатки насоса:
, (6.15 [1])
где r0 – радиус ступицы крыльчатки (12...30 мм).
принимаем 20 мм;
С1
– скорость жидкости на входе в насос (1...2,5 м/с). принимаем 1,75 м/с.
Окружная
скорость схода жидкости (м/с):
, (6.16 [1])
Где α2
и β2 – угол между направлениями С2 и U2, W2 и U2
(рис 20).
Рж
– давление жидкости, создаваемое насосом, Па: (5...10)·104,
ηг
– гидравлический КПД насоса (0,6...0,7).
Для
обеспечения ηг = 0,6...0,7 принимаем α2 =
8...12 º, β2 = 32...50 º.
Принимаем:
α2 = 9 º, β2 = 42 º, ηг
= 0,67, Рж = 8,5·104 Па.
Радиус
крыльчатки на выходе:
Окружная
скорость потока жидкости на входе (м/с):
, (6.18
[1])
Угол определяется исходя из
того, что угол α1 между векторами скоростей С1 и U1 = 90 º.
, (6.19 [1])
На основании
полученных данных производится профилирование лопасти. Как правило, лопасти
профилируются по дуге окружности. Для этого проводя внешнюю окружность
крыльчатки радиусом r2, а внутреннюю – радиусом r1, в произвольной точке В на внешней окружности строим угол β2.
От радиуса ОВ строится угол β1 + β2. Через
точки В и К проводится линия ВК, которая продолжается до пересечения с
окружностью входа (точка А). Из середины отрезка АВ (точка L)
проводится перпендикуляр к линии ВЕ (точка Е), а из точки Е – дуга, являющаяся
искомым очертанием лопасти.
Радиальная
скорость схода охлаждающей жидкости (м/с):
, (6.20 [1])
Ширина
лопастей на входе b1 и на выходе b2 определяется:
, (6.21 [1]);
, (6.22 [1]);
где z –
число лопастей на крыльчатке,
δ
– толщина лопастей, мм
В
существующих конструкциях: z = 4...8; δ = 3...5 мм.
Принимаем: z = 6,
δ = 3 мм
Мощность
(кВт), потребляемая водяным насосом:
, (6.23 [1])
где ηм
– механический КПД насоса (0,7...0,9)
Вместимость
систем жидкостного охлаждения тракторных дизелей:
9. РАСЧЕТ СИСТЕМЫ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ
Для пуска
двигателя необходимо, чтобы частота вращения его вала обеспечивала условия
возникновения и нормальное протекание начальных рабочих циклов в двигателе.
Пусковая частота вращения коленчатого вала двигателя зависит от вида двигателя
и условий пуска. Момент сопротивления проворачиванию вала двигателя при его
пуске зависит от температуры окружающей среды, степени сжатия, частоты
вращения, вязкости масла, числа и расположения цилиндров. Мощность пускового
устройства определяется моментом сопротивления проворачиванию и пусковой
частотой вращения.
Пусковое
устройство дизелей состоит из электрического стартера СТ – 212А мощностью 4,8
л.с. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока
последовательного возбуждения. Включение стартера дистанционное, с помощью
электромагнитного реле и включателя стартера.
9.1.
Расчет пускового устройства
Выбираем
марку масла и задаем его расчетную кинематическую вязкость.
В соответствии
с требованиями ГОСТ – 20000-82 предельной температурой холодного запуска
автотракторных дизелей со штатной пусковой системой считают – 10 ºС при
обычных зимних маслах и – 20 ºС при применении загущенных масел.
Масло
моторное (см. расчет системы смазывания):
Летнее – М 10
Г2 по ГОСТ 8581-78;
или – М
10 В2 по ГОСТ 8581-78;
Зимнее – М 8
Г2 по ГОСТ 8581-78;
или – М
8 В2 по ГОСТ 8581-78.
Т.к. выбраны
масла не загущенные, то предельную температуру холодного запуска систем равной
– 10 º С.
По графику
(6.1.[1]) для зимнего масла М-8Г2 для t C = -10 ºС находим
расчетную его вязкость.
Выбираем
пусковую частоту вращения коленчатого вала двигателя (для дизелей пусковая
частота должна быть не ниже чем 150...200 мин-1). Принимаем: nп = 200 мин-1.
Определяем
коэффициент А – учитывающий влияние размеров поверхностей трения на момент
сопротивления Мср. для дизелей А = 2550V (стр.
214, [1]).
А = 2550·4,75 = 10687,5
Для рядных
тракторов дизелей расчетный момент сопротивления определяем следующим образом:
Определяем
момент сопротивления при вязкости масла равной 1000 мм2/с:
(6.51
[1])
где D –
диаметр цилиндра.
По найденному
значению М1000 определяем расчетное значение:
, (6.52 [1])
где ν –
расчетная вязкость масла (3600 мм2/с при t = -10
ºС для М – 8 Г2),
у –
показатель степени, зависящий от пусковой частоты (для nп = 200 мин-1) у = 0,35.
Требуется
мощность пускового устройства:
, (6.53 [1])
где k –
коэффициент, учитывающий возможное снижение мощности пускового устройства
(1,1...1,5), k = 1,1;
η – КПД зубчатой передачи в приводе стартера (0,85)
По этому
значению подбираем электростартер – СТ-212.
Также в
качестве пускового устройства можно рекомендовать пусковой двигатель ПД – 10у с
редуктором (одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, двигатель с
кривошипно-камерной продувкой мощностью 8,48 кВт при 3500 мин-1).
Пусковой двигатель
позволяет произвести довольно длительную холодную прокрутку (без подачи
топлива) дизеля до появления устойчивого давления в системе смазывания, что
положительно сказывается на ресурсе двигателя.
Также для
облегчения пуска следует применять электрофакельный подогреватель (служащий для
подогрева всасываемого в цилиндры воздуха).
Для
облегчения пуска в зимних условиях в зимних условиях дизели могут быть
оборудованы жидкомтным подогревателем типа ПЖБ – 200Б.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате
расчетов систем и механизмов дизеля, приведенных в данном курсовом проекте,
установлено:
1.
Двигатель обеспечивает
развитие необходимой мощности при различных скоростях движения трактора,
хорошую приемистость при трогании с места.
2.
Двигатель обладает хорошей
топливной экономичностью на всех режимах его работы.
3.
Высокая удельная мощность
и малые габаритные размеры
4.
Двигатель обеспечивает
надежность его пуска при низких температурах
5.
Двигатель имеет
перспективную конструкцию, позволяющую производить ее дальнейшую модернизацию
путем форсирования мощности двигателя и улучшения его показателей в
соответствии с уровнем развития техники.
ЛИТЕРТУРА
1.
Б.Е.Железко, В.М.Адамов,
И.К.Русецкий, Г.Я.Якубенко / Расчет и конструирование автомобильных и
тракторных двигателей (Дипломное проектирование): Учебное пособие для вузов /
Мн.:"Высшая школа", 1987 г.
2.
А.И.Колчин, В.П.Демидов /
Расчет автомобильных и тракторных двигателей. Учебник для ВУЗов /
М.:"Высшая школа 1980 г."
3.
Г.Я.Якубенко, Н.П.Цаюн /
Методическое пособие по курсу :"Термодинамика и транспортные
двигатели" для студентов заочной формы обучения / Минск. 1998 г.
Таблица 1
α, град
|
Рг, МПа
|
Рг,
кН
|
знак силы
|
cosα+ +λcos2α
|
Pj,
кН
|
знак силы
|
РΣ,
кН
|
знак силы
|
sin(α+β)
cosβ
|
ТΣ,
кН
|
знак силы
|
cos(α+β)
cosβ
|
КΣ,
кН
|
знак силы
|
0
|
0,105
|
0,051
|
+
|
+1,278
|
8,938
|
-
|
8,887
|
-
|
0
|
0
|
|
+1
|
8,887
|
-
|
30
|
0,092
|
0,082
|
-
|
+1,005
|
7,029
|
-
|
7,111
|
-
|
+0,622
|
4,423
|
-
|
+0,796
|
5,66
|
-
|
60
|
0,092
|
0,082
|
-
|
+0,361
|
2,525
|
-
|
2,607
|
-
|
+0,99
|
2,581
|
-
|
+0,285
|
0,743
|
-
|
90
|
0,092
|
0,082
|
-
|
-0,278
|
1,944
|
+
|
1,862
|
+
|
+1
|
1,862
|
+
|
-0,289
|
0,538
|
-
|
120
|
0,092
|
0,082
|
-
|
-0,639
|
4,469
|
+
|
4,387
|
+
|
+0,742
|
3,255
|
+
|
0,715
|
3,136
|
-
|
150
|
0,092
|
0,082
|
-
|
-0,727
|
5,085
|
+
|
5,003
|
+
|
+0,379
|
1,896
|
+
|
0,936
|
4,683
|
-
|
180
|
0,092
|
0,082
|
-
|
-0,722
|
5,049
|
+
|
4,967
|
+
|
0
|
0
|
|
-1
|
4,967
|
-
|
210
|
0,12
|
0,204
|
+
|
-0,727
|
5,085
|
+
|
5,289
|
+
|
-0,379
|
2,004
|
-
|
-0,936
|
4,95
|
-
|
240
|
0,132
|
0,326
|
+
|
-0,639
|
4,469
|
+
|
4,795
|
+
|
-0,742
|
3,558
|
-
|
-0,715
|
3,428
|
-
|
270
|
0,18
|
0,816
|
+
|
-0,278
|
1,944
|
+
|
2,76
|
+
|
-1
|
2,76
|
-
|
-0,289
|
0,797
|
-
|
300
|
0,384
|
2,897
|
+
|
-0,361
|
2,525
|
-
|
0,372
|
+
|
-0,99
|
0,368
|
-
|
+0,285
|
0,106
|
+
|
330
|
1,37
|
12,954
|
+
|
+1,005
|
7,029
|
-
|
5,925
|
+
|
-0,622
|
3,685
|
-
|
+0,796
|
4,716
|
+
|
360
|
4,927
|
50,255
|
+
|
+1,278
|
8,938
|
-
|
41,317
|
+
|
0
|
0
|
|
+1
|
41,317
|
+
|
370
|
6,589
|
61,538
|
+
|
+1,246
|
8,714
|
-
|
58,494
|
+
|
+0,221
|
12,927
|
+
|
+0,976
|
57,09
|
+
|
380
|
5,78
|
57,936
|
+
|
+1,146
|
8,018
|
-
|
49,918
|
+
|
+0,429
|
21,415
|
+
|
+0,908
|
45,325
|
+
|
390
|
3,896
|
38,719
|
+
|
+1,005
|
7,029
|
-
|
31,69
|
+
|
+0,622
|
19,711
|
+
|
+0,796
|
25,225
|
+
|
420
|
1,308
|
12,321
|
+
|
+0,361
|
2,525
|
-
|
9,796
|
+
|
+0,99
|
9,698
|
+
|
+0,285
|
2,792
|
+
|
450
|
0,68
|
5,916
|
+
|
-0,278
|
1,944
|
+
|
7,86
|
+
|
+1
|
7,86
|
+
|
-0,289
|
2,271
|
-
|
480
|
0,456
|
3,631
|
+
|
-0,639
|
4,469
|
+
|
8,1
|
+
|
+0,742
|
6,01
|
+
|
-0,715
|
5,791
|
-
|
510
|
0,36
|
2,652
|
+
|
-0,727
|
5,085
|
+
|
7,737
|
+
|
+0,379
|
2,932
|
+
|
-0,936
|
7,241
|
-
|
540
|
0,22
|
1,224
|
+
|
-0,722
|
5,049
|
+
|
6,273
|
+
|
0
|
0
|
|
-1
|
6,273
|
-
|
570
|
0,12
|
0,204
|
+
|
-0,727
|
5,085
|
+
|
5,289
|
+
|
-0,379
|
2,004
|
-
|
-0,936
|
4,95
|
-
|
600
|
0,105
|
0,051
|
+
|
-0,639
|
4,469
|
+
|
4,52
|
+
|
-0,742
|
3,353
|
-
|
-0,715
|
3,231
|
-
|
630
|
0,105
|
0,051
|
+
|
-0,278
|
1,944
|
+
|
1,995
|
+
|
-1
|
1,995
|
-
|
-0,289
|
0,576
|
-
|
660
|
0,105
|
0,051
|
+
|
+0,361
|
2,525
|
-
|
2,474
|
-
|
-0,99
|
2,47
|
+
|
+0,285
|
0,705
|
-
|
690
|
0,105
|
0,051
|
+
|
+1,005
|
7,029
|
-
|
6,978
|
-
|
-0,622
|
4,34
|
+
|
+0,796
|
5,554
|
-
|
720
|
0,105
|
0,051
|
+
|
+1,278
|
8,938
|
-
|
8,887
|
-
|
0
|
0
|
|
+1
|
8,887
|
-
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|