рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Происхождение государства


2. Формы государства

2.1. Понятие и элементы формы государства


Важное теоретическое и практическое значение при исследо­вании сущности государства имеет такая категория, как форма го­сударства. Основные характеристики государства проявляются как в его функциях, так и в его форме. Если функции государства пред­ставляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, то форма государства опре­деляет его внутренне устройство, способ организации государствен­ной власти.

Таким образом, если государство — это организация публич­но-политической власти, то форма государства — это способ орга­низации публично-политической власти.

Форма государства позволяет ответить на следующие вопро­сы;

1) кто правит в государстве, как организована государственная власть, какие государственные органы действуют, каков поря­док их образования, как распределены полномочия между ними (форма правления);

2) какие действуют принципы территориальной организации на­селения, каков характер взаимоотношений между государством в целом и его составными территориальными частями (форма государственного устройства);

3) с помощью каких приемов, средств и методов осуществляется государственная власть, какова степень участия населения в управлении делами государства (политический режим). Форма государства рассматривается как совокупность трех взаи­мосвязанных ее элементов:

1) форма правления;

2) форма государственного устройства;

3) политический режим.

Форму государства определяют как «способ организации по­литической власти, охватывающий форму правления, форму госу­дарственного устройства и политический режим»,

1) форма правления это организация государственной влас­ти, характеризующая порядок образования государственных органов, распределение полномочий между ними, их взаимо­отношения с населением,

2) форма государственного устройства — это внутреннее тер­риториальное устройство государства, отражающее харак­тер взаимоотношений между государством в целом и его со­ставными частями.

3) политический режим это совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления политической власти. С категорией «форма государства» тесно связаны проблемы эффективности реализации государственной власти, состояния законности и правопорядка, и т.д., в чем выражается практическая значимость рассматриваемой категории.


2.2. Форма правления: понятие, виды


Особое место среди элементов формы государства принадле­жит форме правления.

Форма правления представляет собой организацию государ­ственной власти, характеризующую порядок образования государ­ственных органов, распределение полномочий между ними, их взаи­моотношения с населением.

Еще Аристотель проводил классификацию государств в зави­симости от способа организации государственной власти (формы правления). Он выделил монархию, республику и деспотию, а так­же соответствующие им разновидности: демократию (власть наро­да), аристократию (власть элиты), олигархию (власть немногих), охлократию (власть толпы), и т.д.

Современная юридическая наука выделяет два основных спо­соба организации государственной власти, т.е. две формы правле­ния:

1) монархия это форма правления, при которой верховная го­сударственная власть полностью или частично осуществля­ется единоличным главой государства и, как правило, пере­дается по наследству;

2) республика это форма правления, при которой государствен­ная власть осуществляется выборными органами, избирае­мыми на определенный срок и несущими ответственность пе­ред своими избирателями.

Кроме того, проводятся дополнительные классификации го­сударств в зависимости от формы правления.

По способу участия населения в принятии законов различают­ся:

1)                формы правления с непосредственным участием населения в  принятии законов (непосредственная республиканская форма правления, монархия с непосредственным участием населения в законотворческом процессе);

2)                формы правления, характеризующиеся наличием выборных представительных органов власти (республика, ограниченная монархия);

3)                формы правления, для которых не характерно участие населе­ния в законотворческом процессе (абсолютная монархия, не­которые особые формы правления).

По объему полномочий представительного законодательного органа существуют:

1)                парламентские формы правления (парламентская монархия, парламентская республика);

2)                формы правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или вообще от­сутствует (например, социалистическая республика). Однако двумя основными формами правления являются мо­нархии и республики.

2.3. Монархия как форма правления

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть полностью или частич­но осуществляется единоличным главой государства и, как прави­ло, передается по наследству.

Основные признаки монархии:

1) верховная государственная власть представлена единоличным главой государства — монархом;

2) власть, как правило, передается по наследству;

3) власть монарха носит бессрочный характер, т.е. является по­жизненной;

4) население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха другому;

5) отсутствует юридическая и политическая ответственность мо­нарха;

6) власть монарха признается, как правило, священной;

7) монарх имеет титул князя, царя, короля, императора, шаха, и т.д.;

8) государство полностью несет расходы на содержание монар­ха.

В зависимости от того, ограничена ли власть монарха предста­вительным органом или нет, монархии подразделяются на:

абсолютные (неограниченные);

— конституционные (ограниченные).

Конституционные монархии в зависимости от соотношения полномочий между монархом и представительным органом под­разделяются на:

дуалистические;

— парламентские.

Таким образом, можно выделить три вида монархии: абсо­лютную, дуалистическую и парламентскую.

1. Абсолютная монархия характеризуется следующими призна­ками:

— верховная государственная власть полностью принадлежит монарху, все полномочия по управлению государством со­средоточены в его руках;

— отсутствует принцип разделения властей, монарх единолично является высшим органом законодательной, исполнитель­ной и судебной власти;

— должностные лица в принципе не обладают политическими правами, так, члены правительства обладают статусом слуг монарха;

— население не принимает никакого участия в законодатель­ной деятельности;

— отсутствуют политические партии.

Абсолютные монархии уходят в прошлое, в современном мире они встречаются редко. Эта форма правления еще существует в та­ких государствах, как Оман, ОАЭ, до недавнего времени существо­вала в Саудовской Аравии.

2. Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

существует определенная двойственность государственной власти: монарх обладает большими полномочиями при осу­ществлении верховной власти, однако его власть в какой-то мере ограничивается законодательным органом;

— монарх имеет обширные возможности влиять на деятель­ность парламента: он самостоятельно участвует в нормо-творческом процессе, инициирует принятие законов (парла­мент, как правило, не имеет права собственной инициати­вы), пользуется правом абсолютного вето в отношении за­конов, принятых парламентом, созывает и распускает пар­ламент;

— исполнительная власть полностью сосредоточена в руках мо­нарха, он сам формирует правительство, которое ему под­отчетно;

— правительство не несет ответственности перед парламентом, хотя в законодательстве некоторых государств предусмат­ривается право законодательного органа выразить недове­рие правительству, но окончательное решение принимается монархом;

— парламент обладает все же хоть и немногими, но довольно значимыми полномочиями в политической жизни страны, к его компетенции отнесены вопросы в области финансов, налогов, полномочий должностных лиц, что вызывает не­обходимость сотрудничества, достижения компромиссных решений со стороны монарха и министров.

Дуалистическая монархия существует в таких странах, как Иордания, Кувейт, и др.

3. Парламентская монархия характеризуется следующими при­знаками:

власть монарха законодательно ограничена деятельностью парламента, монархическая власть — лишь дань традиции, символ нации, но в принятии политический решений мо­нарх играет номинальную роль, «царствует, но не правит»;

— парламент обладает всей полнотой власти, самостоятельно принимает политические решения, формирует правитель­ство, которое ему подотчетно, монарх не вправе налагать вето на законы, принятые парламентом;

— монарх созывает и распускает в установленные сроки пар­ламент, утверждает своим актом на должность членов пра­вительства, подписывает законы, принятые парламентом, однако все эти действия монарха имеют лишь формальное значение и по существу зависят не от него, а от парламента. К парламентским монархиям относятся такие государства, как Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Дания, и др.

2.4. Республика как форма правления

Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными орга­нами, избираемыми на определенный срок и несущими ответствен­ность перед своими избирателями.

Основные признаки республики:

— народ признается источником власти и носителем суверените­та;

— государственная власть осуществляется государственными органами, избираемыми населением;

— полномочия высших органов государственной власти ограни­чены определенным сроком;

— деятельность органов государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей, каждый государствен­ный орган выполняет свойственные только ему задачи и фун­кции и обладает в этой связи соответствующими полномочия­ми;

— должностные лица несут ответственность за принимаемые ими

решения перед своими избирателями.

В зависимости от соотношения полномочий между президен­том и парламентом выделяют президентские, парламентские и смешанны е республики.

1. Президентская республика характеризуется следующими признаками:

— президент обладает широкими полномочиями в различных областях, т.е. фактически признается приоритет главы го­сударства в осуществлении государственной власти;

— глава государства избирается населением либо коллегией вы­борщиков и несет ответственность непосредственно перед своими избирателями, а не перед парламентом;

— президент является главой исполнительной власти и, как правило, возглавляет сам правительство либо в редких слу­чаях назначает премьер-министра;

— правительство формируется президентом, иногда с согла­сия парламента, министры не являются членами парламен­та;

— правительство как правило не несет ответственности перед парламентом, в некоторых государствах парламент может выразить недоверие правительству и потребовать его отстав­ки, но окончательно этот вопрос решается президентом;

— парламент избирается так же, как и президент, населением и обладает достаточной политической самостоятельностью; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы «сдержек и противовесов»;

— президент в ряде стран с президентской формой правления не имеет права роспуска парламента, однако последний мо­жет отрешить президента от должности в случае соверше­ния им преступления, злоупотребления властью;

— президент обладает правом законодательной инициативы, а также правом отлагательного вето в отношении законов, при­нятых парламентом;

— однако наиболее важные вопросы политической жизни стра­ны решаются совместно президентом и парламентом, на­пример объявление войны, и т.д.

Президентская форма правления существует в США, Сирии, Бразилии, и др.

2. Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

действует принцип верховенства парламента, который из­бирается населением;

— правительство формируется парламентом из числа его де­путатов и несет перед ним ответственность;

— в случае вынесения парламентом вотума недоверия прави­тельство подает в отставку, т.е. оно действует до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства депутатов;

— существует должность председателя правительства, кото­рый, как правило, избирается парламентом и фактически осуществляет полномочия главы государства;

— должность президента номинальная, хотя формально он мо­жет обладать широкими полномочиями;

— решения президента требуют одобрения со стороны прави­тельства либо парламента, действует так называемый прин­цип «контрассигнации»;

— президент избирается парламентом либо коллегией выбор­щиков, в редких случаях — населением;

— в некоторых странах должность президента отсутствует во­обще.

К парламентским республикам относятся такие страны, как Германия, Италия, Турция, и т.д.

3. Смешанная республика характеризуется следующими призна­ками:

данная форма правления сочетает в себе признаки прези­дентской и парламентской республик;

— наряду с «сильной» президентской властью, парламент об­ладает достаточно широкими полномочиями в различных сферах политической жизни;

— и президент и парламент избираются населением;

— глава государства — президент, который назначает на дол­жность председателя правительства (в некоторых странах эта процедура требует одобрения парламента);

— состав правительства формируется президентом, иногда с согласия парламента;

— министры, как правило, не являются членами парламента, но допускается совмещение должности министра с депутат­ством;

— правительство несет ответственность как перед президентом, так и пред парламентом;

— президент может отправить правительство в отставку, пар­ламент может вынести правительству вотум недоверия;

— президент в установленных случаях может распустить пар­ламент;

— парламент может отрешить президента от должности в слу­чае совершения им преступления, злоупотребления властью. Смешанная форма правления существует в России, Финлян­дии, Франции, Польше, и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.