рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Психологический климат как фактор успеха туристической деятельности

Если говорить о внутреннем туризме, то наибольшей популярностью у клиентов пользуются путешествия на Байкал, в Приморье, отдых на Горном Алтае, в Новосибирской области, в Сочи, Анапе, Геленджике, экскурсии в Санкт-Петербург. Школьники летом чаще всего отправляются на отдых в Артек, Евпаторию, Приморье, а в зимние и весенние каникулы - в Москву, Петербург, Иркутск, по "Золотому кольцу". Дети из области приезжают посмотреть Читу. Есть много других туров.

В ближайшее время появятся новые туристические маршруты, разработанные совместно с турфирмами Владивостока и Улан-Удэ. Думаю, что клиентам понравится, например, международный тур "Транссиб-ДВ".

Благотворно отразилась на туристическом бизнесе политика государства по снижению налогового бремени, переход на упрощенную систему налогообложения позволил увеличить оборотный капитал. Теперь у есть собственный новый офис в центре города, это позволит нам усовершенствовать структуру деятельности. В наших планах создание информационной службы по туризму, собственного веб-сайта, благодаря чему клиенты смогут пользоваться самыми современными технологиями при выборе и приобретении турпродукта.

Компанией разработано множество маршрутов, включающих лечебно-оздоровительный туризм и санаторно-курортное лечение, помимо этого она специализируется на культурно-познавательных, экскурсионных, образовательных, приключенческих, горнолыжных программах, конгресс- и incentive-туризме. Занимается отправкой болельщиков на такие крупнейшие спортивные соревнования, как Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу, хоккею, гонки «Формула-1», теннисные турниры.

О коллективе этой туристической фирме хочется сказать что это удивительно слаженный коллектив. Где все поддержат того или иного сотрудника в не лучший для него момент. Когда заходишь в офис этой туристической фирмы так и бросаются в глаза всевозможные грамоты, благодарственные письма. Так же когда заходишь тебя встречают люди, которые действительно тебе рады и готовы помочь тебе и подобрать тот тур, который ты действительно хотел бы, и который будет подходить тебе и в материальном плане.


2.2 Методы исследования психологического климата


Социально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.[17] К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения «по горизонтали» и по «вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений и процессов) и выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата.[15]


1. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов

деятельности, различные типы эксперимента и т.д.Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности.[1]Различают несистематическое и систематическое наблюдение: несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях; систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет далее)[15].Различают "сплошное" и выборочное наблюдение: в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения, во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д

2. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.[14]Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?"; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 - уверено да;

4 - больше да, чем нет;

3 - не уверен, не знаю;

2 - больше нет, чем да;

1 - уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. [11]Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки.

3. Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью.[18]Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.[10]

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования.[19] Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

4. "Архивный метод" или изучение продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода.[17] Чаще всего его обозначают как "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический метод.

В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деятельности и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.

5. Контент-анализ. К разновидностям "архивного метода" относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и анализирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и других социальных науках.[16]Особенно часто он используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: слово (термин, символ);

суждение или законченная мысль;

тема;

персонаж;

автор;

целостное сообщение

6. Монографический метод. Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике.[19]Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.



Глава 3 Пути совершенствования психологического климата


3.1. О развитии и совершенствовании навыков общения.


Чтобы научиться решать задачи, недостаточно следить, как это делает другой, или читать готовые решения. Hадо решать самому. Это справедливо и применительно к общению. Однако стихийное интуитивное общение почти не создает возможностей для обучения на своих ошибках, поскольку они не фиксируются. Восстанавливая свои прошлые впечатления, мы не можем получить их в чистом виде. Мы оцениваем на самом деле нашу сегодняшнюю их реконструкцию, которая неминуемо вбирает в себя последующие наслоения и новые просчеты. Таким образом, допущенные ранее ошибки обычно нивелируются с учетом последующего развития событий. И мы бываем очень снисходительны к себе в их оценке.[14]

Проваливается, к примеру, какое-то начинание, в успехе которого человек был уверен. Он в сердцах заявляет: "Я так и знал!" И ни он сам, ни другие не считают его лжецом. Действительно, неудача была с самого начала включена в прогноз. Hо вероятность этого варианта была мала, значительно уступала вероятности желанного хода событий. Иначе все поведение было бы построено по-другому и, возможно, привело бы к другому результату. Теперь же, когда затея не удалась, казалось бы, самое время извлечь из провала уроки на будущее. Для этого надо бы разобраться, что же не было учтено в свое время и почему были неверно соотнесены вероятности. Hо кто в подобных обстоятельствах думает о вероятностях? Тем более что налицо совпадение предварительного представления о развитии событий о реальностью, и, таким образом, создается впечатление, что никакой ошибки, просчета и не было.

Чтобы избавить себя от подобных иллюзий, наблюдения нужно фиксировать и сверять с последующими данными.[10] Это позволит найти ошибку и понять ее причину либо, наоборот, утвердиться в своих первоначальных выводах и убедиться в правильности хода мыслей.

Для этого первоначальные, впечатления, наблюдения должны быть сформулированы. Поиски словесного выражения к тому же углубляют, оттачивают мысль. Формулирование суждений может быть устным, где оно удается в беседе доверенным лицом, в споре, но гораздо лучше это делать письменно. Огромную пользу приносит ведение дневника, не только отражающего факты, но и содержащего оценочные суждения, а также постановку личных задач и периодический анализ хода их выполнения с обсуждением характера и причин успехов и неудач. С помощью дневника легче строить рефлексивные рассуждения. Hо ведение дневника - дело трудоемкое, требующее определенных склонностей и настойчивости. Оно не каждому под силу. Поэтому для облегчения задачи можно предложить ряд упражнений, которые могут выполняться порознь и вместе, самостоятельно, или стать переходным этапом к ведению дневника, или ему сопутствовать и в него включаться.

Упражнение 1. "Hаблюдение за участниками".[17] При комплектовании группы сформулировать и записать характеристики каждого нового участника.Делать это либо сразу после первого знакомства, либо после организационной встречи (в плановом туризме - после первой беседы с группой). Второй вариант легче, поскольку сеть возможность учитывать поведение людей в контакте друг с другом. В заранее установленные сроки регистрировать' динамику своих впечатлений. Скажем, после тренировочного похода, в пути следования к основному маршруту, в начальной части маршрута, итоговые впечатления. Собрав все записи, сопоставить и проанализировать их. Выводы так же записать. В следующий раз повторить упражнение, учитывая сделанные выводы. Получив новые выводы, сопоставить их с предыдущими и т.д. Задачу мочено облегчить, ограничив число участников, за которыми ведется наблюдение. Упражнение можно выполнять и не будучи руководителем группы. В этом случае особенно интересно включить последнего в круг анализируемых.[19]

Упражнение 2. "Hаблюдение за собой". Проделать то же, что в упражнении 1, но с акцентом на фиксации своих надежд, сомнений, опасений, пристрастий. Упражнение 3. "Мой самый трудный турист". За время похода из всех эпизодов необходимо выбрать и описать самую сложную ситуацию - одну или несколько - в плане личных отношений. Канва описания: а) ситуация; б)в чем именно трудность для себя и в чем для партнера; в) что чувствовал физические ощущения. переживания; г) как вышел из положения; д)доволен ли собой; е) как можно было поступить лучше.

Упражнение 4. "Ситуации".

Разбор взаимоотношений в походе. Он может вестись в виде особого дневника, посвященного этой теме, либо сопровождать другие походные записи. Фиксируются и анализируются характерные эпизоды, конфликты (все или выборочно). В этом случае акцент переносится с личных свойств участников, с собственного восприятия на ситуацию, на динамику взаимоотношений.

Отношения в группе можно подвергнуть анализу и по окончании похода – лучше до итоговой встречи, с тем чтобы потом сравнить свои позициидо и после собрания группы.

Эффект упражнений возрастает, если удается организовать совместное обсуждение результатов. При этом, однако, необходимо позаботиться о максимальной тактичности. Все сведения и наблюдения (кроме самонаблюдений) должны быть поданы только в обезличенном виде.

Совершенно ясно, что для ведения дневника, как и для выполнения приведенных упражнений, требуются время и возможность сосредоточиться. То и другое в походных условиях найти не так-то просто. [19]Задача облегчается, если с самого начала обеспечить уважительное отношение участников к занятиям руководителя, понимание, что ему надо отгородиться, "побыть одному". Могут понадобиться и ухищрения - позже лечь или раньте встать, отказаться от экскурсии, от участия в не слишком ответственной разведке, а может быть, наоборот, - уйти в разведку, но часть времени сэкономить для записей.Выкроить время можно на дневках, за счет развлечений или на "отсидках", когда все спят.[18] Hо всегда нужно соблюдать чувство меры и никогда не посягать на обще групповое время, когда собираются все вместе друг для друга - за едой, вечером у костра. В эти моменты отсутствие любого туриста, а тем более руководителя разрушает, гармонию "совместного бытия", которая так ценна и привлекательна в туристском походе.


Заключение


Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

 Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. туризм – это совокупность отношений, связей и явлений,сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных банковских, страховых и др. компаний.

Таким образом, условия успеха путешествия можно свести к двум обобщенным требованиям:

1) путешествие должно оказаться не ниже определенного уровня положительных ожиданий (надежд) участников;

2) в нем не должны осуществиться опасения участников и не должно случиться серьезных неприятных неожиданностей.


Литература.


1. Алексеев С. С., Рубель Р. Б. Размышления о туризме. Свердловск,

Средне-Уральское книжное изд-во, 1974.

2. Бодалев А. А, Формирование понятия о другом человеке как личности.

Л., Изд. ЛГУ, 1970.

3. Шибутани Т. Социальная психология. М" "Прогресс", 1969.

4. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., "Знание", 1978.

5. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.

"ЭКО", 1978, . 4-6; 1979, . 1-3.

6. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы

руководства. М., Политиздат, 1975.

7. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. Изд. 2-е. М., "Молодая

гвардия", 1973.

8. Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат, 1967; Открытие "Я".

М., Политиздат, 1978.

9. Кузьмин Е. С., Волков. И. П., Емельянов Ю. H. Руководитель и

коллектив. Л" Леяиздат, 1974.

10. Социальная психология личности. Л., "Знание", 1974.

11. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М" "Просвещение",

1976.

12. Социальная психология. Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А.

Шерковина. М" Политиздат, 1975.

13. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М" "Мысль",

14 Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское

психологическое общество, 1999.

15 Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.

16 Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990.

17 Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

18 Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений - М.: Российское психологическое общество, 1999.

19 Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.