Расчеты предприятия с бюджетом по НДС
С О Д
Е Р Ж А Н И Е
Введение . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 3
ГЛАВА I. Налоговая система РФ. Понятие и
сущность НДС
1.1. Налоговая
система РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 10
1.2. НДС, как
составная часть налоговой системы РФ . . . . . . . . . . . 14
1.3. Зарубежный
опыт налогообложения добавленной
стоимости . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 19
ГЛАВА II.
Организация учета НДС на предприятиях
2.1. Определение
налогооблагаемого оборота . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2. Льготы при
налогообложении отдельных товаров,
работ, услуг .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . 30
2.3. Применение
счетов-фактур на предприятиях общественного пи-
тания . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 35
2.4. Порядок
исчисления НДС по основным средствам и нематери-
альным активам .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 38
2.5. Особенности
исчисления НДС на предприятиях общественного
питания (на
примере деятельности ООО "Торговое предприятие
Экспресс"
кафе "Старт") . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . 42
ГЛАВА III.
Методика проведения аудита НДС на предприятиях
3.1. Аудит
налогооблагаемого оборота при реализации товаров, ра-
бот и услуг в
условиях рыночной экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
3.2. Основные
вопросы аудита счетов-фактур и ведения книг учета
продаж и покупок .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 56
3.3. Аудиторская
проверка на ООО "Торговое предприятие Экс-
пресс" кафе
"Старт" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 63
Заключение . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 67
Литература . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 71
ВВЕДЕНИЕ
Создание
налоговой системы, отвечающей рыночной экономики, началось на рубеже 1991-1992
гг. Настоятельная потребность в новой налоговой системе была обусловлена тем,
что именно в этот период был взят твердый курс на коренное преобразование
экономических отношений, переход к рынку.
Необходимо было в
сжатые сроки разработать систему законодательного обеспечения и правового
оформления налоговой системы, создать адекватный механизм ее реализации и на
этой основе развернуть работу по финансовому обеспечению бюджетной системы
России, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга. По существу задача
состояла в том, чтобы создать необходимые условия для функционирования
хозяйственного механизма, жизнедеятельности общества и государства в целом.
Становление
налоговой системы происходит в условиях экономического и социального кризиса.
Спад производства, информация, возрастающий дефицит федерального бюджета, рост
цен, снижение уровня жизни народа, состояние социальной напряженности - все
это, безусловно, влияет на решения, принимаемые по тем или иным вопросам
налоговой политики и налогового законодательства.
Важное значение
для единства налоговой системы имеет принцип однократности обложения налогом,
заложенный в действующем налоговом законодательстве, а также единый подход к
определению прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.
Введение в
действие новой системы косвенных налогов преследовало цель создания реальных
условий для финансового оздоровления экономики за счет пропорционального
увеличения налоговых поступлений в зависимости от изменения уровня цен, а также
решения задач повышения доходной базы бюджета.
В соответствии в
Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от
06.12.91 г. № 1992-1 этот налог представляет собой налог, взимаемый с каждого
акта купли-продажи, начиная со стадии производства и кончая продажей товаров,
работ и услуг конечному потребителю.
Плательщиками
налога на добавленную стоимость (НДС) выступают все предприятия, производящие и
реализующие продукцию производственно-технического назначения, товары народного
потребления, платные работы и услуги.
Налог на добавленную
стоимость, как и налог на прибыль, в настоящее время является основой доходной
части федерального бюджета. В 1992 году его доля от поступлений в
консолидированный бюджет всех уровней составила 43 %, а в федеральный бюджет -
61 %, в 1996 году соответственно 50 % и 65 %.
По предложению
Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов
Российской Федерации в феврале, мае, июне и декабре 1992 года в Закон "О
налоге на добавленную стоимость" были внесены существенные изменения в
целях ослабления налогового бремени и осуществление реальной адресной
социальной защиты населения.
Так, были
освобождены от уплаты НДС:
- платные
медицинские услуги для населения, изделия медицинского назначения,
протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, лекарственные средства;
- продукция
собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных
предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда, а также для
общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
С 1992 года были
освобождены также от уплаты этого налога стоимость приобретаемых гражданами
жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда (в
порядке приватизации), услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних
дел Российской Федерации, установлен ряд льгот для предприятий, использующих
труд инвалидов и другое.
В июне 1992 года
в целях усиления социальной защиты населения принято решение о снижении с 1993
года ставок налога на добавленную стоимость до 10 % по продовольственным
товарам (кроме подакцизных) и товарам детского ассортимента и до 20 % по
остальным товарам, работам и услугам, включая подакцизные продовольственные
товары.
Существенные
коррективы в систему налога на добавленную стоимость были внесены Законом
Российской Федерации от 22 декабря 1992 года. Самым значительным среди этих
изменений является введение с 1 февраля 1993 года налога на добавленную
стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, что позволило
создать на внутреннем рынке равные конкурентные условия для отечественных
производителей товаров и импортеров аналогичной продукции.
В последующие
годы Правительство РФ также принимало дополнительные решения по налогу на
добавленную стоимость, направленные на защиту отечественных
товаропроизводителей и дополнительный контроль за поступлением налога в бюджет
государства.
25 декабря 1996
года Государственной Думой принят пакет поправок к действующему правовому
законодательству, внесенных Правительством РФ в июле 1996 года к проекту
бюджета на 1997 год.
Советом Федерации
одобрены все принятые налоговые законы за исключением закона о внесении
изменений в законодательство по НДС.
Основной причиной
отклонения данного законопроекта явилось непринятие депутатами предложенного
варианта применения льгот при строительстве жилых домов. Законом
устанавливалась льгота только по отношению к жилым домам массового применения.
Таким образом, до окончательного решения данного вопроса остался в силе ныне
действующий порядок применения льготы, согласно которому от НДС освобождаются
работы по строительству жилых домов, производимые с привлечением средств
бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что эти
средства составляют не менее 40 % от стоимости этих работ.
С целью защиты
отечественных товаропроизводителей Законом, принятым Государственной Думой и
отклоненным Советом Федерации, предлагается упразднить действующие льготы по
техническому оборудованию, комплектующими и запасными частями к нему,
транспорту общественного пользования, специальными транспортными средствами для
нужд медицинской скорой помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел.
Однако, в случае упразднения указанных льгот, по контрактам, заключенным до
вступления в силу закона и зарегестрированным в таможенных органах, НДС в 1997
году при ввозе на территорию России этих товаров взиматься не будет.
Помимо этого
предполагается внести изменения в Закон РФ "О налоге на добавленную
стоимость" об исключении из определения места реализации работ и услуг,
используемого сейчас в целях применения этого налога, положение о месте
фактического осуществления перевозок в зависимости от покрываемого расстояния
на территории России. Учитывая географическую протяженность территории нашего
государства, действие данной нормы создает неравные условия налогообложения для
перевозчиков импортных грузов (согласно статье 5 Закона, перевозка экспортных
грузов не облагается налогом независимо от расстояния маршрута), так как в
настоящее время освобождение от НДС можно получить только в случае, если менее
половины всей протяженности перевозки приходится на территорию России.
Поскольку Совет
Федерации не одобрил Федеральный закон о внесении очередных изменений в
законодательство по НДС, судьба этого закона будет решаться после его повторного
рассмотрения депутатами обеих палат Парламента.
Введение с начала
1997 года счетов-фактур для действия в России НДС не лишает налогоплательщиков
права уплаты налога в зависимости от выбранного ими порядка определения объема
реализованных товаров, работ и услуг. Это положение сохраняется до внесения
соответствующих изменений в налоговое законодательство.
Что касается
счетов-фактур, то основные моменты системы их применения изложены в
постановлении Правительства РФ от 29.07.96 г. № 914 "Об утверждении порядка
ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную
стоимость" и письме Минфина России от 25.12.96 г. № В3-6-03/890, 109
"О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную
стоимость с 1 января 1997 года".
Необходимо
отметить, что счета-фактуры являются обязательными документами для всех
плательщиков НДС, в том числе филиалов (отделений, других обособленных
подразделений предприятий) - самостоятельных налогоплательщиков; для
предприятий с иностранными инвестициями, осуществляющих производственную и иную
коммерческую деятельность; для иностранных предприятий, состоящих на учете в
налоговых органах; для малых предприятий, не перешедших на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности и для других плательщиков этого налога.
Налогоплательщиками,
на основании счетов-фактур, производятся расчеты по НДС для его уплаты в
бюджет, то есть определяется сумма НДС, полученная по реализуемым товарам
(работам, услугам), и величина налога, принимаемая к зачету (возмещению из
бюджета) по оплаченным (оприходованным) материальным ресурсам производственного
назначения и товарам приобретенным для перепродажи.
Поскольку
счета-фактуры являются инструментом дополнительного контроля налоговых органов
за уплатой НДС и будут использоваться ими для встречных проверок
налогоплательщиков с целью выявления фактов уклонения от налогообложения и
необоснованного предъявления к зачету (возмещению) сумм НДС по приобретенным
товарам (работам, услугам), контроль и ответственность за правильностью
применения счетов-фактур возлагается на руководителей предприятий (организаций)
или уполномоченных ими лиц.
В настоящее время
НДС является одним из основных налоговых источников бюджетов всех уровней. В
связи с этим оправдана озабоченность о полноте его сборов. Счета-фактуры
(отдельные документы для расчетов по НДС) широко применяются в мировой практике
и безусловно играют позитивную роль при решении проблем с поступлениями средств
в бюджет государства.
Целью
дипломной работы является изучение учета и расчетов с бюджетом по налогу на добавленную
стоимость на примере организации общественного питания. Общество с ограниченной
ответственностью "Торговое предприятие Экспресс" кафе
"Старт" было создано в феврале 1997 года. Деятельность предприятия
заключает в себе оказание услуг населению в области общественного питания.
Глава № 1.
Налоговая система Российской Федерации. Понятие и сущность налога на
добавленную стоимость
1.1. Налоговая система
Российской Федерации в 1998 г.
Стержневой частью
экономических реформ России является налоговое законодательство, которое должно
урегулировать отношения субъектов хозяйствования различных
организационно-правовых форм, форм собственности и направлений их деятельности
с государством. Необходимо создать для них равные стартовые условия и
возможности ускоренного развития для тех организаций, деятельность которых в
наибольшей мере соответствует решению первостепенных задач страны.
Налоговая
система, которая формировалась в 1991-1992 гг. , не могла предусмотреть все
особенности рыночной экономики, предвидеть те сложности и трудности, с которыми
придется столкнуться при становлении новых отношений хозяйствования. Поэтому в
основные законы, принятые в начале реформ, вносилось множество уточнений и
дополнений, часто противоречивых, нелогичных. Многие нормы отменялись и вновь
вводились по несколько раз.
Однако сейчас
стало совершенно очевидным, что некоторые базовые нормы устарели; это и
определило необходимость проведения налоговой реформы. Реформа готовилась уже в
1993-1996 гг. Но годом масштабной налоговой реформы должен был стать 1997 год,
в течении которого предполагается полностью принять Налоговый кодекс Российской
Федерации (все четыре его части). Если налоговый кодекс начнет полностью
действовать с 1998 года, то создадутся условия для ускоренного завершения
экономических реформ и стабилизации экономики. В налоговом кодексе в
соответствии с Конституцией РФ будут определены общие принципы налогообложения,
установлены права всех субъектов и процессуальные нормы их отношений, четко
обоснованно применение "силовых" методов (арест счетов, имущества),
как и кто может установить отсрочки платежей.
Важнейшей
задачей государства
при выборе и проведении налоговой политики является гарантия
стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих
условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность, а в
России будет сохраняться климат, неблагоприятный для инвестиций и развития
экономики.
Вторая
задача
связана с упрощением и рационализацией действующей налоговой системы на основе
сокращения числа налогов и снижения налогового бремени на законопослушных
налогоплательщиков. При этом налоговую систему необходимо сделать более
справедливой, а налоговое бремя распределить более равномерно между различными
субъектами экономической деятельности, в частности за счет пересмотра и общего
сокращения налоговых льгот.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|