рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Развитие физических качеств школьников разного возраста

Первоклассников до поступления в школу осмат­ривают либо в дошкольном учреждении, либо в дет­ской поликлинике. В процессе осмотра обращают внимание на их физическое развитие, состояние здо­ровья и функциональное состояние организма; ре­шается вопрос о допуске их к занятиям физкульту­рой и определяется медицинская группа. Все данные фиксируются в индивидуальной карте школьника, которая передается затем в школу.

В течение учебного года при необходимости про­водятся дополнительные врачебные осмотры (после перенесенных заболеваний, травм, перед участием в соревнованиях).

Результаты медицинского осмотра должны быть обсуждены на заседании педагогического совета и в обязательном порядке доведены до сведения препо­давателя физкультуры и родителей учащихся. Пре­подаватель физкультуры должен знать, кто из уча­щихся отнесен к подготовительной и специальной группам и по какой причине назначена та или иная группа.

По окончании осмотра составляют сводный спи­сок учащихся, отнесенных к подготовительной и спе­циальной группам, и с соответствующими рекоменда­циями передают его преподавателю физкультуры. Состав подготовительной и специальной групп может быть изменен, так как в течение учебного года неко­торые учащиеся могут быть переведены из одной группы в другую (после дополнительного или очередного медицинского осмотра).

Данные  осмотра  не  всегда  достаточны  для  суждения о возможностях организма школьника пере­нести физические нагрузки, полученные на уроках физкультуры и тренировочных занятиях по тем или иным видам спорта. Поэтому необходимо медицинское наблюдение за школьниками непосредственно во время занятий и тренировок.

При посещении занятий обращают внимание на санитарное состояние и содержание мест проведения занятий, раздевален, спортивную одежду учеников и преподавателя, на наличие и качество спортивного инвентаря и оборудования, а также на вовлечение учащихся подготовительной группы к выполнению физических упражнений.

Предварительно ознакомившись с программой, поурочным планом и схемой построения урока, меди­цинский работник дает оценку правильности пост­роения урока, соответствию физических упражнений половым и возрастным особенностям, состоянию здо­ровья учащихся и их подготовленности.

В течение урока необходимо следить за тем, ка­кие упражнения включает преподаватель для коррек­ции осанки, дает ли рекомендации, как правильно дышать, правильно ли дозирует нагрузку для уча­щихся подготовительной группы.

Учащиеся, временно освобожденные от занятий физкультурой, должны находиться на уроках.

Школьники, отнесенные к специальной медицин­ской группе физического воспитания, должны зани­маться лечебной гимнастикой. Последняя делится на собственно лечебную и корригирующую. Корригирующая гимнастика назначается детям с теми или иными нарушениями опорно-двигательного ап­парата. Она включает общеукрепляющие и обще-развивающие упражнения.

Для занятий лечебной (корригирующей) гимнасти­кой комплектуют группы (не более 15 человек) с уче­том возраста детей. Занятия проводит преподава­тель физкультуры, прошедший специальную подго­товку, при непосредственном врачебном руководстве и контроле. По показаниям детей направляют в ка­бинеты лечебной физкультуры территориальных по­ликлиник.

Учебные занятия со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, выносятся за сет­ку часов основного учебного времени, но обязательно планируются при составлении расписания — 2 заня­тия в неделю продолжительностью по 45 мин каждое или 3 занятия по 30 мин каждое.




















3 Оценка физического развития школьников 5-7 классов г. Рубцовска

Многочисленными исследованиями показано огромное влияние ускоренного физического развития на двигательную активность ребенка.

Изучение уровня физического развития двигательной активности школьников в их естественных условиях позволит объективно судить о результатах педагогических воздействии на морфофункциональные изменения в организме ребенка. Контролем за динамикой всех показателей служат разработанные стандарты (оценочные таблицы), построенные по шкалам регрессии или сигмальным отклонениям. Однако, существующие стандарты могут использоваться 5-6 лет, а затем должны разрабатываться вновь. Необходимость такой замены диктуется влиянием внешней среды на организм ребенка, что вызывает ускорение физического развития, имеющего не вполне ясную природу.

В задачу наших исследований входило изучение физического развития двигательной активности 10-13-летних мальчиков в школах с различным двигательным режимом.

Сопоставление сдвигов в физическом развитии 10-13-летних мальчиков за последние 13 лет в г. Рубцовске незначительно отличается по всем показателям. Так, рост увеличился на 6 см, вес на 3,1 кг, окружность грудной клетки на 1,8 см, увеличилась ЖЕЛ на 211 см3, сила правой кисти — на 1,8 кг, левой на 1,1 кг. Ниже оказалась сила мышц спины на 6,5 кг. Наблюдается тесная взаимосвязь между ростом и другими показателями. Так, с увеличением роста увеличивается вес, ко­эффициент корреляции равен 0,81.

Выбор тестов физической подготовленности 10-13-летних мальчиков диктовался требованиями оценить основные двигательные ка­чества ребенка — быстроту, силу, координацию движений. Результаты приема нормативов бега на 30 м, подтягивания, на перекладине по всем школам с различным двигательным режимом выявили хорошую подготовленность детей к выполнению этих требований. В среднем все дети сдали эти норма­тивы на высоком уровне. Недостаточную подготовленность показали мальчики во всех школах по сдаче прыжка в длину с места.

В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Наши данные показывают, что большинство детей 10-13 лет развиваются гармонично, что дает возможность оценить положительное влияние физкультуры на организм ребенка.

2. Высокие морфо-функциональные  показатели  и достаточная двигательная активность 10-13-летних мальчиков говорят о положительном влиянии на детей разнообразных двигательных режимов в школах г. Рубцовска.






















4 Сравнительные данные состояния физического развития детей в возрасте 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом

Показатели физического развития российских школьников за последние десять лет постоянно ухудшаются, и большинство детей имеют не одно, а целый букет хронических заболеваний. Достаточно сказать, что к 10-11 классу 75 процентов девочек хронически больны, а 40 процентов юношей не в состоянии выполнить нормативы по физподготовке.

Поэтому основной целью мы ставим сравнительный анализ показателей развития детей, занимающихся и не занимающихся спортом. Исходя из этого, нами проведен анализ состояния здоровья и работоспособности учащихся детско-юношеских спортивных школ города Рубцовска. Обработке подвергнуто 100 врачебно-контрольных карт диспансерного наблюдения за юными спортсменами. Для сравнения было проанализировано сос­тояние здоровья и работоспособность учащихся общеобразо­вательных школ г. Рубцовска, не занимающихся спортом (всего 101 человек). Возраст учащихся 13—15 лет. Все они во вре­мя медицинского осмотра были отнесены к основной меди­цинской группе для выполнения государственной программы по физической культуре в школе.

На основании нашего анализа можно утверждать, что под влиянием занятий спортом физическое развитие юных спорт­сменов было выше, чем у детей, не занимающихся спортом. Так, из 100 школьников-спортсменов физическое развитие ни­же среднего было отмечено всего у двух. В то время, как у не занимающихся спортом – у 16. Было обследовано 722 юных спортсмена, у которых выявлено увеличение антропометрических показателей по сравнению со сверстниками и не занимающимися спортом. Так, они были выше на 4,0 см, окружность грудной клетки была больше почти на 2 см, показатели спирометрии на 400 см3. Кроме того, сила кистей также была более выражена у детей, занимающихся спортом: кисти правой — 4,6 кг, левой — 2,1, становой — 17,7 кг.

Анализ состояния сердечно-сосудистой системы отметил наличие систолического шума (64% обследуемых). Однако он был оценен, как функциональный, не имеющий органичес­кой природы. Частота пульса у детей, занимающихся спортом, была меньше и колебание ее было менее выражено. Такое урежение пульса у детей-спортсменов нами рассматривалось не только в возрастном аспекте, но и с нарастанием работоспособности артериального давления (несколько ниже у де­тей занимающихся спортом).

Реакция на функциональную пробу с 20 приседаниями за 30 секунд у большинства спортсменов отмечалась только бо­лее быстрым восстановлением пульса и артериального давле­ния. Что касается типа реакции, то разницы выявлено не бы­ло. Необходимо отметить, что данная проба, по-видимому, не отражает степень работоспособности обследуемых.

Большинство обследованных учащихся ДЮСШ тренируют­ся круглогодично. Но из анализа было выявлено, что непре­рывной подготовки (как это предусматривает круглогодичная система тренировок) нет. Так, во время летних отпусков уча­щиеся, в лучшем случае, получают индивидуальные задания или так называемый активный отдых. Но в практике работы отмечается невыполнение этих заданий. Более того, учащиеся большинства ДЮСШ не тренируются по 1,5-2 месяца в году, не соблюдая принцип переходного и основного периодов в тренировках. Между тем совершенно очевидно, что при высо­ких требованиях, предъявляемых к тренировкам, обязатель­ным условием должна быть круглогодичная тренировка.

Широкое использование «максимальных» нагрузок в юно­шеском спорте диктует необходимость допуска к тренировкам только здоровых детей. К сожалению, еще встречаются дети, зачисленные в ДЮСШ, но имеющие различные заболевания. Из этих заболеваний наиболее часто встречаются ревматизм, болезни уха, горла и носа. Наш анализ не дает четкой карти­ны обращаемости к врачу детей, занимающихся и не занима­ющихся спортом. Однако, по отдельным ДЮСШ дети, занимаю­щиеся спортом, реже болеют. Но следует учесть тот факт, что в ДЮСШ производят специальный отбор здоровых детей. Не­сомненно, это сказывается на заболеваемости.








Заключение

Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшнего школьника характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является школьный период. Очень важное значение имеет эмоциональная привлекательность физических нагрузок, поэтому в спортивной физиологии обычно рекомендуется использовать игровую деятельность. Именно в игре командное и предметное взаимодействие способствует оптимальному развитию физических и психологических качеств человека.

В данной курсовой работе мы рассмотрели особенности развития физических качеств у школьников разных возрастных групп, дали сравнительную оценку физического состояния детей, уделили внимание основным формам работы с учащимися в школе по физическому воспитанию.

В финале наметим перспективу: необходимо проведение комплексных исследований по изучению проблемы формирования у детей здорового образа жизни. Существует хорошая корреляционная связь между положительным отношением к физической культуре и направленностью личности школьников. Установлено, что у детей, занимающихся физической культурой вне учебных занятий в школе, свободное время более насыщено музыкой, техническим творчеством, чтением литературы, кино, выставками.

Список литературы

1.            Гигиена детей и подростков: Учебник/под ред. Г. Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989.

2.            Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

3.            Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1989.

4.            Куколевский Г. М. Физическое совершенствование. М.: «Медицина»,  1977.

5.            Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания.  – М.: «Физкультура и спорт», 1978.

6.            Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979.

7.            Физическая культура в семье./ Сост. А. А. Светов, Н. В. Школьникова. – М.: Физкультура и спорт, 1981.

8.            Физическая работоспособность спортсменов и ее восстановление в процессе спортивного совершенствования: Сборник научных трудов. – Омск, 1979.

9.            Физическое воспитание: Учебник/под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова,  А. В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983.

10.         Дронов А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 1-2 классов.  – Начальная школа, 2005, № 8, с. 63-65.

11.         Дронов А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 3-4 классов.  – Начальная школа, 2005, № 10, с. 71-74.

12.         Крупицкая Л. И. Будь здоров. - Начальная школа, 2005, № 9, с. 41-43.

13.         Сапожникова Е. Б. Лыжная подготовка в начальных классах.  - Начальная школа, 2005, № 9, с. 43-51.

14.         Тимашова Н. Показатели физического развития российских школьников. – Зеленый мир, 2004, № 5-6, с. 11.

Приложение № 1.

Критические периоды развития двигательных качеств детей школьного возраста (по А. А. Гужаловскому)


Возрастные периоды, годы

Двигательные качества

абсолютная становая сила

быстрота движений

скоростно-силовые качества

выносливость

гибкость

статическая силовая

динамическая силовая

общая

мальчики

7-8

0

3

0

0

0

0

0

8-9

1

3

0

0

0

3

0

9-10

0

1

0

0

0

0

3

10-11

1

0

1

0

0

3

0

11-12

0

0

0

0

3

0

0

12-13

0

0

0

0

2

3

0

13-14

2

0

1

2

0

0

3

14-15

1

0

2

3

0

2

0

15-16

1

1

0

0

2

0

3

16-17

3

0

0

3

0

0

0

девочки

7-8

1

3

1

2

0

0

1

8-9

1

3

0

0

2

1

0

9-10

0

2

3

3

3

2

1

10-11

3

3

3

2

3

2

0

11-12

2

0

3

3

3

3

2

12-13

0

0

0

0

2

0

0

13-14

0

3

0

0

0

0

2

14-15

0

0

1

2

0

0

3

15-16

0

1

0

0

0

0

0

16-17

3

0

0

0

0

0

3











0

 - Субкритические периоды














1

 - Критические периоды низкой чувствительности













2

 - Критические периоды средней чувствительности













3

 - Критические периоды высокой чувствительности









Приложение № 2.

Развитие аэробных и анаэробных возможностей организма

Факторы

Аэробные возможности (потребление кислорода)

Анаэробные возможности





креатинофосфатный механизм

гликолитический механизм

Интенсив­ность рабо­ты

Приблизительно 75-85% от мак­симальной

95% от макси­мальной

90-95% от макси­мальной

Продолжитель-ность разовой на­грузки

Не больше I- 1,5 мин

3-8 мин

20 с-2 мин

Длитель­ность интервалов

Не больше 3-4 мин (оптимально 45—90 с)

2-3 мин между повторениями, 7-10 мин между се­риями повторений (в каждой серии— 4-5 повторений)

сближающаяся (меж­ду 1-м и 2-м повто­рением—5-8 мин, между 2-м и 3-м— 3-4 мин, между 3-м и 4-м—2-3 мин)

Число пов­торений

Определяется подготовленностью занимающихся  (моментом наступления утомления)





[1] Зимкин Н. В, Физическое воспитание. М., 1956.

[2] Развитие двигательных качеств школьников /Под ред. З. И. Кузнецовой, М., 1967.

[3] Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. М., 1970.

[4] Филин В. И. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., 1974.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.