• положительное сальдо текущего
платежного баланса;
• закрытость и жесткое
регулирование валютного и фондового рынков в Китае и на Тайване,
что позволило им защититься от атак финансовых спекулянтов;
• незначительный объем
"плохих" кредитов в Сингапуре, на Тайване и у китайского
бизнеса в Юго-Восточной Азии — вследствие хорошего менеджмента тайваньских
и сингапурских банков и крупных корпораций и, с другой стороны — традиций
семейного китайского бизнеса, предпочитающего полагаться на собственные
средства и деньги родственников и не брать кредитов сверх объемов реальных
ликвидных активов;
• финансовая поддержка Китаем
сверхлиберализованных валютного и фондового рынков Гонконга,
подвергшихся спекулятивным атакам в 1997 и 1998 годах после того как Гонконг
перешел под юрисдикцию Китая;
• наличие у Тайваня и Гонконга
устойчивых и прибыльных ниш на мировых рынках, соответственно компьютерной техники
и финансовых услуг.
Однако, выдержав
первый прямой удар, "китайская экономика" Азии не обнаружила
полного иммунитета к косвенным последствиям азиатского финансового
кризиса. Девальвация национальной валюты повысила конкурентоспособность
экспорта попавших в беду стран и уменьшила спрос на импортную продукцию в
ущерб экспорту Китая, Гонконга, Сингапура и, хотя и в меньшей степени, специализирующегося
на наукоемкой продукции Тайваня. В результате в Гонконге и Сингапуре в 1998
году было зафиксировано падение ВВП, соответственно на 7% и 1,5%. ВВП Тайваня
вырос лишь на 4,7%, что на 2,1 процентных пункта меньше, чем в 1997 году.
Азиатский
финансовый кризис усилил опасения китайского руководства относительно того, что
Китай может стать более уязвимым вследствие проводимого курса экономической
либерализации. В результате Пекин замедлил реформирование банковской системы и
приватизацию крупных промышленных предприятий, усилил административный контроль
за валютными операциями и иностранным капиталом. Однако ужесточение курса не во
всем оправдалось. Китайский экспорт в 1998 году увеличился лишь на 5%. А рост
ВВП хотя и составил 7,8%. но сопровождался увеличением внутреннего предложения
без соответствующего повышения платежеспособного спроса, в результате чего
Китай столкнулся с новой для него проблемой — проблемой дефляции : индекс
цен в 1998 году уменьшился на 1,2%.
В третью
группу можно
отнести Японию, которая продолжает пребывать в состоянии многолетней
экономической стагнации: в 1998 году ВВП страны сократился на 3,6%, индекс цен
упал на 0,2%. Причины экономических неудач Японии кроются, прежде всего в
неэффективности банковской системы и плохом руководстве национальными
финансами — результатом чего является большой объем плохих кредитов, время от
времени приводящий к краху того или иного финансового института.
Япония пока так и
не оправилась от фондового шока конца 80-х годов, произошедшего вследствие
обвала значительно переоцененного рынка недвижимости. Японское правительство,
крайне неохотно идя на принятие жестких мер к проштрафившимся финансовым
структурам, по существу, перекладывает на налогоплательщика бремя поддержки
или спасения неэффективных банков. Экономическое же поведение японского
населения традиционно в моменты общенациональных катаклизмов оказывается
больше нацеленным на накопление, чем на потребление, что усиливает
дефляционное давление на экономику. Негативно на японскую экономику влияет и
кажущаяся все большему числу японцев реальной утрата Японией лидирующих мировых
позиций по мере введения второй мировой супервалюты евро.
Вместе с тем
Япония обладает серьезнейшими преимуществами перед другими азиатскими странами.
Это самые большие в мире золотовалютные резервы (свыше 200 млрд. долларов), огромные
накопления японского населения, превышающие годовой размер ВВП страны, и
современный промышленный и научно-технический потенциал.
Четвертую
азиатскую группу составляют страны с закрытой экономикой, слабо развитыми и жестко
контролируемыми фондовыми рынками и отсутствием системы свободной конвертации
национальной валюты — Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Монголия, Мьян-ма.
Изолированность национальных финансовых систем от внешнего мира предотвратила
распространение азиатского финансового кризиса на эти государства. Однако
общее ухудшение региональной конъюнктуры и возросшая осторожность в поведении
иностранного капитала на развивающихся рынках замедлили темпы роста стран этой группы.
Их ВВП вырос в 1998 году на 2—7% (соответственно в Камбодже и Лаосе), а
инфляция составила 12—20% (соответственно в Камбодже и Лаосе) и 67% в Мьянме.
В пятую группу входят страны с развитой
экономикой и достаточно эффективными и открытыми финансовыми системами — Австралия
и Новая Зеландия. Эти страны, так же как и закрытые экономики, выдержали
прямой финансовый удар из Юго-Восточной Азии и Южной Кореи, но испытали
негативные косвенные последствия кризиса. ВВП Австралии увеличился на 5%, тогда
как в Новой Зеландии его показатель уменьшился на 0,7%, инфляция составила
соответственно 1,3 и 1,7%.
3.6 Меры по выходу из кризиса.
Комплекс
мер по
преодолению финансового кризиса в Азии включает опирающиеся на помощь МВФ и
разработанные под давлением МВФ меры финансового, социально-экономического,
пропагандистского, внутри- и внешнеполитического характера. Философской
основой политики оздоровления стала концепция усиления роли государства в
стабилизации национальных финансовых рынков при ставке на косвенные методы
регулирования и недопущении прямого административного вмешательства в
экономику.
Финансовые меры преодоления кризиса включают:
• отказ от привязки
национальных валют к доллару и предоставление возможности обменным курсам
упасть до "естественного уровня";
• временное повышение ставки
рефинансирования в целях укрепления национальной валюты;
• проведение жесткой
фискальной политики, направленной на уменьшение дефицита государственного
бюджета азиатских стран;
• урегулирование проблемы
частной задолженности национальных финансовых и хозяйственных институтов
посредством (а) переговоров с иностранными партнерами о вариантах реструктуризации
долга и (б) финансовой помощи национальному частному сектору со стороны
государства (в том числе на средства, полученные от МВФ) в погашении внешнего
долга;
• оздоровление банковской
системы путем (а) ликвидации безнадежных банков или их национализации с
последующей продажей крупным национальным или иностранным финансовым
институтам, (б) слияния, под диктовку правительства, проблемных, но
потенциально жизнеспособных банков с более крепкими, (в) списания плохих
частных кредитов и их приобретения государством с последующей рекапитализацией.
Для практического осуществления политики банковского оздоровления в НИС созданы
специальные государственные агентства по оценке надежности финансовых
институтов и разработке и осуществлению мер против слабых и "плохих"
банков. Частные финансовые институты должны стать прозрачными для контроля
государства и международных финансовых организаций;
• полное выполнение
обязательств банков перед физическими лицами;
• открытие финансового рынка
для иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации
национальных экономик;
• осуществление на практике
реального, а не только декларируемого — как это существует в Азии — принципа
независимости центральных банков;
• предотвращение перегрева, то
есть необоснованного вздувания цен на акции, национального фондового рынка и
рынка недвижимости.
Меры
социально-экономического характера предполагают свертывание дорогостоящих экономических
проектов и отмену государственных субсидий на любые товары; изменение взаимоотношений
в треугольнике бизнес — профсоюзы — политическая власть, направленное, с одной
стороны, на борьбу с коррупцией, клановыми (в Южной Корее и Таиланде) и
семейными (в Индонезии) финансовыми льготами, а с другой — на отмену системы
пожизненного найма и развитие государственного социального страхования;
реформирование внутри корпоративных связей (особенно в Южной Корее), с тем
чтобы устранить сложившуюся систему перекрестного кредитования внутри
промышленно-финансовых групп и тем самым заблокировать лазейки для появления
"плохих" кредитов; ускорение научно-технического прогресса и
повышение уровня наукоемкости национального производства, лидером здесь
выступает Южная Корея, активно использующая тайваньский опыт создания
небольших, но не за бюрократизированных венчурных фондов для освоения новых
технологий.
Прошедший в
ноябре 1998 года неофициальный саммит форума Азиатско-тихоокеанского
экономического сотрудничества (АТЭС) в Куала-Лумпуре выявил новые подходы к
преодолению финансового кризиса и их последствий. Исходя из того понимания,
что нынешний кризис одновременно является структурным и финансовым, азиатские
страны, во-первых, пошли на корректировку экспортно-ориентированной стратегии
экономического развития, сделав больший упор на рост внутреннего спроса — пусть
даже за счет дополнительной денежной эмиссии и увеличения дефицита
национальных бюджетов. Во-вторых, была признана необходимость координации,
экономической и финансовой политики стран на региональном уровне.
Последнее,
впрочем, представляет большую проблему для азиатских государств, продолжающих "ценить"
независимость больше экономической выгоды. Дело не только в отсутствии у АТЭС
механизмов согласования финансовой и экономической политики, но и в
психологической боязни лидеров стран потерять суверенитет вследствие
координации национальной стратегии развития с региональными партнерами. На
саммите в Малайзии само слово "координация" было даже заменено
более нейтральным, но и менее ясным: "концертирование".
Важной составной
частью мер по преодолению кризиса в азиатских странах стало пропагандистское
обеспечение реформ. Акцент делается на:
• пропаганду идеи сплоченности
нации перед лицом общей опасности. В Таиланде и Южной Корее с успехом прошли
кампании по сбору золота в государственные фонды, что позволило этим странам
увеличить объем экспорта и пополнить золотовалютные резервы. В Малайзии возымели
действие призывы экономить продукты питания;
• критику и возложение вины за
кризис на предыдущие администрации. В Южной Корее перед судом предстали министры
из бывшего правительства, был арестован бывший министр финансов, начато
расследование против бывшего президента. В Индонезии финансовые провалы
списаны на происки семьи Сухарто.
В то же время в
Индонезии (отчасти и в Малайзии) негативной стороной пропагандисткой кампании,
явно или неявно подогреваемой властями, стали притеснения и погромы китайского
населения, обнаружившего иммунитет к финансовым встряскам и тем самым
вызвавшего ненависть местного населения. Руководству стран не удалось погасить
и раздражение граждан тем, что международный капитал, США и МВФ, а не
национальные политики играют главную роль в осуществлении экономических реформ.
Политическая составляющая комплекса мер
связана с преодолением кризиса власти, последовавшего за финансовыми потрясениями.
Во всех попавших в финансовый кризис странах, за исключением Малайзии, произошла
смена высших руководителей. Новое руководство НИС не могло не реагировать на
застарелые политические проблемы, обострившиеся во время финансового кризиса,
и вынуждено было провозгласить политические реформы. В Индонезии новое
руководство заявило о готовности дать больше прав регионам, а в январе 1999
года повело речь о предоставлении независимости Восточному Тимору. На расширение
полномочий местных органов власти и ослабление зависимости политиков от
крупного капитала направлена начатая в середине 1998 года политическая реформа
в Южной Корее. В Таиланде власти решают вопрос, как — в интересах финансовой
реформы — ограничить авторитет королевской семьи и власть военных,
контролирующих два крупнейших, но нерентабельных, банка страны.
Внешнеполитическое обеспечение реформ включало
ставку на укрепление отношений с США, имеющих наиболее весомое слово в
МВФ, и с Японией, главным донором НИС; присоединение к международному
давлению на Китай в целях предотвратить девальвацию юаня, чреватую новой
волной азиатского кризиса, а также на Токио с требованием оживить
японскую экономику и открыть ее для азиатских экспортеров; игру на
китайско-тайваньском международном соперничестве, позволившую НИС получить
около 4 млрд. долларов помощи от Тайбея и около 7 млрд. долларов от Пекина;
стремление к усилению политического согласия в рамках АСЕАН, несмотря на
обнаружившиеся в ходе Ханойского (декабрь 1998 г.) саммита разногласия по
поводу принятия в АСЕАН Камбоджи и права стран-членов обсуждать внутренние
дела других участников Ассоциации в случае обострения там внутриполитической
ситуации.
3.7 Перспективы преодоления кризиса.
Перспективы
выхода
азиатских стран из кризиса выглядят неоднозначно. Наиболее оптимистичным
кажется ближайшее будущее Южной Кореи, вставшей на путь структурных
реформ промышленности и достигшей прогресса в санации банковской системы,
увеличении (до 45 млрд. долларов) валютных запасов и обеспечении положительного
сальдо текущего платежного баланса. ВВП страны в 1999 году, по разным прогнозам,
либо окажется на нулевой отметке, либо возрастет на 2—3%. Примерно на 1%
возрастет ВВП Таиланда, на 2,5% — Филиппин. Индонезии в 1999 году
не удастся преодолеть спад — ВВП страны сократиться на 3—4%. Перед сложной
дилеммой окажется Малайзия. В сентябре истекает срок годичного
моратория на вывоз из страны иностранных капиталов. Если Малайзия отменит
запрет, это будет чревато бегством из страны иностранного капитала, недовольного
предпринятыми в отношении его принудительными мерами. Если жесткий курс
сохранится, то вряд ли это будет стимулом к новым иностранным вложениям в
экономику страны. В любом случае ВВП Малайзии, по прогнозам, сократится на 2—
3%. На 1% уменьшится ВВП Сингапура, сильно зависящего от региональных
финансовых потоков. На 4% возрастет ВВП устойчивой тайваньской экономики.
Под давлением неблагоприятной региональной финансовой конъюнктуры замедлятся
либо станут нулевыми темпы роста закрытых экономик (из четвертой группы),
а также Австралии, Новой Зеландии.
Рискну
предположить замедление экономического роста Китая. Наряду с дефляцией
и торможением финансовых и экономических преобразований наиболее уязвимым
местом китайской экономики станет Гонконг. Экономика Гонконга,
построенная на фондовых спекуляциях и реэкспорте, продолжает функционировать
под давлением стагнирутощих азиатских рынков. В годы экономического подъема
Гонконг мог бы способствовать привлечению иностранных капиталов в Китай.
Однако в условиях финансового кризиса в Азии и оттока международных капиталов
с рынков развивающихся стран Гонконг, чей ВВП в 1999 году сократится, по
прогнозам, на 2—3%, превращается в угрозу экономической стабильности Китая.
Имеет шансы выйти
на положительные (0,5—1%) темпы экономического роста Япония. Помимо
спасения наиболее крупных частных банков за счет государственных средств, но
при полном соблюдении интересов вкладчиков, а также создания механизма
государственного контроля на предмет выявления ошибок в кредитной политике
Минфина и частных банков, оздоровительные мероприятия японского правительства
включают:
• уменьшение налогов на
население и процентных ставок в целях оживления спроса и стимулирования
инвестиций;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|