Развитие событийного туризма в Республике Беларусь
Оглавление
Введение 3
Глава I. Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие 4
1.1. Управление туризмом 4
1.2. Стратегия развития туризма в
Беларуси 7
Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения 13
Глава III. Событийный туризм в действии 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Приложения 22-27
Введение
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений
современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и
масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих
странах является базовой отраслью экономики.
Развитие внешнего туризма в Республике в
настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к
его росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране,
которые предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что
через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь
условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.
Некоторые исследователи считают, что ключом к
раскрутке туристического рынка Республики Беларусь может стать именно событийный
туризм. Событийный туризм - это очень серьезный бизнес. Его развитие должно
способствовать решению вопроса формирования имиджа Республики, без которого,
как вы понимаете, все разговоры о привлечении инвестиций в экономику останутся
лишь разговорами. Ничего лучше, чем событийные мероприятия на имидж не
работает.
Событийные мероприятия сами по себе - бизнес,
и зарабатывать на нем можно и нужно.
Событийный туризм – это
когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями
величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются
в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд
тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не
произойдет.
В данной курсовой работе рассматривался как
туризм Республики Беларусь в целом, так и его подвид – событийный туризм.
Кроме того, был описан ряд мер, необходимых
для лучшего функционирования структуры управления туризмом и для дальнейшего
развития событийного туризма в Республике.
Также приведены примеры мероприятий, не так
давно проводимых в стране, и наиболее популярных программ новогодних и
рождественских каникул.
Глава I.
Туризм в Республике Беларусь – его состояние и
развитие
1.1. Управление туризмом
Реализацией широкой программы по развитию
туризма в Беларуси занимаются соответствующие органы. В РБ сложилась и
постоянно действует и совершенствуется своего рода система
организационно-управленческих мероприятий по развитию туризма.
Главная роль принадлежит Министерству спорта и
туризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятия
туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием
массовой туристической деятельности в РБ, хозяйственное обеспечение этой
работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы
(разработки и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов,
правила проведения туристических мероприятий).
Министерство спорта и туризма Республики
Беларусь – является центральным органом управления и подчиняется Кабинету
Министров Республики Беларусь. На Министерство возлагается ответственность за
проведение государственной политики в области физической культуры, спорт и
туризма. В своей деятельности Министерство руководствуется законодательством
Республики Беларусь и настоящим Положением. Министерство осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с другими Министерствами и иными центральными
органами управления, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными
объединениями, местными исполнительными и распорядительными органами.
Основными задачами Министерства являются:
·
проведение единой
государственной политики в области физической культуры, спорта и туризма;
·
разработка концепций
социально-экономического развития физической культуры, спорта и туризма в
республике и методов их реализации;
·
разработка и реализация
научно обоснованной системы физического воспитания населения республики:
·
разработка, утверждение и
реализация государственных программ по развитию физической культуры, спорта и
туризма;
·
проведение государственной
кадровой политики, направленной на укомплектование центрального аппарата
Министерства, подведомственных ему организаций и учреждений
высококвалифицированными специалистами, обеспечение их подбора и расстановки,
формирование управленческого кадрового состава отрасли и его резерва, создание
отраслевой системы непрерывного обучения кадров, организация подготовки
специалистов с высшим и средним специальным образованием;
·
разработка совместно с
заинтересованными организациями научно-исследовательской базы и
совершенствование системы научно-методического обеспечения деятельности в
области физической культуры спорта туризма;
·
регулирование деятельности
подведомственных Министерству предприятий, учреждении и организаций путем
заключения контрактов с их руководителями, утверждения положений (уставов) об
этих предприятиях, учреждениях и организациях, выработки для них нормативов по
административно-управленческому персоналу;
·
разработка экономических
нормативов эффективности хозяйствования подведомственных Министерству
предприятий, учреждений и организаций, осуществление контроля за их
применением;
·
пропаганда и
распространение знаний о физической культуре, спорте и туризме, об укреплении
здоровья, организации активного отдыха;
·
обеспечение подготовки
спортсменов и национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия
их в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других крупнейших
международных соревнованиях;
·
организация и проведение
республиканских и международных спортивных и туристских мероприятий на
территории Республики Беларусь;
·
организация и проведение
спортивных и туристских лотерей;
·
направление спортсменов и
специалистов по физической культуре, спорту и туризму – граждан Республики
Беларусь за границу на работу по контракту, на обучение, стажировку в
спортивных и туристских организациях, учебных заведениях и научных учреждениях;
·
осуществление
внешнеэкономической деятельности в области физической культуры, спорта и
туризма, в том числе производства спортивных и туристских инвентаря и
оборудования;
·
содействие республиканским
ассоциациям, клубам, союзам и федерациям по видам спорта и туризму, иным
общественным объединениям по физической культуре, спорту и туризму в их
деятельности;
·
участие в формировании и
реализации государственной политики по созданию материальной базы физической
культуры, спорта и туризма, в производстве товаров
физкультурно-оздоровительного, спортивного и туристского назначения в
республике;
·
представление интересов
Республики Беларусь в области физической культуры, спорта и туризма на
международном уровне;
·
осуществление контроля за
реализацией законодательств Республики Беларусь по физической культуре, спорту
и туризму;
Министерству предоставлено право:
·
издавать в установленном
порядке постановления, приказы и инструкции по вопросам, находящимся в
компетенции Министерства, обязательные для исполнения другими министерствами и
иными центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными
органами, а также юридическими и физическими лицами;
·
вносить в установленном
порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории
республики, противоречащих законодательству нормативных и иных актов других
министерств и иных центральных органов управления по вопросам, входящим в
компетенцию Министерства;
·
представлять республику в
международных спортивных и туристских организациях, заключать в пределах своей
компетенции с органами физической культуры, спорта и туризма других государств
соответствующие соглашения;
·
осуществлять контроль за
деятельностью подведомственных Министерству предприятий, учреждений и
организаций, в том числе за использованием ими финансовых и
материально-технических ресурсов;
·
проводить конференции, семинары
и совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
·
образовывать в
установленном порядке совместно с заинтересованными межведомственные комиссии,
координационные и экспертные советы, а также временные творческие коллективы и
рабочие группы по проблемам физической культуры, спорта, туризма;
·
в установленном порядке
запрашивать у других министерств и иных центральных органов управления,
предприятий, учреждений и организаций и получать от них информацию по вопросам,
входящим в компетенцию Министерства;
·
осуществлять другие
полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Руководящие органы (см. Приложение №1):
Министерство возглавляет Министр, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. В
настоящее время им является Ворсин Е. М.
Министр имеет заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
Министр руководит деятельностью Министерства и
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на это
Министерство задач и функций. Он распределяет обязанности между заместителями
Министра, руководителями структурных подразделений Министерства; согласовывает
кандидатуры на должности руководителей структурных подразделений по физической
культуре, спорту и туризму облисполкомов и Минского горисполкома; утверждает
структуру и штатное расписание работников центрального аппарата Министерства,
структуру и численность подведомственных ему организаций и учреждений в
пределах расходов на их содержание, а также положения об этих организациях и
учреждениях; самостоятельно распоряжается имуществом и средствами Министерства
в пределах, установленных законодательством и сметой; назначает на должности и
освобождает от должностей работников центрального аппарата Министерства и
руководителей подведомственных ему организаций и учреждений; создает в
установленном порядке фонд на представительские цели.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов в
Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии),
заместителей Министра по должности, а также других работников Министерства и
подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается
Кабинетом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь
приказами Министра. В случае разногласий, возникших между председателем и
членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений, председатель
проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Кабинет Министров Республики
Беларусь. Члены коллегии в свою очередь имеют право сообщить свое мнение в
Кабинет Министров Республики Беларусь.
Финансирование:
Центральный аппарат Министерства содержится за
счет средств республиканского бюджета. Фонд оплаты труда работников указанного
аппарата утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь.
Областные советы по туризму отвечают за
организацию туризма в рамках своих территорий в соответствии с директивой
вышестоящих органов. Они обязаны утверждать туристические и экскурсионные
маршруты, подготовить методические рекомендации, подготовка и переподготовка
инструкторских кадров, контроль за исполнительной дисциплиной в подопечных
органах.
В Республике Беларусь действует система
туристских органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма.
Она охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные
задачи – создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в
активное занятие туризмом.
Руководит всей работой Министерства связанной
с туризмом Шульга Вячеслав Каземирович – заместитель министра по туризму.
В настоящее время ведется большая массовая
работа среди школьников и студентов для вовлечения их в занятия туризмом.
Министерство спорта и туризма заключила соглашение с Министерством образования
о разработке специальных экскурсионных и познавательных маршрутов для учащихся,
что бы они имели практическую сторону во время написания рефератов, курсовых и
дипломных работ.
1.2. Стратегия развития туризма в Беларуси
Национальная программа развития туризма
Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета
Министров Республики Беларусь № 2026 от 29 декабря 2000 г., предусматривает
определение оптимальных задач, обоснованный выбор приоритетов и достоверное
исследование ресурсов развития белорусского туризма.
Важнейшей задачей развития
туристско-рекреационной деятельности в Беларуси является сохранение ценных
туристских и курортно-рекреационных ресурсов. Нерегулируемое
туристско-рекреационное освоение природных территорий и территорий исторических
мест и поселений, связанное со строительством зданий и сооружений для
размещения и обслуживания туристов и отдыхающих, прокладкой туристских
экскурсионных маршрутов, автодорог, инженерно-технических коммуникаций,
приводит к значительным изменениям в природных экосистемах и трансформации
природных ландшафтов. Превышение допустимых нагрузок вызывает ухудшение
состояния или разрушение ценных природных комплексов, недвижимых объектов
историко-культурного наследия, приводит к снижению аттрактивности и
комфортности среды обитания и перегрузкам исторических мест и центров
поселений. Все это мы уже, к сожалению, познали на собственном опыте.
Несмотря на имеющийся туристский потенциал,
выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и
природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом
туристском рынке. Современное состояние туризма в республике можно
рассматривать как кризисное, характеризующееся резким падением объемов
предоставления туристских услуг и ухудшением состояния материальной базы отрасли,
сформированной еще в советский период.
Страницы: 1, 2, 3
|