рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Развитие социальной компетенции одарённых детей в курсе овладения иностранным языком

Предложенное содержание социальной компетенции на иностранном языке достаточно универсально и может применяться не только при обучении одарённых детей.


2.2 Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком.

Социальный заказ современного российского общества направлен на развитие творческого и интеллектуального потенциала нации, одним из резервов которого являются одаренные дети.

 Основываясь на своих наблюдениях в ходе практики пробных уроков преподавания английского языка, а так же результатов опытных преподавателей, мы пришли к выводу, что в процессе его освоения очень важно эффективно формировать у детей школьного возраста социальные навыки и существенно влиять на становление их социального интеллекта.

Выдвинутая нами гипотеза имеет подтверждение в результатах практической иноязычной проектной деятельности. Исследование проходило на базе школы №11. В экспериментальной работе участвовало 15 человек.

Для успешного обучения и развития способностей детей мы разработали специальную программу, учитывая основные поведенческие особенности учащихся. При этом использовалась проектная методика, основанная на принципах коммуникативно-интерактивного партнерства и сотрудничества. Творческое решение поставленной проблемы направлено на развитие креативных и коммуникативных способностей одарённых детей.

Задачей проектного подхода в обучении иностранному языку является организация совместной, творческой, коммуникативно-познавательной иноязычной деятельности учащихся, ориентированной на достижении общего результата деятельности.

Для решения проблемы социализации одарённых учащихся в условиях обычной школы и развития их иноязычных коммуникативных способностей мы организовали специализированные уроки по английскому языку в соответствии с этапами развития проектной деятельности.

Для организации проектного курса, способствующего развитию творческих и иноязычных коммуникативных способностей одаренных учащихся, мы выявили одаренных детей среднего школьного возраста с помощью социально-психологической диагностики «Оценка творческого потенциала личности» Андреевой В.И модифицированной Иутиной А.П.

Выполнение проектов мотивирует учащихся на успешное изучение языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Детальный просмотр учебника английского языка, автора Кузовлева В.П, показал, что данный метод достаточно широко представлен на его страницах. На практике мы использовали учебник 7 класса, одна из выбранных мною тем была «My Hobby».

 На подготовительном этапе я создавала условия для появления идеи проекта, а также оказывала помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта я выступала в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следовало принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

У нас была необходимость стремиться к тому, чтобы проект:

действительно вносил вклад в цели обучения;

имел реальный смысл;

был разумным в части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.

Я попыталась определить учебные задачи для учащихся - развитие умений добывания информации; развитие навыков говорения, аудирования и письма в процессе общения друг с другом и учителем на основе изучаемой темы; развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу.

Так же были даны рекомендации по подбору материала. При этом была спланирована серия уроков, на которых предполагалось использовать метод проектов. Например, план урока на мотивационном этапе:

1.                Организационный момент. Задача: Сконцентрировать внимание учеников. Настроить учащихся на рабочий лад, подготовить к восприятию информации. Форма работы: Приветствие.

2.                 Речевая зарядка. Задача: Помочь учащимся быстрее адаптироваться в иноязычной среде. Форма работы: Прочтение и перевод пословиц.

3.                 Актуализация опорных знаний. Задача: Введение темы. Развитие монологической речи. Форма работы: Обсуждение и предложения по теме.

4.                 Мониторинг качества усвоения материала. Задача: Развитие диалогической речи. Форма работы: Составление вопросов по теме. Обсуждение проектов.

5.                 Итоги урока. Подготовка к выполнению домашней работы. Задача: Подведение итогов урока. Разъяснение формы представления результатов домашней работы. Форма работы: Самостоятельная работа с учебником, словарем и другой литературой.

В ходе всего проекта отслеживалась деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. В организации проектной деятельности очень важным моментом является струк­турирование. Мы разработали такие этапы, как:

I этап – «Мотивация»

Этот этап особенно важен, т.к. от него зависит в большей степени успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать не с учебника, а с установки на проблему, осмысления цели, создания ситуации общения с преподавателем.

II этап – «Информационное обеспечение»

Задача этого этапа – собрать как можно больше информации по данному вопросу.

III этап – «Первичная обработка информации учеником»

Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.

IV этап – «Обработка информации вместе с учителем»

Продолжается сбор информации. Учитель стремится предложить конкретный набор поисковых задач. Происходит определение «белых пятен» в контексте, выделяется тема и подтемы, формулируются основные мысли.

V этап - «Дополнительный сбор информации»

В процессе работы, обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой “нехватки” материала. Появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения «под углом нерешенных вопросов». Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.

VI этап – «Осмысление, сравнивание, анализ и коррекция»

Самый важный в работе, т.к. именно здесь происходит интеллектуальный рост человека, становления личности. Ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию.

VII этап (заключительный) – «Защита проекта»

Обучающиеся совершенствуют навыки публичного выступления и работы в режиме презентации.

При этом для получения существенных результатов социализации одарённых детей в ходе обучения иностранному языку, крайне важно создавать необходимые условия:

-- формировать умения добывания информации из различных источников;

-- организовывать ситуации продуктивного общения;

-- развивать исследовательские умения;

-- учить наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и сопоставлять в родном и иностранном языке;

--уметь предвосхищать информацию, обобщать и оценивать прослушанный материал;

-- делать мультимедийную презентацию результатов, предоставлять возможность для её реализации;

-- делать обучение проблемным, создавать условия для использования лингвистической и концептуальной догадки, различного рода опорами в тексте, словарями различного характера;

-- для использования при говорении и письме специфических приёмов, перифраз, переспрос, повтор реплик, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры;

-- формирования способности обратиться за помощью к собеседнику, уточнить вопрос, переспросить, использовать мимику/жесты.

Следует отметить, что семиклассники, участвующие в проекте проявили большой интерес и участие в определении достоинств своих одноклассников (кто-то что-то умеет, чему может научить других). Многие учащиеся не только осознали наличие своих способностей, но и обнаружили стремление совершенствоваться. Реализация последующих проектов привела к определенным результатам:

1.                Благодаря проекту повысилась самооценка учащихся, обогатился их социальный и духовный опыт, ученики приобщились к творчеству, развивая свою личность.

2.                Проектная работа помогла решить проблему мотивации, способствовала формированию и совершенствованию общей культуры общения и социального поведения в целом.

3.                Проектная работа приобщила учеников к практическому владению иностранным языком, способствовала развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволила реально оценить свои языковые возможности.

4.                Выполнение проекта позволило повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

Работа над проектом предполагает взаимную активность учителя и реальное коммуникативное сотрудничество, направленное на развитие творческих и иноязычных коммуникативных способностей в атмосфере подлинного взаимодействия и взаимообогащения одаренных учащихся.

Таким образом, реализуя содержание иноязычной социальной компетентности через ситуации общения, мы формируем способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, партнёрами по коммуникации, делать самооценку, ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею.

Глава III


Иностранный язык является уже не только учебной дисциплиной, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и средством обогащения культуры личности, поэтому целью моей исследовательской работы является использования иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.

Согласно цели исследования были поставлены и решались следующие задачи:

·        изучение практического опыта учителей по работе над данной проблемой;

·        разработка опросника, для выявления творческих личностей и их способностей;

·        проведение статистической обработки результатов;

·        развитие умений добывания информации у детей;

·        развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу;

Для реализации целей и задач исследования нами использовались следующие методы:

·           наблюдение и беседы с учащимися и учителем;

·           анкетирование.

·            эксперимент;

Исследование проходило на базе школы № 11 г. Тобольска. Для выяснения коммуникативных и творческих позиций учащихся мы провели педагогическое исследование. При этом на констатирующей части исследования были определены контрольный (КК-7а класс) и экспериментальный классы (ЭК-7б класс). Отметим, что в данных классах учитель использует 10-бальную систему оценивания знаний. В результате сравнения качественной успеваемости, на основании полученных оценок детей, мы пришли к результату, который отображен, а табл. 1.

Таблица 1.

Качественная успеваемость детей.


Баллы

КК-15 чел.

ЭК-10чел.

10

3

3

9

2

2

8

2

2

7

1

1

6

2

1

5

4

3

4

1

2

Качественная успеваемость

67%

60%


Для большей наглядности результаты представлены на диаграмме (см. рис.5).


            









Таким образом, на основании анализа полученных данных можно сделать вывод, что на начальном этапе экспериментального исследования качественная успеваемость в КК выше, на 7% чем в ЭК.

На констатирующем и формирующем этапах была проведена анкета в ЭК, по выявлению способности в овладении языком. Детям необходимо было ответить на 10 вопросов, которые оценивались от одного до пяти баллов ( нейтральный – 0 баллов, отрицательный ответ – 3 балла, положительный – 5 баллов).

Вопросы анкеты

1.                 Ты часто вступаешь в общение со сверстниками?

2.                 Можешь ли ты поддерживать общение?

3.                 Ты чаще стоишь на своей позиции и не соглашаешься с партнером?

4.                 обладаешь ли ты способностью сочувствовать?

5.                 всегда ли ты выслушиваешь собеседника до конца?

6.                 Ты часто перебиваешь собеседника во время разговора и сообщаешь свою точку зрения?

7.                 Ты излагаешь всегда свои мысли логично и чётко?

8.                 Тебе хватает имеющийся запас слов для изложения своих мыслей?

9.                 способствует ли ваша общительность в успешном освоении языка?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.