рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Развивающиеся страны в мировой экономике

Уровень экономического развития характеризуется также расходом сырья и энергии на единицу продукции. По мере повышения уровня экономического развития сокращается расход сырья и энергии и вместо натурального сырья во всей большей степени используются материалы промышленного, в основном химического происхождения.

По уровню национального дохода на душу населения страны делятся на несколько групп:

·             Страны с национальным доходом на душу населения свыше 9 тыс. долларов (цены 1995 года). Это большая часть стран Западной Европы (за исключением Албании, Греции и Югославских республик и др.), США, Канада, Япония, а также Израиль, Южная Корея, Сингапур, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты;

·             Страны с национальным доходом на душу населения от 750 до 8.5 тыс. долларов. Это Греция, ЮАР, латиноамериканские страны – Венесуэла, Бразилия, Уругвай, Тринидад и Тобаго, а также Оман, Ливия и др. К ним примыкает большая группа государств, в которую входят страны Центральной и Восточной Европы;

·             Слаборазвитые страны, в которых ВВП на душу населения не превышает 750 долларов. Это свыше 60 государств, в том числе Индия, Китай, Пакистан, население каждой из них превышает 100 млн. человек. Эту группу замыкают Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Сомали, Бангладеш.

Производительные силы функционируют в определенной системе производственных отношений, которые определяют общий тип социально – экономического развития. Потому одним из критериев выделения подсистем в мировом хозяйстве выступает социальная структура экономики, в рамках которой развиваются отдельные страны и группы. В ее основе лежат характер и формы реализации собственности, а также связанная с ними отраслевая структура населения.

Той или иной социальной структуре экономики присуща определенная последовательность в развитии отдельных сфер хозяйства. С изменением этой последовательности происходит смещение приоритетов в структуре воспроизводства, включая распределение национального дохода, поэтому социальная структура хозяйства в известной мере влияет на формирование целей определенных периодов развития подсистем.

Немаловажным критерием определения подсистем мирового хозяйства выступает тип экономического развития, выражающего не только количественные изменения в производстве товаров и услуг, но и определенные качественные сдвиги. При экстенсивном типе развития экономический рост достигается за счет количественного увеличения факторов производства при неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной эффективности производства. Интенсивный тип экономического роста базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования факторов производства. Это предполагает совершенствование средств и предметов труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных параметров производства, благодаря чему прирост производства обеспечивается преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда.

Характеристика и место подсистем в мировом хозяйстве непрерывно связаны с местом в национальных хозяйствах внешнего сектора, который находит свое выражение в экспорте и импорте товаров и услуг, движении капитала. Она затрагивает направления, меру и формы участия страны в международном разделении труда.

Мировой уровень развития производительных сил, интернационализация производства исключают возможность эффективного ведения хозяйства в рамках замкнутых комплексов. Международный обмен обеспечивает приток недостающих или более дешевых потребительских и капитальных товаров и услуг, а также доступ к дополнительным рынкам сбыта. К основным показателям, характеризующим роль внешнеэкономических связей, относятся экспортные и импортные квоты товаров и услуг, товарная структура внешней торговли, характер участия в международном движении капитала, технологии, рабочей силы, степень открытости (интернационализованности) хозяйства.

Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве, а внешнеэкономические связи усиливаются, при этом внешнеторговый оборот достигает такого уровня, когда он начинает стимулировать общий экономический рост. Считается, что он начинает оказывать стимулирующее и тормозящее влияние на хозяйство с того момента, когда он достигает уровня около 25% к валовому внутреннему продукту.

Весьма важным признаком выделения подсистем выступает величина их экономического потенциала, зависящая не только от уровня развития, но и от масштаба производительных сил, численности населения, размеров территорий, наделенности природными ресурсами. Поэтому такие страны как Китай, Индия, не без основания выделяются рядом исследователей в отдельные подсистемы.

На основании разнообразных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными подсистемами, или метасистемами, являются три группы национальных экономик:

·             Промышленно развитые (капиталистические страны)

·             Страны переходного периода (в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием экономики)

·             Развивающиеся страны

В соответствии с перечисленными критериями эти метасистемы делятся на целый ряд подсистем.

Необходимо иметь в виду, что зачастую крупнейшие мировые организации недостаточно четко следуют вышеназванным критериям, принимая во внимание формальные признаки принадлежности к той или иной группе стран. Так, статистика ООН включает в число развивающихся стран КНР, КНДР, Кубу, а также страны, достигшие относительно высокого уровня развития хозяйства – Бразилию, Республику Корея, Сингапур и т.д. Эксперты же Мирового банка основным критерием выделения тех или иных групп стран считают уровень ВВП на душу населения. С 1988 года в публикациях Мирового банка некогда социалистические страны были отнесены к группе развивающихся стран.

   

2.       Основные социально – экономические особенности развивающихся стран.

Важной характеристикой общности освободившихся государств является нарастающая дифференциация составляющих ее стран. Неравномерность развития на “периферии” мирового капиталистического хозяйства в 60 – 80 гг. была значительно интенсивнее, чем в его “центрах”. Особенно этот процесс усилился, начиная с 70–х годов. Три группы факторов определяют позиции развивающихся стран по отношению друг к другу. К внутренним факторам дифференциации относятся природно–климатические, географические, демографические, экономические и социальные условия той или иной страны. Внешние причины расчленения группы развивающихся стран составляют структурные и циклические кризисы капитализма, а также изменения в движении капитала из империалистических стран в развивающиеся. Все наиболее важным становится фактор глобального масштаба – НТР. По степени использования ее достижений, развивающиеся страны все более отличаются друг от друга.

Дифференциация развивающихся стран происходит по нескольким направлениям. С точки зрения типа социально – экономического развития выделяются две группы государств – социалистической и капиталистической ориентации. К первым относятся Алжир, Ангола, Бенин, Гвинея – Бисау, Конго, Мадагаскар, Мозамбик, НДРЙ, Никарагуа, Сан – Томе и Принсипи, Сирия, Танзания, Эфиопия и др.

Усиливается экономическая дифференциация развивающихся стран по уровням экономического развития и народнохозяйственным структурам, по степени обеспеченности ресурсами и размерами хозяйственного потенциала, по положению в мировом капиталистическом хозяйстве.

Пути социально – экономического развития освободившихся стран различны. Наиболее последовательно ведут борьбу с империализмом освободившиеся страны социалистической ориентации. В таких странах, как Ангола, Афганистан, Конго, Мозамбик, Эфиопия и др., ликвидированы или существенного ограничены позиции иностранного капитала, проводятся мероприятия по устранению господства племенной знати, феодалов и реакционной буржуазии, укреплению государственного сектора, поощрению кооперативного движения в деревне, повышению роли трудящихся в экономической и политической жизни. Эти государства последовательно проводят антиимпериалистическую внешнюю политику, активно расширяют связи со странами социалистического содружества.

Большая часть развивающихся стран идет по капиталистическому пути. В некоторых из них у власти оказалась национальная буржуазия, заинтересованная в подъеме национальной экономики и ослаблении позиций иностранного капитала. Эти государства на мировой арене, как правило, проводят независимый внешнеполитический курс, выступают за достижение экономической независимости от империализма и делают определенные шаги в этом направлении. В другой группе развивающихся стран империалистам удалось поставить у власти проимпериалистическую буржуазию, а в наиболее отсталых из них – даже феодальные и полуфеодальные круги. Но и здесь идет процесс развития капиталистических отношений. Сама жизнь заставляет правящие круги этих стран, проводящих в целом проимпериалистическую линию, осуществлять меры по развитию национальной экономики, иногда и по ограничению власти иностранного капитала. В ряде случаев на международной арене эти страны участвуют в акциях антиимпериалистического характера.

В 70 – 80 годы среди развивающихся стран, идущих по капиталистическому пути, усилилась экономическая дифференциация. Среди них выделилась группа стран, наиболее развитых в экономическом отношении. Это прежде всего ряд стран Латинской Америки – Аргентина, Бразилия, Мексика, приблизившиеся по многим показателям к странам среднего уровня развития капитализма. В этих странах возрос уровень объем промышленного производства и его доля в национальном доходе, укрепились позиции национальной буржуазии. В некоторых появились национальные монополистические группы.

Возрос уровень экономического развития ряда стран и территорий Юго-Восточной Азии. Вместе с наиболее развитыми странами Латинской Америки их сегодня именуют новыми индустриальными странами. К ним относятся Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея. При участии иностранного капитала, занимающего здесь прочные позиции, интенсивно развивается обрабатывающая промышленность. И в настоящее время по экспорту ее продукции “четверка” занимает ведущие позиции среди развивающихся стран.

Экономических успехов добились и другие страны Юго-Восточной Азии – Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Хотя большая часть населения этих стран занята еще в сельском хозяйстве, здесь растет объем промышленного производства и экспорт промышленной продукции, укрепляются позиции национальной буржуазии, а кое – где также выделяется монополистическая прослойка. На Западе эту группу стран Юго-Восточной Азии вместе с менее развитыми странами латинской Америки (Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили) часто называют странами второго яруса (в отличие от новых индустриальных стран).

Особое положение в развивающемся мире заняли нефтедобывающие страны – экспортеры нефти. В эту группу входят страны с разным исходным уровнем развития, разными социально – экономическими и политическими режимами. В таких странах, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар лишь относительно небольшая денег, полученных от экспорта нефти, идет на нужды национального развития. Большая же часть вывозится за границу, преимущественно в развитые капиталистические страны. Страны – экспортеры нефти – играют важную роль на международном рынке ссудных капиталов.

Наряду со странами, где хотя и в противоречивых формах, но наблюдается известный экономический прогресс, довольно большую группу (более 40) составляют наименее развитые страны (страны Тропической Африки, островные государства в Тихом океане, некоторые страны Карибского бассейна). Эта группа стран не обладает запасами полезных ископаемых, в них нет не только обрабатывающей, но и добывающей промышленности. Сельское хозяйство отсталое и малопродуктивное. Сохраняется сильное неравенство в распределении доходов, бедность и нужда огромного большинства населения. Преобладают докапиталистические производственные отношения, хотя и в большинстве этих стран идет постепенное развитие капитализма.

Одной из отличительных черт современного социального – экономического развития стран “третьего мира” является ярко выраженная тенденция к усилению экономической роли государства. Это связано, с одной стороны, с современной общемировой практикой разработки правящими силами и фиксирования в их программах национальных стратегий и долгосрочных целей развития. С другой стороны, у развивающихся стран есть для этого целый ряд присущих только им причин, связанных с необходимостью преодолеть глубокую экономическую отсталость, архаичные социальные структуры, с зависимостью и уязвимостью положения развивающихся стран в системе мирового капиталистического хозяйства. Низкий уровень развития капитализма (во многих странах он соответствует стадии первоначального накопления капитала), к тому же деформируемого влиянием центров мирового капиталистического хозяйства, ставит слишком узкие рамки общественному развитию этих стран. Поэтому государство выступает главной мобилизующей силой целенаправленного развития их экономики. В зависимости от социального – политического выбора оно либо подчиняет эту роль интересам растущего класса национальной буржуазии, либо развивает ее в национальных интересах с прицелом на развитие социальной организации более высокого порядка.

Осуществление программных стратегий развития, разрабатываемых национальными правительствами, предлагает вмешательство государства в экономические и социальные процессы. Это вмешательство происходит в двух формах: в форме прямого участия в общественном воспроизводстве и в форме косвенного регулирования его различных сторон.

Прямое участие государства в воспроизводстве общественного продукта связано с переходом в его собственность части этого продукта и накопленного общественного богатства, в том числе части средств производства. Часть экономики, функционирующая на основе государственной собственности, образует государственный сектор. Косвенное регулирование затрагивает все уклады и секторы экономики, вытекая из основных стратегических установок экономической и социальной политики правящих сил.

Государственное регулирование экономических и социальных процессов в развивающихся странах осуществляется в основном с помощью тех же инструментов и рычагов, что и в развитых странах, - планирования, финансовой, кредитной, налоговой и валютной политики, контроля над ценами, инвестиционного законодательства и других мер административного воздействия.

Среди многообразных средств регулирования центральное место занимает планирование, под которым в широком смысле понимается целенаправленная деятельность государства по регулированию процесса общественного воспроизводства и социальных условий. Планирование включает в себя разработку общей концепции и целей стратегии развития на планируемый период, разработку плана и конкретизирующих его программ, разработку мер по их осуществлению и оценку выполнения.

Широкое распространение планирования в развивающихся странах вызвано тем, что все они сталкиваются в своем развитии с трудностями и проблемами, преодоление которых через механизм стихийного регулирования экономических процессов оказывается невозможным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.