Уровень экономического развития характеризуется также
расходом сырья и энергии на единицу продукции. По мере повышения уровня
экономического развития сокращается расход сырья и энергии и вместо
натурального сырья во всей большей степени используются материалы
промышленного, в основном химического происхождения.
По уровню национального дохода на душу населения
страны делятся на несколько групп:
·
Страны с национальным
доходом на душу населения свыше 9 тыс. долларов (цены 1995 года). Это большая
часть стран Западной Европы (за исключением Албании, Греции и Югославских
республик и др.), США, Канада, Япония, а также Израиль, Южная Корея, Сингапур,
Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты;
·
Страны с национальным
доходом на душу населения от 750 до 8.5 тыс. долларов. Это Греция, ЮАР,
латиноамериканские страны – Венесуэла, Бразилия, Уругвай, Тринидад и Тобаго, а
также Оман, Ливия и др. К ним примыкает большая группа государств, в которую
входят страны Центральной и Восточной Европы;
·
Слаборазвитые страны, в
которых ВВП на душу населения не превышает 750 долларов. Это свыше 60
государств, в том числе Индия, Китай, Пакистан, население каждой из них
превышает 100 млн. человек. Эту группу замыкают Мозамбик, Эфиопия, Танзания,
Сомали, Бангладеш.
Производительные силы функционируют в определенной
системе производственных отношений, которые определяют общий тип социально –
экономического развития. Потому одним из критериев выделения подсистем в
мировом хозяйстве выступает социальная структура экономики, в рамках которой
развиваются отдельные страны и группы. В ее основе лежат характер и формы
реализации собственности, а также связанная с ними отраслевая структура
населения.
Той или иной социальной структуре экономики присуща
определенная последовательность в развитии отдельных сфер хозяйства. С
изменением этой последовательности происходит смещение приоритетов в структуре
воспроизводства, включая распределение национального дохода, поэтому социальная
структура хозяйства в известной мере влияет на формирование целей определенных
периодов развития подсистем.
Немаловажным критерием определения подсистем мирового
хозяйства выступает тип экономического развития, выражающего не только
количественные изменения в производстве товаров и услуг, но и определенные
качественные сдвиги. При экстенсивном типе развития экономический рост
достигается за счет количественного увеличения факторов производства при
неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной
эффективности производства. Интенсивный тип экономического роста базируется на
увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования
факторов производства. Это предполагает совершенствование средств и предметов
труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных
параметров производства, благодаря чему прирост производства обеспечивается
преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда.
Характеристика и место подсистем в мировом хозяйстве
непрерывно связаны с местом в национальных хозяйствах внешнего сектора, который
находит свое выражение в экспорте и импорте товаров и услуг, движении капитала.
Она затрагивает направления, меру и формы участия страны в международном
разделении труда.
Мировой уровень развития производительных сил,
интернационализация производства исключают возможность эффективного ведения
хозяйства в рамках замкнутых комплексов. Международный обмен обеспечивает
приток недостающих или более дешевых потребительских и капитальных товаров и
услуг, а также доступ к дополнительным рынкам сбыта. К основным показателям,
характеризующим роль внешнеэкономических связей, относятся экспортные и
импортные квоты товаров и услуг, товарная структура внешней торговли, характер
участия в международном движении капитала, технологии, рабочей силы, степень
открытости (интернационализованности) хозяйства.
Под открытой экономикой понимается такое хозяйство,
направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом
хозяйстве, а внешнеэкономические связи усиливаются, при этом внешнеторговый
оборот достигает такого уровня, когда он начинает стимулировать общий
экономический рост. Считается, что он начинает оказывать стимулирующее и
тормозящее влияние на хозяйство с того момента, когда он достигает уровня около
25% к валовому внутреннему продукту.
Весьма важным признаком выделения подсистем выступает
величина их экономического потенциала, зависящая не только от уровня развития,
но и от масштаба производительных сил, численности населения, размеров
территорий, наделенности природными ресурсами. Поэтому такие страны как Китай,
Индия, не без основания выделяются рядом исследователей в отдельные подсистемы.
На основании разнообразных критериев в мировом
хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными
подсистемами, или метасистемами, являются три группы национальных экономик:
·
Промышленно развитые
(капиталистические страны)
·
Страны переходного периода
(в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием
экономики)
·
Развивающиеся страны
В соответствии с перечисленными критериями эти метасистемы
делятся на целый ряд подсистем.
Необходимо иметь в виду, что зачастую крупнейшие
мировые организации недостаточно четко следуют вышеназванным критериям,
принимая во внимание формальные признаки принадлежности к той или иной группе
стран. Так, статистика ООН включает в число развивающихся стран КНР, КНДР,
Кубу, а также страны, достигшие относительно высокого уровня развития хозяйства
– Бразилию, Республику Корея, Сингапур и т.д. Эксперты же Мирового банка
основным критерием выделения тех или иных групп стран считают уровень ВВП на
душу населения. С 1988 года в публикациях Мирового банка некогда
социалистические страны были отнесены к группе развивающихся стран.
2. Основные социально – экономические особенности
развивающихся стран.
Важной характеристикой общности освободившихся
государств является нарастающая дифференциация составляющих ее стран.
Неравномерность развития на “периферии” мирового капиталистического хозяйства в
60 – 80 гг. была значительно интенсивнее, чем в его “центрах”. Особенно этот
процесс усилился, начиная с 70–х годов. Три группы факторов определяют позиции
развивающихся стран по отношению друг к другу. К внутренним факторам
дифференциации относятся природно–климатические, географические,
демографические, экономические и социальные условия той или иной страны.
Внешние причины расчленения группы развивающихся стран составляют структурные и
циклические кризисы капитализма, а также изменения в движении капитала из
империалистических стран в развивающиеся. Все наиболее важным становится фактор
глобального масштаба – НТР. По степени использования ее достижений,
развивающиеся страны все более отличаются друг от друга.
Дифференциация развивающихся стран происходит по
нескольким направлениям. С точки зрения типа социально – экономического
развития выделяются две группы государств – социалистической и
капиталистической ориентации. К первым относятся Алжир, Ангола, Бенин, Гвинея –
Бисау, Конго, Мадагаскар, Мозамбик, НДРЙ, Никарагуа, Сан – Томе и Принсипи,
Сирия, Танзания, Эфиопия и др.
Усиливается экономическая дифференциация развивающихся
стран по уровням экономического развития и народнохозяйственным структурам, по
степени обеспеченности ресурсами и размерами хозяйственного потенциала, по
положению в мировом капиталистическом хозяйстве.
Пути социально – экономического развития
освободившихся стран различны. Наиболее последовательно ведут борьбу с
империализмом освободившиеся страны социалистической ориентации. В таких
странах, как Ангола, Афганистан, Конго, Мозамбик, Эфиопия и др., ликвидированы
или существенного ограничены позиции иностранного капитала, проводятся
мероприятия по устранению господства племенной знати, феодалов и реакционной
буржуазии, укреплению государственного сектора, поощрению кооперативного
движения в деревне, повышению роли трудящихся в экономической и политической
жизни. Эти государства последовательно проводят антиимпериалистическую внешнюю
политику, активно расширяют связи со странами социалистического содружества.
Большая часть развивающихся стран идет по капиталистическому
пути. В некоторых из них у власти оказалась национальная буржуазия,
заинтересованная в подъеме национальной экономики и ослаблении позиций
иностранного капитала. Эти государства на мировой арене, как правило, проводят
независимый внешнеполитический курс, выступают за достижение экономической
независимости от империализма и делают определенные шаги в этом направлении. В
другой группе развивающихся стран империалистам удалось поставить у власти
проимпериалистическую буржуазию, а в наиболее отсталых из них – даже феодальные
и полуфеодальные круги. Но и здесь идет процесс развития капиталистических
отношений. Сама жизнь заставляет правящие круги этих стран, проводящих в целом
проимпериалистическую линию, осуществлять меры по развитию национальной экономики,
иногда и по ограничению власти иностранного капитала. В ряде случаев на
международной арене эти страны участвуют в акциях антиимпериалистического
характера.
В 70 – 80 годы среди развивающихся стран, идущих по
капиталистическому пути, усилилась экономическая дифференциация. Среди них
выделилась группа стран, наиболее развитых в экономическом отношении. Это
прежде всего ряд стран Латинской Америки – Аргентина, Бразилия, Мексика,
приблизившиеся по многим показателям к странам среднего уровня развития
капитализма. В этих странах возрос уровень объем промышленного производства и
его доля в национальном доходе, укрепились позиции национальной буржуазии. В
некоторых появились национальные монополистические группы.
Возрос уровень экономического развития ряда стран и
территорий Юго-Восточной Азии. Вместе с наиболее развитыми странами Латинской
Америки их сегодня именуют новыми индустриальными странами. К ним относятся
Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея. При участии иностранного капитала,
занимающего здесь прочные позиции, интенсивно развивается обрабатывающая
промышленность. И в настоящее время по экспорту ее продукции “четверка”
занимает ведущие позиции среди развивающихся стран.
Экономических успехов добились и другие страны
Юго-Восточной Азии – Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Хотя большая часть
населения этих стран занята еще в сельском хозяйстве, здесь растет объем
промышленного производства и экспорт промышленной продукции, укрепляются
позиции национальной буржуазии, а кое – где также выделяется монополистическая
прослойка. На Западе эту группу стран Юго-Восточной Азии вместе с менее
развитыми странами латинской Америки (Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили) часто
называют странами второго яруса (в отличие от новых индустриальных стран).
Особое положение в развивающемся мире заняли
нефтедобывающие страны – экспортеры нефти. В эту группу входят страны с разным
исходным уровнем развития, разными социально – экономическими и политическими
режимами. В таких странах, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар лишь
относительно небольшая денег, полученных от экспорта нефти, идет на нужды
национального развития. Большая же часть вывозится за границу, преимущественно
в развитые капиталистические страны. Страны – экспортеры нефти – играют важную
роль на международном рынке ссудных капиталов.
Наряду со странами, где хотя и в противоречивых
формах, но наблюдается известный экономический прогресс, довольно большую
группу (более 40) составляют наименее развитые страны (страны Тропической
Африки, островные государства в Тихом океане, некоторые страны Карибского
бассейна). Эта группа стран не обладает запасами полезных ископаемых, в них нет
не только обрабатывающей, но и добывающей промышленности. Сельское хозяйство
отсталое и малопродуктивное. Сохраняется сильное неравенство в распределении
доходов, бедность и нужда огромного большинства населения. Преобладают
докапиталистические производственные отношения, хотя и в большинстве этих стран
идет постепенное развитие капитализма.
Одной из отличительных черт современного социального –
экономического развития стран “третьего мира” является ярко выраженная
тенденция к усилению экономической роли государства. Это связано, с одной
стороны, с современной общемировой практикой разработки правящими силами и
фиксирования в их программах национальных стратегий и долгосрочных целей
развития. С другой стороны, у развивающихся стран есть для этого целый ряд
присущих только им причин, связанных с необходимостью преодолеть глубокую
экономическую отсталость, архаичные социальные структуры, с зависимостью и
уязвимостью положения развивающихся стран в системе мирового капиталистического
хозяйства. Низкий уровень развития капитализма (во многих странах он
соответствует стадии первоначального накопления капитала), к тому же
деформируемого влиянием центров мирового капиталистического хозяйства, ставит
слишком узкие рамки общественному развитию этих стран. Поэтому государство
выступает главной мобилизующей силой целенаправленного развития их экономики. В
зависимости от социального – политического выбора оно либо подчиняет эту роль
интересам растущего класса национальной буржуазии, либо развивает ее в
национальных интересах с прицелом на развитие социальной организации более
высокого порядка.
Осуществление программных стратегий развития,
разрабатываемых национальными правительствами, предлагает вмешательство
государства в экономические и социальные процессы. Это вмешательство происходит
в двух формах: в форме прямого участия в общественном воспроизводстве и в форме
косвенного регулирования его различных сторон.
Прямое участие государства в воспроизводстве
общественного продукта связано с переходом в его собственность части этого
продукта и накопленного общественного богатства, в том числе части средств
производства. Часть экономики, функционирующая на основе государственной
собственности, образует государственный сектор. Косвенное регулирование
затрагивает все уклады и секторы экономики, вытекая из основных стратегических
установок экономической и социальной политики правящих сил.
Государственное регулирование экономических и
социальных процессов в развивающихся странах осуществляется в основном с
помощью тех же инструментов и рычагов, что и в развитых странах, -
планирования, финансовой, кредитной, налоговой и валютной политики, контроля
над ценами, инвестиционного законодательства и других мер административного
воздействия.
Среди многообразных средств регулирования центральное
место занимает планирование, под которым в широком смысле понимается
целенаправленная деятельность государства по регулированию процесса
общественного воспроизводства и социальных условий. Планирование включает в
себя разработку общей концепции и целей стратегии развития на планируемый
период, разработку плана и конкретизирующих его программ, разработку мер по их
осуществлению и оценку выполнения.
Широкое распространение планирования в развивающихся
странах вызвано тем, что все они сталкиваются в своем развитии с трудностями и
проблемами, преодоление которых через механизм стихийного регулирования
экономических процессов оказывается невозможным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|