рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль государства при переходе к рыночной экономике

Такое распределение средств в силу различной ситуации в землях приводит к возникновению более или менее значительных различий в области доходов. Поэтому Основной закон предусматривает обеспечение специальным федеральным законом финансового выравнивания между более сильными или более слабыми в финансовом отношении землями, которое должно учитывать финансовые возможности и финансовые потребности земель.

Конкуренция воспринимается не только как экономический термин. На самом деле конкуренция присутствует во всех областях жизни человека. Без нее, понимаемой как стремление, как минимум, не отстать от других, идущих к одной и той же цели и, по возможности, превзойти их, можно было бы обойтись только при абсолютно достаточном количестве наличных средств для удовлетворения духовных, культурных и физических потребностей, т.е. при отсутствии желания превзойти других, помериться с ними силами. На самом деле конкуренция была и есть везде и всегда, изменяется лишь ее форма и величина.

В Германии закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году под названием «Основной закон социального рыночного хозяйства». Само название этого закона говорит о важности роли, которую играют основанные на конкуренции экономическая система и порядок, регулирующий конкуренцию как инструмент управления социальным рыночным хозяйством. Тем не менее, в Германии существует порядок, регулирующий конкуренцию, который призван обеспечить достижение внутрихозяйственных, социальных, внешнеполитических и неэкономических целей. Можно определить основные из этих целей.

1. Обеспечение экономического роста.

2. Содействие техническому прогрессу.

3. Управление производством с помощью хозяйственных субъектов.

4. Обеспечение экономической и социальной стабильности.

5. Достижение и обеспечение социальной справедливости.

В условиях такой общественной системы вероятность реализации справедливого порядка больше, чем там, где цели общества, человеческой деятельности, производство, зарплаты и цены фиксируются централизовано и где определение наилучшего благосостояния не реализуется через механизм конкуренции.

Там, где есть конкуренция, т.е. где имеется нехватка и не все способны достичь одной и той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Такая ситуация может легко породить неприязнь и вражду. Вполне объяснимой представляется попытка недобросовестными способами, противоречащими коммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели, чтобы тем самым обеспечить преимущество для самого себя. Для защиты интересов разных сторон призваны законы, регулирующие отношения между людьми в процессе конкуренции.

1. Закон о недобросовестной конкуренции.

2. Закон о правовом регулировании Общих условий заключения сделок.

3. Закон о скидках.

4. Положение о премиях, прилагаемых к покупкам.

5. Закон о товарных знаках.

6. Закон о патентах.

В Германии определены следующие принципу, которым должна отвечать конкуренция:

1        Добросовестность;

2        Акцент на конкуренцию в области цен и качества;

3        Четко выраженные достоинства предлагаемого товара, а именно в отношении цены и в отношении отличий конкретного предложения от предложений других фирм;

4        Дифференциация продукта с помощью юридически защищенных товарных знаков и марок;

5        Сдерживание конкуренции путем создания ограниченных товарными знаками и патентами юридически признанных монополий.

Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Номы социальной защиты разделены на направления:

1.     Нормирование защиты работающих по найму.

2.     Нормирование в отношении устава предприятия или фирмы.

3.     Нормирование в области рынка труда.

4.     Система социального страхования.

5.     Социальная помощь.

6.     Социальная политика жилищного строительства и жилищный рынок.

7.     Помощь семьям.

8.     Помощь в получении образования.

9.     Трудовые и социальны суды.

         Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами и служат принципам социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая социальную защищенность населения.



3.2. Модель экономического развития новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона





Стремительное развитие новых индустриальных стран (НИС) Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, Гон­конга, Сингапура, Тайваня и Южной Кореи, приковывает внимание специалистов в области мировой эко­номики. Сегодня эти страны с высоки­ми темпами роста экономики рассматриваются как следующие по кон­курентоспособности после стран «большой семерки».

Объём внешней торговли НИС характеризуется высокими темпами. Экспорт этих стран вырос не только за счет трудоемких отраслей, но и за счет капиталоёмкой и наукоёмкой продукции. Доля НИС в мировом экспорте последние 30 лет увеличилась более чем вдвое – с 2,5 % до 6,4 %. Торговый дефицит США с новыми индустриальными странами Азии больше, чем со всеми странами Европейского союза; в пересчете на единицу ВНП НИС экспортируют в США товаров и услуг в 3 раза больше, чем страны ЕС. На эти страны приходится более половины торгового дефицита США. “Новые” страны АТР представляют наиболее значительную угрозу американским компаниям на перспективу. Соответственно, ведущие страны Запада заинтересованны в ослаблении азиатских конкурентов через кредиты МВФ. Отношение экспорта и внутреннего валового продукта составляет в Южной Корее 31,6, Сингапуре – 226,0, Гонконге – 135,0, Тайване – 47,7.

Общий товарный экспорт развивающихся стран

в том числе:

1970г.

1980г.

2003г.


100


100


100

НИС

9.9

13.0

37.5

Китай

2.9

3.1

9.4

из них:

А. Экспорт промышленных изделий

в т. ч.


100


100


100

НИС

35.5

51.8

56.7

Китай

10.8

7.5

12.4

Б. Экспорт машин и оборудование в т. ч


100


100


100

НИС

37.7

57.0

65.1

Китай

1.1

1.7

6.4


         В странах АТР показатели дохода на душу населения, темпов роста, производительности труда, заработной платы и доли фонда накопления в ВНП показывают картину постоянного роста в условиях низкой заработной платы и одновременно высокой производительности труда, что ведет к росту конкурентоспособности. НИС используют самую современную, передовую технологию, их структура затрат похожа на американскую, и в тоже время они имеют квалифицированную дешевую рабочую силу. Общим для всех четырех стран является ориентация на экономический рост, готовность много трудиться, предпринимательство, дисциплинированную и достаточно квалифицированную рабочую силу, высокий уровень образования. Усиливающая роль НИС в мировой торговле и передовом промышленном производстве приводит к усилению кооперации и интеграции внутри данной группы.

         Для интеграции внутри АТР характерны некоторые тенденции.

         1. Процессы интеграции в области внешней торговли проходят значительно быстрее, чем в области международного переплетения долгосрочных вложений функционирующего капитала;

         2. Усиливающаяся активность японских инвестиций создает эффект мультипликатора и сопровождается возникновением новейших технологических отраслей в странах региона, что вызывает рост внешнеторговых потоков;

Ведущим инвестором в регионе является Япония, с которой страны АТР связаны больше, чем друг с другом;

         3. Либерализация миграции капитала, как встречной торговли, не продвинулась настолько, чтобы в развивающихся странах региона возникли взаимные интеграционные комплексы (лишь Япония, отчасти Китай и Сингапур способны играть ведущую роль в интеграционных процессах). Ограниченные возможности АСЕАН служат достаточным свидетельством этого;

         4. Интеграция в АТР находится пока на начальной стадии. Здесь лишь начинают возникать интегрированные комплексы, охватывающие промышленно развитые и некоторые развивающиеся страны региона и, прежде всего НИС. Вместе с тем ускоренное развитие взаимной торговли, инвестиций и производства при условии межгосударственного регулирования этих процессов может привести к реальному созданию зоны свободной торговли и дать толчок к формированию более интегрированных комплексов.

         Ведущим звеном в азиатской интеграции является Япония, экономическую модель которой копировали все новые индустриальные страны АТР, в особенности японский опыт 50-60-х гг., когда страна активно проводила политику экспортной ориентации. В середине 70-х гг. японская модель стала изменяться в сторону увеличения объемов вывозимого капитала и межгосударственной производительной кооперации в азиатско-тихоокеанском регионе.

Резкое повышение курса иены в конце 80-х гг., вызванное активным сальдо платежного баланса, создало необходимые предпосылки для превращения Японии в крупнейшего в мире инвестора, обеспечивающего условия интернационализации и регионализации иены. Горизонтальное разделение труда особенно стремительно идет между Японией и ее соседями – НИС и странами АСЕАН. Это сопровождается значительными изменениями в структуре промышленности: сворачиванием или выводом в другие государства нерентабельных предприятий, сосредоточением в стране высокотехнологичных производств.

         Лидерство Японии в регионе, связанное с масштабным вывозом капитала, существенно изменяет экономические модели новых индустриальных стран, которые, имея общую с Японией картину экономических реформ и хозяйственного устройства, начинают образовывать азиатско-тихоокеанский рынок, схожий по своим параметрам и потенциалу с рынком Европейского союза.

Рассматривая основные предпосылки успешного развитие экономических моделей Японии, новых индустриальных стран в целом, можно назвать одним из первых факторов их выгодное географическое положение, создавшее объективное преимущество для развития внешней торговли и транспортных сетей. Одним из важнейших факторов развития экономических моделей Японии и НИС явилась дешевая квалифицированная рабочая сила. В настоящее время этот фактор полностью исчерпал себя, поскольку средняя заработная плата в данных странах соизмерима с аналогичным показателем в развитых странах мира. В свою очередь, это привело к структурным изменениям в Японии и НИС, а именно к вывозу капитала, размещению трудоемких отраслей производства в бедных странах АСЕАН, созданию приоритетов развития наукоемкой и высокотехнологичной промышленности в собственных странах.

     Следующий блок факторов связан с созданием условий для благоприятного инвестиционного климата в Японии и новых индустриальных странах. К этим условиям относятся: льготное налогообложение, свободный ввоз и вывоз капитала, накопление золотовалютных запасов, льготное кредитование и субсидирование, создание специальных экономических зон торговли и промышленного производства, льготное таможенное обложение, развитие производственной и социальной инфраструктуры, финансовая стабилизация и укрепление местных валют, государственная поддержка экспортно ориентированных отраслей. Все это сделало возможным привлечение крупных заемных средств и льготной иностранной помощи для структурной модернизации экономики и проведения ее широкомасштабной индустриализации.

Все экономические модели были основаны на пос­ледовательном проведении государством политики по­этапного перехода от аграрной структуры экономики к высокотехнологичному промышленному производству. Начальные этапы реформирования экономик основы­вались на структурных преобразованиях в области аг­рарного сектора, которые привели к созданию слоя фермерс­ких хозяйств/слоя сельскохозяйствен­ных арендаторов (Китае). Высвободившаяся в результате рефор­мирования аграрного сектора рабочая сила направля­лась на основные отрасли промышленности начального периода: легкая, текстильная, пищевая и др. Развитие высокорентабельных отраслей на первых этапах проведения реформ позволило создать необходимый фунда­мент для освоения высокотехнологичных, наукоем­ких производств. Постепенно нарастал крен в сторону перехода от преобладания трудоемких отраслей про­мышленности к высокотехнологичным и наукоемким. Развитие промышленности отвечало поэтапным зада­чам реформирования экономики: переходу от первоначально выбранной модели импортозамещения продукции, после ее исчерпания к стратегии экс­портной ориентации промышленного производства.

Заметную роль играло государство в эффективном распределении ресурсов, главной целью которого было достижение гибкости рынка рабочей силы и повышение конкурентоспособности экономики. Жесткая ори­ентация на экспорт предполагала жесткую конкурен­цию, не допускала превышения внутренних цен на промышленные ресурсы уровня цен на мировых рын­ках. Правительства НИС активно вмешивались в эко­номику с целью протекционизма отечественной про­мышленности. Импорт контролировался в целях защи­ты стратегически важных секторов экономики с выде­лением компенсационных дотаций экспортным отрас­лям промышленности, обеспечивалось льготное креди­тование предприятий-экспортеров.

Учитывая низкую эластичность спроса на сырье на ми­ровых рынках, страны-экспортеры природного сырья решают задачу изыскания дополнительных экспортных ресурсов, за счет которых можно избежать ослабления собственных позиций в международной торговле и обес­печить эффективное участие в международном разде­лении труда.

         Внедрение в производство достижений научно-тех­нического прогресса в развитых странах мира, широ­кое освоение ими новых высокотехнологичных отрас­лей параллельно с внедрением новых технологий в тра­диционные отрасли приводит к резкому и качествен­ному по своему характеру подъему производительнос­ти труда. Но все это делает затруднительным дальней­шее эффективное использование развивающимися стра­нами такого собственного преимущества, как дешевая рабочая сила. Тенденция сниже­ния удельного веса заработной платы на единицу про­мышленной продукции развитых стран мира позволя­ет говорить о снижении конкурентоспособности про­дукции развивающихся стран, связанной с использова­нием фактора дешевизны рабочей силы. Обеспечивая резкое увеличение производительности труда, новые технологии уменьшают значимость данного фактора, и на это уменьшение также действует рост стоимости рабочей силы в развивающихся странах. Следует отме­тить, что на мировых рынках тенденция выпуска ка­чественных товаров в последнее время оттесняет на зад­ний план стоимостные характеристики товара, что так­же принижает роль дешевой рабочей силы.

Важнейшие изменения последних лет в экономи­ке развитых стран за счет привлечения новых техноло­гий ведут к уменьшению материало- и энергоемкости на единицу продукции, росту удельного веса добавлен­ной стоимости в товарах, производимых по новым технологиям. Все это делает важнейшим для оптимально­го и эффективного развития экономики обеспечение диверсификации экспорта в сторону производства го­товых изделий, машин и оборудования по новейшим технологиям с использованием собственных преиму­ществ и преимуществ международного разделения тру­да.

Основное направление развития экономики в раз­вивающихся странах делается на оптимальное исполь­зование совокупности факторов преимущества новей­ших высокопроизводительных технологий, имеющих­ся природных богатств и дешевизны местной рабочей силы. Доля готовых изделий в экспорте развивающих­ся стран постоянно растет. Безусловно, лидерами в данном на­правлении являются новые индустриальные страны АТР и Китай.

В этой связи значимость экспансии новых индустриальных стран, обеспе­чивающих возрастание собственной доли на мировых рынках готовых промышленных изделий и особенно машин и оборудования, для национальных экономик огромна, поскольку на фоне мировых тенденций сни­жения материалоемкости продукции и увеличения до­бавленной стоимости данная экспансия позволяет фор­сировать темпы развития экономики НИС.

Опыт реформ в новых индустриальных странах показывает, что решающим фактором реформирования экономики выступало и выступает государственное ре­гулирование макроэкономических процессов с исполь­зованием и административных, и рыночных методов управления экономикой.

Таким образом, единая модель рыночной экономики для современных странах неприемлема. Отталкиваясь от классических принципов рынка, каждая страна выбирает для себя наиболее подходящие принципы и условия. Как результат - возникновение и функционирование специфических экономических моделей развития.

Заключение.


 Соотношение государство - рынок и экономическое развитие - достаточно сложная дилемма.

 В устоявшихся представлениях деятельность рынка направлен на создание баланса между спросом и предложением, тогда как государство отвечает за гармонизацию всего общественного развития, в том числе, развитие экономики. Однако ни государство, ни рыночный механизм самостоятельно не могут решить проблемы экономического развития. В этом случае возникают ситуации, когда фиаско терпит и рынок, и государство. Иначе говоря, рынок и государство взаимосвязаны. Вместе с тем, эта зависимость не всегда позитивна.

 Так, попытка государства "оседлать" рынок может обернуться рядом негативных процессов в социально - экономическом плане, общественном производстве. Не исключено коренное преобразование самого государства. В то же время современный рынок требует демократизации внутренней системы государства, снижения роли командного управления, приведения к оптимизации соотношений администрирования на иерархической основе и демократической активности структуры.

 Весьма полезной для всех субъектов экономики будет следующая модель отношений: если рыночные отношения активизируют предпринимательство на создание избытка товаров, услуг и т.д., то государственное регулирование должно воздействовать на развитие производства в пределах максимально полезного объема не только данного предприятия, но и отрасли в целом. В то же время государственное регулирование не должно вытеснять рыночный механизм. Следовательно, только оптимальное соотношение взаимодействия рынка и государства могут обусловить нормальное развитие рыночной экономики. В этой ситуации рынок и государство предстают как две противоположные части единого, целостного процесса.

 Рассмотрение содержания функционирования государственного механизма в современных странах позволяет выявить различные стороны процесса регулирования рыночных отношений в экономике.       

 Одним из аспектов, раскрывающим содержание механизма функционирования государства, выступает определение цены государства как общественно необходимой величины. Проблема государственного регулирования переходной экономики также связана со стимулированием всех субъектов в зависимости от их вклада в развитие экономики и общества. Научная основа ценообразования, налогообложения позволит в переходный период стабилизировать экономическое положение. Справедливое перераспределение также является необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования рыночных отношений.

 Наконец, важной составляющей выступает проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития экономики механизма государственного регулирования. Адаптация национальной экономики к мирохозяйственным процессам особо значима для нашей страны. Необходимость в ней обусловлена не только углублением и расширением интеграционных процессов между современными государствами. Непосредственным результатом новой стратегии, новых механизмов видится экономический рост, решение назревших социальных проблем. В соответствии с положениями национальной Стратегии "Казахстан - 2030" обеспечение экономического роста является стратегическим приоритетом.

1. Нормативно - правовые акты

 

1.1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 01 марта. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии.


2. Специальная литература


  2.1. Айнабек К. С. Теория рыночно экономики: Учебное пособие. - Алматы: Жеты жаргы, 2004. - 376 с.

  2.2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. – Москва: Высшая  школа, 1993. – 224с.

  2.3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – Москва: Юрайт, 1999. – 384с.

  2.4. Елемесов Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок. – Алматы: Каржы-каражат, 1997. – 100с.

  2.5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: “Владос”, 1996г.

  2.6. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. М.: Владос, 1998г.

  2.7. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. М.: Высшая школа, 1995г.

  2.8. Реформирование экономики Казахстана: проблемы и их решение./ Под ред. М. Б. Кенжегузина. Алматы, 1997. Том 1.

  2.9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – Москва: Дело, 1999. – 864с.

2.10. Хан И. Г. Политология. Учебное пособие. Алматы, 2000. - 337с.

2.11. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. Киров “АСА”,1995г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.