рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль малых городов в экономике России

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, хронической дотационностью, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды. Как следствие, для ЖКХ в целом характерна неэффективная работа предприятий, высокая степень износа основных фондов, большие потери энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.


2. 3.4 Проблемы городского управления

Большинство проблем управления городом возникает из-за отсутствия представления о городе как об объекте управления. Каждый город – это сложнейший социально-экономический организм, имеющий уникальные характеристики, особый характер отношений с внешней средой. Построение системы управления городом позволяет команде менеджеров наилучшим образом распоряжаться городскими ресурсами, выбирать основные инструменты управления, формировать социально-экономическую политику города.

Переход российских городов к местному самоуправлению оставил открытыми множество вопросов, связанных с городским управлением .Неясно в  чем состоят главные функции городской администрации, каковы критерии эффективности ее работы ,по каким критериям измеряется качество управления территорией. Отсутствуют четкие и однозначные ответы на данные вопросы ,создаются серьезные препятствия на пути качественного муниципального управления и позволяет городским чиновникам принимать решения по тем или иным вопросам, которые не всегда адекватны интересам города.

Один из критических факторов, определяющих эффективность городского управления в российских городах, - квалификация муниципального менеджмента. Распределение кадров в сфере городского управления неравномерно. Оно не в пользу малых городов. Для высококвалифицированных менеджеров работа в большом областном центре предпочтительнее, чем работа в администрации районного центра. Для многих из них участие в местных выборах – это не самоцель, а всего лишь стартовая площадка для удовлетворения карьерных амбиций в вышестоящих государственных структурах. Происходит «вымывание» кадровых управленческих ресурсов из малых городов.

Полномочия местного самоуправления позволяют городским властям самостоятельно выстраивать политику перспективного развития города, используя при этом разнообразные управленческие технологии. Двумя приоритетными направлениями деятельности городских администраций являются, во-первых, развитие новых, внутригородских источников пополнения доходной базы бюджета, а во-вторых, эффективное использование уже имеющихся финансовых и других ресурсов[12].


2.4 Обобщенные проблемы малых городов России


Практически для всех малых городов характерны следующие общие социально-экономические проблемы:

n    недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов;

n     низкий технический уровень основной массы производственных объектов;

n    слабое использование местных  ресурсов  и возможностей (более 30% малых городов располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их лишь 2%); 

n    утрата традиционных  производственно-трудовых навыков населения, исчезновение самобытных  производств,  основанных  на  широком вовлечении своих   минерально-сырьевых,   лесных,   сельскохозяйственных и других ресурсов;

n      рост  числа лиц,  нуждающихся в трудоустройстве:  молодежи, лиц предпенсионного возраста,  кадров,  освобождаемые  в связи с сокращением объемов производства;  закрытием предприятий, связанных с добычей и первичной  переработкой  топливных, минерально-сырьевых ресурсов;

n     диспропорции в  развитии  производственной  и  непроизводственной сфер,  отставание в развитии жилищно-коммунального хозяйства, невысокое качество городской среды.

В  крайне  острую  проблему  превращаются   вопросы использования городских территорий,  а также земель, прилегающих к городам.  Это требует скорейшего принятия мер по регулированию земельных отношений,  регламентации землепользования с учетом интересов перспективного развития городов.

Некоторые из этих проблем имманентно присущи малым городам и являются их специфическими чертами. Например, для малых городов характерна “усеченность” образовательного комплекса, отсутствие, за редким исключением, ВУЗов, что приводит к почти безвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи в более крупные города. Отличительной чертой среды малых городов является также ограниченный набор мест приложения труда и незначительное их профессиональное разнообразие.  Поэтому значительная часть населения малых городов, при возможности трудоустраивается в близлежащих более крупных городах. Острой проблемой в условиях России является транспортно-коммуникационная отдаленность значительной части малых городов от  основных центров социально-экономической активности.  75% малых городов расположены на расстоянии свыше 80 км от областных центров,  в том числе 10% - свыше 500 км; более 20% городов удалены от железных дорог, а около 10% не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; менее 40% городов имеют обеспеченность телефонами,  близкую к нормативной;  в зоне неуверенного приема телевидения до сих пор находится 5% городов.

Для малых  городов  характерен  относительно  низкий уровень развития городской среды. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерного  оборудования,  как  правило,  не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания. Обеспеченность  всеми  видами  благоустройства в малых городах не превышает обычно 60%, а твердое покрытие имеют лишь половина улиц и дорог.

Малые города значительно отстают от городов других  категорий по уровню развития сферы обслуживания и разнообразию набора предлагаемых населению услуг.

В значительной части малых городов сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения.

За редким исключением среда исторических городов находится в тяжелом состоянии,  ценное  историко-культурное наследие разрушается, многие памятники зодчества уже потеряны,  а города лишаются своего индивидуального  архитектурного облика и своеобразия.  По сравнению с большими и  средними  городами  малые города, особенно расположенные в "глубинке", как правило, менее готовы к внедрению инноваций, их население отличается особым укладом жизни, устойчивыми, достаточно консервативными психологическими  установками.  Вместе  с  тем   более тесная связь  жителей  таких  городов  с  сельской местностью, высокая доля лиц, имеющих подсобное хозяйство, позволяет легче решить проблему физического выживания в условиях кризиса. В то же время малые города, расположенные в составе крупных городских агломераций, города-научные центры, транспортные узлы имеют более благоприятные условия для развития и трансформации.

В последние годы  появилось много новых негативных моментов, ухудшающих и без того нелегкую социально-экономическую ситуацию в малых городах.

Прежде всего, это постоянный и скачкообразный рост стоимости энергоносителей, что приводит к  разрыву жизненно важных для многих малых городов транспортных  связей с крупными центрами. Особенно это ощутимо для  городов, в которых расположены филиалы предприятий и объединений с головными производствами  в крупных городах, зачастую, других регионов.

Второй фактор, препятствующий развитию  малых городов, - это концентрация капитала, инвестиций, в том числе иностранных, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Степень этой  концентрации  настолько  высока, что по мнению региональных бизнесменов и властей, это препятствует  развитию даже региональных центров, не говоря уже о малых городах.

Третьим неблагоприятным фактором развития для малых  городов запада Европейской части России, Поволжья, юга Урала и Западной Сибири стало их новое приграничное положение. Десятки малых городов неожиданно очутились на периферии, в новых "медвежьих углах" страны.


2.4.1 Традиционализм и новации

И все  же коренная причина плачевного состояния малых городов, - это порочность остающихся основополагающими  принципов  государственного строительства. Пока российское государство, будет построено на недемократических принципах, "сверху вниз", никогда местного самоуправления  в стране не будет и проблемы малых городов так до конца и не будут решены.

Провозглашенное в Конституции РФ местное самоуправление,  только декларировано, но не имеет необходимой базы для саморазвития. Действующая практика исходит во многом из устаревших принципов  организации  власти  на местах,  сохраняет многие основные черты и недостатки многоуровневой административно-командной  структуры управления,   существенно   ограничивает   полномочия  местных представительных и исполнительных органов, неудовлетворительно решает вопросы распределения компетенции между городским уровней, уровнями управления субъектов федерации и федеральным уровнем, препятствует самостоятельности городских органов власти в формировании местного бюджета и превращении его в основу финансовых ресурсов   города,  в  закреплении  за  городом  муниципальной собственности, в активном влиянии на процесс приватизации. Негативное влияние на социально-экономическое развитие оказывает сохранение за преобладающей группой небольших городов  статуса "города районного подчинения".

Подлинно демократическое государство и открытое гражданское общество может быть построено только от интересов человека, его  профессиональных, конфессиональных, культурных и иных  объединений по интересам, и в первую очередь, от территориальных  общин - первичных ячеек местного самоуправления. Поэтому в  процессе  трансформации  экономики и общественной жизни  малые города должны сыграть особую роль “модельную” роль в организации социума, его взаимодействия с бизнесом и властью.

По-новому видятся функции малых городов и в системе народного хозяйства страны  и  своего  региона. Власти каждого малого города, помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должен представлять их город в новой социально-экономической ситуации, каковы  его  новые функции, в чем будет его привлекательность, которая поможет привлечь сюда  деньги и создать устойчивую финансовую и экономическую базу[10].

3 Будущее малых городов


3.1 Экономический аспект малых городов


Выживание малых городов в современных условиях не может исходить из традиционной ориентации только на уже имеющиеся предприятия при сохранении их специализации. Во-первых, потому что в таком случае перспективная ориентация экономики города уже оказывается заданной, он целиком и полностью зависит от развития существующих отраслей и предприятий. Во-вторых, ориентация на имеющиеся предприятия предполагает скорее зависимость от отраслевого управления, чем надежды на комплексное использование всех факторов, в том числе и регионально-территориальных. Использование, наряду с отраслевым и производственным, территориального потенциала малого города по-новому ставит вопрос о материальных основах и перспективах его развития.

В настоящее время ситуация во многих малых городах определяется ориентацией на конкретную отрасль или даже отдельное предприятие. От них зависит занятость населения, они диктуют масштаб и качество производственной и социальной инфраструктуры, состояние жилья и т.п. Они определяют и менталитет населения, которое длительное время отдавало приоритет в организации производственной сферы государству, а себе оставляло лишь потребительские ориентиры.

Постепенно происходит адаптация населения к новым реалиям,меняются его представления о ценностях. При переходе к рынку у людей появляются стремления реализовать производственные интересы, основанные на собственном хозяйстве. Меняется выбор предпочтений в использовании личных доходов. Они начинают направляться на развитие производства, выкуп производственных ресурсов, недвижимости, имущества. В экономике происходит переориентация населения на негосударственные хозяйственные формы, участие в приватизации, предпринимательстве. Возможности и значение негосударственного сектора возрастают. Однако его развитие в малом городе возможно только при поддержке местной властью, функции которой существенно расширяются.К настоящему времени определилась многовариантность направлений деятельности местной власти в малых городах.

Во-первых, если в городе удачно найдена специализация основного предприятия, то только сочетание усилий его руководства и местной власти может защитить интересы населения, поскольку действующая система налогообложения и формирования местного бюджета практически не оставляет средств на развитие территории и производства. Город (и предприятие) автоматически становятся "донорами" для других территорий без каких-либо легитимных средств на собственное воспроизводство.

Во-вторых, местные органы власти многофункционального малого города с разнообразными формами собственности на объекты производства, социального и коммунального хозяйства нередко создают корпорацию, главные цели которой — аккумуляция крупных инвестиций на развитие производственной и социальной инфраструктуры, организацию транспорта, а также на другие масштабные проекты (развитие производства, строительство жилья, рекреационное освоение территорий, создание экологической защиты и т.п.).

В-третьих, для определенной группы малых городов достаточно типична пространственная организация хозяйства города, базирующаяся на максимальном использовании возможностей каждого домашнего хозяйства (на базе усадебной застройки и прилегающих к ней участков Земли. Однако реализация в полной мере названных и иных направлений развития малого города возможна только при условии организации местной власти на основах самоуправления. В таком случае принципиальной позицией власти малого города становится не сама по себе активная хозяйственная деятельность муниципалитета, направленная на создание предприятий, приносящих прибыль (хотя согласно новому законодательству, это не только возможно,но и необходимо), а укрепление бюджета путем стимулирования хозяйственной деятельности на своей территории, разумной местной налоговой политики, операций с недвижимостью, использования муниципальной собственности.

Малый город является социально-территориальной общностью,масштабы которой соответствуют именно развитию самоуправления, организации его многообразных форм, отвечающих местным условиям и интересам населения[7].


3.2 Основные направления развития малых городов России


Стратегическими направлениями развития малых городов могут стать: усиление их роли как центров тяготеющих районов, в том числе сельскохозяйственных, рекреационных, лесопромышленных; перепрофилирование в тех случаях, когда сложившаяся специализация неэффективна в новых рыночных условиях; усиление их роли как структурных центров в агломерациях крупнейших городов (транспортных узлов, мест размещения промышленных предприятий, выводимых из главного города или взаимосвязанных с предприятиями главного города — центра агломерации, рекреационных и других обслуживающих центров либо дополняющих хозяйственный комплекс агломераций и т.д.); развитие функций, опирающихся на сложившийся потенциал города, в особенности квалифицированные кадры; развитие прежде всего и исторических городах и городах, обладающих особенно благоприятными для этих целей природными условиями и памятниками истории и культуры. Важными механизмами роста малых и городов являются всемерное развитие малого бизнеса, привлечение инвестиций в результате продуманной системы маркетинга и умелого проведения мероприятий по всестороннему улучшению имиджа города, широкое использование органами субъектов Федерации и местными властями налоговых льгот и других мер поддержки предприятий и направлений бизнеса, наиболее перспективных в условиях данного города.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.