Романтическая концепция искусства на примере творчества В.-Г. Вакенродера
Содержание
Введение
2
1. Роль «иенской школы» в культуре Германии
4
1.1. Возникновение иенской школы
5
1.2. Исторические корни романтизма 6
1.3. Основные особенности идейных исканий
представителей иенской школы
7
2. Романтическая концепция искусства 12
3. Трагизм художественного существования в «Фантазиях
об искусстве В.-Г. Вакенродера»
14
3.1. Проблема свободы художника
15
3.2. Проблема одиночества художника
16
3.3. Идеальное искусство и проза жизни
18
Заключение
22
Список использованной литературы
24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы
обусловлена интересом к романтическим воззрениям и идеалам во многих областях
современного научного знания. Интерес обусловлен тем, что романтическая школа
возникла на стыке времен, когда разрушалось одно общество и строилось новое;
романтический протест был вызван разочарованием в той новой действительности,
на которую возлагало надежды человечество, но которая также оказалась далекой
от справедливости. Эта проблема актуальна и в наши дни, поскольку остается
нерешенным вопрос о том, приближает ли общественный прогресс человечество к
справедливости, к идеалу, или наоборот отдаляет от него? Для художника
механический прогресс является, бесспорно, трагичным. Обращение к творчеству В.-Г.
Вакенродера с целью исследования трагичности художественного существования в
раннем немецком романтизме обусловлено тем, что именно этот романтик посвятил
все свое творчество личности художника, наиболее полно раскрыв трагическое
противоречие идеала и действительности.
Новизна работы состоит в
исследовании явления трагичности художественного существования на материале
творчества В.-Г. Вакенродера, до сих пор не становившегося объектом
специального исследования в аспекте культурологии. Творчество Вакенродера,
имевшее столь значительное влияние не только на культуру Германии, но также
представлявшее большой интерес для русских мыслителей и деятелей культуры XVIII века ( в том числе и для А.С.
Пушкина), очень мало изучено, как в России, так и на его родине в Германии.
Известный исследователь немецкого романтизма Н.Я. Берковский в своем
исследовании «Романтизм в Германии» упоминает о Вакенродере лишь как о друге Л.
Тика, а величайший немецкий гений Г. Гейне в своей работе «Романтическая школа»
вспоминает о нем, как о «некто Вакенродере», написавшем рассказы, изданные Л.
Тиком.
Целью данной работы является
описание культурологического феномена трагичности художественного существования
в раннем немецком романтизме (на материале творчества В.-Г. Вакенродера).
Поставленной цели
соответствуют следующие задачи:
- рассмотреть
роль «иенской» романтической школы в культуре Германии, описав ее исторические
корни и основные особенности идейных исканий ее представителей;
- описать
концепцию искусства, созданную романтиками и играющую в ней роль художника
-
проанализировать творчество В.-Г. Вакенродера и рассмотреть феномен трагичности
художественного существования, выраженный в ряде идейно-эстетических тем его
творчества.
В качестве основных
методов и приемов исследования в работе использовались аналитический,
описательный и сопоставительный методы.
Было
проанализировано творчество В.-Г. Вакенродера, были описаны и сопоставлены
точки зрения различных исследователей в области культурологии, эстетики,
философии по данному вопросу, а также проанализирована литература, посвященная
немецкому романтизму.
1.
РОЛЬ «ИЕНСКОЙ ШКОЛЫ» В КУЛЬТУРЕ ГЕРМАНИИ
В конце XVIII столетия складывается группа
передовой творческой интеллигенции, оказавшая огромное влияние на духовную
жизнь не только Германии, но также и за ее пределами. Впоследствии она была
названа «иенской школой». Ее членами являлись, по преимуществу, молодые люди,
которые пропагандировали новые смелые идеи, противоположные принципам просветительской
идеологии.
О роли этой
творческой группы в культуре Германии и культуры вообще может
свидетельствовать, например, концепция известного российского исследователя
немецкой литературы, Н.Я. Берковского, согласно которому весь ранний немецкий
романтизм можно свести к иенской школе, и именно на этот период приходится
расцвет романтизма.[1]
Генрих Гейне в
своей работе «Романтическая школа» говорит о иенской школе как о романтической
школе вообще. [2]
Автор работ по эстетике искусства О.А. Кривцун также говорит о представителях
иенской школы (Вильгельме Генрихе Вакенродере, Людвиге Тике, братьях Августе и
Фридрихе Шлегелях, Новалисе, Гофмане) как о представителях немецкого романтизма
в целом.[3]
Из этого можно
заключить, что иенская школа и творчество ее представителей имели определяющее
значение для развития романтизма и для культуры в целом.
1.1.
Возникновение
иенской школы
Н.Я. Берковский,
говоря о причинах образования романтической школы именно в Иене, особо отмечает
роль пользовавшегося славой Иенского университета, в котором преподавал Шиллер
и продолжал преподавать Фихте, и для которого существенным фактором являлась
близость Веймара. Веймар был местом жительства Гете и Шиллера, Гердера и
Виланда, и в силу этого являлся культурной столицей Германии.[4]
В 1790 году в
Иене обосновывается Август Шлегель. Затем, в 1799 году поселяется здесь также и
Фридрих Шлегель. К тому времени братья Шлегели стали уже известными
литераторами и завоевали в Германии достаточно масштабную читательскую
аудиторию. Вокруг Шлегелей, утверждающих новое направление в литературе,
образуется своеобразный кружок идеологической оппозиции, и их дом в Иене
становится одним из центров духовной жизни Германии.
Частыми гостями
Шлегелей являются философы Шеллинг и Фихте, естествоиспытатели Риттер и
Стефанс, молодой берлинский пастор и теолог Шлейермахер, также бывал в их доме
и Гете.
В Иену приезжает
молодой начинающий литератор Людвиг Тик, с которым тесной личной дружбой и
общностью взглядов на литературу и искусство был связан Вакенродер.
По мнению А.С.
Дмитриева, издание в 1797 году журнала «Атеней» придало иенской школе как
прочные организационные основы, так и еще более оппозиционный характер по
отношению к немецкой идеологической жизни того времени.[5] Собственно, о начале романтизма
в литературе и поэзии стало возможно говорить, по мнению А.В. Михайлова, с
момента публикации двух эстетических сборников В.-Г. Вакенродера – «Сердечные
излияние монаха – любителя искусств» (1796) и «Фантазии об искусстве» (1799).
1.2 Исторические корни
романтизма
Исследователи
связывают исторические корни романтизма, прежде всего, с грандиозными
потрясениями, которые пережила Европа в конце XVIII века. Великая французская революция стала причиной начала
перелома в общественно-политической и идеологической жизни Германии. Отражением
начала этого перелома и стал романтизм.[6]
Французская
революция утверждала буржуазные общественные отношения, что, хотя и было шагом
вперед по сравнению с дворянско-феодальными отношениями, все же очень мало
соответствовало разумному и справедливому общественному устройству, которого
пытались добиться демократы и передовая буржуазная интеллигенция. Это
противоречие революции, по мнению А.С. Дмитриева, и породило романтическую
идеологию, антибуржуазную в своей основе.
В результате их
поиски идеального внебуржуазного идеала оказывались ретроспективными и
выражались в идеализации далекого прошлого, зачастую, средневековья. Однако в
их утопическом идеале акцент делался на эстетической, а не на общественной
составляющей.
Подводя итоги
исследованию особенностей иенского романтизма, А.С. Дмитриев, формулирует
следующий вывод: «О иенском романтизме как идеологическом явлении можно
говорить как об утопии, в значительно мере порожденной последствиями
французской буржуазной революции. Причем эта утопия несла в себе отрицание тех
общественных отношений, которые этой революцией были установлены.[7]
1.3 Основные
особенности идейных исканий представителей иенской школы
В работах
исследователей немецкого романтизма (Н.Я. Берковского, А.С. Дмитриева, И.В.
Карташовой Р.М. Габитовой и др.) выделяется ряд характерных особенностей
романтической школы в целом, разделяемых большинством исследователей. Выделяя
главные признаки романтизма, исследователи нередко видят их в «крайнем индивидуализме»,
«тотальном разочаровании в действительности», «неустанном конфликте
романтической личности с жизнью».
Однако, по мнению
ряда исследователей, ранний немецкий романтизм или романтизм иенской школы
характеризуют и особые представления, концепции и идеалы.
В первую очередь,
следует отметить, что основные усилия представителей иенской школы были
направлены в область теории, а художественное творчество играло роль
второстепенную. Несмотря на это, некоторые художественные произведения вошли в
фонд классического наследия немецкой литературы.
Романтики
стремились к универсализму в художественном творчестве, они утверждали создание
универсального, синтетического жанра. Так, например, роман, по мысли
романтиков, должен включать в себя прозаические повествования различных жанров,
которые должны перемежаться стихотворными вставками. Генрих Гейне отзывается о
таком универсальном стиле как о «наивных начатках искусства» и о «технической
беспомощности». [8]
Идеалы ранних
немецких романтиков характеризует благоговение перед природой,
потребность слияния с ней.
Так, например, в
философии Шеллинга природа становится реальной ценностью, необходимой ступенью
в процессе развития, бессознательной формой духа. Шеллинг признавал поэтичность
и красоту природы, естественного мира, творческую мощь всего живого. Как
отмечает Н.Я. Берковский: «В поэме Шеллинга презрительно говорится о природе,
как ее понимает бюргер в своей науке или в своем житейском обиходе. Природа не
есть домашнее животное, раз и навсегда вышколенное, чтобы лежать у ног человека.
Природа самобытна, своенравна и неистощима, ей неспокойно в «железном панцире»
материи, она рвется к высшей форме жизни – к сознанию и человеку. Могучий дух
скрывается в природе, в вещах живых и мертвых, и он домогается, чтобы ему дано
было доразвиться, найти в человеке самого себя».[9]
В шутливо
написанном стихотворном произведении «Эпикурейские исповедания Гейнца
Видерпорста» Шеллинг решился на декларацию в защиту материального, чувственного
начала. И как далее отмечает
Н.Я. Берковский, практически вся ранняя романтика была подернута
чувственностью.[10]
В своем сочинении
«Речи о религии» Ф. Шлейермахер стремится внушить читателям благоговение перед
природой, перед величием и грандиозностью вселенной, научить видеть в ней
«обильный богатый мир». Исходным пунктом его философской концепции явилось
положение о единстве мира, об общих законах объемлющих «все величайшее и все
мельчайшее». Как замечает И.В. Карташова, жизнь представляется Шлейермахеру
великой картиной, из которой нельзя убрать ни единого звена и в которой
«единичное вовлечено в широчайшие связи целого, где частное зависит от еще
неисследованной всеобщей жизни». Однако утверждение ранними романтиками
всеобщей связи и целостности мира не означало стирание индивидуальности каждого
явления, а также поглощение одного другим.[11]
Ранний романтизм
был «разомкнут», открыт навстречу миру, понимаемому как единый, целостный
природный организм. Романтическая личность с радостью сливалась с природой, ибо
сама была рождена ею, являясь высшим выражением ее творящих сил. Она осознавала
себя частицей мира, частицей общего, универсального, ощущая и нося это
универсальное в себе.
Гельдерлин
считал, что природа «живет» таинственной, «высшей» жизнью, и что только
человек, испытывающий к ней безграничную любовь и доверие, в состоянии
«услышать» и почувствовать, ощутить и проникнуть в эту жизнь. Он считал, что,
созерцая и любя природу, человек сливается с ней воедино: «Слиться со всею
вселенной – вот жизнь божества, вот рай для человека!». [12]
Исследователь
немецкого романтизма И.В. Карташова также говорит о родстве человека и природы,
раскрываемом романтиками. Отсюда в их творчестве природа часто принимает
непосредственное участие в судьбе героя, сопереживает ему, утешает, а иногда
даже спасает.[13]
Представители
иенской школы ощущали необходимость тесной связи, общения отдельной личности
с окружающим миром, с обществом. По мнению Шеллинга, человек, пребывающий в
полной изолированности не только не может подняться до осознания свободы, но и
не в состоянии даже осознать объективный мир как таковой. Шлейермахер полагал,
что вся жизнь человека – это одновременное стремление вернуться в целое и
стремление к самостоятельной жизни, предполагающее соединение двух
противоположных «влечений»: стремление личности утвердить себе как нечто особое
и боязнь одинокой отрешенности, желание зависеть от целого и «отдаться» ему.[14] Отсюда произведениях ранних
романтиков встречаются гимны истинной любви и дружбе, благотворному общению
человека с человеком, призыв отыскать в «другом» истинное величие человека.
Исследователи
говорят о том, что вопрос о специфике мистических и религиозных воззрений
ранних романтиков очень специфичен и сложен.
И.В. Карташова,
опираясь на исследования В.М. Жирмунского, глубоко исследовавшего психологию
«мистического чувства» в романтизме, говорит о том, что при искренней
религиозности таких деятелей иенской школы как Вакенродер и Новалис,
«религиозное» приобретало у них некий «метафорический» характер. Термином
«религиозное» романтики пытались обозначить особую сложность своего
универсалистского мироощущения и миропонимания. Провидение бесконечного в
конечном, вечного совершенствования жизни, универсальной связи, чувство любви
ко всему живому исповедовалось романтиками как религиозное чувство. Таким
образом, «религиозное» порой идентифицировалось ранними романтиками с
выражением высшей степени одухотворенности и «эстетического качества» отношения
человека к миру.[15]
Страницы: 1, 2
|