Сад камней
РЕФЕРАТ
ЯПОНСКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО.
САД КАМНЕЙ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Сад - как модель мира
2
. Японский сад камней
3.
Сад камней храма Рёан-дзи.
Заключение
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Японская культура
является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой
культуры, но и в ряду других восточных культур. Японцы — это нация воинов,
суровых в битве, но мягких и благородных в мирное время. Как и большинство
представителей воинственных рас, они страстно любят природу и поэзию. Эта
любовь в большой степени порождена ландшафтом Японии — каскадами ее зеленых
холмов, ее побережьями, опоясанными соснами, и чистотой серебряных далей.
Буйная темно-зеленая растительность окутывает здесь изгибы морских заливов, и
трепещущий бамбук с его перистыми листьями словно выбегает из гущи сосен.
Но все же
чтобы попытаться понять суть и особенности японских национальных
культурных традиций необходимо погрузиться в безбрежный океан Восточной
философии - Восточной мудрости, с которой японская культура неразрывно
связана.
Главной
особенностью Японии является ее идеология, основой которой служит национальная
религия синтоизм- “путь богов”. Причем, синтоизм включил в себя буддизм с его
стремлением к иллюзорному бытию- сансаре, конфуцианство со строгой
регламентацией общественной жизни и даосизм, повелевающий строго следовать
своей внутренней природе. Может быть, поэтому в Японии есть и синтоийские храмы
Исэ, и буддийские храмовые комплексы, и обычай чайной церемонии, любование
цветами и составление икебаны. Трудно сказать, что является главным. Японцы
могут не придерживаться определенной религии, но они обязательно посещают храмы
Так что, пожалуй, главное у японцев - это чувство прекрасного, умение создавать
и понимать красоту. Эта черта присутствует во всем, будь то храм, беседка или
сад.
1. САД – КАК
МОДЕЛЬ МИРА.
Камни
учили меня молчанию.
Камни
учили меня терпению.
Камни
учили меня спокойствию.
Камни
учили меня созерцанию.
Камни
учили меня бесконечности мироздания.
Своеобразным и
чисто национальным видом ландшафтной архитектуры Японии являются сады, как
пейзажные при дворцах и храмах эпохи Хэйан и Камакура, так и «философские»,
символические «сады камней», культивировавшиеся учителями дзэн в более позднее
время. «Нигде в мире сады не кажутся более таинственными и символическими, чем
те, которые были созданы мастерами секты дзэн», — писал итальянский писатель Ф.
Мараини.
Сады
являются неотъемлемой частью богатой и загадочной культуры страны восходящего
солнца. Они воздействуют на настроение зрителя и создают чувство единения с
природой. Эти тихие уголки природы выглядят очень естественно, хотя, как
правило, в их основе лежит хорошо продуманная схема.
В Японии
традиции создания садов относятся к древним временам. Первое упоминание
относится к 70 годам н.э. и передает впечатления императора отдыхающего в саду
своего дворца. Сады того времени изобиловали извилистыми ручейками, небольшими
островками и мостиками, зачастую располагались вокруг прудов. Искусство
создания японского сада испытало на себе влияние китайской культуры, возможно
именно благодаря ей сады стали располагать рядом с жилищем императоров.
Природа
островов, на которых расположена Япония, существенно различается по
климатическим условиям и рельефу, что во многом объясняет такое удивительное
явление как японский сад. Богатая флора, горы, ручьи и озера стали моделью для
воссоздания ландшафта в миниатюре. Незамысловатые элементы, используемые
в создании сада, создают ощущение пространственной глубины и наделяют его внутренним
содержанием. Такой сад создан не для прогулок, а для созерцания и отрешения от
повседневных забот, для ощущения безбрежности и бесконечности. Его можно
сравнить с произведением художника, которым можно любоваться часами.
Японский
сад является неотъемлемой частью культуры страны, в основе которой
лежит
национальные и религиозные особенности. Японцы необычайно чувствительны к
природе,
некрасивого для них в мире нет. Основой национальной религии стало поклонение
водопадам, горам, деревьям. Характерная черта японского менталитета - умение
активно воспринимать любой художественный образ, домысливая его и сопереживая
вместе с автором. Это объясняет лаконичность и вместе с тем многозначность,
символизм, свойственные японским садам. В отличие от европейского сада, где все
подчинено воздействию на наши органы чувств посредством цвета или ароматов,
японский сад преследует только одну цель: помочь отрешиться от всего суетного и
обрести душевное равновесие.
Включение природы
в жилище было давней традицией Японии. Дзэн-буддизм способствовал кристаллизации типа японского
жилища и дал толчок к созданию сада как модели мира. «В достаточной мере
абстрагированный образ, но еще не перешедший в умозрительную сферу, японский
философский сад занимает промежуточное положение между образом и понятием и
наиболее точно подходит под категорию знака-символа»,— пишет Н.Николаева. Сады
были воплощением великого в малом. Сочетание знаков горы и воды определяло
основную схему символического ландшафта (именно знаков: пруд символизировал
океан, камень — гору, вода могла присутствовать реально или замещаться
поверхностью песка). Сопоставление горы и воды воплощало учение о
противоположных началах, чередование и взаимопроникновение которых — основа
всего сущего (светлое мужское начало означалось горой или камнем, темное
женское — водой). Знаковые системы садов были аналогичны идеограммам
иероглифического письма; значения элементов и их сочетаний бытовали в
культурной традиции и фиксировались руководствами по садовому искусству.
Очевидная символичность отличает живописную форму японского сада от
псевдоестественных английских садов; преобразованная природа несет человеческие
смыслы.
Все сады в Японии
призваны вызывать у человека иллюзию пространства и погружать его в идеальный
мир, далёкий от нашего бренного и несовершенного мира, но в этой совокупности
выделяли несколько типов, каждый из которых имел свой способ достижения иллюзии
пространства и своё предназначение.
На протяжении
тысячелетий сменявшиеся эпохи и идеалы времени порождали различные манеры
ландшафтных композиций. Но, несмотря на их разнообразие, существуют определенные
каноны создания сада. Он может быть подчинен одной идее - так создаются сады
камней, воды, мхов, времен года. Соответственно главным "действующим
лицом" становятся расставленные группы камней, или водопад, или различные
по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке, или
круговращение природы в смене времен года. А есть пейзажные сады. Существуют и
смешанные сады, наиболее популярные в настоящее время. Японский сад тесно
связан с живописью, только материалом служит природа. Как и живопись, он бывает
монохромным и полихромным. И если сады камней скупы на цвет, то пейзажный сад
напоминает многоцветный свиток или цветную гравюру.
Сама природа
Японии во многом объясняет происхождение стилистики японского сада. Гористая
страна с красивым и разнообразным ландшафтом, где можно встретить скалы и
ручьи, пологие склоны и озера, а также открытые ветрам морские берега и
причудливые формы деревьев, стала достойным образцом для переосмысленных и
одухотворенных миниатюрных ландшафтов. И вот на ограниченном участке
пространства человеком создается модель мира, которая легче воспринимается
именно благодаря небольшим размерам. Происходит это в гармонии трех стихий -
камня, воды и растений. Камни отождествляются со скалами, горами, островами.
Вода или заменяющий ее песок - это водная поверхность (водоемы ассоциируют с
озерами, ручейки - с горными реками), из низкорослых растений составляются
композиции, очертания которых повторяют лесные купы.
Вода, символ
жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в саду. Как наиболее
подвижная из стихий, она задает характер и настроение сада. Одно из наиболее
любимых японцами творений природы - водопад, перенесенный в традиционный сад.
Его устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен его шум. Выбирают большой
неровный камень - это скала, с которой будет стекать вода. По краям кладут
камни меньших размеров, образующие русло потока. Пруд, отражающий небо и
растения на его берегу, делает малое пространство объемным. Ручей, перепрыгивая
через небольшие валуны, играет солнечными бликами и делает сад более
динамичным. Берега водоемов всегда изрезаны и живописны: в одном месте они
спускаются к воде покрытыми мхом валунами, в другом - травами. В пруду
устраивают и острова с различной растительностью, часто соединенные друг и с
другом и с берегом разнообразными мостиками. Но вода необязательно должна быть
настоящей. Часто ее заменяет засыпанная песком площадка с вычерченными на ней
волнистыми линиями. Рисунок наносится на крупнозернистый песок или мелкий
галечник деревянной доской и широкими зубьями. Такая песчаная площадка
символизирует, кроме того, тишину и простор и оказывает успокаивающее
воздействие на человека.
С растениями
связана детализация сада. Доминирует зеленый цвет, охотно используются
вечнозеленые породы деревьев. Излюбленные растения - сосна - символ
долговечности, бамбук и другие злаки, внешняя скромность которых подчеркивает
гармонию общей картины. А из вечнозеленых лиственных пород чаще всего
встречаются камелия, азалия, магнолия. Цветущие летники и многолетники
практически отсутствуют, так как их внешний вид в течение сезона сильно
меняется, а пестрота цветков мешает сосредоточиться. Если они и есть, то их
яркие пятна немногочисленны (кусты пионов, куртины или заросли ириса, заводь с
лотосами, цветущая магнолия, серебристые метелки мискантуса, красные плоды
ардизии, падуба или бересклета). Японское топиарное искусство (искусство
фигурной стрижки зеленых насаждений) позволяет сохранять композицию неизменной,
а периоды цветения, образования плодов и опадания листьев вносят свой ритм в
жизнь сада.
Растительные
композиции созданы с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних
акцентов на другие: весенние уступают место летним, а затем осенним сюжетным
картинам, и все это - на доминирующем зеленом фоне. Весной сад окутывают
бело-розовые облака цветущей сакуры, красно-малиново-розовая пелена цветущих
азалий. Слива или вишня отцветут и потеряют листву, но укроют ковром лепестков
или листьев маленький пруд, а их голые ветки нарисуют красивый узор на фоне осеннего
неба или полной луны. Осень заполыхает костром из листвы кленов. Внимание
всякий раз привлекает растение, самое интересное в данный момент - это его
время, и им любуются, не отвлекаясь на другие. Затем наступает время следующих,
не менее красивых.
Дорожки извилисты
- многочисленные изгибы удлиняют путь по саду и создают эффект разнообразного
пространства. Пейзаж меняется за каждым поворотом: необычная кладка мощения,
бамбуковая изгородь, каменное изображение Будды или водный источник, издающий
тихое журчание. Размеры камней и их узор задают ритм шагов, рассчитанный на
неспешную прогулку. Даже над водой делают зигзагообразные деревянные настилы
или переходы из камней, расположенных под углом друг к другу: так легче идти и
легче рассмотреть водных обитателей. Характерными элементами японских садов
являются мостики: нарочито грубые, выполненные из камней, уложенных на дно
потока, или хрупкие, из дерева и бамбука, изящно повисшие над зеркалом воды. В
любом японском саду можно встретить каменную пагоду или каменный фонарь,
которые выглядят как творения природы, вокруг них идет дорожка, приглашающая
вас разглядеть этот предмет.
Сад раскрывается
зрителю не только в пространственном, но и во временном объеме. В нем
одновременно ощущаешь скоротечность мгновений и величавую поступь времени.
Недаром японцы оставляют в садах остовы уже отживших сухих деревьев, которые
соседствуют с молодыми цветущими или плодоносящими. Под деревьями - ветхие пни,
которые зарастают мхом и папоротниками, а тут же рядом - молодая поросль. Такие
композиции демонстрируют красоту естественного хода жизни.
В устройстве
японского сада действует принцип асимметрии: ни один из предметов не должен
быть равен по размеру другому, как не должны они быть размещены параллельно.
Благодаря внимательному отношению к деталям и продуманному расположению
необычных и красивых элементов ландшафта (камень или узор дорожек, сухая коряга
или растение, ручей или водопад, скульптура или фонарь) художник - создатель
сада, рисует пейзаж. Учитывается даже отражение элементов ландшафта в зеркале
воды и рисунок тени, которую отбрасывают предметы. Создатели сада любят играть
не только цветом, но и фактурой, как, например, в саду мхов. Кроме форм,
красок, линий мир полон запахов и звуков: запах чистой родниковой воды, пение
цикад в вечерней траве, болтовня ручейка: Звуки, как и запах, используют при
создании сада. Часто японцы сажают возле дома растения с широкими листьями,
например, банан, чтобы падающие капли доносили до спящего ночью человека музыку
дождя.
Японские сады
отличаются от всех других тем, что в них удивительно большое количество
символических элементов, и зрительные образы, предстающие перед глазами
посетителя – это только половина информации, заключенная в каждое из композиций
сада. Знание расшифровки этих символов дает возможность создать в своем
сознании тот образ, какой был заложен в данную композицию мастером. Так,
например, некоторые числа считаются в буддизме священными, опираясь на
определенные понятия, связанные с мифологией, в соответствии с которой число
«три» может означать «три сокровища буддизма» (Будду, его закон и буддийскую
монашескую общину), Будду и двух его учеников. Число «пять» символизирует пять
буддийских заповедей, число «восемь» связано с восьми ступенчатым путем,
методом достижения истины Будды, восемь спиц имеет колесо сансары (колесо
перерождения), на восемь частей был поделен прах Будды и т.д.
Первое, что
бросается в глаза при взгляде на японский сад – это некоторая «пустота». Это
вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное
пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта «пустота» -
ключевой элемент японского садового искусства. Пустое пространство, или
«ма», определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие
его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и
переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала,
определяемые китайскими словами «инь» и «ян». Без ничего невозможно получить
что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.
Согласно буддистской философии, свободное пространство не менее, а более важно
и ценно, чем заполненное предметами, так как в нем больше свободы и будущего. В
большинстве плоских садов ему отведена важная смысловая роль - создавать
ощущение безбрежности и бесконечности мира, дать возможность отрешиться от
мыслей во всей полноте. Включение дальних пейзажей в общую картину сада
мысленно разрушает внешнюю границу территории сада и создает ощущение его
бесконечности. Низкие изгороди храмов и домов, выкрашенные в неброские тона
желтого и коричневого цвета, не мешают восприятию садовой композиции, а
наоборот, часто служат для нее хорошим фоном.
Еще одной
особенностью, присущей всем японским садам, является их камерность, закрытость
от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад является моделью мира в миниатюре.
Для того, чтобы сад стал поистине уединенным местом, мы должны оградить его от
внешнего мира. А раз он отделен от внешнего мира, мы должны создать метод (в
том числе и в наших мыслях), чтобы входить и покидать наш микромир. Японский
сад невозможно представить без изгородей и калиток так же, как и без кленов и
фонариков. Как и большинство элементов, ассоциируемых с японским садом,
изгороди и калитки имеют глубокую символику. Мы пытаемся смотреть на сад как на
отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Изгороди отделяют
нас от внешнего мира, а ворота становятся той границей, за которой мы оставляем
свои ежедневные проблемы, а при выходе готовим себя встретиться лицом к лицу с
миром внешним.
Ограды – это также и инструмент для усиления еще одного принципа
«миегакуре», или «скрывать и воспроизводить». Существующие виды оград служат не
более, чем визуальными экранами, часто увиваемые лианами, сквозь которые можно
лишь частично увидеть сад. Иногда дизайнеры вырезают небольшое оконце в
сплошной стене забора, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную
красоту сада, расположенного по ту сторону изгороди. Вы можете быть уверены,
что увидите лишь узенькую полоску того, что находится за оградой. И даже если
Вы зайдете в ворота дома, то скорее всего перед Вами откроется не весь сад, а
лишь еще одни ворота-арка, иногда пристроенные непосредственно к дому, которые
скрывают сад. Чтобы увидеть сад целиком, Вам нужно войти в эту арку и только
тогда Вы останетесь один на один с садом. Последний шаг в истинном восприятии
сада, это когда человек «растворяется» в нем, когда время и сам по себе человек
больше не имеют значения.
Страницы: 1, 2, 3
|