- проведение оценки соответствия объектов
сертификации установленным требованиям;
- сертификацию системы качества заявителя (если
это предусмотрено схемой сертификации);
- анализ результатов оценки соответствия
объектов сертификации и принятие решения о возможности выдачи сертификата
соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия;
- оформление, регистрацию и выдачу сертификата
соответствия и лицензии на применение знака соответствия либо направление
заявителю обоснованного отказа в выдаче сертификата;
- инспекционный контроль;
- информацию о результатах сертификации.
Предварительная оценка заявки и принятие
решения по ней.
Орган по сертификации рассматривает
представленные заявителем документы и не позднее одного месяца с момента их
получения сообщает ему о своем решении. При положительном решении заявителю
сообщаются все основные условия сертификации (выбранная схема сертификации,
сроки проведения сертификации, процедура сертификационной проверки, условия
проведения инспекционного контроля, перечень необходимых нормативных и
технических документов, которые необходимо дополнительно представить в орган по
сертификации и другие необходимые условия).
Форма решения по заявке на проведение
сертификации приведена в приложении 3 «Правил
сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном
транспорте"[5].
При отрицательном решении заявителю
направляется обоснованный отказ в проведении сертификации.
Направление решения по заявке заявителю и
заключение договора с ним.
Орган по сертификации направляет заявителю
решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации, а
также (при необходимости) программу проведения работ, разрабатываемую органом
по сертификации или по его поручению соответствующим экспертным центром по
сертификации на основе календарного плана работ по договору.
В программе указывается весь перечень
планируемых для проведения сертификации работ с указанием сроков их исполнения,
конкретных исполнителей и видов формализации результатов (заключение, акт,
комплексное заключение и т.п.).
Рассмотрение возможности признания имеющихся у
заявителя сертификатов соответствия, выданных другими органами по сертификации.
При наличии у заявителя сертификатов
соответствия на заявляемые услуги, выданных в других системах сертификации,
рассматривается возможность их признания с учетом наличия или отсутствия
соглашений ССФЖТ с этими системами о взаимном признании сертификатов.
Признание сертификата соответствия
осуществляется посредством выдачи сертификата соответствия ССФЖТ.
В случае непризнания сертификата соответствия
орган по сертификации вправе принять решение о проведении работ по сертификации
в полном объеме или установить возможную степень их сокращения с учетом
представленных результатов сертификации, полученных в другой системе
сертификации.
Проверку результата предоставления услуги
проводит комиссия в составе представителей органа по сертификации и заявителя.
По результатам проверки составляется протокол, который должен содержать:
- основания для проведения и место проведения
проверки;
- описание объекта проверки;
- сведения о контролирующих лицах;
- сведения о содержании проверки;
- дату проведения проверки;
- сведения об использованных при проверке
стандартных и нестандартных методах и методиках оценки соответствия;
- результаты проверки, подкрепленные при
необходимости таблицами, графиками, фотографиями и другими материалами;
- подпись и должность уполномоченного
представителя органа по сертификации и членов комиссии;
- дату составления протокола;
- указание о том, что внесение изменений и
дополнений в протокол допускается только в дополнительном документе (приложении
к протоколу, в новом протоколе, отменяющем, заменяющем или вносящем изменения в
предыдущий протокол с указанием даты изменения).
Протокол проверки не должен содержать
рекомендаций или предложений, вытекающих из полученных результатов проверки.
Результаты оценки соответствия сертифицируемых
объектов установленным требованиям оформляют актами по форме приложения 4 «Правил сертификации
услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте».
Анализ результатов оценки соответствия
объектов сертификации и принятие решения о возможности выдачи сертификата
соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия
Орган по сертификации анализирует протоколы
проверок результатов предоставления услуги, акты оценки соответствия услуги,
другие представленные документы и принимает решение о возможности (или
невозможности) выдачи заявителю сертификата соответствия, оформляемое в виде
комплексного заключения органа по сертификации по форме приложения
5 «Правил сертификации услуг, предоставляемых пассажирам
на федеральном железнодорожном транспорте»[6].
Оформление, регистрация и выдача сертификата
соответствия и лицензии на применение знака соответствия, либо направление
заявителю обоснованного отказа в выдаче сертификата
При положительных результатах сертификации
орган по сертификации оформляет сертификат соответствия и лицензию на
применение знака соответствия на определенный период (не превышающий трех лет).
Формы сертификата соответствия и лицензии на
применение знака соответствия установлены Правилами ССФЖТ.
В случае, когда сертификация осуществляется в
рамках двусторонних и многосторонних международных соглашений, порядок выдачи,
форма сертификата соответствия и срок его действия определяются с учетом этих
соглашений.
Оформленные сертификат соответствия и лицензия
на применение знака учитываются в органе по сертификации и регистрируются в
Государственном Реестре ССФЖТ. Зарегистрированные в установленном порядке
сертификат соответствия и лицензия на применение знака соответствия выдаются
органом по сертификации заявителю.
Копия сертификата соответствия и лицензии на
применение знака соответствия и комплект документов, предусмотренный правилами
ССФЖТ, направляются в документальный фонд Государственного Реестра ССФЖТ.
При отрицательных результатах оценки
соответствия или несоблюдении заявителем правил ССФЖТ орган по сертификации
принимает решение о невозможности сертификации заявленного объекта и выдачи
сертификата соответствия. Решение оформляется в виде заключения и направляется
заявителю. Форма заключения приводится в приложении 6
«Правил сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном
железнодорожном транспорте». Одновременно орган по сертификации извещает МПС
России о необходимости принятия соответствующих корректирующих мер (лишения
права предоставления услуг, снижения категорийности и др.).
2.2. Организация и проведение инспекционного
контроля за сертифицированными услугами
Инспекционный контроль за сертифицированными
услугами (объектами) проводит орган по сертификации в виде плановых и
внеплановых проверок.
Плановый инспекционный контроль осуществляется
в течение всего срока действия сертификата с периодичностью не реже одного раза
в 6 месяцев.
Количество периодических проверок и формы их
проведения устанавливаются с учетом специфики объекта, схемы сертификации и
определяются условиями договора на проведение инспекционного контроля между
органом по сертификации и держателем сертификата.
Объем, содержание и порядок проведения
инспекционного контроля определяется органом по сертификации с учетом схемы, по
которой проводилась сертификация, и должны соответствовать объему и содержанию
оценки соответствия услуг, проводимой при их сертификации.
К проведению инспекционного контроля могут
привлекаться аккредитованные экспертные центры по сертификации, эксперты по
сертификации, а также специалисты МПС России, территориальных органов
Госстандарта России и других контрольных и надзорных органов, испытательные
лаборатории, центры органов санитарно-эпидемиологического надзора на
железнодорожном транспорте, дорожные центры стандартизации и метрологии.
Внеплановый инспекционный контроль проводится
по решению органа по сертификации без предварительного уведомления объекта
проверки. Основанием для проведения внепланового инспекционного контроля
являются:
поступление информации о претензиях (жалобах,
рекламациях) к сертифицированной услуге от пассажиров, а также от органов,
осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации,
общественный или государственный контроль за услугами, а также поступление от
заявителя информации об изменениях технологии, характеристик услуг и условий
обслуживания пассажиров.
Результаты инспекционного контроля оформляются
актом, в котором делается заключение о соответствии (несоответствии)
сертифицированных услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.
Акт проверки хранится в органе по
сертификации, а его копии направляются заинтересованным организациям.
По результатам инспекционного контроля орган
по сертификации может приостанавливать или отменять действие сертификата
соответствия и лицензии на применение знака соответствия в случае
несоответствия услуги требованиям, на соответствие которым она была
сертифицирована.
Приостановление действия
сертификата соответствия.
Приостановление действия сертификата
соответствия орган по сертификации производит при:
-
обнаружении при
инспекционном контроле несоответствия сертифицированных услуг или системы
качества установленным требованиям;
-
нарушении держателем
сертификата требований нормативных документов, контролируемых при сертификации;
-
изменении держателем
сертификата характеристик (свойств, показателей) сертифицированных услуг без
согласования (или информирования) с органом по сертификации;
-
изменении состава
сертифицированных услуг;
-
изменении держателем
сертификата технологического процесса оказания услуг;
-
изменении (невыполнении)
держателем сертификата требований технологии производства (оказания) услуг или
системы качества.
Если держатель сертификата может устранить
обнаруженные причины несоответствия и подтвердить соответствие услуг
нормативным документам без проведения повторной проверки посредством проведения
согласованных с органом по сертификации корректирующих мероприятий,
приостановка действия сертификата соответствия производится на время реализации
корректирующих мероприятий.
Орган по сертификации в течение десяти дней
после принятия решения о приостановлении действия сертификата соответствия
уведомляет об этом держателя сертификата с указанием условий, обеспечивающих
снятие данного приостановления.
Информация о приостановлении действия
сертификата доводится органом по сертификации до сведения участников ССФЖТ и
других заинтересованных сторон в течение 15-ти дней со дня принятия решения о
приостановлении действия сертификата.
Отмена действия
сертификата соответствия.
Отмену действия сертификата соответствия орган
по сертификации производит при нарушениях, указанных в пункте 3.8.1
«Правил сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном
железнодорожном транспорте"[7],
если подтверждение соответствия услуг невозможно без проведения повторной
проверки, а также при истечении срока действия сертификата соответствия и
несвоевременного оформления держателем сертификата его продления.
Орган по сертификации в течение 10 дней после
принятия решения об отмене действия сертификата соответствия уведомляет об этом
держателя сертификата.
Отмена действия сертификата вступает в силу с
момента его исключения из Государственного Реестра ССФЖТ.
Информация об отмене действия сертификата
доводится органом по сертификации до сведения участников ССФЖТ и других
заинтересованных сторон в течение 15-ти дней.
В случае отмены действия сертификата орган по
сертификации извещает об этом МПС России, железные дороги Российской Федерации
и ставит вопрос о пересмотре классности заявленных объектов (вокзалов,
категорийности поездов, замене вагонов в составе фирменных поездов и т.д.), о
введении контроля за выполняемыми услугами на время устранения выявленных
недостатков.
После отмены действия сертификата получение
нового сертификата осуществляется через процедуру повторной сертификации в
соответствии с порядком, установленном в «Правилах сертификации услуг,
предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте".
При этом результаты ранее проведенных работ по
сертификации не учитываются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение скажем несколько слов о случаях
возникновения разногласий и информационном обеспечении проведения сертификации
услуг на железнодорожном транспорте. В случае возникновения разногласий между
заявителем (держателем сертификата) и персоналом органа по сертификации по
различным вопросам их деятельности в области сертификации услуг (выдаче и
применению сертификатов соответствия, инспекционному контролю и др.) заявитель
(держатель сертификата) вправе обратиться с апелляцией в Апелляционный Совет
ССФЖТ.
Рассмотрение апелляции Апелляционным Советом
ССФЖТ осуществляется в соответствии с установленными в ССФЖТ правилами.
Если решение Апелляционного Совета не
удовлетворяет спорящие стороны, то любая из сторон для решения вопроса может
обратиться непосредственно в Центральный орган Системы сертификации.
Участники Системы сертификации вправе
обратиться с апелляцией непосредственно в МПС России или в суд минуя все
остальные инстанции.
С целью информационного обеспечения работ по
сертификации Орган по сертификации осуществляет:
- ведение реестра выданных (признанных) им
сертификатов соответствия;
- ведение реестра экспертов и специалистов,
привлекаемых органом по сертификации к проведению работ по сертификации услуг;
- осуществляет архивное хранение документов и
материалов, подтверждающих сертификацию услуг, материалов и решений
инспекционного контроля. Указанные материалы находятся на хранении в органе по
сертификации в течение года по истечении срока действия сертификата
соответствия;
- периодически публикует информацию о своей
деятельности, выданных и отмененных сертификатах соответствия и лицензиях на
применение знака соответствия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы: 1, 2, 3, 4
|