рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Славяне


 

Одежда знати.

 

Нижнее платье.

 

Эти довольно простые предметы одежды оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Плиссированные фрагменты также найдены.

 

Плиссированные нижние платья немногим отличались от современных плиссированных подолов, хотя полного раскроя не сохранилось. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава.

 

Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Представляется затруднительным определить, какую роль при таком способе играла фибула. Если фибула была не только украшением, то, вероятно, она использовалась для застегивания верхнего одеяния или же для более ранних не плиссированных нижних платьев. На многих таких фибулах имеется кольцо на задней стороне, а в некоторых могилах это кольцо прикреплено цепочкой к системе цепочек черепаховидных фибул. Если верхнее платье не одето, то подобная система застегивания крайне неудобна. Более вероятно, что подобные фибулы скрепляли верхнюю одежду.

Плиссированные рукава реконструированы как с продольными или поперечными складками. Последние напоминают мужскую и женскую одежду саксов и находку из погребения Маммен с двойными манжетами. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук.

 


Плиссированная нижняя рубашка.

 

Нижние рубахи были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант.

 

Нижняя рубашка с клиньями (Бирка)


Нижняя рубашка из Хедебю

 


Платье.

Исходя из материалов предполагалось, что одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах.

В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением. Это же наблюдение может быть применено к передникам, хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы.

В то же время не каждый предмет одежды был украшен тесьмой, да и сохранившиеся пострадали от разложения. Неизвестно какой вид одежды был украшен тесьмой: платье или кафтан или плащ. Более того, сколько фрагментов тесьмы обнаружено? На рисунках отмечает положение только ПЯТЬ.Явно недостаточное количество данных для обоснованных выводов о длине и количестве найденных одеяний.

Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов. Подобная реконструкция оставляет открытыми три вопроса.

Во-первых, почему платье столь богато украшено (речь идет о серебряном шитье), если поверх него носились только передники? Почему длина платья столь невелика, если остальные предметы одежды должны быть еще более короткими, чтобы показать ценность предыдущего предмета?


Платье. Бирка.

Во-вторых, почему вышивка размещена по бокам платья, в то время как ее часто находят спереди? В мужских погребениях, где обнаружена аналогичная вышивка, она расположена на передней части одежды.

Реконструкция мужского костюма.


Справа показана находка из погребений,которая стала источником многих реконструкций, хотя размер ее не превышает подставки под пивную кружку! Прямоугольный фрагмент вышивки располагался на куске ткани, который находился, по предположению исследователей, в районе выреза подмышечной впадины. Но точно так же этот фрагмент ткани мог располагаться в районе шейного выреза!

Слева показаны возможные варианты расположения фрагмента шитья.

Справа изображен иной вариант реконструкции платьев - с застежкой посредине.


Третий вопрос. Зачем располагать вышитый фрагмент на одеянии, поверх которого носились передник, теплая одежда и плащ? Сохранившиеся фрагменты могли склеиться под воздействием разложения или же быть особенностью погребального обряда. Вполне вероятно, что вышивка могла украшать кафтан, схожий с мужским, или находиться в погребении в такой комбинации, которая никогда не использовалась в реальности.


Находки представляют еще один вариант платья. Но гораздо длиннее, чем реконструкция: длина почти аналогична длине нижней рубашки. Подобный вариант гораздо ближе по своей длине к более поздним вариантам .

 

Женская одежда из Хедебю.


 

Передник .

 

Поверх платья носился передник .Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее.

 

Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами.

 

Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнафатафля

 

Слева - фигурка.
Справа - передник с нагрудником.

 


Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии.

Длина нагрудника могла варьироваться: на фигурке нагрудник достигает щиколотки, в то время как на фигурках из других захоронений нагрудник достигает лишь колена.

Слева - валькирия. Справа - валькирия.

Последний вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника.

Безусловно, могли существовать и иные варианты, однако только те из них заслуживают внимания, которые не входят в противоречие с фигурками валькирий (иными словами, никаких боковых разрезов), а также с количеством петель, обнаруженным на черепаховидных фибулах.

Одна петля снизу, одна петля сверху для первого варианта (только передник).

Одна петля сверху и две петли снизу для второго варианта (передник и нагрудник).

Две петли сверху и две петли снизу для третьего варианта (передник, нагрудник и шлейф).

Две петли сверху и одна петля снизу для четвертого варианта (передник и шлейф).

Передники шились из шерсти, иногда отделывались вышивкой  шерстяной каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными  льняное полотно.


  Пояса.

В женских погребениях поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае.

Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд.

Носили ли женщины пояс в действительности, может быть почвой для предположений. В женском погребении был обнаружен богато укращенный кожаный пояс. Однако, исследования показали, что этот предмет несет на себе явное влияние викингов и, вероятно, был изготовлен скандинавскими мастерами.

Практически, традицию ношения тканых поясов, вероятно, стоит продолжать. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шерсти обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шерстяным тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами.


Верхняя одежда

 

Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шерстяного твида.

 

Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. Справа показан вариант оформления верхней одежды вышивкой.


  Накидка.

Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Однако на фигурке - внизу справа - нижняя часть накидки интерпретирована как пояс.


Накидки или покрывала делались из шерсти  и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху справа) и вышивках (гобелен), справа показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке.


Головные уборы.

Головные уборы также вносят значительную долю неясности и сомнений в реконструкцию женской одежды славян. Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Но однако в курганах иногда попадались шерстяные шапки отороченные мехом.



  Украшения и драгоценности

Многие женские погребения содержат ценные украшения и предметы, которые необходимы умершей в загробной жизни. Многие из них являются предметами повседневного быта, иные - разового использования. Список довольно велик, однако обычно включает: ключи, гребень, игольник с иглами, маленький нож и оселок. Все эти предметы привешивались к поясу или к цепочкам или лентам фибул. Некоторые предметы расположены специфически: так, нож и игольник подвешиваются горизонтально. Многие из перечисленных вещей богато украшены.

Цепочки отличаются от современных: часто использовались витые звенья. Так же, как и личные вещи, маленькие фибулы нижнего платья иногда присоединялись цепочками к черепаховидным фибулам. Сами черепаховидные фибулы нередко соединялись цепочками. Эта особенность имеет смысл в том случае, если отсутствовал нагрудник, поскольку без него или цепочек передник получается чересчур развевающимся.

Иногда вместо цепочек носились ожерелья из стеклянных, янтарных или гагатовых бусин. Необходимо отметить, что ВСЕ янтарные и гагатовые буины были полированы или укражены резьбой, иными словами, следует избегать использования грубых необработанных кусков.


Обувь

Женщины носили обычные кожаные туфли, найденные в различных археологических памятниках. Шерстяные носки плохо сохраняются в погребениях, однако обнаружены при раскопках. Носки вязаны крючком.

Слева - шерстяные носки.
Справа - обувь.


Детская одежда.

Детский костюм не был уменьшенной копией одежды их матерей. Так, дети знати также носили дорогие одежды и драгоценности, но фибулы и передник отсутствовали. Если подобная практика существовала и в Скандинавии, то вряд ли девочка или девушка могла носить передник и черепаховидные фибулы. Костюм отражал социальный статус, благосостояние и семейное положение. Девочка могла быть выдана замуж и в возрасте 12-13 лет! Внешние атрибуты следовали из отчасти приданого, а отчасти из награбленной мужем добычи.


Женский костюм средних и нижних классов

Вероятно, что система фибул и цепочек характерна только для знати. Женщины с более низким социальным статусом были одеты, соответственно, в более простой костюм. Вероятно, они носили пояса, чтобы предохранить просторную одежду от попадания в огонь очага. Кроме того, можно предположить наличие передника (более похожего на современный) для работы по дому.

Варианты женского костюма среднего и низшего классов

Безусловно, знатная женщина в парадной одежде (т.е. с системой фибул и цепочек) вряд ли занималась чисткой рыбы. Очевидно костюм славянских женщин более низкого статуса был похож на одежду Викингов, за исключением плиссированных рукавов. Вопросы головного убора и обуви уже рассматривались ранее.



Краткий обзор предметов костюма
и их допустимого сочетания.

НИЖНЯЯ РУБАШКА.

Рубашка могла быть плиссированной с завязками у горла и рукавов ИЛИ обычной, застегивающейся маленькой фибулой. Длина ее должна быть до щиколотки. Материал - полотно.

Различные варианты нижней рубашки.


ПЛАТЬЕ.

Может быть украшено вышивкой или оставлено без таковой. Могли существовать короткий и более длинный варианты. Материал - шерсть.

Различные варианты платья.


ПЕРЕДНИК и ФИБУЛЫ.

Знатная женщина должна носить передник, хотя бы в самом простом варианте. Этот комплекс одежды застегивается при помощи больших орнаментированных фибул. Наиболее популярными были черепаховидные фибулы, однако, могли использоваться коробчатые и иные типы фибул или длинных булавок. Необходимо отметить, что носить костюм знати НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Одежда женщины среднего класса ничуть не хуже.

ПОЯС.

В том случае, если он вообще используется в костюме, то должен представлять собой тесьму из шерсти.


ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА.

В том случае, если используется, то должно быть сшито из шерстяной  ткани. Отделка, возможно, аналогична находке в курганах.




НАКИДКА.

Эта существенная часть костюма должна быть у каждой знатной женщины. Она представляет собой короткий плащ, застегиваемый при помощи различных фибул. Изготовляется из шерси, возможно, с подбивкой из шерсти или меха и с меховой оторочкой.


ГОЛОВНОЙ УБОР.

Чаще всего, вероятно, для головного убора использовался шерсть и мех. Язычницы могли выбирать носить или не носить головной убор.


УКРАШЕНИЯ.

Украшения являлись характеристикой социального статуса. Нитка стеклянных или янтарных бус должна быть одета в дополнение к фибулам, упомянутым ранее. Некоторые предметы обязательны, например, связка ключей и маленький нож. Они, как и иные вещи, крепились лентами или цепочками к одной из фибул передника.



ОБУВЬ.

Использовалась обычная обувь, характерная для для региона и периода. Носки, в случае использования, сшиваются из полос, связанных крючком.


ДЕТИ ЗНАТИ.

Одежда детей знатных родителей отличалась от костюма взрослых. В то же время костюм должен быть из ценных материалов, а используемые украшения должны быть дорогими. Типичный костюм должен включать нижнюю рубашку, вероятно, платье, а также плащ и туфли.



ОДЕЖДА ПРОСТОЛЮДИНОК.

Костюм простолюдинок выглядел очень похожим на одежду скандинавов. Для состоятельных людей обязательным является полотняная нижняя рубаха, поверх которой одето шерстяное платье. Наличие головного убора вероятно, в то время как наличие обуви и некоторых украшений обязательно. Кроме того, желательны дополнительные предметы: терка, веретено и пряслице, нож, кресало и кремень.



Обобщение

На данном этапе своей истории нам важно знать, кто мы есть, знать свой исток. Во многом он определяет будущее народа. Все рассуждения о национальной идее бессмысленны, если они не основаны на понимании фундамента данной общности.

Проблему нашего истока, нашего прошлого, нашей сути надо решать. Это значит, что наше культурное, политическое, моральное, духовное наследие, которое было до Крещения, надо возвращать к жизни. Оно должно войти в нашу жизнь снова, и мы обретем второе дыхание. Ведь наше наследие - это высокая мораль, отрицание насилия, доброта, взаимопомощь и гармоническое развитие общества и природы. В нашем багаже есть все, что необходимо для того, чтобы жить с природой в гармонии.Те, кто это понимает, должны объединиться и сообща делать это трудное дело. Сейчас отдельные исследователи, подвижники и просто честные люди делают, что могут. Но этого мало. Им надо помочь. И тогда наши общие усилия принесут плоды и Русь, объединив другие народы, повернет мировую цивилизацию в нужную стезю, на путь, достойной Человека жизни. Это говорю не совсем я, это говорят ребята из области реконструкции. Мы ни когда не должны забывать свою историю. Если мы забудем её, то мы не будем иметь права на будущее нас и наших детей. Все, что сейчас есть у нас- было получено от наших предков, они это зародили, а мы это усовершенствовали.

Список используемой литературы:


Ю.В.Музин, Ю.Г.Музин «Святая Русь от исхода до крещения».

Энциклопедия «Славянский мир».

Мария Гимбутас «Славяне – сыны Перуна».

А.Б.Асов «Славянские боги и рождение Руси».

В.Н.Демин «Тайны русского народа» и «Тайны земли Русской».

В.Казаков «Именослов».

А.А.Бычков «Энциклопедия языческих богов».

Е.Грушко, Ю.Медведев «Словарь славянской мифологии».

А.Бычков, А.Низовский, П.Черносвитов «Загадки древней Руси».


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.