рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Социально-медицинские аспекты вегетарианства и его значение для здоровья

И все же с начала 1890-х годов вегетарианство в России стало быстро распространяться. Произошло это в первую очередь благодаря авторитету Льва Толстого, который в 1884 году обратился к безмясному питанию и с тех пор постоянно выступал в его защиту. В отказе от животной пищи Толстой увидел "первую ступень" обновления нравственной жизни. Его проповедь воздержания, опрощения, возвращения к природной жизни, но больше всего призыв "Не убий!" - повлияли на распространение растительного питания в России и на то, что за ним укрепилось название "безубойное питание". Эссе Толстого "Первая ступень" (1892) вскоре стало оказывать огромное влияние на вегетарианское движение как в России, так и за рубежом. Эту работу рассматривали как своеобразную "библию" русских вегетарианцев. Под впечатлением от этой книги ряд видных деятелей русской культуры - Николай Лесков, Николай Ге и Илья Репин - стали вегетарианцами.

Правда, как Санкт-Петербургское вегетарианское общество, основанное в декабре 1901 года, так и первый русский вегетарианский журнал - "Вегетарианский вестник" (СПб., 1904-1905), авторами которого были прежде всего университетские профессора и врачи, представляли вегетарианство скорее "западного типа". Профессор Иван Тарханов в качестве цели журнала обозначил "выяснить беспристрастно на научной почве сильные и слабые стороны вегетарианизма с точки зрения гуманитарной, биологической и врачебной"[3].

Однако если в прежнем русском вегетарианстве преобладали этический максимализм и надежда на коренное общественное обновление, то в последние годы вегетарианство тесно связано с эзотерическими и религиозными организациями, вследствие чего теряет светский и научный характер.


1.2 Этические предпосылки


Если следовать логике, то, возможно, нет противоречия в обоих наших интересах к животным, — это сочувствие и сострадание к мучительной судьбе и моменты гастрономические. Допустим, что некто возражает против причинения страданий животным, но не протестует против безболезненного их убийства, следовательно, он может питаться теми животными, что были лишены страданий, привольно жили на свободе, и забиты были безболезненным способом. Однако, и практически, и физиологически это невозможно — быть в благородном порыве непричинения страданий живому объекту создания и в то же время продолжать готовить из него обеды. Моральная готовность отнять жизнь у другого существа, чтобы удовлетворить вкусовые ощущения необычном сортом пищи, предполагает понимание этого существа как объекта, предназначенного для использования человеком. Возможно, со временем общество придет к тому, чтобы рассматривать животных, как вещи для наших нужд, независимо от того, насколько сильно проявляется сострадание, если присутствует целесообразность получения некой поддержки от тел этих животных. Современные животноводческие фермы — не что иное, как осуществление в технологическом плане утверждения, что животные предназначены для нашего использования. Оказывается, что привычки нашего питания слишком дороги для нас и их не так легко изменить. А пока что многие из нас испытывают сильный интерес в том, чтобы убедить себя, что наше изменение отношения к другим животным (учитывая, что и мы животные) не потребует от нас прекратить использование их в пищу. Из привычки к мясному питанию еще не следует, что никто не будет задумываться над вопросом о создании таких условий для животных, где страдания при их выращивании были бы исключены. Пока что в практическом понимании этого вопроса представляется невероятным культивирование животных в больших масштабах без причинения им страданий. Даже если не пользоваться столь ужасающими методами интенсивного животноводства, то все равно и традиционное фермерское патриархальное разведение животных включает в себя такие тяжелые моменты как кастрация, отделение матери от приплода, ломка стада у стадных видов, клеймение раскаленным металлом, транспортировка на бойню и, наконец, сам забой. Поэтому трудно представить возможность разведения животных для производства продуктов питания даже на каком-либо из перечисленных нами этапов этой отрасли. Возможно это можно сделать в маломасштабном разведении животных, но тогда мы никогда не сможем накормить мясом современное гигантское городское население, занимаясь неким камерным животноводством. И если это может быть сделано вообще, то мясо животных, и так весьма недешевый продукт, может стать еще дороже, чем сегодня. В целом это показывает, что получение пищевого протеина путем преобразования и накопления его через организмы животных — это дорогостоящий и неэффективный путь. Поэтому мясо животных, выращенное и забитое для его получения без причинения страданий, превратится в изысканный деликатес, доступный только богатым людям. Все это говорит о том, что немедленную постановку вопроса об этичности нашей ежедневной диеты в любом случае пока нельзя считать своевременной. Даже если в теоретическом плане допустить возможность культивирования животных на мясо без причинения им страданий, факт заключается в том, что мясо, доступное для потребителя через мясные лавки и супермаркеты, поступает от животных, которые в процессе своего выращивания испытывали страдания. Поэтому вопрос, который мы себе должны задать, звучит не так: имеем ли мы всегда право есть мясо? А так: вправе ли мы есть именно это мясо? Стоит отметить, что и те, кто возражает против всякой потребности в убийстве животных, и те, кто возражает только против причинения животным мук и страданий, должны объединиться и дать таким образом на это отрицательный ответ.

Переход к вегетарианству — это не просто символический жест. И это не попытка изолироваться от отвратительных реалий и безобразий мира, спрятавшись под колпак чистоты и праведности, и таким образом снять с себя ответственность за жестокость и кровавую резню, царящие вокруг. Переход к вегетарианству — это, скорее, практический и эффективный шаг, который делают, чтобы покончить как с убийством созданий родственных нам видов, так и с причинением им мучительных пыток. Представим на минуту, что существует только одно из этих ужасных явлений — страдание, которое мы не одобряем, то и тогда вегетарианство заслуживает глубокой благодарности ему. Да и как без вегетарианства мы сможем остановить использование интенсивных методов выращивания животных, которые были описаны в предыдущей главе? До тех пор, пока люди изъявляют готовность покупать продукты интенсивного животноводства, обычные формы протеста и политических акций никогда не приведут к осуществлению коренных реформ. Даже в Британии, отличающейся довольно щадящим отношением к животным, несмотря на широкую полемику, вызванную публикацией Рут Гаррисон «Животные-машины», заставившую правительство назначить группу независимых экспертов (комитет Брэмбелла) по расследованию вопроса и выработке рекомендаций — дело замерло на стадии полумер. И когда комитетский доклад был подан, правительство отказалось от практического использования его рекомендаций. Хотя эти сдержанные рекомендации, как всегда, имели компромиссный характер между позициями комитета по рассмотрению необходимости гарантировать благополучие животных на фермах и подходами в этой связи парламентского комитета. Если уж такова печальная судьба движения за реформы в Британии, то ни на что лучшее нельзя надеяться в Соединенных Штатах, где сильное лобби агробизнеса хозяйничает еще более самовластно.

Многие мировые религии считают вегетарианство показателем религиозного развития. Некоторые из них видят в нем ритуал очищения. Другие видят в нем защиту от жестокости по отношению к животным. Подобные запреты накладывают такие религии, как Буддизм и Индуизм, в раннегреческих пифагореанских системах также присутствовали табу очищения на употребление некоторых видов мяса. Буддизм тяготеет к вегетарианству в его наиболее абсолютной форме - веганизму, запрещающему употреблять в пищу даже такие продукты животных, как молоко, сыр и яйца.

 ИУДАИЗМ - употребление мяса в пищу считается разрешенным, но не предписанным; вовсе не употребляли в пищу мяса ессеи - известное своим благочестием направление внутри Иудаизма времен второго Храма; в целом употребление мясной пищи обусловлено целым рядом ограничений, в частности, при умерщвлении животного из него полностью должна быть удалена вся кровь, нельзя есть мясо животных, которые сами питаются мясной пищей, а также умерщвленных иным способом, кроме традиционного безболезненного; нельзя употреблять мясную пищу совместно с молочной; есть и другие ограничения.

ХРИСТИАHСТВО - в Католичестве и Православии вегетарианство принято среди монашества, в том числе среди всего высшего духовенства; для мирян обычно установлена система постов, в течение которых запрещено есть мясную пищу (в Православии постных дней в течение года насчитывается около 200); в Старообрядчестве помимо того встречаются дополнительные ограничения на мясоедение, восходящие к установлениям Ветхого Завета; в традиционных русских неправославных христианских направлениях (у духоборов,  молокан, христововеров) вегетарианство было принято почти повсеместно (надо заметить, что неправославных, включая Старообрядчество, христианских верований в конце XIX века придерживалась примерно половина населения России); в разных направлениях Протестантизма на этот счет существуют различные традиции, например, вегетарианства придерживаются адвентисты седьмого дня, но в целом протестантские учения к вегетарианству не склоняются.

МУСУЛЬМАHСТВО - традиции отношения к мясоедению близки иудейским, но несколько мягче; в течение месяца Рамадан в дневное время принят полный пост для всех верующих; вегетарианство практикуется преимущественно среди суфиев - мусульманских мистиков.

БУДДИЗМ - Хинаяна (строгий Буддизм) мясоедение отвергает, Махаяна разрешает, но не поощряет; целиком вегетарианскими являются некоторые особые течения, например, дзэн - буддистское монашество.

ИHДУИЗМ - к вегетарианству весьма склонен; многие направления его прямо предписывают; индуисты составляют подавляющее большинство населения Индии (700 млн. жителей) - почти все они вегетарианцы.

ДЖАЙHИЗМ - предполагает строгое вегетарианство для всех своих последователей.

ЗОРОАСТРИЗМ - вегетарианство является частью учения и практики для всех верующих.

Практически во всех религиозных системах отказ от мясоедения считается необходимой составляющей очищения, без которой невозможно интенсивное духовное восхождение. Иногда очищение такого рода считается уделом избранных, иногда - всех приверженцев данной религиозной системы.


Глава 2. Сущность вегетарианства с медицинской точки зрения

 

2.1 Биологические предпосылки вегетарианского стиля питания


Слово "вегетарианец" введено в обиход в 1842г. основателями "Британского вегетарианского общества", оно происходит от латинского vegetus, что означает "крепкий, здоровый, свежий, бодрый", как в словосочетании homo vegetus, которое означает духовно и физически развитую личность. Изначально "вегетарианский" означало гармоничный с философской и нравственной точки зрения образ жизни, а не способ питания.

Преимущества вегетарианства очивидны с различных позиций: здоровья, экономики, этики, развития сознания. Пища растительного происхождения предопределяет высокую степень чистоты тела, нормализацию всех функций организма, выравнивание чувств.

А.С. Залманов так высказывался о питании «...для больного человека, зашлакованного организма, как, естественно, и для здорового, более приемлемы и рациональны растительные, а не животные продукты» [8, с.79.].

Европейский теоретик натуропатического питания М. Бикхер-Беннер считает, что жизнедеятельность человека зависит от пищевой энергии. Солнечная энергия, содержащаяся в растениях, является естественным стимулом всех функций в организме. И более рационально потреблять эту энергию через растения, а не через животную пищу [8, с. 90.].

При избыточном потреблении животных белков происходит вытеснение углеводов из обмена веществ и принудительное отложение их в виде жира. Чрезмерная любовь к продуктам из белой муки приводит к дефициту кремния и полному нарушению обмена веществ.

Все вместе - злоупотребление продуктами животного происхождения и другие нарушения целесообразного физиологического питания - приводит к увеличению шлаков в организме.

Один из видов вегетарианства - сыроедение. Эта система известна давно. Сыроеды считают, что пища не должна подвергаться термической обработке, а должна состоять из свежих сырых овощей, фруктов, ягод. Считается, что клетчатка растительной пищи понижает тяжесть хронических болезней и способствует нормализации работы желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь усиливает выведение шлаков из организма.

 Употребление мяса увеличивает вероятность раковых и сердечно-сосудистых заболеваний (атеросклероз и др.). Переход на вегетарианскую пищу в 90-97% случаев предотвращает развитие сердечно-сосудистых заболеваний. После алкоголизма и курения употребление в пищу мяса является главной причиной смертности в Западной Европе, США, Австралии.

Таблица 1

Плотоядные

Травоядные

Человек

нет пор на коже, тело охлаждается через язык

много пор на коже, потоотделение

много пор на коже, потоотделение

острые резцы для разрывания мяса

тупые резцы

тупые резцы

неразвитые слюнные железы для предварительного переваривания

хорошо развитые слюнные железы для предварительного переваривания

хорошо развитые слюнные железы для предварительного переваривания

кислая слюна без птиалина

щелочная слюна с птиалином для переваривания злаков и фруктов

щелочная слюна с птиалином для переваривания злаков и фруктов

нет плоских задних зубов для пережевывания

есть плоские задние зубы для пережевывания

есть плоские задние зубы для пережевывания

сильная соляная кислота в желудке для переваривания животных

соляная кислота в желудке в 10 раз слабее, чем у плотоядных

соляная кислота в желудке в 10 раз слабее, чем у плотоядных

длина желудочно-кишечного тракта только в 3 раза больше тела для быстрого вывода из организма гниющего мяса

длина желудочно-кишечного тракта в 6-10 раз больше длины тела; растительная пища разлагается медленнее, чем мясо

длина кишечника в 6 раз больше длины тела


Как следует из Таблицы 1, по многим параметрам человеческий организм следует отнести к группе травоядных. Пищеварительный тракт человека не приспособлен к перевариванию мяса. Плотоядные животные имеют сравнительно короткий кишечник (в три раза длиннее тела), что позволяет своевременно выводить из организма быстроразлагающееся и выделяющее токсины мясо. У травоядных кишечник в шесть раз длиннее тела, так как растительная пища разлагается намного медленнее, чем мясо. Человек, как и травоядные, имеет длинный кишечник, поэтому, когда он ест мясо, в организме образуются токсины, которые затрудняют работу почек и способствуют развитию артритов, ревматизма, подагры и даже рака.  

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.