действия, не нарушающие установленную в законе
компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры;
действия, не нарушающие права
несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти
профилактические мероприятия.
Следовательно, компетенция органов и лиц,
осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных
ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных
актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические задачи:
максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепций
активной, системной первичной профилактики; использование мирового и
российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков,
организации раннего выявления потребителей и их оздоровления,
социально-психологической реабилитации, с одной стороны; защиты их прав и
законных интересов - с другой. Для этого необходима соответствующая
специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в
оказании профилактической помощи. Особое внимание должно быть обращено на
правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему
активных профилактических мер, влекущих принуждение и ограничение его прав.
Нельзя представлять органам и лицам, осуществляющим профилактику, право
проводить диагностику наркотического опьянения, употребления ПАВ, не
сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и достоинства
ребенка, по отношению к которому осуществляются эти действия.
Цели Концепции КАПР в образовательной среде:
снижение спроса на наркотики и другие
психоактивные вещества;
снижение заболеваемости наркоманиями,
токсикоманиями[10]
и алкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний;
снижение численности групп риска потребления
ПАВ;
снижение тяжести медико-социальных последствий
злоупотребления ПАВ.
Основные задачи Концепции КАПР в
образовательной среде:
вовлечение в профилактическую
антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы
образования;
улучшение качества воспитания и формирования у
детей и молодежи антинаркотических установок;
улучшение качества образования за счет
повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;
повышение качества здоровья детей и молодежи;
улучшение криминогенной обстановки в регионе,
разъединение наркотических асоциальных групп;
возвращение в образовательные учреждения детей
и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью, и
осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и
рецидивов заболевания;
оказание детям и молодежи консультативной,
психокоррекционной и реабилитационной помощи;
осуществление антинаркотической
профилактической работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и
молодежи;
создание в образовательных учреждениях
атмосферы негативного отношениях к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики,
с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;
создание системы раннего выявления и контроля
лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы,
семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);
реализация этапов профилактической
деятельности, создание организационных структур; подготовка: кадров,
нормативно-правовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ
научных исследований, взаимодействие с различными государственными,
общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами
массовой информации.
Активная антинаркотическая профилактическая
помощь семье в рамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия
мнений и отношения отдельных семей к самой проблеме, дефицита компетентности по
вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового
образа жизни, трудностей установления контактов и взаимодействия со
специалистами при необходимости консультативной, специализированной и
социально-правовой помощи, в условиях, когда сами профессиональные группы лиц,
работающих с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, социальные
педагоги и социальные работники, инспекторы подразделений по делам
несовершеннолетних (ПДН) также нуждаются в выработке нового подхода к
взаимодействию со своими подопечными.
Внедрение новой системы профилактики
происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в
практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение
этапов внедрения, что позволяет сделать КАПР наиболее эффективной.
Первый этап - этап неотложных мероприятий
Организационно-методически данный этап может быть реализован в рамках текущего
финансирования и действующего законодательства. Принятие концепции КАПР в
качестве стратегического направления позволяет использовать существующие
возможности и объединить разрозненные усилия по профилактике наркомании в
системе образовательных учреждений. Внедрение первого этапа происходит
постепенно по мере готовности отдельных составляющих:
создание единого организационно-методического
центра в структуре системы образования согласно концепции КАПР с
соответствующими тематическими отделами (организационно-методический, учебный,
профилактический, реабилитационный, юридический, медицинский, отдел
мониторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общественностью);
разработка нормативно-правовой базы
профилактической деятельности в образовательной среде;
создание центра реабилитации детей и молодежи
с наркозависимостью;
открытие профилактических кабинетов в средних
и высших профессиональных учреждениях;
создание инструктивно-методологической базы
для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодежи с проблемами
зависимости от ПАВ в действующих ППСМ-центрах;
модификация существующих программ
профилактики;
внедрение интернерт-информационной системы по
вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи;
разработка системы показателей и методического
обеспечения проведения мониторинга наркотической ситуации в детско-молодежной
среде;
модификация системы профилактических осмотров;
создание пакета информационно-методической
документации для начальной переподготовки кадров на местах.
Второй этап - этап организационных
мероприятий:
создание системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации воспитателей, педагогов, психологов дошкольных
образовательных учреждений и школ, социальных работников;
создание региональной сети учебно-методических
центров профилактики;
создание специализированного издательства,
включая издание газеты и журнала;
разработка альтернативных программ в системе
концепции КАПР, адаптированных к различным регионам;
создание полномасштабной системы мониторинга в
России, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но и
степень эффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношении
сопутствующих заболеваний и других осложнений;
разработка различных моделей позитивных
ценностных ориентаций в области социально-духовной деятельности;
организация спортивных соревнований и иных
эффективных форм досуга.
Фактически данный этап следует рассматривать
как переходный, подготовительный для 3 этапа. Выделение этого этапа в
достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается уже в период
действия 1 этапа. 3адачи 2 этапа реализуются постепенно по мере готовности
организационной, нормативно-правовой, научно-методической и
финансово-материальной базы.
Третий этап - этап полного развертывания
программ, соответствующих концепции КАПР. Данный этап вводится дифференцировано
по различным регионам:
внедрение в большинстве регионов;
мониторинг наркологической ситуации и
эффективности внедрения профилактических мер;
разработка новейших методов и приемов
профилактики;
сравнительное обобщение российского и
международного опыта.
Концепция КАПР предполагает создание следующих
профилактических программ:
активная профилактическая деятельность в
образовательных учреждениях;
активная профилактическая деятельность в
семье;
активная профилактическая деятельность в
организации внеучебной и досуговой деятельности детей и молодежи.
В настоящее время во всем мире в
образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем использования
различных профилактических моделей. Структура последних зависит от конкретных
условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране
должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи
- семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними
микросоциальное окружение.
Вопрос 3. Что необходимо знать педагогам,
родителям и отрудникам правоохранительных органов при проведении
профилактической
работы по предупреждению распространения
наркотиков
и злоупотребления ими в молодежной среде
Как это не покажется парадоксальным, но даже
сегодня, в эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного
вопроса, которые бы не подвергались тщательному препарированию в СМИ, далеко не
все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в
мире превратилась в грозную опасность для граждан и государственных институтов.
Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление
наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах и
особенно среди молодёжи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к
наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом.
Поэтому нередко единственной и реальной
спасительной преградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный
мир, из которого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, на
сегодня наряду с родителями остаётся учитель. Именно он, как никто другой,
знает о немалочисленных проблемах и подводных камнях, которые угрожают юным и
неопытным душам на пути познания жизни и становления личности.
Уже давно известно, что только единицам
наркоманов из миллионов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и
даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик - это
сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти
невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько,
что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.
Поэтому наиболее реальным делом в борьбе с
наркоманией является её профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже
немаловажно). А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, учителям обходимо
постоянно проявлять внимание к своим ученикам.
Если Вы решили обсудить проблему наркомании в
той или иной аудитории, настоятельно советуем:
как можно лучше изучить специфику проблем,
связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических,
юридических);
предварительно продумать наиболее рациональную
форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для
конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех
присутствующих в обсуждение);
с учётом возрастных особенностей аудитории
четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем,
чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
позаботиться о наглядных пособиях (фильмы,
слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
Необходимо помнить, что молодые люди нуждаются
в том, чтобы им более обстоятельно и доходчиво растолковывали, что же
представляет собой наркотик в реальной человеческой жизни и как он может
повлиять на состояние организма и судьбы человека. И нет ничего плохого в том,
что, начав беседу, Вы коснетесь азов обсуждаемой тематики.
Какие причины и условия способствуют
приобщению подростка
к наркотикам?
Таких причин и условий довольно много и знание
хотя бы основных из них должно помочь в целенаправленной профилактической
работе. Ведь, как известно, чтобы победить врага; его нужно знать
Глобальные причины
Всеобщее падение нравов, низкая духовность и
культура у значительной части населения.
Сформировавшаяся наркотическая субкультура и
"мода" на наркотики среди молодежи.
Сложная социально-экономическая ситуация в
стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).
Относительная доступность наркотиков "на
черном рынке" (сравнительно невысокая цена, большое количество
наркоторговцев).
Активная деятельность наркоторговцев и их
сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики.
Либеральный пограничный режим или его
отсутствие (открытость границ).
Несовершенство антинаркотического
законодательства.
Наличие значительной собственной сырьевой
базы, химических препаратов, оборудования, а также специалистов для незаконного
производства наркотиков.
Сверхвысокая доходность наркобизнеса.
Частные причины
Недостаточная воспитательная работа среди
детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.
Сокращение сети государственных специальных
лечебных учреждений для наркоманов.
Отсутствие эффективных методик лечения
наркоманов.
Агрессивная пропаганда[11] наркотиков в некоторых СМИ
и выступлениях музыкальных коллективов (например регги- и рок-групп) и слабая
бессистемная антинаркотическая пропаганда.
Деятельность различных сект, общественных
организаций, выступающих за легализацию наркотиков, декриминализацию
ответственности за незаконные действия с ними.
Воспрепятствование со стороны определенных сил
принятию нового более совершенного антинаркотического законодательства.
Недостаточное финансирование программ,
направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и
злоупотреблению ими.
Недостаточный контроль над перемещением и
нахождением на территории Российской Федерации иностранных граждан, некоторые
из которых занимаются торговлей наркотиками.
Привыкание к наркотикам людей, принимавших
участие в различных вооруженных конфликтах в последние годы.
Коррумпированность части чиновников
государственных органов.
Неудачная попытка введения в 1985 году подобия
"сухого закона", вследствие чего определенное количество людей
переключилось на употребление наркотиков.
Нередко распространители наркотиков специально
вовлекают в свои ряды молодежь. Для этого молодого человека могут даже насильно
"посадить на иглу". Опытные преступники хорошо знают, что человек,
попавший в зависимость от наркотика, - послушное орудие в их руках и готов
совершить по их указанию любое правонарушение.
Немаловажную роль в устойчивости или
предрасположенности детей к наркотикам играет такая особенность в поведении
родителей, как стремление самим принимать решения за детей вопреки их желанию,
прибегая сплошь и рядом к насилию над их волей (так называемая
"гиперопека"). Дети из таких семей стремятся освободиться от жесткой зависимости,
давящих на психику отношений и ошибочно видят в неформальных группировках
молодежи, в том числе наркоманов, своего рода отдушину, возможность найти
взаимопонимание со сверстниками. Компании наркоманов в силу психологических
особенностей их членов всегда стремятся расширить свой круг. В таких компаниях,
подчиняясь неписаному правилу "быть, как все", молодые люди начинают
пробовать наркотики и втягиваются в их употребление.
Часто родители ждут от нас совета, Это
естественно и понятно, как и то, что дать совет на все случаи жизни невозможно.
Но и выглядеть безучастным не лучший выход. Тем более, что существует
проверенный практикой набор некоторых рекомендаций родителям.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|