В
числе наиболее распространенных проблемных ситуаций 2004 г. в регионах страны
продолжало оставаться визуальное нарушение ландшафта: нерегламентированная
застройка дачными массивами ценных в ландшафтном отношении мест почти вплотную
подступает к культовым памятникам. Например, в непосредственной близости от
исторических поселений и памятников архитектуры в деревнях Чуйнаволок и Ахпойла
Пряжинского района Карелии. Историческая деревня Суйсарь в том же регионе с
прекрасно сохранившимися исторической планировкой и застройкой со всех сторон
окружена дачными кооперативами. Аналогичное отмечалось также в Московской,
Рязанской и Воронежской области. В городах Алтайского края оно проявляется в
форме застройки исторических центров зданиями повышенной этажности.
Экологически нерегламентированная застройка
(Республика Коми, Рязанская, Тамбовская, Самарская, Волгоградская области)
приводит к нарушению художественно ценных и, как правило, наиболее экологичных
с точки зрения архитектурного облика среды, ландшафтов. Насыщение исторических
центров административными учреждениями и предприятиями торговли приводит к
увеличению автотранспортных и людских потоков, к накоплению отрицательных
воздействий, к визуальному нарушению памятников садово-паркового искусства.
Отмеченная ситуация зачастую обусловлена дефицитом средств на разработку
проектов зон охраны памятников. В г. Змеиногорск Алтайского края в
непосредственной близости от комплекса памятников Змеевского рудника и
Змеиногорского сереброплавильного завода временная модульная АЗС продолжает
функционировать, несмотря на истечение срока её действия в 2003 г. Продолжалось
несанкционированное выделение земель под индивидуальную жилую застройку на
территории исторических ландшафтов (в парковых комплексах Ленинградской
области).
К сожалению, не прекращается практика реконструкции
памятников без соответствующих разрешений и согласований с
государственными органами охраны памятников. В исторической части г. Олонца
(Карелия) без согласования было начато строительство торгового комплекса. В
результате выполненных работ искажена историко-архитектурная среда и нарушен
археологический слой. Аналогичные ситуации фиксировались в исторической части
Ростова-на-Дону, Московской и Новосибирской области.
Возрастает пожароопасность отдельных памятников
и целых комплексов. В 2004 г. зафиксировано несколько крупных пожаров на
памятниках федерального значения в г. Ростов-на-Дону. Этот же фактор был назван
приоритетным и для Рязанской области. Из-за пожаров утрачены и пострадали
памятники в Алтайском крае, Архангельской (погост Ижма в Приморском районе) и
Московской области.
Результаты экологического мониторинга недвижимых
объектов культурного наследия страны в 2004 г. позволили выявить следующие
наиболее проблемные в рассматриваемом отношении памятники общенационального
значения:
▫ памятники деревянного зодчества в
Мурманской области (Успенская церковь в с. Варзуга и Никольская церковь в с.
Ковда); уникальные
произведения архитектуры Музея деревянного зодчества в д. Василёво-Торжокского
района Тверской области; Домик М. Ю. Лермонтова в станице Тамань на Кубани – обветшание;
▫ Александро-Ошевенский монастырь в
Каргопольском районе и Новодвинская крепость в п. Конвейер Архангельской
области – обрушение зданий от ветхости вследствие недостатка средств на
проведение противоаварийных работ;
▫ историческая застройка г. Рыбинск
Ярославской области – отсутствие пользователей объектов-памятников;
▫ Дом Циолковского в Рязани – комплекс
негативных урбоэкологических факторов;
▫ памятники ансамбля Соборной горы в
Смоленске, башни и прясла Смоленской крепости; Тамбовский театр драмы; здание
Краснодарского краеведческого музея (памятник архитектуры XIX в.) – воздействие промышленных
предприятий города, транспорта;
▫ Владимирская церковь в с. Баловнево
Данковского района и церковь Автонома храмового комплекса в с. Кашары
Задонского района Липецкой области; памятник федерального значения “Здание, где
учился первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин” в г. Оренбурге – разрушение
вследствие недостаточного внимания и поддержки;
▫ купеческие особняки в г.
Козьмодемьянске и замок Шереметева в п. Юрино Республики Марий Эл;
▫ сооружения монастыря Святого Духа (г.
Алатырь) и Тихвинского монастыря Чувашии – пострадали от оползней;
▫ здания-памятники, перемещенные из
зоны затопления водохранилища Чебоксарской ГЭС – восстановление в местах
перемещения;
▫ Нижегородский кремль и другие
памятники Нижнего Новгорода – воздействие оползней, вибрации и других
урбоэкологических факторов;
▫ памятники исторического центра
Ростова-на-Дону (Драматический театр им. М. Горького, гостиница “Большая
Московская”, экспортные зерновые склады и др.) – подъем уровня грунтовых вод и
фоновые факторы среды;
▫ Вознесенский войсковой собор в
Новочеркасске Ростовской области – подъем уровня грунтовых вод;
▫ деревянная девятиглавая церковь
Покрова Пресвятой Богородицы в с. Герасимовка Алексеевского района Самарской
области – обрушение, вызванное подтоплением от снеготаяния и обильных дождей
после прокладки вблизи церкви дороги;
▫ Свято-Троицкая церковь в г. Балаково
Саратовской области; памятники г. Сочи (Зимний театр, Художественный музей,
санаторий “Кавказская Ривьера” – деструкция декора, конструкций) – комплекс
негативных экологических факторов;
▫ Свято-Троицкая (Ленвинская) церковь в
г. Березники и Усть-Боровский солеваренный завод в г. Соликамск Пермской
области – абразия берегов, тектоника и др.;
▫ Мемориальные комплексы, связанные с
событиями Великой Отечественной войны на о. Диксон – эрозия, визуальное
загрязнение ландшафтов, запущенность вследствие отдаленности памятников от мест
проживания населения;
▫ объекты культурного наследия,
входящие в исторические районы г. Томск (“Болото” “Татарская слобода”,
“Воскресенская гора”);
▫ памятники деревянной архитектуры
конца XIX – начала XX вв. в г. Мариинск, пос. Итатском,
селах Ишим, Зеледеево, Мальцево, Проскоково и других поселениях на историческом
Сибирском (Московско-Иркутском) тракте Кемеровской области – естественное
старение без надлежащего ухода. [11]
Разрабатывая региональные стратегии политики в области
сохранения памятников истории и культуры, специалисты называют следующие
приоритетные направления охраны культурного наследия от негативных последствий
проявления факторов риска, в том числе – экологического риска:
– согласование всех видов работ на землях
историко-культурного назначения;
– разработка и утверждение проектов охранных зон;
– контроль за ведением нового строительства;
– страхование памятников;
– вывод экологически вредных производств с территорий
памятников и с земель историко-культурного назначения;
– противоаварийные работы, консервация памятников;
– проведение инженерно-экологических мероприятий
(защита от вибрации, блуждающих токов, экологизация транспортных схем городов,
понижение уровня грунтовых вод, устройство ливневых канализаций, вертикальная
планировка и благоустройство исторических территорий, берегоукрепительные
работы);
ГЛАВА III. КОМПЛЕКС МЕР ПО СОХРАНЕНИЮ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В
соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» основной
задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов
культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их
государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в
соответствии с законодательством.
Главным
необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в
настоящее время является совершенствование государственной политики на основе
всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных
социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей
органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных
организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов
Российской Федерации и множества других факторов.
Государственная
политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна
исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала
как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития
народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению
вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и
использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.
Существующая
система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована
на основе принципов, определенных в 60-х – 70-х годах прошлого века, и
обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях
социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные
изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной
модернизации этой системы. Важным шагом на этом пути стало принятие в 2002 г.
долгожданного закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации". Новый закон вел целый ряд
важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения
и использования объектов культурного наследия. Однако его полноценное
практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких
подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре
объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе
объектов культурного наследия и др. К сожалению, все эти акты до сих пор
остаются в стадии разработки.
На протяжении
1990-х годов в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 26 января
1990 № 33 "О реорганизации структуры управления делом охраны памятников
истории и культуры" система государственной охраны памятников состояла, в
основном, из региональных организаций и учреждений по охране и использованию
памятников, созданных органами управления культурой субъектов Российской
Федерации. Несмотря на то, что впоследствии указанный приказ Министерства культуры
РСФСР вступил в противоречие с законодательством и был отменен, в 60 субъектах
Российской Федерации полномочия государственных органов охраны памятников
продолжают осуществлять местные специализированные организации, в 18 субъектах
Российской Федерации структуры, выполняющие эти функции отсутствуют вовсе и
только в 4 регионах образованы уполномоченные органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня
2002 г. № 73 ФЗ.
Необходимо
отметить, что в ходе осуществленной в соответствии с принципами
административной реформы реорганизации структуры федеральных органов
исполнительной власти не был создан предусмотренный Федеральным законом от 25
июня 2002 г. № 73 ФЗ федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия,
хотя отдельные полномочия Российской Федерации в этой сфере и были возложены на
Минкультуры, Росохранкультуры и Роскультуры.
Между тем,
создание такого органа не противоречит идее жесткого разграничения
правоприменительных функций органов исполнительной власти (в том числе, функций
по непосредственному осуществлению государственной охраны) и соответствующих
надзорных функций.
В сфере
культурного наследия, как особо общественно значимой, жесткий государственный
надзор за исполнением законодательства целесообразно дополнить институтами
широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз
и обсуждений.
Таким образом,
новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного
наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем
для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых более детально
разработаны вопросы сохранения исторических центров городов (система охранных
зон, размеры допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более
четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных
учреждений охраны. Принятие нового закона - это бесспорная победа научной общественности,
так как именно по инициативе ученых – историков, архитекторов, реставраторов –
ведется интенсивная работа по подготовке, переработке и дополнению
существующего пакета законодательных актов по охране культурного наследия.
3.2. Всероссийская общественная
организация «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»
Согласно
Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации" общественные и религиозные
организации вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной
власти, уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного
наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране
объектов культурного наследия.
Созданная
в 1965 году Всероссийская общественная организация ’Всероссийское общество
охраны памятников истории и культуры" (ВООПиК), стала первой
неправительственной структурой в сфере сохранения наследия, объединив в своих
рядах не только краеведов-любителей, но, прежде всего, специалистов:
архитекторов, историков, искусствоведов, музейных и архивных работников,
реставраторов, инженеров-технологов, археологов. [12]
В
последние годы наблюдается заметное оживление работы Центрального совета
Общества и его отделений, осуществляющих свою деятельность на значительной
территории Российской Федерации. Начался процесс возрождения закрывшихся в
связи с финансовыми трудностями отделений. Вновь создаются городские, районные,
областные, краевые и республиканские отделения.
При
Центральном совете и региональных отделениях работу по различным направлениям
сохранения материального и духовного наследия ведут около 200 секций и
комиссий.
Так,
в 2004 году, высококвалифицированными специалистами градостроительной и
реставрационной секций Центрального совета оказывалась научно-консультативная
помощь, проводилось рецензирование документации, а также подготовка экспертных
заключений по проектам памятников истории и культуры, расположенных в Москве,
Московской, Брянской, Астраханской, Новгородской, Ярославской, Тверской,
Владимирской, Смоленской, Калужской и др. областях.
Проводились
заседания, на которых рассматривались проекты зон охраны исторических городов,
ансамблей садово-паркового искусства, проекты реконструкции, реставрации.
Члены
секций в течение года уделяли особое внимание проблемам сохранения памятников
советского периода (в том числе станций Московского метрополитена), в связи с
чем Центральный совет направил ряд писем в Главное управление охраны памятников
г. Москвы, ходатайствуя о постановке на учет вновь выявленных объектов
культурного наследия.
Изменение
экономической ситуации в стране, появление на строительном рынке огромного
числа частных инвесторов привело к значительному увеличению хозяйственной
активности, масштабному новому строительству. В этой связи, члены Общества
активно участвуют в работе Экспертно-консультативного совета при главном
архитекторе г. Москвы, Комиссии по вопросам сохранения зданий в исторически
сложившихся районах г. Москвы. Благодаря участию общественности в работе
указанной Комиссии, иногда удается отстоять от сноса исторические здания,
несмотря на противостояние заказчиков, инвесторов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|