Смеси
и укрепленные грунты в зависимости от значения суммарной удельной эффективной
активности естественных радионуклидов в применяемых материалах и грунтах используют
для строительства дорог и аэродромов:
без
ограничений - при до
740 Бк/кг;
вне
населенных пунктов и зон перспективной застройки - при св. 740 до 1500 Бк/кг.
При
необходимости в национальных нормах, действующих на территории государства,
величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов может быть
изменена в пределах норм, указанных выше.
Для
приготовления смесей и укрепленных грунтов применяют грунты и следующие
материалы:
-
щебень;
-
гравий;
-
песок;
-
щебеночно-гравийно-песчаные смеси;
-
шлаковые щебеночно-песчаные смеси;
-
гравийно-песчаные смеси;
-
минеральные порошки.
Щебень
и гравий из плотных горных пород, щебень из шлаков, шлаковые смеси марок , входящие в состав
минеральной части смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ
3344 соответственно. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы в щебне не
должно быть более 35% по массе.
Гравийно-песчаные
смеси по зерновому составу должны соответствовать требованиям ГОСТ 23735, а
гравий и песок, входящие в состав таких смесей, - требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ
8736 соответственно.
Для
приготовления смесей применяют щебень и гравий фракций, мм: от 5 до 10, св. 10
до 20, св. 20 до 40, а также смеси фракций - от 5 до 20 и от 5 до 40.
Прочность
щебня и гравия должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 6.4.
Для приготовления смесей применяют минеральные порошки,
соответствующие требованиям ГОСТ 16557, а также порошковые отходы промышленного
производства, измельченные основные металлургические шлаки, соответствующие
требованиям, приведенным в ГОСТ 9128. Допускается применение фосфорных шлаков с
содержанием не
более 2% по массе и соответствующих требованиям, приведенным в ГОСТ 9128, по
остальным показателям качества. Для смесей, приготавливаемых на дороге,
допускается в качестве минерального порошка применять пылеватые грунты с числом
пластичности не более 10.
В случае применения материалов и грунтов с показателями качества
ниже требований, должно быть проведено их исследование в специализированных
лабораториях научно-исследовательских институтов для подтверждения возможности
и технико-экономической целесообразности получения смесей и укрепленных грунтов
с нормируемыми показателями качества.
В
качестве органических вяжущих для приготовления смесей и укрепленных грунтов
применяют битумы нефтяные дорожные жидкие по ГОСТ 11955, эмульсии битумные
дорожные по ГОСТ 18659.
Допускается
применение других органических вяжущих, удовлетворяющих требованиям действующих
нормативных документов и обеспечивающих получение смесей и укрепленных грунтов
в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Для
приготовления смесей применяют также битумы нефтяные дорожные вязкие по ГОСТ
22245.
Для
устройства оснований не допускается использование жидких битумов без активных
добавок.
В
качестве минеральных вяжущих для приготовления смесей и укрепленных грунтов
применяют портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178, золу-унос по ГОСТ
25818.
В
качестве активных добавок к применяемым материалам и грунтам используют известь
по ГОСТ 9179, а также указанные минеральные вяжущие в количестве не более 4% по
массе.
В качестве активных добавок к битуму применяют поверхностно-активные
вещества (ПАВ) или продукты, содержащие ПАВ и удовлетворяющие требованиям
действующих нормативных документов.
Вода для приготовления смесей и укрепленных грунтов должна
соответствовать ГОСТ 23732.
6.2.3
Асфальтогранулобетоны.
В
зависимости от вида нового вяжущего, вводимого в АГ при приготовлении
АГБ-смесей, их подразделяют на следующие типы:
А
– без добавления вяжущего;
Э
– с добавлением битумной эмульсии;
В
– с добавлением вспененного битума;
Б
– с добавлением разогретого битума;
М
– с добавлением минерального вяжущего (чаще всего цемента или извести);
К
– с добавлением комплексного вяжущего (чаще всего битумной эмульсии и цемента).
АГБ
перечисленных типов отличаются своими расчетными характеристиками и скоростью
формирования равновесной структуры (структурообразования).
В
зависимости от массовой доли щебня или гравия (зерна каменного материала
крупнее 5 мм), входящего в состав асфальтобетона, из которого получен АГ,
АГБ-смеси подразделяют на щебеночные с содержанием щебня 35% и более, и песчаные
– менее 35%.
Показатели
физико-механических свойств АГБ, в зависимости от категории автомобильной
дороги и типа смеси, должны соответствовать указанным в таблице 6.7.
Таблица
6.7 Физико-механические свойства АГБ в зависимости от категории автомобильной
дороги.
Наименование показателя
|
Нормы для категории
автомобильной дороги
|
I-II
|
III
|
IV
|
Для смесей типа
|
Э
|
М,
К
|
В
|
Э
|
М,
К
|
В
|
Б
|
Э
|
М,
К
|
В
|
Б
|
А
|
1. Предел прочности при
сжатии, не менее, МПа, при температуре 200С в возрасте:
а) 1 суток
б) 7 суток
|
-
1,4
|
-
2,0
|
1,4
-
|
-
1,4
|
-
2,0
|
1,4
-
|
1,2
-
|
-
1,4
|
-
2,0
|
1,4
-
|
1,2
-
|
0,7
-
|
2. То же, при 500С
в возрасте:
а) 1 суток
б) 7 суток
|
-
0,7
|
-
0,8
|
0,7
-
|
-
0,6
|
-
0,7
|
0,6
-
|
0,5
-
|
-
0,5
|
-
0,7
|
0,6
-
|
0,5
-
|
0,4
-
|
3. Коэффициент
водостойкости, не менее
|
0,7
|
0,7
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
4. Водонасыщение по объему,
%, не более
|
10
|
10
|
12
|
12
|
14
|
14
|
16
|
Гранулометрический
состав АГБ-смеси должен соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ 9128
для пористых и высокопористых щебеночных смесей, за исключением частиц мельче
0,071 мм, содержание которых не нормируется.
Для
дорог I-II категорий применяют щебеночные
смеси, а для дорог III-IV категорий допускается применение
песчаных АГБ-смесей. Если в АГ, используемом для приготовления щебеночных
смесей, содержание щебня меньше 35%, при приготовлении АГБ-смеси необходимо
добавление недостающей фракции щебня.
Содержание
в АГ гранул крупнее 50 мм не должно превышать 5% по массе.
Для
приготовления смесей с использованием органического вяжущего применяют вязкие и
жидкие нефтяные битумы, отвечающие требованиям соответственно ГОСТ 22245 и ГОСТ
11955.
Марку
битума выбирают в зависимости от типа смеси и дорожно-климатической зоны в
соответствии с таблицей 6.8.
Таблица
6.8 Марки битума для приготовления АГБ-смесей.
Тип смеси
|
Марка битума для
дорожно-климатической зоны
|
I
|
II, III
|
IV, V
|
Б
|
БНД 200/300
СГ, МГ,
МГО 130/200
|
БНД 200/300
СГ, МГ,
МГО 130/200
|
БНД 130/200
СГ, МГ,
МГО 70/130 и 130/200
|
В
|
БНД 130/200
|
БНД 90/130
БНД 130/200
|
БНД 60/90
БНД 90/130
|
Э, К
|
БНД 90/130
БНД 130/200
|
БНД 60/90
БНД 90/130
|
БНД 60/90
БНД 90/130
|
Для
приготовления смесей типов Э и К используют эмульсии, отвечающие требованиям
ГОСТ 18659.
В
смесях типа Э применяют катионные эмульсии классов ЭБК-2, ЭБК-3 и анионные
эмульсии классов ЭБА-2, ЭБА-3. Более предпочтительными являются катионные
эмульсии.
В
смесях типа К применяют преимущественно катионные эмульсии класса ЭБК-3.
Для
приготовления смесей типов М и К в качестве минерального вяжущего чаще всего
применяют портландцемент не ниже марки 400, соответствующий требованиям ГОСТ
10178.
При
необходимости увеличения содержания в АГБ-смеси щебня к АГ добавляют щебень,
отвечающий требованиям ГОСТ 8267.
Для
приготовления смесей всех типов, кроме типа Б, в ряде случаев требуется добавление
воды. Обычно применят воду, пригодную для питья.
6.3
Конструирование и расчет дорожной одежды.
Большинство
существующих дорог, требующих усиления, имеют искаженный поперечный профиль и
неудовлетворительную продольную ровность, что отражается на комфорте и
безопасности движения и усложняет содержание покрытия, особенно в зимнее время.
Поэтому в проекте должны быть предусмотрены мероприятия по выравниванию
покрытия.
На
стадии сбора исходных данных осуществляют работы, включающие: оценку прочности
дорожной одежды в соответствии с нормами ОДН 218.046.01 или Указаниями
ВСН-52-89; отбор кернов для определения продольного и поперечного профилей
толщин пакета монолитных слоев дорожной одежды и вида асфальтобетона, входящего
в эти слои; бурение скважин для определения толщин остальных конструктивных
слоев дорожной одежды и оценки состояния составляющих их материалов, в том
числе грунта земляного полотна и основания; создание цифровой модели местности.
На
дорогах с приведенной расчетной интенсивностью воздействия нагрузки Nр>2000 ед./сут.
регенерированный слой рассматривают в качестве верхнего монолитного слоя
основания, на который должно быть уложено двухслойное асфальтобетонное покрытие
общей толщиной 9-10 см.
На
дорогах с 500£Nр£2000 ед./сут. на
регенерированный слой может быть уложено однослойное покрытие из плотного
асфальтобетона толщиной 4-5 см.
На
дорогах с Nр£500 ед./сут. регенерированный
слой рассматривают в качестве слоя покрытия, на котором должна быть устроена
поверхностная обработка.
Задавшись
типом и толщиной покрытия, укладываемого поверх регенерированного слоя,
рассчитывают его толщину по допускаемому упругому прогибу в соответствии с ОДН
218.046-01 с учетом требуемого модуля упругости Етр, рассчитанного
общего модуля упругости на поверхности слоя, подстилающего регенерированный, и
ориентировочного значения кратковременного модуля упругости регенерирующего
слоя при соответствующей расчетной температуре.
Регенерированный
слой проверяют на сопротивление растяжению при изгибе при температуре покрытия
00С.
Ориентировочные
расчетные значения кратковременного модуля упругости (Ер) и среднего
сопротивления растяжению при изгибе (Rи), при времени воздействия нагрузки 0,1 с, для разных типов
АГБ-смесей приведены в таблицах 6.6 и 6.7 (в дальнейшем подлежат уточнению).
Таблица
6.9 Расчетные значения кратковременного модуля упругости.
Тип смеси
|
Расчетные значения
кратковременного модуля упругости Ер, МПа, при температуре
покрытия, 0С
|
+10
|
+20
|
+30
|
+40
|
+50
|
А
|
1200
|
700
|
400
|
250
|
210
|
Б
|
1600
|
900
|
570
|
420
|
380
|
Э, В
|
1800
|
1100
|
700
|
520
|
470
|
К
|
2300
|
1400
|
920
|
700
|
630
|
М
|
2800
|
1800
|
1200
|
920
|
840
|
Таблица
6.10 Характеристики для расчета на изгиб при температуре покрытия 00С.
Тип смеси
|
Характеристики для расчета
на изгиб при температуре покрытия 00С
|
Кратковременный модуль
упругости Ер, МПа
|
Среднее сопротивление
растяжению при изгибе Rи, МПа
|
А
|
1600
|
0,5
|
Б
|
2100
|
0,9
|
Э, В
|
2500
|
1,1
|
К
|
3200
|
1,3
|
М
|
3600
|
1,7
|
При
расчете по условию сдвига конструктивных слоев дорожной одежды мы рассматриваем
его по условию:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|