Становление и возникновение управленческого документа
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный
факультет
Отделение
управления
Кафедра
документоведения и всеобщей истории
Становление и возникновение управленческого документа
(Курсовая
работа)
Выполнила
студентка 3 курса
группы 32-Д
Л.А. Белова
Научный руководитель
д.и.н. В.В. Степанова
Нижневартовск
2006
Введение. 4
Глава
1 История возникновение и становление управленческого документа. 5
1.1 Документы в Древнерусском государстве. 5
1.2 Система министерства и управленческий документ. 15
1.3 Современный управленческий документ. 26
Глава
2 Общая характеристика управленческих документов. 32
2.1 Нормативно-правовая база управленческих документов. 32
2.2 Основные положения по документированию управленческой
деятельности. 35
2.3 Виды документов и их классификация. 37
2.4 Реквизиты управленческих документов. 38
Заключение. 41
Источники. 42
Литература. 42
Управленческий
(организационно-распорядительный) документ - вид письменного документа, в
котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также
вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности
органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их структурных
подразделений и должностных лиц[1]. История управленческих
документов началась еще ранних стадиях развития
Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности. Это были
договора или соглашения. Позже, во времена Петра I, появились такие
документы, как грамоты, отписки, доклады, наказы, памяти. В коллежском
делопроизводстве возникло большое число новых управленческих документов указные
грамоты, наказы заменены указами, регламентами, инструкциями, резолюциями;
переписка - памяти и отписки - заменены отношениями, рапортами, доношениями,
реляциями, ведениями, известиями. Для министерской системы характерны такие
документы, сношения (или отношения); реестры, протоколы, ведомости, описи,
отчеты, официальные письма; записки; выписки. На современном этапе к управленческим
документам относят: приказы, распоряжения, постановления, указания, служебные
письма, протоколы, акты, докладные записки, договора.
Можно отметить, что много материала по этой теме содержится в
таких книгах, как « История делопроизводства и секретарского дела» В.К. Белова, « История
развития нормативно-методической базы ДОУ» Н.Б. Варламова. Также много
познавательного и нужного находятся и в произведеньях такого известного автора,
как Кузнецовой Т.В. « Документоведения» и Кузнецова Т.В., Степанов Е.А.,
Филиппов Н.Т. «Делопроизводство и техническая документация». Нельзя обойтись и
без источников, ГОСТ Р 51141-98: «Делопроизводство и архивное дело. Термины и
определения», ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов», ГОСТ Р 6.30-97 « Унифицированная система
организационно-распорядительной документации»,которые содержат много актуальной
информации.
Цель
данной курсовой работы - показать роль документов, необходимость их
взаимодействия на организации. На организации существует управленческая
документация применяемая при оформлении распорядительной и исполнительной
деятельности и играющая особую роль среди всех других систем. Задачи этой
курсовой работы показать, как возник управленческий документ, показать,
отразить главные этапы его становления и конечно выделить значимость на
современном этапе развития.
документа
1.1 Документы в Древнерусском государстве
С давних времен дошли до нас различные виды документов, с помощью
которых мы имеем возможность, узнать историю своей страны, ее героическое
прошлое, особенности быта своего народа, правовые формы и этические нормы взаимоотношений
между людьми. Необходимость создания документов возникла одновременно с
появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании
различных документов (соглашений, договоров и т. п.) и повлекла за собой
появление письменности как способа изложения информации не только личного, но и
государственного значения. На ранних стадиях развития Древнерусского
государства и в период феодальной раздробленности государственных учреждений
еще не существовало. Уже в V в. до нашей эры древнеримский плебс требовал
введения четких «писанных» законов. Создание зафиксированных на бумаге законов
и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же
появились законы, от делопроизводителя требовалось абсолютная точность формулировок
и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу. С
развитием письменности документы стали способом общения и передачи информации.
Письменные документы, дошедшие до нашего времени, данные,
полученные археологами и лингвистами, показывают, что уже в X в. в
Древнерусском государстве была культура написания документов. Это договоры с
Византией 911 и 945 гг. Примечательно, что в обоих договорах упоминается о
практике составления документов. В первом случае - письменных завещаний, во
втором - подорожных грамот для купеческих кораблей. В крупных городах
существовали хранилища документов. Часто хранение документов в храме придавало
им требуемую юридическую силу. Центрами ведения документации, и ее хранения
были также гостиные дворы и монастыри, так как церковь обладала широкой
юридической компетенцией. Накопление традиций в сфере документирования вело к
формированию круга профессиональных специалистов в области создания и обработки
документов. Первоначально их состав пополнялся за счет церковных псаломщиков и
дьяков. Не случайно с XIV в. термин "дьяк" как обобщающий закрепился
за всеми лицами, ведущими делопроизводство. Параллельно стали вырабатываться
устойчивые образцы обращений и завершений в документах, формуляры, т.е. типовые
устойчивые формы отдельных, наиболее распространенных документов, из которых
составлялись своеобразные пособия по делопроизводству -
"формулярники". Устанавливаются приемы засвидетельствования
документов, их составления (документы начинают проходить стадии написания -
чернописи, редакции и беловика) и такие элементы, как скрепы, печати, мосты
(подписи на склейках).Особо важные документы уничтожались специально выбранной
городским вече комиссией, часто публично, в торжественной обстановке. Менее
значительные документы возвращались авторам или просто смывались с пергамента,
на котором были написаны, а зачищенные листы снова шли в дело. Достаточно
распространенная практика подделки и подчистки текстов потребовала внесения в
судные грамоты указаний об аннулировании подложных документов. Практически до
конца XIV в. основным материалом для письма на Руси служил пергамент (особым
образом выделанная телячья, баранья или козлиная кожа), называемый в документах
и "хартией" и просто "телятиной". Самой древней формой
документа на Руси была грамота - отдельный лист пергамента шириной около 3,5
вершков (15-17 см). Размеры документа могли быть различными за счет подклейки
следующих листов. Потерявшие ценность документы счищали, а дорогостоящий
материал подравнивали, обрезали обтрепанные места и снова использовали для
записи информации. С увеличением объемов делопроизводства менялась графика
письменности: первоначально документы составлялись уставной манерой письма,
характерной для книжного дела с выписыванием букв с прямыми очертаниями.
Документы писались сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из
знаков препинания к XIV в. стала использоваться точка в конце предложения.
Несмотря на постоянное расширение практики документирования управленческих
действий и юридических фактов, говорить о делопроизводстве в период
Древнерусского государства и феодальной раздробленности как о системе
определенных норм и правил еще преждевременно. Вместе с тем, отдельные нормы
работы с документами находили закрепление в законодательстве. Расширение
практики удостоверения документов печатями не только князей, но и городов и
конкретных чиновников (дьяков) с изображением человека, сидящего за столом,
свидетельствует о формировании профессионального цеха специалистов по работе с
информацией, т.е. выработанные практикой традиции постепенно становились
нормами обычая, закладывая основу будущей системы делопроизводства.
По мере превращения Московского княжества в великорусское
государство в нем усложнялись административные задачи, отдельные части управления,
находившиеся в ведении того или иного лица по приказу князя, превратились в
сложные и постоянные присутственные места - избы или приказы. Происхождение
приказов связано с практикой личных поручений (приказов) великого князя
ближайшему окружению - князьям и боярам по разрешению отдельных вопросов
государственного управления. Их деятельность объединялась высшим
правительственным учреждением - Боярской Думой. Именно поэтому период
становления и развития государственного делопроизводства принято называть
приказным периодом - по названию первых государственных учреждений - приказов.
Этот период охватывает время с XV по XVII вв. В этот период в системе
государственного управления не прослеживался последовательно принцип
отраслевого управления, и только часть приказов являлась органами
территориального управления, а часть ведала отдельными отраслями. Во главе
отдельного приказа стоял приказной судья, назначаемый из думных чинов. В его
ведении состояли дьяки - от одного до трех, а к концу XVII в. в крупных приказах
- от 6 до 10 человек. В ведении дьяков находились подьячие, которые в
соответствии со стажем работы делились на "старых" (старших),
"середних" и "молодых" (младших). В крупных приказах
подьячие объединялись в "столы", или повытья, - структурные подразделения
приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному
принципу. Для приведения в исполнение разных распоряжений существовали особые
должности - толмачи, трубники, недельщики и др. Определенно можно лишь сказать,
что распорядительная деятельность всецело принадлежала приказным судьям, роль
дьяков была гораздо скромнее. Они наряду с подьячими занимались организацией и
ведением делопроизводства. Через их руки в приказ поступали доклады, доношения
местных правителей, они хранили дела и вели письмоводство.
Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные
- в сундуках-ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием
посетителей. Первую бумажную "мельницу" (фабрику) построили на реке
Пахре по приказу патриарха Никона, затем в Москве на реке Яузе. Однако только в
XVIII в. после строительства нескольких бумажных мануфактур удалось
удовлетворить внутренний спрос на бумагу в России. Первоначально бумага
изготавливалась из тряпья, а чернила делались из солей железа и дубильных
веществ, добываемых из чернильных орешков - наростов на дубовых листьях.
Сочетание железистых чернил и тряпичной бумаги делало текст особенно стойким,
он почти не выцветал. Поэтому документы этого периода, хранящиеся в архивах,
достаточно хорошо читаются. Инструментами письма служили гусиные перья,
затачиваемые особым образом перочинным ножом. Гусиные перья применялись вплоть
до второй половины XIX в., хотя металлические перья появились уже в начале
века. Написанный гусиным пером текст посыпался мелким кварцевым песком.
Московские приказы пользовались песком, привозимым с Воробьевых гор, который
считался особенно светлым и чистым. С появлением так называемой скорописи
(начертание округлых букв и использование графических сокращений слов и частей
слов с вынесением их над строкой письма) свободно читать такие тексты стало
довольно сложно, требовались знания и навыки. В делопроизводстве приказов
продолжала использоваться весьма специфическая форма документа - столбец
(столп, столпик), иначе говоря, свиток из подклеенных друг к другу узких листов
бумаги. Важные государственные акты могли иметь особенно большие размеры.
Составные части столпа назывались "поставами". Столбец являлся
фактически не одним документом, а включал всю совокупность документов дела.
Текст в столбцах писался только с одной стороны, оборотная использовалась лишь
для проставления помет, резолюции, адреса. Документы хранились свернутыми в
свиток или рулон; для особо важных документов изготавливались специальные
футляры, но чаще они хранилось просто в ларях, или сундуках. Такая форма
документа была неудобной, поскольку много времени уходило на развертывание и
свертывание столбца при поиске необходимых сведений. Сама склейка была
недостаточно прочной, что приводило к ветшанию и износу документа. Столбцовая
форма делопроизводства отменена Петром I.
Наряду со столбцовой формой документа в приказах зародилась и
начала применяться тетрадная форма. Тетрадь - это лист бумаги, сложенный вдвое.
Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли
книги. Но основной формой документа все-таки оставался столбец, имеющий по
существу характер "дела", последовательно отражавшего все
"производство" по тому или иному вопросу, начиная с инициативного документа
(памяти), включая все промежуточные документы и заканчивая документом,
содержавшим решение. Остальные бумаги, не сформированные в столбцы, тетради или
в книги, сгруппировывались в связки, где нередко оказывались самые
разнообразные документы.
Видовой состав документов приказного делопроизводства был довольно
однообразным. Все существовавшие в этот период управленческие документы
группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указные
грамоты), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки. Однако внутри каждого
вида существовало множество разновидностей. Отписки - документы,
поступавшие в приказы с мест, от воевод; грамоты - это царские указы,
посылаемые из приказов на места - боярам, воеводам, приказным людям. Приказы
представляли царю отписки или доклады; воеводам и другим местным
начальникам царь давал наказы; приказы между собой сносились памятями.
Важнейшим признаком официального документа является его формуляр -
совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул)
документа, расположенных в определенной последовательности, специфической для
каждого вида документа. Формуляр - результат повторяемости управленческих
ситуаций и управленческих действий. В документах приказного делопроизводства
большинство реквизитов еще не выделилось из текста, т.е. обращение, адресат,
дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание документа
составляли один сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения,
даты или обозначения автора и адресата документа. Например, царские указные
грамоты начинались указанием автора и адресата (от кого - кому):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|