Сущность и особенности стратегического управления ОАО "Заволжский моторный завод"
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
ГЛАВА 1.Общая характеристика
стратегического
управления предприятием 5
1.1.Сущность и основные
понятия 5
1.2.Стратегическое
управление как система 6
ГЛАВА П.Характеристика основных
этапов стратегического
управления
предприятием 9
2.1.Анализ внешней и
внутренней среды предприятия 9
2.2.Определение миссии и
целей предприятия 17
2.3.Разработка и выбор
стратегии предприятия 26
ГЛАВА Ш.Реализация стратегии
предприятия на примере
ОАО «Заволжский моторный
завод» 35
Заключение 41
Список литературы 42
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Сущность
и особенности стратегического управления предприятием» бесспорно велика. Это
сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление,
имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база
ведения управленческих процессов организации в условиях рынка. Это направление,
постепенно вводимое в России, получило признание во всём деловом мире. Изучая
стратегическое управление, менеджеры смогут качественнее работать в условиях
рынка, правильно оце6нивать ситуацию и предпринимать необходимые для
предприятия шаги.
Целью работы автор считает
проведение исследования, изучив и проанализировав основополагающие источники
российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое
даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь непростой,
но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как
стратегическое управление.
Задачи этой научной работы
состоят в рассмотрении таких вопросов:
как понимать стратегическое
управление;
каковы его сущность и содержание;
что такое стратегия фирмы и как она
вырабатывается.
Более полный и глубокий
ответа на последний вопрос автор даёт при помощи ОАО «Заволжский моторный
завод», где происходит реформирование производства по методу just-in-time.
Степень изученности такой
сферы менеджмента, как стратегическое управление несомненно велика, но есть все
основания полагать, что её развитие будет продолжаться и дальше, поскольку
бизнес не стоит на одном месте, а взлётов и падений избежать не удастся.
Разработка идей
стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как
Виханский О.С., Ансофф И., Акофф Р. и многих других.
Важно отметить, что ведущей
идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к
стратегическому (80-е годы ХХ века), стала идея необходимости переноса центра
внимания высшего руководства на окружение, чтобы надлежащим образом и своевременно
реагировать на происходящие в нём изменения.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1.Сущность и основные
понятия
Термин «стратегическое
управление» был введён в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для того, чтобы
отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего
управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия
была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве
ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от
оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания
высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и
своевременно реагировать на происходящие в нём изменения, своевременно отвечать
на вызов, брошенный внешней средой.
Стратегическое
управление-область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность
которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий
развития фирмы, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что даёт
фирме конкурентные преимущества.
Анализ специальной
литературы убеждает в том, что в настоящее время отсутствует единое определение
понятия стратегического управления.
Существует целый ряд
определений стратегического управления, в которых делается упор на различные
его аспекты и особенности, приводящие к неопределённости границ понятия.
И.Ансофф в работе
«Стратегическое управление» так определил содержание данного понятия:
«Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач
организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и
окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют её
внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним
требованиям»[2, с.18]. В книге О.С. Виханского «Стратегическое управление» под
стратегическим управлением понимается «такое управление организацией, которое
опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует
производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и
производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны
и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт
организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом
своих целей» [6, с.24].
1.2. Стратегическое
управление как система
Стратегическое управление
можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных
управленческих вопросов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор
стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегий. Эти
процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая
обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на
остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы
стратегического управления.
Анализ среды обычно считается
исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для
определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения,
позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды
предполагает изучение трёх её частей:
1)макроокружения;
2)микровнешней среды;
3)внутренней среды.
Анализ макроокружения
включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как: состояние
экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы;
природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества;
научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и так
далее.
Микровнешняя среда
анализируется по следующим основным компонентам: покупатели; поставщики;
конкуренты; рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды
вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать
фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также
позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели фирмы.
Исключительно важно всегда помнить, что фирма не только производит продукцию
для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам,
предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них
социальные условия и тому подобное.
Внутренняя среда
анализируется по следующим направлениям:
·
кадры
фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и тому
подобное;
·
организация
управления;
·
производство,
включающее организационные, операционные и
технико-технологические
характеристики, научные исследования и разработки;
·
финансы
фирмы;
·
маркетинг;
·
организационная
культура.
Определение
миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического
управления, состоит их трёх процессов, каждый из которых требует большой и
исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в определении
миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования
фирмы, её предназначение. Далее идёт подпроцесс определения долгосрочных целей.
Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения
краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что
становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремиться. А, зная
это, можно вернее выбрать стратегию поведения.
После того, как
определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот
процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью
специальных приёмов фирма определяет, как она будет достигать своих целей, и
реализовывать свою миссию.
Выполнение
стратегии является критическим процессом, так как именно он приводит фирму к
достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы
оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо
потому, что неверно был проведён анализ и сделаны неверные выводы, либо потому,
что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия
не выполняется потому, что управление не может должным образом вовлечь
имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это
относится к использованию трудового потенциала.
Оценка и контроль
выполнения стратегии является логически последним процессом, осуществляемым в
стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную
связь между тем, как идёт процесс достижения целей, и собственно целью фирмы.
ГЛАВА П. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Среду фирмы можно
сравнить со вселенной, состоящей из различных элементов, что подразумевает не
только их огромное количество, но и постоянное взаимодействие в сложной
системе, которой является фирма. Степень управляемости компанией будет
определяться уровнем свободы выбора поступать сообразно определённым
приоритетам без нарушения организованности сложной системы. Свобода выбора, в
свою очередь, будет определяться уровнем знаний о возможностях, открывающихся
во внешней среде, угрозах, таящихся в ней, и способностью, умением воплотить
эти возможности и противостоять угрозам с помощью потенциала фирмы, то есть
готовностью её внутренней среды.
2.1. Анализ
внешней и внутренней среды предприятия
Внешняя
среда
включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей
повседневной и стратегической деятельности.
Внешняя среда
неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на
фирму. В ней можно выделить макроокружение (среду косвенного воздействия) и
микровнешнюю среду (среду непосредственного окружения).
Макроокружение
создаёт общие условия, в которых действует фирма, определяет для неё и других
организаций границы допустимого и недопустимого. Подобно тому, как атмосфера
по-разному действует на человека, так и макроокружение в разной степени влияет
на фирмы в зависимости её «здоровья».
Макроокружение по
отношению к предприятию выступает как причина и условие ограничения (или
возможности расширения) деятельности. Как предпосылка, вызывающая необходимость
изменений на предприятии. Давайте рассмотрим состав макроокружения,
характеристики формирующих его элементов и их влияние на фирму.
Политическая
составляющая представлена органами государственной власти и конкурирующими
партиями и группами.
При всех
различиях устройства государство и рынок находятся в сложных взаимоотношениях,
зависящей от господствующей системы взглядов на общественную организацию,
особенностей этапа развития страны, политических воззрений лидеров и другое.
Политические
факторы характеризуют уровень стабильности политической обстановки, содержание
правительственных программ и программ ведущих партий и политических
группировок, защиту государством интересов предпринимателей, его отношение к
различным формам собственности.
При изучении
данной составляющей должна быть получена информация относительно целей развития
общества и регионов, о приоритетных отраслях экономики, характере политической
борьбы, возможности и направлениях развития политической системы, способности
существующего правительства эффективно проводить в жизнь свою программу,
степени её поддержки или сопротивления.
Экономическая
составляющая определяется уровнем развития и особенностями рыночного механизма.
В первую очередь речь идёт о темпах экономического роста, бюджете страны и его
выполнении, доступности ресурсов, объёмах производства и торговли, уровне и
распределении доходов, расходов и сбережений населения, покупательной
способности отдельных слоёв населения и организаций, уровне безработицы, уровне
налогообложения, инфляции, процентной ставке, производительности труда,
величине заработной платы и так далее.
Социальная
составляющая представляет собой комплекс социальных явлений и процессов. Они
характеризуются уровнем образования, трудовой этикой, положением различных
слоёв общества, уровнем социальной стабильности или взрывоопасности, характером
социальных конфликтов, социальной борьбой и так далее.
Социальная среда
влияет на рынок рабочей силы, предпочтения при выборе товаров-конкурентов,
спрос на товары, затраты по их обслуживанию, выбор целей и средств их
достижения, особенности работы предприятия и так далее.
Технологическая
составляющая представлена факторами научно-технического прогресса в области
производства, материалов и продуктов. Ряд этих факторов создаётся внутри фирм,
но в значительно большей степени - вне их (в научных организациях, в
научно-технических центрах и тому подобное). Преимущество получают те фирмы,
которые берут на вооружение достижения НТП.
Технологические
факторы являются основными причинами появления новых отраслей и производств
(например, производство компьютеров стало возможным по мере развития технологии
микроминиатюризации), глубокого изменения действующих отраслей (изменение
технологии записи звука преобразило аудиотехнику и саму отрасль). Увеличение
объёмов капиталовложений в развитие науки и техники, ускорение процесса
генерирования новых идей, развитие продукта и технологии его изготовления,
появление новых методов продвижения товара к потребителю, новых способов
рекламы, новых информационных систем не только открывают более широкие
перспективы перед организациями, но и создают для них невиданные ранее угрозы:
сокращается цикл жизни нового продукта, продукт становится всё более
дифференцирован, появляются новые конкуренты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|