Сущность и содержание электронной торговли
Оглавление
Сущность
и содержание электронной торговли. 2
Торговля через виртуальный
магазин. 7
Торговля информационным продуктом. 13
Источник: 18
Сущность и содержание электронной торговли
Электронная
торговля, именуемая за рубежом «е-commerce», –
это торговля через сеть Интернет при помощи компьютеров покупателя и продавца
товара. Фактически предметом электронной торговли может быть любой продукт
(товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т. п.). Сегодня основными
товарами электронной торговли являются продовольственные товары, промышленные
товары, информационный продукт.
Ценность
электронной торговли для покупателей состоит в том, что она значительно
экономит время покупателя на поиск и покупку нужного ему товара. Для продавца
ценность электронной торговли заключается в потенциальной возможности охватить
своей торговлей бесчисленное количество покупателей.
Началом
возникновения электронной торговли можно считать 1970 г., когда в США появились
электронный обмен данными по компьютерным сетям - EDI (Electronic Data Exchange) -и
электронный перевод денег банками в компьютерных сетях – EFT (Electronic Funds Transfer).
Развитие
сети Интернет привело к резкому росту популярности этой технологии торговли
среди всех торговых фирм и граждан. Интернет стимулировал развитие электронной
торговли на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Малые предприятия и
граждане получили возможность вести свои коммерческие сделки и другие операции
в оперативном электронном режиме – в режиме реального времени (on-line).
Режим on-line – это режим работы банкомата, когда обмен информацией между банком и процессинговым
центром происходит постоянно и все транзакции по счету выполняются в реальном
масштабе времени.
Интернет
позволяет снизить затраты на проведение торговых и прочих сделок, поэтому
пользователи Интернета стали переводить свои данные в цифровую форму.
Оперирование цифровой информацией в компьютерных сетях значительно расширяет
возможности бизнеса. Любую информацию можно представить и сохранить в виде
цепочки бит.
Электронная
торговля создает новую форму организации торговых предприятий – виртуальные
магазины и постоянно под воздействием конкуренции предлагает новые товары и
услуги для реализации в виртуальном магазине. Например, книготорговая фирма Amazon из
Сиэтла (США, штат Вашингтон), не имея традиционных магазинов с прилавками,
стала продавать книжную продукцию через Интернет и напрямую координирует
доставку товара от издателей к покупателю.[1]
Основным
моментом электронной торговли является продвижение товара в сети Интернет.
Продвижение
товара представляет собой целый комплекс мер, направленных на реализацию товара
(услуги). Оно включает в себя производство и использование информации,
рекламные мероприятия, индивидуальные консультации покупателей и др.
Способы
продвижения товара (услуги) в сети Интернет включают в себя:
♦ баннерную
рекламу;
♦ оффлайновую
рекламу;
♦ продвижение
с помощью регистрации в поисковых системах и каталогах.
Баннерная реклама
Баннер
(англ. banner – заголовок крупными
буквами на всю полосу) – рекламный графический блок правильной формы, связанный
гиперссылкой с Web-страницей
рекламодателя. Баннер имеет следующие три распространенных размера: 468 х
60,400 х 50,88 х 31. Баннер, имитируя в виртуальной среде свойства и
возможности, которые несут рекламные щиты в обычном мире, занял прочное место в
Интернете.
В
ноябре 1998 г. три крупнейшие компании Демос-Интернет,
Инфо-Арт и Совам Телепорт, являющиеся
провайдерами в области рекламы, заключили стратегическое соглашение об
организации единого комплекса маркетинговых услуг, ориентированных на
профессионалов в области рекламного бизнеса.
Оффлайновая реклама
Оффлайновая
реклама – это реклама продукции Интернет-компаний с помощью радио, которую
проводит популярный артист. Другими словами, Интернет-компания в своей
рекламной деятельности больше опирается на маркетинг и рекламу не в сети
Интернет, а на радиорекламу, телевизионную рекламу, рекламу в печати.
Радиореклама особенно эффективна для формирования будущей электронной марки,
имижда фирмы и положительного общественного мнения о ней. Аудитория
радиорекламы – это в основном люди в возрасте от 35 до 55 лет.
Продвижение с помощью
регистрации в поисковых системах и каталогах
Каталог
(гр. katalogos – список) представляет
собой справочное издание, содержащее перечень предметов, составленный в
порядке, облегчающем их нахождение. Каталог обычно имеет тематическую разбивку
на подкаталоги, подкаталоги в свою очередь разбиваются на поддирективы и т. д.
Для регистрации в каталоге необходимо послать заявку с указанием раздела, куда
следует поместить Web-страницу,
затем послать краткое описание сайта и список ключевых слов для поиска своей
страницы в каталоге. Эта заявку рассматривают люди, обсуживающие информационную
систему.
Регистрация
в каталогах полностью зависит от тех, кто вносит данные и следит за состоянием
системы. Поэтому пользователь получает результаты поиска, адекватные его
запросу и более интуитивные, чем при обращении к поисковым системам.
Сегодня
покупатель товара через Интернет имеет большой выбор источников информации о
товаре: каталоги, рекламные проспекты, телевидение, телефон, радио, компьютер.
В
перспективе основным источником информации в электронной торговле станет
видеотелефон. В этом случае покупка товаров будет происходить в виртуальной
реальности, появляющейся при определенных условиях и в электронной трехмерной
среде. Последнее предполагает участие всех органов чувств человека, когда он
может увидеть, услышать, опробовать и даже почувствовать товар.
Стабильность
электронной торговли во многом определяется постоянством информационного
потока.
Электронная
торговля через сеть Интернет означает для фирмы укрепление ее конкурентных
позиций на рынке. При этом в сферу деятельности фирмы попадает практически вся
территория земного шара. Важным фактором укрепления интерактивного бизнеса в
целом и электронной торговли в частности является оперативность сделки.
Виртуальный магазин, работая все 24 часа в сутки, способен быстро и адекватно
реагировать на запросы покупателей, у которых поиск нужной информации может
занять менее одной минуты.
Развитие
интерактивного бизнеса в России приведет к созданию в едином рынке товаров и
услуг нового самостоятельного сектора – рынка электронной торговле. Рынок
электронной торговли представляет собой единую цельную систему, состоящую из
самостоятельных рынков товаров и услуг. Место системы рынков электронной
торговли в общей системе мест приложения интерактивного бизнеса по его видам
показана на рис. 15.
Рис.
15. Система мест приложения интерактивного бизнеса
В
2001г. в России должен быть создан консорциум для консультирования и
организации рынков электронной торговли хозяйствующими субъектами. Основаниями
для создания консорциума являются:
♦ Получение
системным интегратором IBS
лицензии на локализацию «MarketSite»,
которая является технологической платформой для создания рынка электронной
торговли. «Market-Site*
позволяет создать крупные рынки электронной торговли для обслуживания через
Интернет сотни тысяч участников рынка.
♦ Рынки
электронной торговли позволяют учесть специфику работы каждого хозяйствующего
субъекта в отдельности и могут работать на глобальном уровне.
♦ На
технологической платформе «MarketSite»
могут быть созданы как универсальные, так и специализированные рынки.
В
связи с унифицированной системой построения каталогов товаров для электронной
торговли будет создан новый универсальный язык «бизнес-общения». Язык
«бизнес-общения» представляет собой единый язык интерактивного бизнеса, т. е.
единый язык общения виртуальной экономики.
Создание
системы рынков электронной торговли кроме технологической платформы «MarketSite »
требует также создания Интернет-логистики. Проект создания указанного
консорциума потребует также и совершенствования системы электронных платежей,
системы защиты информации в компьютерной системе (криптография и
стеганография), системы страхования совершенных сделок. По оценкам
специалистов, суммарный объем средств, вложенных в данный проект за 2001-2003
гг., составит $12 млн.
Любой
магазин есть театр, т. е. это здание (помещение), где происходит спектакль
(представление, играемое актерами), а сам процесс торговли является
своеобразным видом искусства. Говоря образно, в магазине, как в
театре, имеются:
♦
сцена;
♦
средства связи и общения;
♦
актеры;
♦
зрители.
Сценой
является торговый зал магазина. В качестве средств связи и общения покупателей
с товаров выступают торговые прилавки, витрины, освещение, рекламные средства
(громкоговорители, видеотелефоны и т. п.).
Роль актеров
играют сами товары. Товары, как актеры, могут играть свою роль и через сеть
Интернет. Это позволяет таким актерам охватить своей игрой неопределенно
большое количество зрителей. Другими словами, информация о товарах становится
доступной для потенциально неограниченного количества покупателей. И эти
покупатели через виртуальный магазин могут купить предлагаемый товар.
Роль
зрителей выполняют покупатели товаров.
Виртуальный магазин – это реализованное в сети
Интернет представительство путем создания Web-сервера
для продажи товаров и услуг другим пользователям сети Инетрнет. Виртуальный
магазин называют также Интернет-магазином.
К нему полностью подходит определение виртуального
предприятия, данное в первой главе книги. Иначе говоря, виртуальный магазин –
это сообщество территориально разобщенных сотрудников магазина (продавцов,
кассиров) и покупателей, которые могут общаться и обмениваться информацией
через электронные средства связи при полном (или минимальном) отсутствии
личного прямого контакта.
Электронная
торговля в виртуальном магазине основывается на той же структуре, что и
традиционная торговля.
Сравнительная
характеристика традиционной и электронной торговли приведена в табл. 9.
Таблица
9. Сравнительная
характеристика традиционной и электронной торговли
Традиционный
магазин
|
Виртуальный
магазин
|
Торговый
зал
|
Виртуальный
магазин
|
Ходьба
покупателя по торговому залу и осмотр товаров на полках магазина
|
Просмотр
покупателем страниц сервера
|
Личный
контакт покупателя с продавцом (консультация) Выбор покупателем товара Заказ
товара
|
Консультация
у продавца (при необходимости) по компьютерной сети или по телефону
|
Выписка
продавцом и вручение покупателю счета па оплату заказанного товара
|
Выбор
покупателем товара
|
Заказ
товара через сервер
|
Пересылка
продавцом по компьютерным сетям покупателю счета на оплату заказанного товара
|
Оплата
покупателем счета на товар в кассе магазина наличными деньгами или банковской
картой
|
Оплата
покупателем счета по какой-нибудь системе электронных платежей (банковская
карта, электронный чек, цифровые деньги, электронные деньги)
|
Перевод
традиционной торговли в сеть Интернет делает ее более гибкой, так как
электронная торговля, оперируя цифровой информацией в компьютерных сетях,
облегчает сотрудничество людей.
Виртуальный
магазин имеет доменный адрес. Как любой Web-сервер,
виртуальный магазин состоит из целого ряда гипертекстовых страниц, зачастую с
мультимедийными элементами.
Гипертекст представляет собой организацию
нелинейной последовательности записи и чтения информации, объединенной на
основе ассоциативной связи. Это объединение приводит к новой концепции
гипермедиа, в рамках которой между информацией, представленной в различных
формах (текстовой, графической и др.), организуются ассоциативные связи. Это
объединение может затронуть и элементы мультимедиа.
Мультимедиа – это компьютерная
технология, позволяющая гибко управлять потоками разнородной информации, т. е.
информации, представленной в виде текстов, графиков, видеоизображений,
картинок, музыки и т. п.
Виртуальный
магазин работает по технологии, схожей с работой традиционного магазина.
Покупатель
товара является пользователем сети Интернет. Он входит через компьютер в сервер
виртуального магазина, т. е. в сервер продавца товара. Затем покупатель
просматривает на своем компьютере страницы сервера с целью получения информации
о товаре. При наличии в магазине большого ассортимента товаров их размещают на
отдельных страницах сервера как специализированные и однорядные товары. Это
размещение позволяет дать покупателю полную и четкую информацию о каждом товаре
(внешний вид, материал, качество, назначение и цена и др.). Прежде чем сделать окончательный
выбор товара, покупатель может осмотреть его со всех сторон, проконсультироваться
с продавцом через компьютер или по телефону, попросить продавца
продемонстрировать товар в действии и т. п. Все это происходит на разных
территориях: покупатель получает информацию, сидя у себя дома на диване,
продавец описывает и демонстрирует качество товара и другие его характеристики,
не выходя из магазина.
Выбрав
нужный ему товар, покупатель переходит (по указанной ссылке) на другую страницу
сервера и делает заявку, т. е. заказ на товар. Заказ на товар производится по
электронной почте в форме отправки директору или продавцу виртуального магазина
цифрового запроса на утверждение заявки и дальнейшее оформление. К запросу
можно присоединить Web-страницу
с описанием выбранного товара.
Утвердив
заказ, директор магазина сам или через продавца может направить его по
электронной почте в отдел сбыта. Продавец вносит заказ в базу данных, проверяет
кредитоспособность заказчика и наличие товара на складе, резервирует товар для
доставки. Та же программа затем способна передать в электронной форме заказ на
перевозку на соответствующий склад и выписать счет на оплату. Покупатель,
получив счет, оплачивает его любой формой электронных платежей. После чего
товар доставляется покупателю на дом. Электронная торговля имеет следующую
сетевую инфраструктуру.
Под
инфраструктурой (лат. infro – под + структура) электронной торговли понимается комплекс операций
(процессов), имеющих по отношению к ней подчиненный и вспомогательный характер,
который обеспечивает условия для нормального функционирования электронной торговли.
Электронная торговля базируется на нескольких уровнях сетевой инфраструктуры.
Страницы: 1, 2
|