-
федеральные;
-
региональные (субъектов РФ);
-
местные.
Однако невозможно выделить какой-либо один
критерий, по которому можно рассматривать налоги, так как это зависит от целей
анализа, проводимого исследователями.
Следует отметить, что все без исключения налоги в различной
степени влияют на все стороны хозяйственной жизни и по своей природе всегда
оказывают комплексное воздействие на экономику страны.
Одна из первых классификаций была построена на основе
критерия перелагаемости налогов (XVIIвек). Проблемами
переложения налогов занимались видные российские ученые: Н.Тургенев, И.Озеров,
А.Тривус…
Наиболее распространенной классификацией налогов является
их разделение на прямые и косвенные. Такое разделение налогов известно с
глубокой древности (в Римской империи взимались налоги с наследства и с
оборота).
В практике налогообложения в России используются различные
виды налогов.
1.1. По форме изъятия различают прямые и косвенные
налоги:
►Прямые налоги взимаются
в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к
налогоплательщику, его имуществу, доходам и т.д. Это подоходный налог с
юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на
землю и др.
Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные:
•Личные налоги уплачиваются с
действительно полученной прибыли (дохода).
•Реальными налогами облагается
не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который
лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когда невозможно
установить действительный доход налогоплательщика. Чаще всего это налоги с
имущества.
►При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги
взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так,
например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем,
который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров
становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся:
налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.
Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги
– несправедливые налоги. Покупатели в магазинах ежедневно, сами, не
замечая того, уплачивают косвенный налог (НДС). Косвенные налоги в
гораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения с
низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они
уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу
далеко не одинаково.
Для государства косвенные налоги наиболее приемлемы в виду
своей замаскированности.
В западных странах косвенные налоги находят более широкое
применение. Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что
позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям,
а так же регулировать потребление.
Классификация по признакам налогов.
По форме
изъятия
|
В зависимости от
Распределения
Сумм налога
|
В зависимости
от
Характера
Использования
|
|
• Прямые
Личные реальные
• косвенные
|
• собственные
• закрепленные
• регулирующие
|
• общие
• целевые
|
|
|
По объекту
обложения
|
В зависимости от
Территориального
уровня
|
В зависимости от
Источника
уплаты
|
|
• имущество
• земля
• капитал
• средства
потреблен.
|
• федеральные
• региональные
• местные
|
• заработная
плата
• выручка
• себестоимость
• доход или
прибыль
|
|
В зависимости от
Категории
налогоплательщика
|
По методу
Обложения
(от ставки)
|
По способу
обложения
|
|
|
• юридические
лица
• физические
лица
• налоги, общие
для юридических и физических лиц
|
• прогрессивные
• регрессивные
• пропорциональные
• твердые
|
• кадастровые
• декларационные
• безналичные
•
налично-денежные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2
В зависимости от распределения сумм налога
они делятся на закрепленные и регулирующие:
► Закрепленные налоги представляют собой
налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на
постоянной либо долговременной (более 5 лет) основе поступают в соответствующий
бюджет, за которым они закреплены.
► Регулирующие налоги в виде процентных
отчислений от налогов по ставкам (нормативам) ежегодно перераспределяются
вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их
несбалансированности.
1.3. В зависимости от характера использования налоги
делятся на общие и целевые.
► Общие
налоги составляют основную
налоговую массу. Они обезличиваются и поступают в бюджет, как в общий денежный
фонд (на общий счет). Они предназначены для финансирования общегосударственных
мероприятий.
► Специальные
целевые налоги имеют строго
определенное назначение и обычно формируют вне6бюджетные фонды (пенсионный,
социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные
фонды…).
1.4. В зависимости от категории налогоплательщика налоги
делят на:
► налоги с физических лиц (подоходный налог;
налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и т.д.).
►налоги с юридических лиц (налог на прибыль;
налог на добавленную стоимость и т.д.).
► налоги, взимаемые и с юридических и с физических
лиц (земельный налог; налог на доходы от капитала; некоторые налоги,
зачисляемые в дорожные фонды).
1.5. В зависимости от ставки обложения различают:
► Пропорциональный налог
— это налог, взимаемый независимо от размеров дохода.
► Регрессивный налог — это налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода.
► Прогрессивный налог — это налог, средняя ставка которого
повышается по мере возрастания дохода.
1.6. В зависимости от территориального уровня налоги делят
на:
►Федеральные – это налоги, установленные законами РФ, и
взимаются на всей территории страны. В порядке регулирования часть федеральных
налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня.
► Налоги
субъектов РФ. Часть этих налогов
устанавливается законодательными актами РФ, а часть – законами субъектов РФ, но
конкретная ставка налога определяется субъектом РФ всегда самостоятельно.
Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке
регулирования, в бюджеты муниципальных образований.
► Местные
налоги и сборы – это такие
налоги, зачисление сумм от которых на долгосрочной основе предусмотрено в
бюджете муниципальных образований. Устанавливаться эти налоги могут как актами
органов местного самоуправления, так и законами субъектов РФ, федеральными
законами.
Я попытаюсь рассмотреть некоторые
виды налогов.
1.1.Подоходный налог с
физических лиц.
Налог на доходы физических лиц
является федеральным налогом и взимается на всей территории Российской
Федерации.
Он является одним из наиболее
существенных источников пополнения бюджета и уступает лишь налогу на прибыль
предприятия и налогу на добавленную стоимость.
Субъектом налога являются физические лица, как имеющие постоянное место жительства в РФ,
так и не имеющие его (нерезиденты).
Объектом налогообложения у
резидентов РФ является доход, полученный налогоплательщиком, как на территории
РФ так и за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения
признается доход, полученный на территории России.
К таким доходам относятся:
-
доходы от реализации недвижимого имущества;
-
доходы от акций и иных ценных бумаг;
-
доходы от участия в уставном капитале организации;
-
доходы, полученные от сдачи имущества в аренду;
-
доходы, полученные от использования авторских прав
-
выплаты, полученные при наступлении страхового
случая;
-
вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей;
-
доходы, полученные от использования любых
транспортных средств;
-
доходы от использования трубопроводов, линий
электропередачи и иных средств связи;
-
доходы в виде оплаты труда и т.д.
Налоговым периодом по налогу на
доходы физических лиц является календарный год.
В налоговую базу входят доходы, полученные в
денежной и натуральных формах, а также в виде материальной выгоды.
Материальная выгода – это превышение рыночной стоимости
получаемого имущества над суммой, фактических затрат налогоплательщика на их
приобретение.
При определении размера налогооблагаемой базы в
соответствии со ст.218-220 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные,
социальные, имущественные и профессиональные вычеты, проще говоря, льготы
(прил.1).
Не подлежат налогообложению:
- Государственные пособия, кроме пособий по временной
нетрудоспособности.
-
Компенсации;
-
Пособия по безработице;
-
Государственные пенсии;
-
Вознаграждение донорам за сданную кровь,
материнское молоко и иную донорскую помощь;
-
Алименты, получаемые налогоплательщиком;
-
Суммы, получаемые для поддержки науки, образования,
культуры, искусства в РФ;
-
Суммы единовременной помощи, оказываемой
налогоплательщику в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными
обстоятельствами;
-
Материальная помощь, оказываемая членам семьи
умершего работника;
-
Налогоплательщики, пострадавшие от террористических
актов;
-
Гуманитарная помощь, оказываемая благотворительными
организациями;
-
Стипендии учащихся, студентов;
-
Доходы в виде %, получаемые налогоплательщиками по
вкладам в банках РФ и др.
-
А также доходы, не превышающие 2000 рублей по
каждому из следующих оснований:
1)
Стоимость подарков, полученных налогоплательщиком
от организации, где он работает;
2)
Стоимость призов, полученных на конкурсах,
соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ;
3)
Суммы материальной помощи, оказываемые работнику в
связи с какими-либо событиями;
4)
Возмещение работникам стоимости приобретенных
медикаментов, назначенных лечащим врачом;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|