Огромную роль для
разработки общих и частных методик репетиционной работы может сыграть
накопленный в этом отношении опыт профессионального искусства. Литература о
занятиях с профессиональными народными и духовыми оркестрами, народными и
академическими хорами, актерами, танцевальными коллективами более обширна и
разнопланова. Стал достоянием общественности и специалистов творческий опыт
выдающихся советских и многих прогрессивных зарубежных мастеров искусства. Эта
литература может послужить своеобразной основой для создания специальной
методики проведения репетиций в самодеятельном коллективе конкретного жанра.
Эти методики, как уже отмечалось, должны вобрать в себя наиболее характерный
опыт, сохранить достижения, накопленные в области профессионального
творчества.
Естественно,
анализ общих вопросов воспитательной работы в процессе репетиций театральных
коллективов должен исходить в первую очередь из характерных черт, присущих
данному виду творчества.
Прежде чем
перейти к их анализу, необходимо хотя бы в самых общих деталях указать на ряд
организационно-педагогических моментов, от которых зависит качество
репетиционной работы. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне
подготовлена репетиция, зависит ее и педагогическая эффективность. [9]
Репетиция
представляет огромные возможности ж с точки зрения художественно-эстетического
влияния. Творческий процесс полностью подчиняется поискам оптимального
раскрытия произведений искусства; имеется возможность каждый отрывок, фрагмент
песни, пьесы, спектакля повторить, изменить акценты в содержании, добиваясь
нужной выразительности речи, слова, звучания, движений. В процессе репетиций
все тщательно выверяется и заучивается: штрихи, нюансы, па, мизансцены.
Параллельно идет усвоение участниками богатого эмоционального и нравственного
опыта, заложенного в разучиваемом произведении искусства. Поэтому, чем
тщательнее, скрупулезнее и целенаправленнее идет художественная обработка
пьесы, песни, танца, тем глубже нравственно-эстетические преобразования в
личности участника, исполнителя.
Без планирования
в репетиции неизбежно появляется элемент стихийности, разбросанности, самотека.
Она может неожиданно затянуться или, наоборот, закончиться быстро, так как
что-то выпало из поля зрения руководителя, он что-то забыл сделать из
намеченного ранее. Все это в конечном счете сказывается на художественно-эстетическом
росте коллектива, психологическом настрое участников на серьезное творчество.
Воспитательные
задачи формулируются в первую очередь я придания всей работе коллектива
единой стержневой линии, педагогические цели предстают в этом случае
сверхзадачей. На обеспечение направляются усилия коллектива и руководителя,
подчиняются все учебные и репетиционные занятия. Сверхзадача закладывается как
бы внутрь деятельности коллектива, органически включается в ее содержание.
Исходя из плана, руководитель предварительно ставит перед участниками конкретные
задачи: выучить текст, ноты, движения, слова; представить образное
содержание исполняемого произведения, его художествено-исполнительские
особенности и т. д. Введение в эту работу элементов, формирующих и
развивающих нравственных качества личности, способствует решению
педагогических целей. Эта деятельность относится к числу наиболее
сложных, требующих особого дара — развитого педагогического
перспективного мышления, мастерства, чутья и видения развития личности, умения
проектировать этот процесс, придавать всей учебно-творческой и
репетиционной работе воспитательную направленность, сочетать с развитием
технических и художественно-исполнительских навыков у участников и их
нравственно-эстетическое развитие, формирование общей культуры поведения.
Для развития
интереса у исполнителей, с тем чтобы сразу настроить их на pa6oту репетицию лучше начинать с небольшой «разминки»: пройти одну из
выученных пьес, песен веселого, шутливого характера без остановки. Затем после
разбора ошибок, упущений в тексте уточнить смысловое содержание, голосоведение,
движения и вновь проиграть. Такого рода начало придает репетиции приподнятое,
радостное настроение, служит как бы отправной точкой для углубленной работы в
дальнейшем.
Постоянное
варьирование произведений по характеру, темпу, нюансировке способствует
поддержанию у участников интереса к игре в коллективе, занятиям в
самодеятельности и помогает избежать чрезмерных нервных и физических нагрузок.
Все это самым положительным образом влияет на нравственный настрой
исполнителей, развитие их эстетической культуры. [10]
Исполнители не
любят частых остановок на репетиции. Это нервирует, сбивает темп, настрой, не
дает спокойно сосредоточиться, самим разобраться в том, как нужно тот или
другой отрывок играть. Частые остановки к тому же разбивают целостное
представление от пьесы, танца, песни, а это значит, что усложняется работа
воображения.
Важно также,
чтобы репетиция носила завершенный характер, но при этом у участников
сохранялось желание позаниматься еще. Это настраивает их на дальнейшую
самостоятельную творческую работу: поучить слова, партии, отдельно поработать
над техническими упражнениями, движениями и т. д. Пресыщение занятиями ведет к
снижению интереса к искусству, творчеству, а значит, и падает эффективность
занятий, их отдача.
Во время первой
половины репетиции коллектив должен заниматься более сложной работой:
разучиванием ролей или трудных в технической и художественном отношении мест в
новых пьесах, которые требуют усидчивости огромной силы воли. Во второй
половине репетиции нужно больше давать играть всему коллективу, т. е.
заниматься более творческими видами деятельности, связанными с
эмоционально-образным содержанием. Чаще играть ранее выученные пьесы с полной
отдачей.
В целях более
эффективной воспитательной работы на репетиции необходим учет индивидуальных
особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и
в плане его художественной подготовки. Немаловажен в данном случае и фактор
профессиональных, возрастных различий участников. Нельзя, чтобы требования
были одинаковы к человеку, не учитывая его особенностей развития индивидуальных
способностей и интересов.
При организации
репетиционных занятий необходимо брать во внимание и огромную роль важнейших
моментов художественно-эстетического порядка, касающихся содержания пьесы,
раскрытия своего видения образности и содержания исполняемого произведения и
его интерпретации другими постановщиками, режиссерами, актерами, музыкантами.
Для того чтобы
все это более точно и образнее передать, можно приводить примеры из
литературы, других видов искусств, которые позволяют полнее раскрывать
содержание произведения.
Для лучшего
пояснения своей мысли можно прибегнуть к помощи личного исполнительского
показа. Этот метод «расшифровки» словесного текста используется лишь в том
случае, если руководитель уверен, что сыграет или пропоет правильно. Особенно
осторожно нужно пользоваться голосом. Многие дирижеры, режиссеры,
балетмейстеры, обладая прекрасным музыкальным слухом, не имеют специальной
вокальной подготовки и потому часто интонируют мелодию неправильно. Такое пение
перед исполнителями может дать противоположный желаемому результат.
Глава 3. Театральное искусство
как средство воспитания
Театральное
искусство объявляется основным и едва ли не единственным фактором
нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При этом
зачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, в
которой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельности
и социальных отношений в формировании духовного и, уже, творческого потенциала
личности.
Роль искусства в
процессе формирования личности можно определять как корректирующую,
обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда,
окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях
способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития
творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный
художественный фон.
Роль театрального
коллектива как творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора
имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его
педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.
В чем же
заключается специфика театра как предмета воспитания, средства всестороннего и
гармонического развития личности?
Прежде всего
нужно подчеркнуть: искусство не является единственной формой общественного
сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука,
политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного
сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание,
право — правовое, идеология, политика — идейно-мировоззренческое.
Театр влияя на
сознание, духовно-эмоциональный мир человека, ( тем самым формирует его
целостный облик; активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и
нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность,
повышает политическую культуру, культуру труда и быта.
Эстетическая
игра, развлечение незаметно переводят богатство нравственного содержания
искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека к
миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения,
понимание цели и смысла жизни. Театр обостряет ум, нравственно облагораживает
чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» — «очищающего»
воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными
корнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него
оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального
бытия, которые могут как усиливать, так и Снижать эффективность процесса. [17]
Советскими
психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л.
Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и
экспериментально подтверждено влияние театра на развитие личности: умственное,
нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и
предрасположенность человека к театральному искусству как форме деятельности.
Основной приметой
взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная,
чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная интенсивность
различных видов деятельности неодинакова. В научном познании эмоции носят подчиненный,
фоновый характер. Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве,
художественной практике доминирующее значение имеют эмоции,
эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное,
идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.
Эмоциональное
мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с
искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и
эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным
продуктом психической деятельности. Они предстают как вполне конкретный
результат (при определенной условности термина) влияния театрального искусства,
проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиям
соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения,
эмоции обретают зримые очертания и формы проявления.
Данная
особенность эмоционально-психологической деятельности личности в процессе
восприятия театрального искусства обусловливает и интенсивность ее
художественно-эстетического и нравственного обогащения, процесс развития
художественно-творческих навыков.
Оригинальность
результатов творчества в театральном коллективе можно рассматривать и с точки
зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения
того, что оно дает человеку как художнику и — человеку.
Исполнительство в
театральном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных
ценностей. Одной из них является глубокая нравственна» социализация, моральное
совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться в
самостоятельном решении или нахождении путей решения разнообразных
художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности,
развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный
потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей
системе отношений человека с окружающими. Творческий подход к решению возникающих
проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.
Эффективность
творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью
творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для
театрального творчества, ибо эта задача — важнейшая из его функций. [7]
Заключение
Как и любое
искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые подлежат
реализации лишь в театральном творческом коллективе. Правильно организованная
педагогическая работа позволяет участникам более плодотворно решать
поставленные задачи, достигать желаемого результата.
Театр и
театральное сценическое искусство, как мною было исследовано, не могло
появиться из неоткуда. Первым этапом к развитию театра и данного вида искусства
стало появление театральности как в самом человеке, так затем и в тех
произведениях, которые он исполнял, тем образом жизни, который он для себя
определил как главный критерий существования и выживания в трудное время.
В настоящее время
театр это уже самостоятельная единица, во многом отличающаяся от первых попыток
создания театрального или сценического творчества, которая имеет огромный опыт
как по формированию репертуара, так и по созданию собственной аудитории.
Воспитательное
воздействие театра было подмечено еще в древности, но ему не было придано
особой окраски, как данная проблема нашла свою актуальность в наши дни и теперь
рассматривается комплексно как специалистами в области культуры и искусства,
так педагогами и психологами не только в России, но и зарубежом. Многие
изданные ими теоретические наработки нашли свое практическое подтверждение и
применение в работе театральных трупп и начинающих коллективах.
Список использованной литературы
1.
Аль, Д.Н.
Основы драматургии. – Л., 1988
2.
Асимов
В.П. Русский театр. – М., 1998
3.
Веселова
Ю.Г. Духовно-нравственный потенциал русского народа. – М., 2003.
4.
Ветрова
И.М. Народное художественное творчество через призму веков
5.
Гавелла
Б. Драма и театр. – М.: Прогресс, 1976
6.
Ефремов
А.Л. Формирование личности в условиях театрального коллектива. – СПб., 2004.
7.
Зимина
Л.Т. Духовное возрождение России. – М., 2000.
8.
Калинина
С.А. Духовная культура России. – М., 2004.
9.
Каргин
А.С. Народная художественная культура. – М., 1999
10.
Куликова
С.Т. Культура и личность. – М., 2002.
11.
Кусков
М.Н. Культурное возрождение, как перелом… - М., 2001.
12.
Магов
И.Т. Путь художественного искусства. – М., 2001
13.
Наумова
К.А. Художественное творчество и художественная культура. – М., 2001
14.
Незнанский
Е.И. Культура, которая живет… - М., 2000.
15.
Нестребов
Г.Л. По следам истории прошли: о роли народного театра. – М., 1998
16.
Петровский
Е.Н. Культурное наследие. – М., 2001.
17.
Поздных
И.К. Театральное искусство в России. – М., 2003
18.
Поляков
М.Я. Тетория драмы и поэтика. – М., 1980
19.
Прохоров
Ю.Н. Российская культура на пороге XXI столетия. – М., 2000.
20.
Сергеев
Л.В. Театральные коллективы. – Киев, 2000.
21.
Фетисова
Ю.Н. Русские театральные подмостки. – СПб., 2003.
22.
Хализев
В.Е. Драма как явление искусства. – М.: Искусство, 1978
23.
Шарова
Т.А. Русский театр за рубежом. – М., 2000
24.
Шведова
М.Д. Русская культура. – СПб., 2001.
25.
Яснополянская
З.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|