Загрузка крупных пакетов программ может занять несколько
часов, однако плата провайдеру в этом случае, конечно, несравнимо мала в
сравнении с реальной стоимостью программ. Правовой режим shareware предполагает
возможность загрузить программу и использовать ее в течение некоторого времени
(как правило, не более 30 дней), после чего предполагается, что абонент должен
либо заплатить сравнительно небольшой регистрационный взнос и получить программу
в полную собственность, либо стереть программу со всех своих дисков. Наконец, в
Интернет имеется большое количество так называемых демо-версий программ,
представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные
функции, без которых программа не представляет для абонента реального
интереса, одна демо-версия позволяет получить полное представление о
возможностях программы. Демо-версии, как правило, можно свободно распространять
и использовать, они рассматриваются как реклама продукции.
Эти три основных направления распространения программ
в Интернет, по-видимому, будут интенсивно развиваться в будущем, поэтому
будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отметим,
что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное
распространение программ в Интернет приносит фирмам миллионные доходы за счет
других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не
нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Современный
бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.
2. МЕТОДИКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Организация проектной деятельности учащихся в сетях.
Этапы
работы над телекоммуникационным проектом.
Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти
20-летний опыт проведения телекоммуникационных проектов. За это время ученые и
педагоги-практики разработали, провели и проанализировали эффективность нескольких
тысяч различных по тематике, срокам проведения, количеству учащихся и
используемым учебным материалам проектов. На основе этих данных учеными были
выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных
проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при
разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним
относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с
типическими особенностями практико-ориентированных проектов. Большой популярностью
у учащихся пользуются творческие проекты. Однако и такие проекты, равно как и
приключенческие, предусматривают в качестве обязательного компонента проектной
деятельности исследования в той или иной области. Ребятам нравится видеть
практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом,
видеофильм, компьютерная программа, реферат, сценарий фильма или драматизации,
аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конечный
продукт, представляющий собой материальное воплощение их совместной
творческой, исследовательской, аналитической деятельности.
Мы привели здесь типологию проектов (см. ч. I, гл. 2, занятие 6) с
общедидактических позиций. По каждому учебному предмету может быть разработана
собственная классификация возможных проектов, далее детализирующая
дидактическую классификацию с учетом специфических особенностей каждого
предмета. Такая классификация позволяет, не блуждая в потемках, четко определив
тот или иной тип намечаемого проекта, правильно структурировать его, четко
определить цели, как конечные, так и промежуточные, определить методы исследования,
виды творческой или игровой деятельности, определить те знания, умения,
навыки, которые потребуются учащимся для выполнения совместной проектной
работы. Другими словами, знание типологии проектов дает учителю возможность
наиболее рационально и эффективно организовать совместную деятельность учащихся.
Особенно это касается телекоммуникационных проектов, в которых задействованы
многие и многие учащиеся из разных школ, регионов, а подчас и стран. Здесь
нужна четкая согласованность действий разных коллективов, и одним из
инструментов, помогающих понять сущность планируемой работы над проектом,
обеспечить взаимопонимание между партнерами, является общепринятая типология
проектов.
Для примера можно привести разработанную канд.
пед. наук М.Ю. Бухаркиной типологию проектов по иностранным языкам.
I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные
проекты.
1. Обучающие проекты, направленные на
овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и
умений.
2. Лингвистические, направленные на
изучение языковых особенностей; изучение языковых реалий (идиом, неологизмов,
сленга и т.п.), изучение фольклора.
3. Филологические, направленные на
изучение этимологии слов, литературные исследования, исследования
историко-фольклорных проблем, творческие.
II. Культурологические (страноведческие)
проекты.
Культурологические (страноведческие) проекты предполагают
развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне
владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления
с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой,
государственным устройством стран-партнеров, искусством, литературой, архитектурой,
традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский
характер. Их целесообразно проводить с носителями языка, т.е. эти проекты
больше подходят именно для телекоммуникационных международных проектов.
Иностранный язык здесь выступает в роли средства общении; естественная
языковая среда способствует формированию потребности использования
иностранного языка как средства коммуникации. С точки зрения содержания культурологические
проекты могут иметь разные тематические направления.
1. Историко-географические, знакомящие с
историей страны, города, местности; с географией страны, города, местности.
2. Этнографические, нацеленные на
изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава
народа, проживающего на данной территории, национальных особенностей культуры
разных народов и т.д.
3. Политические, цель которых —
ознакомление с государственным устройством стран, политическими партиями и
общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием
на государственную политику, законодательством страны и т.д.
4. Посвященные проблемам искусства,
литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
5. Экономические, посвященные проблемам
финансовой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т.д.
III. Игровые и ролево-игровые проекты.
Ролево-игровые и игровые проекты, так же как и
культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков
владения языком посредством организации межкультурного общения на двух
последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по
аналогии, уровень творческого применения). Такие проекты также наиболее
интересны, когда они организуются как международные телекоммуникационные.
С содержательной точки зрения игровые и
ролево-игровые проекты могут быть следующих типов.
Воображаемые путешествия, которые могут
преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише,
специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям,
умениям и навыкам из других областей знаний.
Имитационно-деловые, моделирующие
профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают
игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни.
Драматизированные, нацеленные на
изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей
или авторов этих произведений выступают учащиеся.
Имитационно-социальные, где учащиеся
исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов,
учителей и др.).
Все виды проектов, если это международные проекты,
ведутся на иностранном, в большинстве своем английском языке, и потому
предстаатяют помимо возможности реализации дидактических или методических
задач дополнительный интерес, поскольку они создают условия .для реальной
языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном
языке, потребность в изучении иностранного языка.
Почти все виды проектов предусматривают использование
исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы.
Любой телекоммуникационный проект проводится в
несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее
время принято выделять семь основных этапов работы над проектом.
1. Организационный
Он включает представление и поиск партнеров. Как
правило, занимает от одной до нескольких недель.
2. Выбор и обсуждение главной идеи
будущего проекта Включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот
проект, что мои ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим
проектом), обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение
подходящих для этого тем проектов (т.е. какие конкретно темы будущих проектов
помогут моим ученикам получить определенную информацию, приобрести необходимые
навыки, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение
поставленной мною задачи). Этот этап проводится состоявшимися учительскими
парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).
3. Обсуждение методических аспектов и
организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время
Предполагает работу координатора индивидуально с
каждым учителем (лично или но сети). Если проект международный, то, учитывая
разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же
учебных задач, этот этап можно опустить, поскольку непонимание предмета
обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактен. Лучше
предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках
привычных для него методических концепций.
4, Структурирование проекта с выделением
подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов
Общий простой план становится развернутым, выделяются
этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом
их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения,
оформления.
5. Работа над проектом
Тщательно разработанные задания для каждой группы
(по 2 — 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал
позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта.
Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными
результатами между партнерскими группами разных школ.
6, Подведение итогов, оформление
результатов
На этом этапе группы (в отдельности или совместно
с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты
своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов
своего творческого исследовательского труда.
7. Презентация проекта
Готовый и оформленный проект должен пройти заключительный
этап презентации в классе, телеконференции в Интернет, на школьной
конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или менее
крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном - двух
уроках, а занимают достаточно продолжительный отрезок времени. Результаты
такого проекта вместе с его описанием могут быть размещены на специальной Web-страницс своей школы или
школы партнера в Интернет. Презентация всегда подразумевает дискуссию,
возможность для участников презентации задавать любые вопросы по теме исследования,
творческой работы и получать аргументированные ответы со стороны
разработчиков.
2.2. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях
Если учитель'приступает к организации телекоммуникационных
проектов, ему следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики
проектов и подготовки учеников к работе. Проекты могут идти в рамках урочной,
внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который
учитель преподает. В то же время проекты могут быть междисциплинарные, вовлекающие
в работу других учителей-предметников, и в этом случае они будут активизировать
широкий круг . познавательных и творческих интересов учащихся. Немаловажным
является также процесс соотнесения интересов учителей и учеников, выбирающих
тему для проведения проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно
важными проблемами. Иначе: необходимо понять (и объяснить это учащимся),
насколько интересы участников проекта являются актуальными для школы, района
(города, региона и т.д.), где живут учащиеся, будут ли актуальными и значимыми
для других людей результаты, которые учащиеся получат в процессе работы над
проектом.
Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя
проектами, то организовать подобный политематический, междисциплинарный проект
можно при условии ориентации на разнообразные познавательные интересы учащихся.
Предположим, что кто-то из учащихся увлекается именно тем предметом, который
ведет учитель — организатор телекоммуникационного проекта, а следовательно, с
удовольствием откликнется на призыв углубить свои знания. Другие учащиеся,
обладающие, например, литературными, музыкальными или художественными
способностями, захотят заняться творческой работой в рамках того же проекта или
в самостоятельном проекте, третьи выразят готовность попробовать свои силы в решении
каких-то насущных, актуальных проблем региона. Задача учителя сводится к тому,
чтобы, не отвергая с ходу ни одно из предложений ребят, постараться в каждом
предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь
практически.
Если учитель стремится уделить значительно
большее внимание самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут
каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, что обычно невозможно сделать в
рамках традиционного урока, то ему придется использовать другие формы
организации самостоятельной деятельности учащихся. Так, при проведении
телекоммуникационных проектов хорошо зарекомендовала себя система докладов,
рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебной дисциплины. Интересная
и продуктивная работа над телекоммуникационными проектами, в том числе и
международными, может быть организована на базе научных обществ детей,
литературных гостиных, если такие имеются в школе, гимназии.
Как правило, учащиеся, кто в одиночку, кто в
паре, а кто и небольшой группой, систематически выполняют какую-то
самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации,
сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут
быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Необходимо так организовать
работу, чтобы те учащиеся, которым нужны определенные условия для выполнения
работ, имели бы возможность проводить какие-то замеры, опыты и другие действия
непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы,
или после уроков.
Некоторые из подобных проектов могут быть предложены
для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь
между ними обеспечат телекоммуникации.
Это особенно оказывается полезно в научном и социальном
планах, если речь идет об экологии, социологических проблемах. Когда учащиеся
почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим работам,
учитель, проводящий проект, осознает необходимость расширения географии и сферы
сотрудничества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|