рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества: состояние и проблемы их эффекимвного использования в...

Он является производным от уровня развития производительных сил и состояния здоровья населения, от содержания общего и специ­ального образования, профессиональной подготовки, нравственного воспитания, отражающих цели, конечную направленность и социаль­но-экономические условия формирования личности.

Потенциал общества зависит от качественных характеристик сово­купной рабочей силы, определяющих уровень развития способностей к труду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой активно­сти, мобильности) и специфику важнейших социально формирующих черт членов общества (ответственности, исполнительности, дисципли­нированности, инициативности, организаторских способностей и др.).

При определении величины потенциала и его использования важ­но правильно выбрать показатель измерения. В качестве основного показателя объема применяется численность, а показателя использования — человекогод. Исследования показывают, что разница в оцен­ке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человекочасов и среднесписочной численности работников находится в пределах 15%. Следовательно, показатель среднесписочной числен­ности работников, являющийся переменной величиной, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики его можно применять только с поправочными коэффициен­тами. А поскольку такие коэффициенты разработать очень трудно, не­обходимо найти новый объемный показатель.

Исследования, проведенные отечественными экономистами, в том числе работниками кафедры экономики труда ВЗФЭИ, убедитель­но показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человекочас. Он обладает ста­бильностью и допустим к применению во всех экономических расче­тах на любом уровне.

Величина совокупного потенциального фонда рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между календарным фондом (Фк) и суммарными резервообразующими неявками и перерывами (Тн.п.), т.е. объемную величину времени выполнения производственного задания данным коллективом работников. К нерезервообразующим относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие законодательно установленные неявки и перерывы). В этом фон­де отражается весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период.

Применительно к предприятию величина трудового потенциала определяется по формуле:

Фп=Фк-Тн. п.   или   Фп=ЧДТсм ,

где Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени пред­приятия, ч; Ч— численность работающих, чел.; Д — количество дней работы в периоде; Тсмпродолжительность рабочего дня, смены, ч.

В общем виде величину трудового потенциала общества (региона) можно выразить формулой:

,

где Фп общ — потенциальный фонд рабочего времени общества, ч;  — численность населения по группам, способного участвовать в обще­ственном производстве (i= 1, 2, ...m); m число групп населения; Тр — законодательно установленная величина времени работы по группам в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Исчисляется как произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

Так как трудовой потенциал включает всех граждан, способных участвовать в общественном производстве в силу своих физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификаци­онных навыков при нормальном уровне интенсификации труда, в рас­чет должны быть включены все группы работников с учетом их харак­терных особенностей. Поскольку структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, для правильного определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную группу лиц привести к базовой величине. В этом случае трудовой потенциал общества, рассчитанный по работникам, проработавшим полный календарный год (Побщ), можно определить по формуле:

Побщ = Фп. общ/tрасч.,

где tрасч – расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.

Продолжительность календарного периода участия группы лиц с различным уровнем потенциальных возможностей не всегда является однозначным критерием для определения величины потенциала общества. Поэтому обязательно должны быть учтены все особенности при группировке трудящихся по основному признаку, каким в данном случае является способность и возможность участия в общественном труде.


1.5. Компоненты деятельности человека


В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по за­данной технологии, инструкции, традиции, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собствен­ного творчества. Такой труд будем называть регламентированным, или a-трудом. Вторая характеризует труд, направ­ленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда будем называть новационным, творческим, или b-трудом.

Типичным примером деятельности, в которой преобладает a-труд, является выполнение производственной операции сбор­щиком на конвейере с регламентированным ритмом. Существен­но, что в данном случае речь идет не о способностях работни­ка, а об объективных возможностях их реализации. Регламен­тированным может быть не только малоквалифицированный физический труд, но и, в частности, деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению инструкций. Таким образом, a-труд может быть как физическим, так и умственным.

Преимущественно творческим является труд изобретате­лей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инжене­ров, организаторов производства, предпринимателей и т. д. Высшим проявлением творчества считается искусство, ибо в нем, как и в изобретательстве, исключается повторение (ко­пирование), кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора. Извес­тны случаи, когда одинаковые изобретения и научные открытия делались независимо и почти одновременно разными людь­ми в разных странах. В искусстве такие ситуации принципи­ально невозможны.

В цивилизованной экономике одной из характеристик зна­чимости творческих элементов в данном виде деятельности мо­жет быть доля оплаты труда в виде гонорара (за рационализа­торские предложения, изобретения, статьи, книги и т. д.) в об­щих доходах работника. В этом аспекте прибыль предпринима­теля, действующего в условиях реальной конкуренции и право­вого государства, становится формой авторского гонорара. Пред­ставляется оправданным, что в классификации видов деятель­ности, действующей в ФРГ, предприниматели объединены по источнику доходов в одну группу с лицами свободных профес­сий — писателями, художниками, архитекторами и т. п.

Возрастание роли творчества наиболее отчетливо прояв­ляется в появлении новых видов продукции и услуг, совершен­ствовании технологии, увеличении доли ученых, инженеров, высококвалифицированных рабочих, врачей, педагогов в об­щей численности занятого населения. Менее очевиден прогресс в литературе и искусстве. Хотя объем продукции этой сферы постоянно растет, ее качество далеко не всегда способствует совершенствованию духовного мира человека, что дает осно­вания для выводов о деградации значительной части художе­ственной культуры. Эта тенденция не мо­жет считаться необратимой. Ее изменение является одной из важнейших задач творчества в области этики, эстетики и со­циальных отношений.

Необходимость выделения двух компонент труда объек­тивно обусловлена принципиальными различиями в их влия­нии на формирование дохода предприятия и национального дохода страны. Увеличение конечного продукта за счет a-труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. В отличие от этого, за счет b-труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затра­тах рабочего времени и интенсивности труда. Это обуслов­лено тем, что на основе новых технических, организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий, улучшаются параметры существующих, снижаются затраты труда и средств производства на единицу полезного эффекта продукции и услуг.

В соответствии с определением a-труда его результат за­висит от затрат рабочего времени. Условиями, определяющи­ми возможность a-труда данного вида (профессии, квалифи­кации), являются необходимые уровни здоровья, нравствен­ности, образования и профессионализма.

Таким образом: Va=f(xв), где Va — результат a-труда данного вида; хв — затраты рабо­чего времени.

Результат b-труда непосредственно зависит от способнос­тей к данному виду творчества и активности (пассионарности), ориентированной в соответствующем направлении: Vb=f(xmc, xa), где Vb — результат b-труда; хmс — творческие способности; ха — активность.

Условиями творческой деятельности являются (как и для а-труда) необходимые уровни здоровья, нравственности, об­разования, профессионализма.

Выделение a-труда и b-труда достаточно для анализа фак­торов продуктивности в отраслях материального производства. В литературе, искусстве, философии важную, а в некоторых сферах определяющую роль играет духовная компонента дея­тельности человека, которую обозначим как g-труд.

Говоря о духовности, обычно используют такие понятия, как добро, совесть, честь, доверие, альтруизм. Однако существуют и такие виды духовной деятельности, которые ориентированы на темные стороны человеческой нату­ры, на усиление вражды, нетерпимости, жестокости, тоталита­ризма. В этом направлении действуют некоторые религиозные секты (сатанизм, бесовщина) и представители поп-культуры.

Глава 2. Трудовые ресурсы общества

2.1.  Понятие трудовых ресурсов


Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «на­селение» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, за­нятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и ин­дивидуальной трудовой деятельности (рис. 2). В их состав включают­ся также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйст­ве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способ­на производить материальные блага или оказывать услуги.


Пол

 

Рис. 2. Структура трудовых ресурсов


В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в обществен­ном производстве выделяют две части: активную (функционирую­щую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресур­сы состоят из реальных и потенциальных работников.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зави­сят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего на­селения собственно трудовые ресурсы.

К трудовым ресурсам в России относятся: а) население в трудоспо­собном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и вой­ны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получаю­щих пенсии по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.

2.2. Возрастные границы трудовых ресурсов


Величина трудовых ресурсов зависит от официально установлен­ных возрастных границ — верхнего и нижнего уровней трудоспособно­го возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.

Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действую­щим законодательством. В России трудоспособным возрастом счита­ется: у мужчин — 16—59 лет (включительно), у женщин — 16—54 года (включительно). Границы трудоспособного возраста в разных странах неодинаковы. В ряде стран нижняя граница установлена 14—15 лет, а в отдельных — 18 лет. Верхняя граница во многих странах составляет 65 лет для всех или 65 лет — для мужчин и 60—62 года —для женщин.

В России законодательная власть неоднократно рассматривала во­прос о необходимости увеличения возрастного порога: для мужчин — с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет. Однако тяжелое экономическое положение работающего населения, низкая продолжительность жизни, высокая смертность в трудоспособном возрасте вынуждают государство откладывать решение этого вопроса до более благоприятного времени.

Ведущую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное населе­ние в трудоспособном возрасте.

Трудоспособное население — это совокупность лиц, преимуществен­но в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологи­ческим данным к участию в трудовой деятельности.

На практике различают общую и профессиональную трудоспособ­ность. Общая трудоспособность предполагает наличие у че­ловека физических, психофизиологических, возрастных данных, определяющих способность к труду и не обусловливающих необходи­мость специальной подготовки. Профессиональная трудо­способность — это способность к конкретному виду труда, приоб­ретаемая в ходе специального обучения.

Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет есте­ственного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокраще­ния доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пе­ресмотра возрастных границ трудоспособности.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособ­ный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселен­цы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии.

2.3. Измерение трудовых ресурсов


Количественные изменения численности трудовых ресурсов ха­рактеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматри­ваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок вре­мени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале пе­риода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая по формуле:

,

где Тр.ср. — среднегодовой темп роста; п — число лет; Ч1 и Ч2 — численность соответственно в начале и конце периода.

Темп прироста рассчитывается по формуле:

,

где Тпр.ср. — среднегодовой темп прироста.

Количественная оценка тенденций состояния и использования, трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления по­вышения их эффективности.


2.4. Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда


Основной проблемой экономической теории и хозяйствен­ной практики является анализ соотношения затрат и результа­тов. Затраты определяются по отношению к экономическим ре­сурсам. Результаты характеризуются объемом выпуска продук­ции, добавленной стоимостью, прибылью, а также показателя­ми конкурентоспособности, качества жизни, экологии и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.