Установление уровня
существенности выполняется на стадии планирова-ния. По сути, это - величина
вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы,
которые в конечном итоге повлияют на решение от-носительно существенности в
оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного
в планировании может значительно отличаться от величины существенного при
оценке результатов проверки. Оце-нка аудитором существенности должна учитывать
интересы потребителей ин-формации, а также соответствовать требованиям правила
(стандарта) №4 «Су-щественность в аудите».
Установив допустимый уровень
существенности, аудитор может присту-пать к построению аудиторской выборки.
Аудиторская выборка может коррек-тироваться в зависимости от целей аудита и от
установленных аудитором уров-ней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой
ошибки и объема генера-льной совокупности.
Завершающей стадией
планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане
должны быть отражены основная цель и на-правления проверки, способ проведения
аудита, установленный уровень сущес-твенности, параметры аудиторского риска,
определены численность и квалифи-кация рабочей группы аудиторов, их обязанности,
ответственность и соподчи-ненность; указаны сроки проведения проверки, а также
дата представления ау-диторского заключения и детализированного отчета.
Составляя программу проверки
расчетов с поставщиками и подрядчика-ми, аудитор направляет свои усилия на
проверку тех участков, которые не под-вергались контролю или мало
контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор
определяет, какие приемы проверки он бу-дет использовать. Для проверки расчетов
с поставщиками и подрядчиками мо-жно использовать пересчет, сопоставление,
прослеживание, сканирование, до-кументальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с
поставщиками и подрядчиками, операций по приобретению и реализации продукции
представляет собой детальный пере-чень содержания аудиторских процедур для
сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить:
-
заключены
ли договора поставки продукции;
- реальность задолженности
поставщикам и подрядчикам, что должно быть подтверждено актами инвентаризации
(сверки) расчетов;
-
правильность
составления бухгалтерских проводок по счетам 60;
- соответствие записей
аналитического учета по счету 60 записям в журналах-ордерах, главной книге и
балансе.
При проверке в МУП "Водоканал" было установлено:
1.
на
предприятии заключены все договора на поставку продукции;
2. производилась инвентаризация
расчетов с поставщиками и подрядчиками и актом инвентаризации расчетов
подтверждена реальность задолженности поставщикам;
3.
бухгалтерские
проводки по счету 60 составлены правильно;
4. записи аналитического учета
по счету 60 соответствуют записям в журнале-ордере № 6, главной книге и
балансу.
По выявленным несоответствиям
определяют существенность, характер и возможные причины возникновения
отклонений.
Аудиторские процедуры по
существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском
учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать
достаточный объем аудиторских доказате-льств, в соответствии с правилом
(стандартом) №5 «Аудиторские доказательст-ва» для формулирования
профессионального мнения о соответствии бухгалтер-ского учета операций по
приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и
достоверности во всех существенных аспек-тах бухгалтерской отчетности в части
отраженных в ней операций.
Важным шагом на этапе
планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в
зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в
случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую
группу аудиторов предлагается разде-лить на отдельные подгруппы по направлениям
проверки. Рабочая группа дол-жна формироваться из аудиторов, специализирующихся
на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав
рабочей группы дос-таточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере
торговли). Ау-диторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в
области пра-вовых и экономических основ операций по приобретению и реализации
проду-кции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского уче-та,
а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случа-ях к
выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа
эксперта и использование предоставленных им материалов регламенти-рованы
правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование ра-боты
эксперта".
Общее руководство проверкой,
координация деятельности членов рабо-чей группы и контроль за соблюдением
графика использования рабочего време-ни должны осуществляться руководителем
аудиторской проверки. При разделе-нии рабочей группы на подгруппы по
направлениям функции локального руко-водства целесообразно возлагать на старших
аудиторов.
В ходе проверки и
планирования аудита расчетов с поставщиками и под-рядчиками в МУП
"Водоканал" была разработана программа проведения ауди-торской
проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
4.2 Аудит состояния расчетов с поставщиками и
подрядчиками
Непосредственную проверку начинают с установления
соответствия дан-ных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров
синтетического и анали-тического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51
«Расчетный счет», 52 «Ва-лютный счет».
Проверка по счетам расчетов
должна осуществляться по следующим ос-новным направлениям: наличие и правильность
оформления документов, опре-деляющих права и обязанности сторон по поставке
материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм
за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и
списания по-лученных ценностей.
При проверке следует обратить внимание на следующее:
- имеются ли договора на
поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
- при наличии дебиторской и
кредиторской задолженности необходимо уста-новить дату возникновения и причину
образования;
- имеется ли задолженность с
истекшим сроком исковой давности, принимаю-тся ли меры к ее взысканию.
При этом следует иметь в
виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку
товаров (выполнения работ или оказа-ния услуг) относятся соблюдение формы
договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами
соответствующих договоров вне зависимо-сти от срока договора. Обязательным
условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или
оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам
за поставленные по договору това-ры (выполненные работы или оказанные услуги).
Установлено также, что
предельный срок исполнения обязательств по ра-счетам за поставленные товары
(выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента
фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Суммы, не истребованной
кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками
подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения
предприятием-должником товаров (вы-полнения работ, оказания услуг) как
безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за
исключением случаев, когда в его дейст-виях отсутствует умысел;
- при поступлении
товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы
(неотфактурованные поставки), необходимо провери-ть, не числятся ли эти
поступившие ценности как оплаченные, но находящие ся в пути или не вывезенные
со складов поставщиков, и не числится ли стои-мость этих ценностей как
дебиторская задолженность;
- проводилась ли инвентаризация
расчетов. Посмотреть ее результаты, а в не-обходимых случаях провести встречную
проверку расчетов;
-
полнота
оприходования материальных ценностей;
- правильность установления цен
на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах
поставки;
- правильность списания затрат
с кредита расчетов с дебиторами и кредитора-ми на себестоимость продукции
(работ, услуг);
- правильность списания
задолженности с истекшим сроком исковой давнос-ти.
Суммы кредиторской и
депонентской задолженности, по которым иско-вая давность истекла, подлежат
отнесению на результаты хозяйственной деяте-льности или на увеличение
финансирования (фондов).
Проверяя расчеты, аудитор
должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в
отдельных случаях – провести встречные про-верки на предприятиях, при
необходимости запросить в банках копии докумен-тов.
На практике бывают случаи,
когда подлинные акцептные поручения – на-пример, на перечисление денежных
средств отделениями связи, на выплату по-чтовых переводов – уничтожают, а
списанные суммы по учету относят на взаи-мные расчеты с другими предприятиями.
Результаты проверки расчетов с пос-тавщиками и подрядчиками можно отразить в
ряде рабочих документов (табли-цах, справках).
Проверка реальности
дебиторской и кредиторской задолженности являет-ся одной из важных процедур
аудита, так как операции с кредиторской задол-женностью и погашением ее
наличными деньгами представляют возможности для мошенничества, растрат и
искажений данных финансовых отчетов. Необхо-димо принимать это во внимание и
знать типичные методы совершения и скры-тия подобных действий.
В сфере текущих обязательств
мошеннические и ошибочные действия значительно отличаются от аналогичных
действий в отношении текущих акти-вов. Зачастую служащие подделывают документы,
содержащие обязательства, составляют фиктивные обязательства для обеспечения
неверных кассовых вып- лат.
Кроме определения реальной
задолженности необходимо определить ср-ок просроченных платежей на счетах
дебиторов и сопоставить этот срок с пока-зателями прошлых лет.
4.3
Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Для
обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен
счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
На этом счете учитываются расчеты:
1) за полученные
товарно-материальные ценности, принятые выполненные ра-боты и потребленные
услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по
доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы, на
которые акцептованы и подлежат оплате через ба-нк;
2) за товарно-материальные
ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или
подрядчиков не поступили, т. е. так называе-мые неотфактурованные поставки;
3) за излишки
товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, - когда фактическое
количество поступивших ценностей превышает количест-во, указанное в расчетных
документах поставщиков. Излишки, выявляемые при приемке материальных
ценностей, должны отражаться в первичных уче-тных документах. Так как
появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то
применяются специальные формы первич-ных учетных документов, утвержденные
Госкомстатом для предприятий и организаций различных видов деятельности;
4) за полученные услуги по
перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и пе-реборам тарифа (фрахта);
5)
за все
виды услуг связи;
6) генерального подрядчика со
своими субподрядчиками при выполнении дого-вора строительного подряда;
7) генерального подрядчика со
своими субподрядчиками при выполнении дого-вора на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
(НИОКР).
Данный перечень не является
исчерпывающим.
Учет
на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связан-ные с
расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные
услуги, отражаются независимо от времени оплаты.
Счет
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стои-мость
принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ,
услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15
"Заготовление и приобретение материальных ценностей", если его использо-вание
предусмотрено учетной политикой) или счетами учета соответствующих затрат.
За
услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по пе-реработке
материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с постав-щиками
и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных
запасов, товаров, затрат на производство.
За неотфактурованные поставки счет 60
"Расчеты с поставщиками и под-рядчиками" кредитуется на стоимость
поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных
в договорах. При получении доку-ментов от поставщика на ТМЦ возможны два
варианта:
-
если
поступившие документы соответствуют условиям договора, предприя-тие производит
дополнительную запись только на сумму НДС;
-
если
поступившие документы не соответствуют условиям договора, то пред-варительная
бухгалтерская запись сторнируется, и производятся записи на суммы, соответствующие
отгрузочным документам. Счет 60 "Расчеты с пос-тавщиками и подрядчиками"
дебетуется на суммы исполнения обязательств, т.е. оплату счетов. Согласно
новому Плану счетов по дебету этого счета от-ражаются также авансы и
предварительная оплата по счетам поставщиков в корреспонденции со счетами
учета денежных средств. Суммы выданных авансов и предварительной оплаты
учитываются обособленно.
Счёт 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками"
корреспондирует со счетами:
1.
Оприходование
патентов, лицензий и других нематериальных активов. Дт 04
"Нематериальные
активы"
Кт 08 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
2.
Оприходование
материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке.
Дт 10 "Материалы", Дт 41 "Товары" Кт
60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
3. Начисление задолженности на
приобретение машин и оборудования, за вы-полнение строительных работ и оказание
услуги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|