Прибыль от реализации продукции в целом по
предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема
реализации продукции (VPП); ее
структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции может оказывать
положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема
продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли.
Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации
происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может
оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли.
Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее
реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного
веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль
находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости
приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен
и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении
уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить
способом цепных подстановок
Сначала нужно найти сумму прибыли при
фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого
следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем
плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. [46]
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением
фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция
однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в
стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего
желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных
изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора,
нежели выручка.
%РП=∑(VPПф)/ ∑(VPПпл) (1)
Затем следует определить сумму прибыли при
фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой
себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки
вычесть условную сумму затрат:
∑(VPПф х Цпл)- ∑(VPПф х Спл) (2)
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие
могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при
плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки
следует вычесть условную сумму затрат:
∑(VPПф х Цф)- ∑(VPПф х Спл) (3)
По данным таблицы 1 можно установить, как
изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Таблица 1
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение
суммы прибыли от реализации продукции
Показатель
|
Условия расчета
|
Порядок расчета
|
Сумма прибыли, млн руб.
|
объем реализации
|
структура товарной продукции
|
цена
|
себестоимость
|
План
|
План
|
План
|
План
|
План
|
ВРпл - ПСпл
|
|
Усл1
|
Факт
|
План
|
План
|
План
|
Ппл * Крп
|
|
Усл2
|
Факт
|
Факт
|
План
|
План
|
ВРусл -ПСусл
|
|
УслЗ
|
Факт
|
Факт
|
Факт
|
План
|
ВРф - ПСусл
|
|
Факт
|
Факт
|
Факт
|
Факт
|
Факт
|
ВРф - ПСф
|
|
Изменение суммы прибыли за счет:
Объема реализации продукции
∆П (VPП) =
Пусл1 – Ппл (4)
структуры товарной продукции
∆П стр = Пусл2 – Пусл1 (5)
средних цен реализации
∆П цен = Пусл3 – Пусл2 (6)
себестоимости реализованной продукции
∆П с = Пф – Пусл3 (7)
Влияние структурного фактора на
изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:
∆Пуд=∑[( УДai- УДплi) хПпл/100 ] х VPП общ.ф (8)
Если предприятие производит неоднородные
виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением
каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему
реализации продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния
структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель:
∆Пуд=∑[( УДai- УДплi) х Rпл/100 х100 ] х VPП общ.ф (9)
где Rпл - плановая рентабельность і-х видов продукции
(отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
Следует проанализировать также выполнение
плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина
которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VPПi),
себестоимости (Ci) и
среднереализационных цен (Цi). Факторная
модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П= VPПi (Цi – Ci) (10)
Методика расчета влияния факторов способом
цепных подстановок:
Ппл = VPППЛ(ЦПЛ
-Спл) (11)
Пус1 = VPПф(Цпл -Спл)
(12)
ПУсл2 = VPПФ(ЦФ
-Спл) (13)
Пф = VPПф(Цф
- Сф) (14)
∆Побщ = Пф- Ппл (15)
∆ПVPП = Пусл1
- Ппл (16)
∆ПЦ = Пусл2 ~
ПуслХ (17)
∆П с = - Пф
- Пусл2 (18)
Аналогичные расчеты проводятся по каждому
виду продукции. Полученные данные показывают, по каким видам продукции план по
сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен, и какие факторы оказали
положительное влияние, а какие - отрицательное, и в какой степени.
Выполнение плана прибыли в значительной
степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с
реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях;
прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные
пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской
задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий;
доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций;
убытки от стихийных бедствий и т.д.
Анализ сводится в основном к изучению
динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами
договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе
устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для
предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может
произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками
и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны
предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует
проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были
предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежной дебиторской
задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и
контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки)
прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках
бухгалтерского учета.
Особого внимания заслуживают доходы по
ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.).
Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде
дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций,
чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или
снижения.
Сумма полученных дивидендов зависит от
количества приобретенных акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина
которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия,
налоговой и амортизационной политикой государства, уровнем процентной ставки за
кредит и т.д. Недостаточно высокий уровень квалификации экономических кадров,
невладение законами рынка, неумение оценить конъюнктуру рыночных законов могут
принести предприятию большие убытки. При оценке результатов финансовой
деятельности большую пользу могут дать межхозяйственные сравнения, изучение
опыта работы других предприятий на рынке ценных бумаг.
В заключение анализа разрабатываются
конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и
потерь от внереализационных операций.
Показатели рентабельности характеризуют
эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности
(производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и
т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты
хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с
наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности
предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить
в несколько групп:
1) показатели,
характеризующие рентабельность (окупаемость)
издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели,
характеризующие рентабельность продаж;
3)показатели, характеризующие доходность
капитала и его
частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на
основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность
производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем
отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по
реализованной или произведенной продукции (З):
R3=
Пб/ З или R3= Пч/ З (19)
Она
показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на
производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по
предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность
продаж (Rn)
рассчитывается делением прибыли от реализации продукции или чистой прибыли на
сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность предпринимательской
деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое
применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом
по предприятию и отдельным видам продукции.
Rn=
Пб/ В или Rn = Пч/ В (20)
Рентабельность
(доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к
среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (К) или отдельных его
слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного,
производственного капитала и т.д.
Rк
= Пб/ К или Rn = Пч/ К (21)
В
процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей
рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные
сравнения с предприятиями-конкурентами. [46]
Уровень
рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный
в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения
структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Расчет
влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по
предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Затем
следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
В
факторном анализе рассчитывают также влияние факторов на рентабельность
собственного капитала. Для расчета влияния факторов рентабельности продаж,
оборачиваемости активов и степени автономии организации на этот показатель
используют выражение:
R СК = Коб А
* Rпр * 1/КА =В/А*Пп/В*А/СК (22)
где Rпр - рентабельность продаж,
Коб А - коэффициент оборачиваемости активов,
KА — коэффициент
автономии,
Пп— прибыль от продаж,
В — объем реализации
товаров,
А - средний итог баланса,
СК — средний размер источников собственных
средств.
Влияние
каждого из указанных факторов определяем методом цепных подстановок. Следует
отметить, что вместо средних значений в проведенных расчетах допустимо
использование моментных величин.
В зарубежных
странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения
прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе
которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный
доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).
МД=П+А,
(23)
откуда
П=МД-А. (24)
С
помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины
маржинального дохода и постоянных затрат.
При анализе финансового состояния предприятия необходимо
знать запас его финансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью предварительно
все затраты предприятия следует разбить на две группы в зависимости от объема
производства и реализации продукции: переменные и постоянные.
Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются
пропорционально объему производства продукции. Это расходы сырья, материалов,
энергии, топлива, зарплаты работников на сдельной форме оплаты труда,
отчислений и налоги от зарплаты и выручки и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|