рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учет основного капитала и анализ эффективности его использования

– о списании объектов основных средств (форма № ОС-4);

– о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а).

При выбытии основных средств (продажа, ликвидация, безвоз­мездная передача и др.) стоимость объекта списывается бухгалтер­ской записью:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 01/3 «Основные средства

На сумму списания амортизации объекта уменьшается первона­чальная стоимость:

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства»

На сумму списания остаточной стоимости объекта:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 01 «Основные средства»

В дальнейшем в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» включаются все расходы, связанные с выбытием основных средств, а в кредит – доходы от их выбытия:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другие.

Продажа объектов основных средств в бухгалтерском  учете оформляется следующими записями:

1.  На сумму продажной стоимости объекта основных средств, причитающейся с покупателя:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказниками»

К-т сч. 91/1 «Прочие доходы и расходы»

2.   На сумму НДС с продажной стоимости объекта основных средств:

Д-т сч. 91/3 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

3.  Списывается сумма амортизации, начисленная на реализуе­мый объект основных средств:

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства».

4. Списана первоначальная стоимость реализуемого объекта:

Д-т сч. 01/2 «Основные средства» (выбывшие)

 К-т сч. 01/1 «Основные средства».

5.  Списана остаточная стоимость реализованного объекта ос­новных средств:

Д-т сч. 91/2 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 01/2 «Основные средства».

6.  Выявлен финансовый результат (прибыль) от реализации объ­екта основных средств:

Д-т сч. 91/9 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».

7.  Поступили деньги на расчетный счет за реализованный объект:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

2.3 Порядок начисления и учет амортизации основных средств

Амортизация есть постепенное перенесение стоимости основ­ных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой про­дукции, работ и услуг в течение срока полезного использования со­ответствующих объектов.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизации объектов ос­новных средств производится независимо от результатов хозяйст­венной деятельности организации в отчетном периоде. Амортиза­цию нужно начислять ежемесячно. По вновь приобретенному иму­ществу амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. В состав амортизируемого имущества гл. 25 Налогового кодекса РФ относит основные средст­ва и нематериальные активы, которые находятся в собственности у организации и которые она использует для извлечения дохода.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основ­ных средств в течение отчетного периода производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисляемой годовой суммы. По вновь поступившим в эксплуата­цию объектам основных средств амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта в эксплуа­тацию, а по выбывшим закачивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем до полного погашения или списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности.

Стоимость основных средств организации погашается путем на­числения амортизации и списания ее на затраты на производство или расходы на продажу в течение нормативного срока их эксплуа­тации по нормам, установленным в законодательном порядке и с учетом принятой организацией учетной политики.

Международными стандартами финансовой отчетности 4 «Учет амортизации» и 16 «Основные средства» предусматривается исполь­зование различных способов начисления амортизации. Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п. 18 Положения по бухгалтер­скому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 начисление аморти­зации основных средств производится одним из следующих способов:

– линейный способ;

– способ уменьшаемого остатка;

– способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полез­ного использования;

– способ списания стоимости пропорционально объему про­дукции (работ).

Способы начисления амортизации по отдельным объектам ос­новных средств должны быть отражены в учетной политике органи­зации. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

ü                при линейном способе, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчислен­ной исходя из срока полезного использования этого объекта;

ü                при способе уменьшаемого остатка, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полез­ного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с нормативными актами РФ;

ü                при способе списания стоимости по сумме чисел срока по­лезного использования исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в чис­лителе – число лет, остающихся до конца срока службы объ­екта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта;

ü                при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из натурального показателя объ­ема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок по­лезного использования объекта основных средств.

Амортизируемое имущество учитывается по первоначальной стои­мости. Если основные средства приобретены до 1 января 2002 г., то они оцениваются по восстановительной стоимости, но при условии, что организация будет начислять амортизацию линейным методом. Если же амортизация будет начисляться по нелинейному методу, тогда объект основных средств учитывается для целей налогообло­жения по остаточной стоимости.

Для учета амортизации основных средств предназначен пассив­ный, одноименный сч. 02. Кредитовое сальдо отражает сумму амор­тизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту сч. 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производст­во (расходов на продажу).

Аналитический учет по сч. 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгал­терской отчетности.

Ниже представлены бухгалтерские записи по учету амортизации основных средств.

Начислена амортизация по основным средствам:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства»

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные нужды»

Д-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств».

При выбытии основных средств делаются записи:

а)  на сумму амортизации:

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства»;

б)  на остаточную стоимость:

Д-т сч. 91/3 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 01 «Основные средства».

Амортизационные отчисления, начисленные по объектам ос­новных средств, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, которому они относятся, и начисляются независимо от ре­зультатов деятельности организации в отчетном периоде.

 

2.4 Учет затрат по ремонту основных средств


В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои физические и технические характеристики, что ведет к снижению их производительности и качества продукции, работ и услуг, выпол­няемых при их использовании в производственной деятельности. Для восстановления утерянных свойств объекты основных средств нуждаются в восстановлении, которое может осуществляться по­средством ремонта, модернизации и реконструкции. В зависимости от сложности, объема и сроков выполнения различают текущий, средний и капитальный ремонт.

Текущий ремонт должен способствовать поддержанию объекта в рабочем состоянии, и он осуществляется с периодичностью менее одного года.

При среднем ремонте производится частичная разборка ремон­тируемого агрегата и восстановление или замена отдельных деталей.

Капитальный ремонт предполагает исправление или замену наи­более важных частей, узлов, агрегатов или других основных конструк­тивных элементов объекта основных средств (например, смена мотора и агрегатов в автомобиле, перекладка стен или перекрытий и т. д.).

Ремонт основных средств может производиться двумя способа­ми: хозяйственным, когда ремонт делает своими силами сама орга­низация, и подрядным, когда ремонтные работы осуществляются другой организацией (подрядчиком), с которым заключается до­говор подряда.

Для ремонта оборудования, транспортных средств и других ремонтируемых объектов основных средств составляют ведомость де­фектов. В ней указывают перечень ремонтных работ, заменяемые агрегаты, детали и узлы, сроки начала и окончания ремонта, нормы времени на ремонтные работы, сметную стоимость ремонта. На ос­новании ведомости выписывают наряд-заказ, в котором указывает­ся наименование объекта, его инвентарный номер, состав ремонт­ной бригады. При ремонте зданий и сооружений предварительно проводят технический осмотр и после обследования составляют пе­речень работ и акт. Один экземпляр наряда-заказа передают в бух­галтерию организации, а второй – производителю ремонта.

Задача бухгалтерского учета состоит в определении данных об объеме выполненных ремонтных работ и произведенных в связи с ними затратах, ассигнованных на ремонтные работы.

Расходы по ремонту основных средств относятся на затраты продукции, работ и услуг того периода, в котором они фактически были произведены.

По учету затрат, связанных с проведением или оплатой работ по восстановлению основных средств, могут быть составлены бухгал­терские записи:

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства»

К-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

В дальнейшем сумма учетных затрат, собранных на сч. 23 «Вспомогательные производства», списывается на затраты производства или расходы на продажу:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»

К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».

Допускается и непосредственное включение расходов на восста­новление основных средств на себестоимость продукции или на расходы на продажу:

Второй метод отнесения затрат по восстановлению основных средств на себестоимость продукции, работ и услуг предполагает образование ремонтного фонда. Для его учета рекомендуется по пассивному сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» открыть субсчет «Ремонтный фонд».

При образовании ремонтного фонда делаются бухгалтерские за­писи:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и др.

К-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» («Ремонтный фонд»).

При образовании ремонтного фонда затраты по восстановле­нию объектов основных средств отражаются на активном синтетическом сч. 23 «Вспомогательные производст­ва». По дебиту учитываются фактические затраты по проведенному ремонту (текущему и капитальному), а с кредита списывают себе­стоимость ремонтных работ за счет ремонтного фонда:

Д-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» («Ремонтный фонд»)

К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».

Сальдо по сч. 23 «Вспомогательные производства» показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту объектов основных средств.

При подрядном способе ремонта основных средств все затраты учитываются в бухгалтерском учете подрядчика. Ремонтные работы выполняются специализированной организацией на договорных началах. По договору подряда одна сторона – подрядчик обязуется выполнить по заданию другой стороны –заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Расчеты с подрядчиками произво­дятся по счетам на основании актов приемки выполненных работ. Окончание ремонта оформляется двусторонним актом приемки-сдачи.

Договором подряда может быть предусмотрена предварительная оплата работы, а также выплата аванса либо задатка. Обязанности одной стороны корреспондируются с правами другой стороны и формами ответственности за ненадлежащее исполнение договора подряда.

Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остает­ся у организации, второй – передают производителю ремонтных работ.

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

3.1 Анализ обеспеченности предприятия основными средствами

производства


Одним из важнейших факторов увеличения объема производ­ства продукции на промышленных предприятиях является обес­печенность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и эффективное их использование.

Задачи анализа:

• определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными средствами и уровня их использо­вания по обобщающим и частным показателям;

• выявление причин изменения их уровня;

• изучение степени использования производственной мощности предприятия и оборудования;

• оценка чувствительности выпуска продукции и других показа­телей к изменению степени использования основных средств;

• установление резервов повышения эффективности использо­вания основных средств.

Источники информации: бизнес-план предприятия, план техни­ческого развития, форма № 1 «Баланс предприятия», форма № 5 «Приложение к балансу предприятия» (разд. «Основные средства»), форма № 11 «Отчет о наличии и движении основных средств», фор­ма БМ «Баланс производственной мощности», данные о переоцен­ке основных средств, инвентарные карточки учета основных средств, проектно-сметная, техническая документация и др.

Анализ обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры (табл.1).


Таблица 1.

Анализ структуры основных средств на ДГУП военной торговли № 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.