рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Украинская государственность в годы Второй Мировой войны

В городах и селах осталось много детей-сирот. На решение этой проблемы были направлены несколько документов: постановление Совнаркома УССР от 15 июня 1942 г. “Об усилении мер борьбы с детской бездомностью, беспризорностью и хулиганством”, постановление Совнаркома УССР от 27 марта 1943 г. “Об организации помощи детям-сиротам, родители которых погибли в боях с фашистскими оккупантами, замучены или расстреляны фашистскими захватчиками во время оккупации районов УССР”, постановление Совнаркома УССР от 30 июля 1944 г. “О мерах борьбы с беспризорностью и бездомностью  детей Украинской ССР”.* Согласно этим правовым актам, органы государственной власти и управления привлекались к работе по устройству детей-сирот, создания дополнительной системы при НКВД, детских домов, трудово-воспитательных колоний, созданию чрезвычайных комиссий при исполкомах и института гражданских инспекторов. Был усовершенствован порядок усыновления Указом Президиума Верховного Совета УССР от 24 июня 1943 г. “Об изменении ст. 44 Кодекса законов о семье, опеке, браке и акты гражданского состояния Украинской ССР”.**

Трудовое право.  Чрезвычайные условия военного времени привели к необходимости обратиться к трудовой мобилизации и трудовой повинности. Трудовая мобилизация должна была обеспечить постоянными кадрами предпринимательства и производства военной промышленности и другие отрасли народного хозяйства, которые обслуживали потребности обороны. Трудовая повинность провозглашалась для выполнения важных государственных задач, имевших оборонительное значение, а также строительных работ, заготовления горючего, охраны путей сообщения, средств связи, электростанций и других объектов. Все эти работы не требовали специальной подготовки и имели временный характер – привлекать граждан к трудовой повинности позволялось на срок до двух месяцев.

Привлечению к работам подлежали мужчины от 16 до 55 лет, женщины от 16 до 50 лет. Согласно союзному законодательству, руководству предпринимательств позволялось устанавливать обязательные сверхнормированные работы продолжительностью до 3 часов в день. Отменялись очередные и дополнительные отпуска. Все работники и служащие предпринимательств военной промышленности были признаны в период войны мобилизованными и закреплялись для постоянной работы за теми предпринимательствами, на которых они работали. Мобилизованными считались работники, служащие и ИТР, которые работали на государственных предприятиях и на постах прифронтовых районов.

Значительное место среди реформ привлечения к работам сохранял и трудовой договор. В Украине в перестроечный период приобрела популярность такая форма привлечения рабочей силы в промышленности, как работа колхозников на предпринимательствах по договору, составленному с колхозом. Так, Постановление Совнаркома УССР от 27 августа 1944 г. “Об участии колхозов УССР в восстановлении разрушенной немецкими захватчиками угольной промышленности Донбасса” обязывала исполкомы областных Советов наряду с развитием шефства над угольными трестами организовать привлечение рабочей силы колхозов к участию в восстановлении Донбасса на договорных условиях.

Одним из важных вопросов было обеспечение рабочими местами инвалидов войны. На решение этого вопроса направлялось постановление Совнаркома УССР от 20 апреля 1943 г. “О трудовом обеспечении и бытовом обслуживании инвалидов Отечественной войны”.*

Земельное право, колхозное законодательство.

Устав сельхозартели 1935 г. формально и во время войны оставался основным законом колхозной жизни. В условиях военного времени происходило дальнейшее сближение колхозной собственности с государственной, что было нормативно подтверждено. Были приняты новые государственные нормы, направленные на укрепление трудовой дисциплины и повышение продуктивности труда в колхозах, увеличен обязательный минимум трудодней (до 120-150 трудодней в год) для взрослого члена колхоза, для подростков 12-16 лет – не менее 50 трудодней в год.

 Много внимания уделялось организационно-хозяйственному укреплению колхозов, поиску новых форм и методов повышения продуктивности колхозного производства. В постановлении СНК УССР от 25 июля 1944 г. “О ходе сбора урожая зерновых культур в колхозах и совхозах УССР” было предложено всем колхозам и совхозам с целью повышения продуктивности труда обеспечить организацию сборочных работ на основе широкого применения индивидуального и мелкогруппового подряда.* С 1943 г. в освобожденных областях Украины началось введение дополнительной оплаты труда колхозникам за высокопродуктивную работу. И хотя во многих хозяйствах в 1944 г. допускались ошибки в использовании этой доплаты, что негативно сказывалось на организации труда в некоторых  колхозах, 14 марта 1945 г. Совнарком УССР своим постановлением обязал советское руководство оказать помощь колхозам в претворении в жизнь закона про дополнительную оплату труда. Но, фактически, эта доплата до колхозников так и не доходила.

  Законодательство военного времени поставило новые условия обязательной работы в колхозе. Эта обязанность была распространена на лица, мобилизованных на сельскохозяйственные работы от работоспособного населения городов.

 Некоторые трудности в укреплении колхозов в восстановительный период были вызваны нарушением системы государственных актов, касающихся пользования землей. Постановлением Совнаркома УССР от 23 октября 1945 г. “О восстановлении государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей колхозов и земельных шнуровых книг в колхозах районов Украинской ССР, освобожденных от немецко-фашистской оккупации” Наркомзему УССР было предложено на позднее 1 июня 1945 г. восстановить внешние границы всех колхозов, а также границы между гражданскими землями колхозов и приусадебными землями колхозников, восстановить в 1946 г. государственные акты на вечное пользование землей колхозов.

Уголовное право.  В условиях режима военного положения повысилась социальная опасность преступников, что вызывало необходимость усиления карающих репрессий. Репрессивный характер советского уголовного законодательства в период войны приобрел особое значение.**

Существенно выросла социальная опасность государственных преступников, особенно военных: уклонение от военной формы, от призыва в армию или от выполнения обязанностей военной службы, дезертирство. К этой категории относится и умышленное уклонение от трудовых обязанностей, которые по Указу от 26 декабря 1941 г. рассматривалось как дезертирство и каралось заключением на срок от 5 до 8 лет.* Это положение распространялось на работников, служащих предприятий прифронтовых районов. Указом от 15 октября 1943 г. в период войны для работников и служащих железнодорожного транспорта устанавливалась такая же ответственность за преступления, совершенные на службе, как и у военнослужащих.

В первые тяжелейшие месяцы войны было принят Указ от 6 июля 1941 г. “Об ответственности за распространение в военное время неправдивых сплетен, которые вызывают тревогу у населения”, по которому устанавливалось суровая ответственность в виде тюремного заключения сроком до 5 лет.** Особое значение приобрело суровое сохранение военной тайны. Указом от 15 ноября 1943 г. устанавливалось, что разглашение служебными лицами подробностей, которые являются государственной тайной, а также потеря документов, которые содержат такие подробности, карается лишением свободы на срок до 5 лет; те же самые действия, если они повлекли или могли повлечь за собой нежелательные последствия, карались лишением свободы на срок до 10 лет.*** Преступные посягательства на государственную и колхозную собственность во время войны грозили обороноспособности СССР. Эти посягательства, как правило, квалифицировались по Закону от 7 августа 1932 г. С целью усиления охраны некоторых видов имущества, которое имело оборонительное значение, были приняты специальные правовые акты, предвидевшие повышенную ответственность за его кражу.**** Так, указом от 23 августа 1942 г. “Об ответственности за кражу горючего в МТС и колхозах” устанавливалось наказание до 5 лет заключения. Постановление ДКО от 22 января 1942 г. предполагало изымание с виновного в краже продовольственных товаров по рыночным ценам, а промышленных – по коммерческим в пятикратном размере.

Выросла также ответственность за посягательство на личную собственность граждан. Пленум Верховного Суда СССР постановлением от 8 января 1942 г. указал на необходимость квалифицировать кражу личного имущества в условиях военных действий как кражу во время пожара или другого стихийного бедствия, то есть как квалифицированное действие.*

В условиях войны судебные органы широко применяли условное наказание, отсрочку отбытия наказания до окончания военных действий с направлением осужденного в действующую армию (так называемые штрафные батальоны).

В связи с массовыми преступными действиями немецких нацистов на всех оккупированных территориях захваченных ими государств, главы государств-союзников – СССР, США, Великобритании – подписали декларацию “Об ответственности гитлеровцев за проведенные зверства”, согласно с которой военные преступники подпадали под действие закона тех стран, на территории которых было совершено преступление. Президиум Верховного Совета СССР

Указом от 19 апреля 1943 г. установил, что за преступления на советской земле устанавливалось наказание – казнь в виде повешения или каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.** По причине этого Указа дела про преступные деяния нацистских оккупантов на территории Украины рассматривались судами Украинской ССР с применением законодательства СССР.

Уголовное законодательство в целом выполняло свое задание по обеспечению обороноспособности советского государства, поддержанию надлежащего порядка, но его репрессивный характер и обвинительное направление привели к тому, что в карательные пасти судебного механизма попало немало запуганных, дезорганизованных людей, на которых легло клеймо “врага народа”.*** Особенно негативно это отобразилось на судьбах советских военнопленных, законопослушных граждан, депортированных в Германию и всех, кто находился на временно оккупированной территории Украины.

Репрессивная политика, что до значительного количества населения Западной Украины, сопровождалась злоупотреблением и преступлениями отдельных представителей советской администрации, военнослужащими. Так, только за 11 месяцев 1945 г. венными трибуналами западных областей УССР было рассмотрено 237 дел по “нарушению революционной законности” и осуждено 326 работников органов НКГБ и НКВД. В 1945 г. политбюро ВК КП(б)У было вынуждено дважды принимать постановления про факты серьезных нарушений советской законности в западных областях Украины.*

Исходя из своих политических, идеологических, а чаще чисто военных интересов, советское руководство неоднократно использовало такую форму, как помилование. В Украине несколько раз принималось решение про помилование бывших бойцов УПА. 7 июля 1945 г. в честь победоносного окончания войны с гитлеровской Германией Советское государство провозгласило для многих категорий преступников широчайшую за время войны амнистию.

Процессуальное право.  Предварительное расследование и судопроизводство на территориях СССР, где было оглашено военное положение, и в районах военных действий имели ряд особенностей, главными из которых были укороченные сроки досудебных действий, быстрота судебного рассмотрения дела. Утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. Положение про военные трибуналы в местностях, где оглашалось военное положение, и в районах военных действий изменило порядок предварительного расследования и порядок рассмотрения дел военными трибуналами. По этому Положению ответственные военные трибуналы рассматривали дела по окончанию 24 ч. после вручения копии обвинительного вывода. Судебные дела в трибуналах рассматривались без участия народных заседателей, в большинстве случаев в отсутствие прокурора, адвоката. Личное участие свидетеля в судебном заседании считалась необязательной. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены только в порядке надзора. Про каждый приговор, который давал высшую меру наказания, военный трибунал должен был немедленно сообщать главе Военной коллегии Верховного Суда СССР и главному прокурору Красной армии или Военно-Морского флота. В случае, если сообщение об остановке исполнения приговора не было получено в течение 72 часов, он исполнялся.

При рассмотрении дел про преступления, за которые была установлена ответственность по законам военного времени, этим Положением руководствовались все военные и общие суды, независимо от места их деятельности.

Условия военного времени внесли свои некоторые изменения в подразделение судов по территориальному признаку. Так, устанавливалось правило, по которому дело могло быть передано от одного суда другому и по таким причинам, которые действующим законодательством не были предусмотрены. Такими причинами считались: пребывание обвиняемого в другой местности и невозможность или трудности с доставкой или вызовом его в суд по месту совершения преступления, временное приостановление деятельности судов в данной местности и др.*

Процессуальное законодательство, что определило порядок расследования уголовных дел, как перед войной, так и во время войны только формально обеспечивало полное, всестороннее и объективное разбирательство всех обстоятельств дела, правильное его разрешение по сути, охрану прав всех участников процесса. В условиях военного положения, боевых действий имели место случаи, когда по объективным, а иногда и субъективным причинам эти нормы нарушались. В народных судах не всегда можно было обеспечить присутствие всех участников процесса на судебном заседании, иногда невозможно было обеспечить явку в суд свидетеля. В таких случаях суд был вынужден оглашать его показания, которые он давал на предыдущем следствии, и сопоставлять с другими доказательствами по делу. Не всегда соблюдались требования участия защитника в судебном процессе.

Гражданское процессуальное законодательство и практика гражданского судопроизводства почти не претерпели изменений. Законодательные и нормативные акты процессуального характера в условиях войны были направлены на содействие защите советского государства, ее правовой системы ценой сужения защиты прав подозреваемого и подсудимого, часто путем нарушения защиты. Тем более, что и в годы войны активно действовал внесудебный репрессивный аппарат (специальные наряды НКВД и др.).


II. Оккупационный режим захватчиков.


1. Агрессия нацистской Германии.


Составной агрессии нацистской Германии и ее сателлитов стал преступный оккупационный режим, установленный на захваченной территории Украины, в процессе осуществления которого оккупантами систематично нарушались действующие нормы международного права. Доктрина “тотальной войны”, нацеленная на мировое господство, основывалась на осуществлении оккупационного режима, который предполагал уничтожение государственности, массовый геноцид, экономический грабеж и др. Варварские методы проведения режима сводились в ранг “юридически обоснованной акции”. В войне против Советского Союза  нацисты ставили две главные цели: политическую и экономическую. Политическая цель предусматривала уничтожение коммунистической идеологии, советской власти, лишения народов какой-либо формы государственной организации. Основные принципы “ новой восточной территориальной политики” отображены в плане “Ост”, который предусматривал на протяжении нескольких десятилетий выселить и в большинстве уничтожить почти 31 млн. населения, в том числе 65% украинцев, остальное население предполагалось онемечить. Такие же захватнические  цели имели лидеры Румынии и Венгрии. Война для “третьего рейха” была грабежническим средством колоссального масштаба. При этом ограблению Украины отводилось значительное место. Главной экономической целью было превращение восточных территорий в аграрно-сырьевой придаток, источник дешевой рабочей (рабской) силы. Основные положения касательно экономической политики на оккупированных землях были сформулированы в плане “Ольденбург” и детализированы в так называемой “Зеленой папке Геринга”, “Коричневой папке” и многочисленных инструкциях, приказах, распоряжениях, которые появились уже непосредственно во время войны*

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.