рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление культурными ландшафтами и иными объектамиисторико-культурного наследия в национальных пар...

Национальные парки стали в России одной из основных организационных форм охраны культурных ландшафтов — природно-культурных территориальных комплексов, сформировавшихся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящих из характерных устойчивых сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности.

Культурный ландшафт — исторически равновесная система, в которой природные и культурные компоненты составляют единое целое, а не только являются фоном или фактором воздействия одного элемента этой системы по отношению к другому. В качестве культурно-ландшафтных феноменов рассматриваются дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы, исторические сельские, городские и заводские ландшафты.

В руководящих документах ЮНЕСКО по Всемирному наследию культурный ландшафт понимается как результат совместного творчества человека и природы. Он иллюстрирует эволюцию человеческого общества под влиянием условий природной среды и социальных, экономических и культурных процессов. В качестве объекта наследия он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный регион и быть способным продемонстрировать отличительные черты такого региона. Все культурные ландшафты разделены на три основные категории: рукотворные (или целенаправленно созданные), эволюционировавшие и ассоциативные (Convention…, 1972).

Рукотворные ландшафты имеют четкую планировочную композицию, их облик максимально подчинен творческому замыслу их создателей. Для них характерно наличие системообразующего центра (или центров), в них много рукотворных элементов, изменивших или сменивших природные образования. Это ландшафты поселений, садов, парков.

В эволюционировавших ландшафтах природные процессы несколько изменены в результате длительных целенаправленных воздействий. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим воздействиям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы эволюции природы и творческой деятельности человека. К такому типу можно отнести сельские и отчасти исторические заводские ландшафты. Эволюционировавшие ландшафты в свою очередь подразделяются на субкатегории: ландшафты устойчиво развивающиеся и ландшафты реликтовые, ставшие уязвимыми в современных условиях.

К ассоциативным ландшафтам могут быть отнесены природные ландшафты, обладающие культурной ценностью, а также освоенные ландшафты, в которых характер освоения имеет вторичное значение, а первичное — связь с историческими событиями, личностями, художественными произведениями. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации природного объекта с каким-либо феноменом культуры. Таким образом, природные комплексы включаются в историко-культурное пространство без изменения их природной ритмики и эволюции, часто опосредованно, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных (то есть священных, культовых, ритуальных) местностей и т. д.

Основные категории культурного ландшафта отражают степень участия культурных процессов в формировании его морфоструктур, а субкатегории — степень его жизнеспособности. Например, в Кенозерском национальном парке, где культурные ландшафты признаны одной из ведущих ценностей территории, они отнесены к категории эволюционировавших реликтовых и в этом качестве представляют не только национальное, но и всемирное значение (Основные направления развития национального парка “Кенозерский”…, 2001).

К наиболее важным характеристикам культурного ландшафта относятся его исторические функции и тип культуры, определяющие облик ландшафта. Каждая такая характеристика — ключ к пониманию устройства ландшафта. А значит — и к управлению им. Для прикладных целей удобнее использовать схемы, где логическим основанием деления служат именно эти характеристики, поскольку выработка управленческих решений подразумевает действия, а действия будут задаваться функцией и типом культуры. В частности, по историческим функциям ландшафты можно подразделить на сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и т. д. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие их процессы и типы действий, необходимые для их поддержания в “рабочем” состоянии. Например, при разработке программы сохранения культурных ландшафтов музея-заповедника “Бородинское поле” они были идентифицированы как ассоциативные и как мемориально-экспозиционные (Горбунов, Кулешова, 2001). Последующая дифференциация проводилась по их индивидуальным функциональным особенностям (музейным, рекреационным, аграрным и пр.), что и определило структуру основных ландшафтных ценностей и намечаемых для их сохранения действий.

Большое значение для управленческих целей имеет и тип культуры, если она обладала собственным почерком освоения ландшафта и определила облик ландшафта (так, можно выделить ландшафты монастырские, усадебные, дворцово-парковые, заводские, крестьянские, городские и т. д.). Принадлежность к типу культуры неизбежно приводит к вопросам о механизмах самоподдержания ландшафта, путях его развития при отсутствии воспроизводящей культуры, роли носителей культурных традиций. Так, в национальном парке “Угра” оказались в той или иной мере представлены все вышеназванные культурные типы и для каждого из них должна быть предусмотрена своя стратегия действий (Национальный…, 2001).


ЖИВАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА


Материальные формы культурного наследия могут находиться как в состоянии археологического факта, так и в состоянии динамически устойчивого воспроизводства своих функций и структур. В последнем случае речь идет о живых носителях культурных традиций, обеспечивающих преемственность культурных навыков и представлений. В частности, живущий культурный ландшафт должен воспроизводить себя и нуждается в поддержании традиционных для него видов деятельности — хозяйственной и/или социокультурной. Кроме того, наряду с материальной составляющей в культурном ландшафте всегда присутствует ментальная. Она определяется фольклорными традициями, религиозными верованиями, отношением к историческим событиям, то есть наличием живой культуры. От сохранности различных форм и проявлений этой культуры зачастую зависят состояние всего комплекса наследия и во многом — перспективы развития национальных парков, что должно быть осознано их руководством.

Традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла и технологии, традиции обустройства своего жизненного пространства и его сакрализации, обрядовые народные и религиозные обычаи, фольклор — все это относится к сфере так называемой живой культуры. Живая традиционная культура воспроизводится и хранится проживающим на территории конкретного парка населением, ее содержание и характер проявления зависят от конкретных людей.

ПРЕДМЕТНАЯ ЦЕННОСТЬ НАСЛЕДИЯ


Критерии ценности наследия, которые помогают определиться, чего ради охраняется тот или иной природный или культурный феномен, наиболее полно разработаны для объектов Всемирного наследия. Они отражают конкретно информационную ценность и насчитывают 6 вариантных и 2 обязательных критерия по культурному наследию и 4 вариантных и 2 обязательных критерия по природному наследию (Operational…, 1999). В настоящее время эксперты ЮНЕСКО обсуждают возможность объединения этих двух групп критериев и создание их единой системы.

Вариантные критерии природной ценности объекта включают:

·        исключительное значение для иллюстрации важнейших этапов истории развития Земли, в том числе наблюдаемых геологических процессов развития ее морфоструктур или особенностей физико-географического строения,

·        исключительное значение для иллюстрации наблюдаемых эволюционных процессов в экосистемах и сообществах живых организмов,

·        наличие уникальных природных феноменов или территорий особой природной красоты и эстетической ценности,

·        наличие ключевых местообитаний для сохранения биоразнообразия и особо ценных исчезающих видов.

Отметим, что первые два критерия по существу отражают репрезентативность — историко-географическую и эволюционно-экологическую. Чаще всего при отнесении объектов или территорий к Всемирному природному наследию используются критерии наличия уникальных природных феноменов, ключевых местообитаний и высокий уровень биоразнообразия. Высокая эстетическая ценность считается относительно субъективным критерием, и правомочность его применения многими экспертами ставится под сомнение. Помимо вариантных критериев существует два обязательных критерия — целостность территории и гарантия ее охраны (то есть наличие той или иной формы охраны). Однако если на международном уровне эти обязательные критерии являются условием отбора, то на уровнях национальном, региональном или локальном — это признаки уязвимости объекта. В таком случае они должны рассматриваться не в системе ценностных критериев, а в ряду критериев риска, что в приоритетном порядке должно учитываться при разработке природоохранных мероприятий.

Вариантные критерии ценности культурного наследия сводятся к следующим шести позициям:

·        объект должен представлять собой шедевр творчества,

·        иметь ключевое значение для развития того или иного культурного явления,

·        служить выдающимся свидетельством культурной традиции или типа культуры,

·        иллюстрировать собою важный этап истории народов,

·        обладать исключительной репрезентативностью в отношении той или иной культуры,

·        обладать исключительным ассоциативным смыслом в отношении особо выдающихся личностей, событий, традиций, идей.

Некоторые международные эксперты сводят эти шесть критериев к трем основным позициям. Объект, представляющий ценность наследия, должен: быть шедевром того или иного вида творческой деятельности; наиболее репрезентативным примером и свидетельством конкретного проявления культуры; обладать особой ассоциативной ценностью (мемориальной, сакральной, художественной).

К перечисленным вариантным критериям в качестве обязательных критериев добавляются аутентичность и, как и в случае с природным наследием, гарантии охраны. Аутентичность подразумевает подлинность, достоверность объекта в отношении своего места, времени и эпохи.

Для оценки культурного ландшафта необходимо учитывать как культурные, так и природные его достоинства, в частности гармоничность взаимодействия творческих сил природы и человека, эстетические и ассоциативные ценности, репрезентативность и разнообразие, аутентичность и ландшафтную целостность, наличие всех ключевых элементов, процессов, технологий, определяющих облик и функции ландшафта. Критерии ценности выражают предмет охраны, то есть те свойства, на сохранение которых должна быть направлена стратегия управления наследием. В данной работе, в целях всестороннего учета всего разнообразия свойств культурного ландшафта, предлагается система адаптированных критериев его оценки для двух случаев. В первом случае критерии оценки ландшафта выведены и строго соответствуют установленным для объектов Всемирного наследия раздельным наборам критериев по природному и культурному наследию (Приложение 1). Во втором случае предлагается обобщенная система, фиксирующая наиболее значимые свойства культурного ландшафта как феномена наследия (Приложение 2).

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМИ ЛАНДШАФТАМИ И ИНЫМИ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ


Подходы к выявлению, сохранению и регламентации использования объектов культурного наследия в системе охраняемых территорий в зарубежных странах чрезвычайно различаются. Особый интерес для нас будут представлять те случаи, когда:

·        природные и культурные феномены наследия рассматриваются во взаимосвязи и, более того, целостности,

·        в системе культурных ценностей фигурируют культурные ландшафты,

·        явно выражен территориальный подход к сохранению историко-культурного наследия.

Наиболее содержателен с вышеизложенных позиций опыт Великобритании, Германии, Норвегии, США, Польши, где культурные ландшафты играют очень весомую роль в системах национального наследия.

О многом могут свидетельствовать набор категорий охраняемых территорий, структура государственных органов управления наследием, методическое обеспечение и правовые особенности процесса управления. Так, интересны различия роли органов государственного управления в охране наследия. В Норвегии и Финляндии министерства окружающей среды занимаются вопросами не только природного, но и культурного наследия (следовательно, “окружающая среда” в этих странах понимается широко), управление природным и культурным наследием в Швеции осуществляет Министерство культуры, в Италии — Министерство культурного достояния (значит, культура понимается широко), в США — Служба национальных парков в составе Департамента внутренних дел (благополучие и защита интересов граждан понимаются широко). Во многих странах государственное управление природным и культурным наследием имеет ведомственное разделение, как и в России.


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ


В Великобритании подходы к охране наследия имеют существенные региональные отличия, зафиксированные в рамках существующих законодательных систем для Англии, Шотландии и Уэльса. В отношении охраняемых территорий наиболее существенны различия между Англией и Шотландией. Что касается Уэльса, то для этого региона наиболее значима фиксация национальных отличий не в области территориальной организации, а в языке, литературе и музыке.

Государственное управление охраняемыми территориями национального значения основывается на недавно принятом “Законе об окружающей среде” 1995 г. (Бишоп и др., 2000). Согласно закону одной из задач национальных парков является сохранение культурного наследия и культурных традиций. Территория должна обладать такими культурными и природными особенностями, которые создают ее характерный облик, выделяют ее из всех прочих. Вопросами создания национальных парков и иных охраняемых территорий национального значения занимаются Государственный секретарь и специальные комиссии.

Большую роль в сохранении культурного наследия, в особенности культурного ландшафта, в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии наряду с национальными парками играют территории исключительной природной красоты, в Шотландии — национальные парки, территории национального пейзажа (national scenic areas), территории природного наследия и региональные парки (Зарубежное…, 1995). Национальный парк “Lake District” в Англии рассматривается в качестве претендента на включение во Всемирное наследие в связи с духовным воздействием его природных ценностей на поэтов и художников (в содержательном плане это — ассоциативный культурный ландшафт).

В Англии и Шотландии проведены широкомасштабные исследования и оценка основных характерных свойств ландшафтов, составлены подробные описания и карты, разработана методика оценки. В Англии выделено 159 характерных ландшафтных территорий, в Шотландии — 50. По существу это — детальное культурно-ландшафтное районирование территории страны с рекомендациями по использованию и развитию различных в ландшафтном отношении территорий. Кроме того, для Шотландии выделена 21 зона природного наследия на основе ландшафтной и биогеографической информации (Landscape…, 2000).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.