Все это
свидетельствует о продолжающемся снижении уровня жизни. Особенно это затронуло
наемных работников: покупательную способность оплаты труда; систему их
социального обеспечения, которая не создает этим слоям достаточных гарантий при
наступлении страховых рисков, и в то же время перегружена многочисленными
льготами, компенсациями и выплатами, не носящими адресного характера. У этих
слоев низкий уровень и низкое качество жилищной обеспеченности, социально –
культурных услуг, здравоохранения и образования.
Необходимо иметь
в виду, что кардинальные позитивные сдвиги быстро не произойдут. Вполне
посильно за предстоящие десять лет восстановить потребление домашних хозяйств.
В то же время уровень питания может достигнуть показателей 1990 года только при
оптимистическом варианте развития. Перспективы в обеспечении россиян жильем
нельзя назвать радужными. Предполагаемая инвестиционная политика не ослабит
остроты жилищной проблемы в пределах десятилетия.
Социальная
политика не будет иметь успеха, если не добиться согласия всех конструктивных
сил, всех сторон социального партнерства. Только объединение усилий всего
российского общества позволит восстановить, а затем и повысить уровень жизни
всего населения.
2.3.
Первоочередные меры по решению неотложных проблем
К числу
неотложных проблем, прежде всего, относится сохраняющая
большие масштабы задолженность по выплатам
заработной платы. Общая задолженность по заработной плате за период с ноября
1998 года по июнь 2002 года несколько снизилась. Однако ситуация в регионах
остается крайне неравномерной. В ближайшее время необходимо не только реально
обеспечить обязательства государства и работодателей в вопросах своевременности
выплат заработной платы и других видов денежных доходов, но и создать условия,
предотвращающие появление новых задолженностей перед населением.
Низкий уровень оплаты труда.
Все более глубокими становятся различия в оплате труда работников между
бюджетом и внебюджетным секторами экономики, а также внутри внебюджетного сектора.
Первоочередными мерами в решении
этой проблемы являются:
-
использование любых возможностей для повышения
реальной заработной платы, в том числе более регулярная ее индексация;
направление на эти цели части средств, перечисляемых работодателями в государственные
внебюджетные фонды с одновременным освобождением этих фондов от части
обязательств по выплатам, не носящим страхового характера и т.д.;
-
сокращение теневой части заработной платы, в том
числе за счет повышения минимальных государственных гарантий оплаты труда и
тарифной части заработка в рыночном секторе экономики.
Рост
масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной
занятости на
предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы в регионах.
Сокращение этого показателя отмечается в большинстве регионов, кроме пяти
территорий, где он возрос: в Еврейской автономной области – на 40%, Смоленской
области – на 20%, Республике Тыва – на 15,4 %, Свердловской области – на 14,3
% и Карачаево – Черкесской Республики – на 11 %. Для решения этой проблемы
необходимо:
-
увеличение занятости в малом предпринимательстве,
не требующее, как известно, значительных дополнительных затрат и возможное в
результате дополнительных правовых мер и облегчения кредитования, более
рационального использования недвижимости, расширения современных форм
применения ресурсов (лизинга и др.);
-
расширение масштабов общественных работ и временной
занятости, особенно на начальной стадии преодоления кризиса на рынке труда;
-
сжатие теневого сектора, что позволит более точно
оценить реальные масштабы занятости населения.
Рост
бедности. Происходит изменение структуры бедного
населения. К
категориям населения, состоящим из одиноких
пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, добавились безработные, а
также многочисленные категории трудоспособных граждан, занятых неполный рабочий
день и неполную рабочую неделю, находящихся в отпусках без сохранения или с
частичным сохранением заработной платы, имеющих низкую оплату труда, работники
предприятий, допускающих задержки выплаты заработной платы.
Нарастающий в
результате низкого уровня оплаты труда потенциал роста бедности рано или поздно
может быть реализован, если не осуществить эффективные меры повышения уровня
оплаты труда. Так, например, если в 1999 году в целом по стране 30,5 %
работников имели заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного
населения, то в 2000 году их доля составила 42,5 %, а в 2001 году – 44,3 %.
Бедность наиболее широко
представлена в регионах, где доминируют производства с низким уровнем
конкурентоспособности – швейная, текстильная промышленность, машиностроение и
др. Наблюдается существенная дифференциация субъектов Российской Федерации по
доле населения, имеющего душевые денежные доходы ниже прожиточного минимума в
соответствующей территории. Оценки показывают, что 10 % населения, примыкающего
по доходам к прожиточному минимуму, имеют доходы примерно в 5 раз выше, чем 10
%: наиболее бедных.
В числе первоочередных мер должно
быть: усиление адресности социальной поддержки малоимущих, практическая
реализация федеральных Законов о прожиточном минимуме и государственной
социальной помощи. Дополнительные средства нуждающимся могут быть найдены за
счет систематического сокращения получателей льгот и выплат.
Недостаточная
адресность многочисленных льгот, компенсаций и социальных выплат, вводимых без
учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить
собственное благополучие, ограничивает возможности оказания помощи тем, кто
действительно в ней нуждается.
Для комплексного преодоления
негативных тенденций в уровне жизни населения необходима выработка
государственной Концепции повышения уровня жизни, так как в Основных
направлениях социально – экономической политики Правительства Российской
Федерации на долгосрочную перспективу не совсем понятно, сможет ли основная
часть граждан своими доходами перекрыть рост личного потребления? В этом, на
мой взгляд, кроется главная проблема.
Намечено значительное повышение
потребительской нагрузки на личные доходы россиян. Многое из того, что сейчас
достается семьям бесплатно или на льготных условиях, в перспективе придется
оплачивать. Существенный рост расходов экономически активного населения будет
обусловлен также сокращением государственных гарантий и максимально полной
мобилизацией средств граждан на оплату социальных благ и услуг. Что это за
расходы?
Так, родителям придется
значительно больше тратить на учебу своих детей. Государственные гарантии
бесплатного образования ограничатся только получением полного среднего. Дальше
бесплатность образования будет выборочной и обставленной целым рядом непростых
условий. Проще сказать, что дальнейшее образование станет преимущественно
платным.
Больше средств надо будет
направлять и на поддержание своего здоровья. Планируется снижение
государственных гарантий в здравоохранении. В отличие от сферы образования их
объем в программе четко не определен. Однако линия на сокращение
государственных обязательств просматривается.
Из бюджета
предполагается покрывать расходы только на узкий круг социально значимых
заболеваний, приобретение особо дорогостоящего оборудования, новое
строительство – преимущественно на программной основе.
Можно ожидать сокращения базовой
программы медико – социального страхования, которая, по замыслу Правительства,
должна охватывать основную часть видов и объемов бесплатной медицинской помощи.
Предусматривается перевести в добровольное страхование часть медицинских услуг
и лекарственного обеспечения, установленных ныне обязательным страхованием.
Добровольная страховка этих услуг,
естественно, потребует от населения дополнительных средств. Следует ожидать и
роста личных расходов на санаторно – оздоровительные услуги.
Значительные затраты придется
нести на содержание жилищно – коммунального хозяйства. Так называемые жилищные
компенсации для малоимущих дело не спасут. Возмещаться они будут за счет других
семей. Основной массе населения придется оплачивать и большинство видов ныне
льготного потребления, полностью или частично бесплатных льгот.
Таким образом, рост личных доходов
должен не только покрыть дополнительные расходы, но и обеспечить почти
двукратное увеличение личного потребления.
Какой же путь предложен для
достижения более высокого уровня и иной структуры потребления, а по сути, иного
качества жизни?
Расчет сделан на создание
благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата,
макроэкономическую и структурную политику. По замыслу разработчиков программы,
они – то и обеспечат трудоспособному населению достаточные доходы. Стратегия
модернизма экономики предполагает выравнивание возможностей населения в рамках
различных звеньев экономической системы.
Однако не стоит слишком полагаться
на автоматизм влияния экономических условий на рост уровня жизни основной массы
населения. Известно, что в рыночной среде распределение доходов может порождать
«излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его
лишь углубляет.
Создаваемые
условия должны быть подкреплены политикой доходов, то есть выработкой методов
превращения возможности в реальность. Так, важной задачей такой политики
является установление траектории изменения и соотношений основных источников
доходов.
За этим стоит
отношение государства к благосостоянию различных слоев общества: наемных
работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на
социальные выплаты.
Главная проблема состоит в том,
что в последнее десятилетие идет процесс обесценивания труда. Больше половины
занятых получают сейчас заработную плату ниже прожиточного минимума.
Чтобы достигнуть запланированного
в программе роста личного потребления, необходимо повысить покупательную
способность оплаты труда не менее чем в 2,5 раза. Если же ограничить повышение
заработной платы темпами, соответствующими предполагаемому росту производительности
труда, то это позволит довести ее уровень лишь до 60 % от 2001 года, что не
обеспечит основной массе населения намеченного потребления.
Таким образом, если в среднем
реальные денежные доходы потребуется повысить примерно в 2 раза (что и
предусмотрено в программе), то рост уровня оплаты труда должен быть значительно
выше.
Из проекта программы вытекает, что
стратегическая цель в области уменьшения социального неравенства заключается в
увеличении суммарной доли доходов среднедоходных групп населения, формировании
самостоятельного среднего класса, обеспечивающего устойчивый массовый
внутренний спрос. Однако ее достижение также не произойдет само по себе.
В целом можно сказать, что
выдвинутые в программе Правительства Российской Федерации ориентиры в области
доходов и уровня жизни населения нуждаются в большей конкретизации и
обоснованности.
2.4.
Основные положения Концепции повышения уровня жизни
Целью
Концепции является восстановление для большинства населения
уровня жизни, достигнутого на рубеже 90 – х
годов, а также формирование нового качества жизни, соответствующего социальной
рыночной экономике.
Концепция исходит из необходимости
разрешения новых противоречий, порожденных социально – экономическим развитием
за последние 10 лет. Таких, как противоречие между необходимостью
предсказуемого социально – экономического развития и нарушающими его
социальными конфликтами; между снижением стимулов к труду и распространением
социальных пособий; нарастанием потребностей в социальной защите и сокращением
ресурсных возможностей ее обеспечения; а также противоречие, проявляющееся в
увеличении инфляции в связи с ростом финансирования социальных программ и др.
Нашему обществу необходимо
преодолеть условия и факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень
жизни населения. Они действуют во всех основных сферах жизнедеятельности:
-
в гуманитарно – социальной сфере (подрыв
воспроизводства человека, качества жизни и др);
-
в сфере производства (подрыв материально –
технической базы уровня жизни; дезорганизация хозяйственных связей и др.);
-
в сфере распределения (деформация системы оплаты
труда, подрыв трудовых стимулов; анархичность формирования доходов населения;
бюджетная разрегулированность и др.);
-
в сфере обращения и обмена (высокая инфляция; дестабилизирующие
и дестимулирующие перекосы цен; хаотическая организация товарных потоков во
времени и по территории и др.);
-
в сфере государственного управления (ослабление
социально – экономической роли государства и его органов; потеря управляемости
экономики; недостаточная согласованность федерального и регионального
управления; криминализация экономики и др).
Конкретизация
вышеуказанных условий и факторов может быть сделана
по следующим основным показателям:
-
характеристика социальной сферы (социальные
нормативы; показатели уровня и качества жизни; характеристика потребительских
комплексов; занятость населения; доходы населения и их налогообложение;
социальная защита населения и др.);
-
характеристика социальной среды (демократия и
реализация прав и свобод граждан; социальное партнерство; формирование и
поддержание действенных трудовых мотиваций в различных сферах экономики
изменения в социальной структуре общества; формирование законодательства в
социальной сфере и др.);
-
показатели народнохозяйственной динамики
(макроэкономические показатели; ресурсы для потребления и социального
развития; формирование непроизводственных капиталовложений и др.);
-
региональные особенности социальной переориентации
экономики (социальное районирование России; социально – экономическая
характеристика типологических регионов; особенности социальной политики в тех
или иных регионах и др.). Концепция должна включать ярко выраженную
региональную составляющую;
-
социальные аспекты формирующегося хозяйственного
механизма (отношения собственности, в том числе в социальной сфере; основные
элементы рыночной стратегии субъектам экономики; формы государственного
регулирования экономической системы и др.);
-
распределительные отношения (формирование доходов
населения; регулирование реального содержания доходов; система социальных
гарантий населению; регулирование социально – экономической дифференциации и
др.).
2.5.
Основные задачи преобразований условий жизни
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|