|
|
При организации рабочих мест следует соблюдать санитарные нормы, инструкции по эксплуатации оборудования, технике безопасности и др. [5, с. 308-310] Рабочее пространство – это часть лабораторного или производственного помещения, оснащения необходимыми экспериментальными средствами и обслуживаемая одним или группой исследователей. Рабочее пространство может быть стационарным (в лабораториях, научно-исследовательских учреждениях и т.п.); условно-стационарным (в передвижных лабораториях, временных полигонах); мобильным (в ходовых лабораториях). Пространство, занимаемое рабочим местом, как правило, определяется расчетным путем. Это пространство должно быть достаточным для того, чтобы работник мог производить все необходимые движения и перемещения при выполнении производственных операций. Необходима система сигнализации и связи, обеспечивающая обмен информацией между рабочими и руководителями. В соответствии с особенностями рабочего пространства можно выделять три типа исследовательских лабораторий: стационарные, передвижные, ходовые. Рабочее место стационарной лаборатории комплектуется специальным рабочим столом. В зависимости от назначения лаборатории каждый лабораторный стол кроме воды, электричества и газа можно дополнительно обеспечиваться подводкой пара, сжатого воздуха и общего вакуума. На столах размещаются также штепсели для включения электромоторчиков, настольных ламп, вычислительных машинок, нагревательных приборов. Оборудование передвижных лабораторий близко к стационарным, но несколько уступает им из-за нехватки площадей. Передвижные лаборатории вместо лабораторных столов оснащаются рабочей поверхностью (откидной столик) для ведения необходимых записей в процессе проведения эксперимента. Конструкторско-технологический профиль рабочего места должен соответствовать характеру выполняемых операций. Должны быть созданы санитарно-гигиенические, физиолого-гигиенические и психофизиологические условия труда. Большое значение имеет планировка рабочих мест. Существуют следующие виды планировок: · общая (пространственно-технологическая), предполагающая размещение рабочих мест на площади участка; · частная, когда на площади рабочего места размещаются все элементы трудового процесса; · внутренняя, связанная с размещением инструмента, приспособлений, материалов, источников света и других элементов с учетом особенностей рабочего места. На практике планировка рабочих мест осуществляется в следующей последовательности: 1) определяют (уточняют) местонахождения рабочего места в соответствии с его специализацией, учитывая проходящие технологические потоки; 2) осуществляют привязку постоянно используемого вспомогательного оборудования к основному технологическому оборудованию; 3) устанавливают рациональное местонахождение работника по отношению к основному оборудованию; 4) определяют наиболее удобные (на минимальном расстоянии от работника) места расположения организационной и технологической оснастки, тары с материалами и готовой продукцией; 5) оценивают степень рациональности новой планировки рабочих мест. В процессе труда также важна рациональная оснащенность. Организационная оснащенность предусматривает наличие следующих условий: 1) оснастка для размещения и хранения приспособлений, инструментов, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий (стеллажи, инструментальные тумбочки и шкафчики и т.п.) 2) устройства по технике безопасности; 3) приспособления для уборки рабочего места и ухода за оборудованием ; 4) устройства, обеспечивающие нормальные санитарно-гигиенические условия; 5) средства связи со службами обслуживания и управления. Повседневная работа по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии – составная часть работы по обслуживанию рабочего места. Отказы оборудования, его ремонт не должны нарушать ход производственного процесса. Поэтому необходимо анализировать различные виды. 3. Принципы управления научным коллективом Вклад ученых-одиночек в общий объем научных исследований непрерывно уменьшается. Так, если еще в начале двадцатого столетия им принадлежало до 80% научной продукции, то в настоящее время – не превышает 30%. Таким образом, роль научного коллектива в выполнении научных исследований существенно возросла в настоящее время и будет увеличиваться в перспективе. В совместной деятельности научных сотрудников, специалистов, других работников выделяются дополнительные источники повышения эффективности научно-исследовательской работы, не сводимые к простой сумме усилий участников. Для того чтобы коллектив, предназначенный для выполнения той или иной темы, работал слаженно, чтобы каждый из участников точно знал возложенные на него задачи и конечную цель труда коллектива, необходимо правильно, на научной основе организовать управление этим коллективом. Выделяют несколько общих принципов управления научным коллективом. Успех в реализации этих принципов в значительной мере определяется подбором , расстановкой и воспитанием исполнителей, стилем руководства, сбалансированностью рабочих мест, моральными качествами руководителя и психологическим климатом в коллективе. Эффективное управление научным (да и любым другим) коллективом предполагает полную сбалансированность рабочих мест. Этого особенно трудно достичь в научном коллективе, где технология деятельности исследовательских рабочих мест подчас строго не определена. Рабочие места являются элементами организационно-технологической системы, имеют определенную структуру (рис.2). Сбалансированность рабочего места означает, что этому месту должны приписываться только те функции, которые обеспечены средствами, необходимыми для их исполнения (не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией). Обязанности и права должны быть при этом взаимно уравновешены, т.е. каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом и каждое право должно осуществляться только при наличии определенной обязанности. Объем ответственности и объем власти должны быть связаны, т.е. ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот.
Рис. 2 Структура рабочего места.
При выборе методов и средств управления научным коллективом серьезное значение имеет его численность. Когда в непосредственном подчинении оказывается более семи или восьми человек, руководитель в процессе управления начинает испытывать определенные трудности. С ростом численности коллектива эти трудности непрерывно возрастают. Некоторые руководители при этом стараются как можно дольше удержать управление каждым человеком в своих руках; другие выделяют группу для непосредственного управления; третьи как-то структурируют коллектив. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.