рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Валютные курсы и валютная политика

- каждая страна член МВФ обязана была установить золотое (долларовое) содержание своей валюты, определить валютный паритет с другими валютами;

- каждая страна член МВФ обязана была поддерживать неизменным курс своей валюты;

- доллар на ряду с золотом официально признавался средством международного обмена;

- США брали на себя обязательство свободного размена долларов на зо­лото по требованию других стран участниц МВФ (благодаря огромным золотым резервам, накопленным к концу второй мировой войны).

Если курс какой-либо валюты падал больше, чем на 1%, это было сигналом для Центробанка, что существует недостаточный спрос на национальную валюту на валютном рынке. Тогда Центробанк скупал собственную валюту за доллары с целью увеличения спроса. Если валютный курс рос более чем на 1% по отношению к доллару, тогда Центробанк продавал собственную валюту на валютном рынке за доллары, что увеличивало предложение денег и приводило к снижению курса до уровня, установленного МВФ.

В случае, когда разница между курсами была больше, чем 1% в пользу доллара, Центробанк мог одолжить определенную сумму долларов в МВФ с целью восстановления валютных резервов и создания условий для более эффективных интервенций на валютном рынке. В крайних случаях и под контролем МВФ осуществлялась девальвация национальной валюты по отношению к доллару. Если наблюдались серьезные диспропорции платежного баланса, МВФ позволял участникам изменять курс своей валюты до 10%. На большее требовалось получить специальное разрешение от МВФ.

Помимо займов и валютных резервов в МВФ дополнительным источником валюты могла быть продажа части золотого запаса.

Цели, которые должен был первоначально реализовать МВФ:

- обеспечение конвертируемости валют и поддержание относительной стабильности курсов;

- оказание финансовой помощи участникам с целью уменьшения дефицита баланса и предотвращения значительной девальвации;

- служить форумом, на котором консультируются и сотрудничают стра­ны-участники.

Цели функционирования МБРР:

- первоначальное выделение кредитов европейским странам на восстановление экономики после войны;

- с 60-х годов выделение кредитов отсталым странам, а с 80-х годов - посткоммунистическим.

Эти институты функционируют на основе принципа: "один доллар, один голос". Количество голосов зависит от финансовых вкладов их чле­нов. Восемь промышленно-развитых стран обладают более, чем 60% общей суммы вкладов в различной валюте (одни только США имеют 20% всех вкладов). Поэтому эти страны предопределяют исход голосования по важ­нейшим вопросам. Дополнительным источником финансирования МБРР является эмиссия облигаций. Политические мотивы играют немалую роль при установлении направлений и величины финансовой помощи.

До конца 50-х годов денежная система, созданная в Бреттон-Вудсе, функционировала достаточно эффективно при относительно незначительных отклонениях от курса валют, установленного в МВФ. Например, были девальвированы валюты Франции в 1959, 1969г., Великобритании в 1967г. Эти страны девальвировали свои валюты по отношению к доллару. В ФРГ, где уровень инфляции был самым низким, а торговый баланс положительным, была осуществлена ревальвация в 1961 и 1969 году.

Бреттон-Вудская система обеспечивала США определенные выгоды. Другие страны на основе соглашения в Бреттон-Вудсе получали широкий доступ к долларам и могли покупать в значительных количествах американскую продукцию, которая была необходима Западной Европе в послевоенный период. Это влияло на формирование положительного сальдо платежного баланса и стимулировало экономическое развитие при низком уровне инфляции и безработицы.

С конца 50-х годов ситуация стала меняться не в пользу американской экономики. Развивающаяся западноевропейская экономика становилась все более конкурентоспособной по отношению к американской. В США стал формироваться отрицательный торговый баланс (в 1959 г.). Одновременно наблюдался большой отток долларов за границу, вызванный расширением строительства военных баз и содержания большой армии за рубежом. Аме­риканские корпорации все больше осуществляли заграничные инвестиции, американское правительство выделяло значительную финансовую помощь странам Третьего Мира (в т.ч. на военные программы). Все это привело к тому, что к концу 50-х годов сумма долларов, находящаяся за границей начала превышать свое покрытие в золоте, находящемся в США.

В начале 60-х годов возникли мнения о необходимости девальвирования доллара с целью устранения отрицательного торгового сальдо. Они подрывали доверие к американской валюте. Это выразилось в стремлении в каждой стране избежать потери от девальвации доллара посредством обмена обладаемых ею долларов на золото. Свободная рыночная цена золота в 1960 году подскочила до 40 долларов за 1 унцию золота, что служило дополнительным поводом обмена долларов на золото по официальному курсу, установленному по Бреттон-Вудскому соглашению - 35 долларов за 1 унцию. За короткий период золотые запасы США уменьшились более чем на 10%.

США пытались ограничить отток долларов и тем самым золота за границу, требуя от западноевропейских стран более широкого доступа американских товаров на их рынки и устранения ряда барьеров движению их импорта. Одновременно США требовали расширения доли финансирования военных расходов НАТО со стороны Западной Европы. Европа в это время стремилась к созданию общего рынка и избавлению от зависимости от американского доллара.

Фактором, который предопределил продление действия Бреттон-Вудского соглашения о фиксированном курсе доллара, было создание в 1961 году общего пула золота. Совместно накопленные резервы золота наиболее развитых стран позволили поддержать свободную рыночную цену золота на уровне 35 долларов за 1 унцию.

В 1967 г. на конференции в Рио-де-Жанейро была создана новая единица финансовых резервов, которая называется СДР (специальные права заимствования). С тех пор СДР стали замещать золото, перемещение которого между странами-участниками МВФ было трудоемким, а хранение золотых резервов дорогостоящим. Эмиссия СДР и их хранение ничего не стоит. СДР - это попросту записи на счетах стран МВФ в валюте данной страны. Они могут обмениваться на валюты других стран-участниц, необходимых для восстановления равновесия платежного баланса. В это смысле СДР есть не что иное, как бумажное золото, основанное на взаимном доверии стран-членов МВФ. Все члены согласились принимать СДР в расчетах вместо золота. Это ослабило стремление к золоту и благоприятствовало стабилизации его цены.

В 60-х годах начался подъем западногерманской экономики, которая благодаря наращиванию излишка платежного баланса накопила значительные финансовые резервы иностранных валют, размещенных в банках. Валютные резервы были расширены увеличившимся наплывом депозитов из стран-экспортеров нефти. В 1973 г. ОПЕК увеличила в 4 раза цены на нефть. Поток нефтедолларов был столь интенсивен, что некоторые экспортеры нефти не успевали полностью тратить их на потребление и развитие. На протяжении 70-х годов накопился огромный нефтедолларовый резерв. Возник обильный источник кредитов, что отразилось в политике межнациональных банков. Обязанные выплачивать проценты на депозиты экспортеров нефти, банки интенсивно искали клиентов на кредиты.

В это время кризис, вызванный шоковым ростом цен на нефть, огра­ничил расходы на инвестирование, и потенциальные инвесторы были не в состоянии поглотить возросшее предложение свободных капиталов.

В этой ситуации новыми заемщиками выступили развивающиеся страны. Кредиты вначале выделялись охотно и практически без ограничений. Рос их внешний долг. Кредиты и выделялись и использовались нерационально. Значительная часть кредитов была использована на покрытие роста издержек в связи с ростом цен на нефть и рост потребления. Банки предоставляли деньги также неэффективным предпринимателям. Несмотря на рефинансирование, реструктуризацию и пролонгацию внешних долгов со стороны банков развивающиеся страны не могли урегулировать внешнюю задолженность. Развивающиеся страны стремились получить поддержку от МВФ. МВФ, как правило, предъявлял высокие требования. Его руководство придерживается того мнения, что внешний долг проистекает из плохого управления экономикой и уровня потребления, превышающего уровень производства. В прошлом страны-должники импортировали больше, чем экспортировали, и поэтому они должны нести полную ответственность за свою близорукость. Страны могут получать финансовую помощь МВФ и кредиты МБРР и поддержку этих организаций в переговорах с кредиторами, если должники будут осуществлять долгосрочную стратегию "затягивания пояса". Эта программа включает в себя:

- девальвация национальной валюты;

- ограничение государственных расходов на социальные цели;

- ограничение денежной массы для сдерживания темпов инфляции;

- замораживание роста расходов населения;

- устранение государственного контроля за уровнем цен;

- создание благоприятных условий для иностранных инвестиций;

- изменение пропорций распределения доходов в пользу более обеспеченных слоев населения с целью стимулирования склонности к сбережению и инвестированию.

Реализация этой программы приводит к значительному снижению уровня жизни, который и без того невысок в странах-должниках. Это в свою очередь подрывает политическую стабильность в них. Вследствие возникновения таких негативных последствий ухудшаются вновь условия погашения внешней задолженности, реализации которых требует МВФ. Возникает замкнутый круг.

В 1971 г. под влиянием растущего дефицита торгового баланса и снижения доверия к американскому доллару, приводящего к утечке золота из США была осуществлена девальвация доллара и прекращен его размен на золото. Даже если бы предположить, что США справились бы тогда с дефицитом торгового баланса, все равно существовала бы проблема использования доллара как средства международных расчетов. Рост объемов международной торговли предполагает возрастание ликвидных средств, используемых в международных расчетах. Поскольку расширение золотых резервов ограничено размерами золотодобычи, то необходимо использование его заменяющего универсального денежного средства. Использование в его качестве только доллара, (который был так же хорош, как и золото) было возможно лишь в тех условиях, когда США были основным торговым партнером каждой из стран-членов МВФ. Тогда рост объемов международной торговли опосредовался увеличением предложения долларов. Однако, когда в оборотах международной торговли стал расти удель­ный вес других стран, это стало означать, что. снижение американского экспорта относительно объемов мировой торговли равнозначно отставанию предложения долларов относительно спроса на ликвидные средства, используемые в международных расчетах. Такая ситуация тормозила бы возрастание объемов международной торговли.

В 1973 г. в период резкого роста цен на нефть практически перестали действовать Бреттон-Вудские соглашения в вопросе сохранения стабильности курса доллара и возникла система плавающих курсов.

Международная валютная система плавающих (управляемых, колеблющихся) курсов означает, что отечественные и иностранные контрагенты могут обменивать валюту по курсу, изменяющемуся ежедневно без всяких гарантий сохранения этого курса банками, правительством страны или международными институтами. Здесь действует механизм спроса и предложения на валюту данной страны, связанный не только с платежным балансом страны, но и с психологическими факторами и другими обстоятельствами. Однако, имеется общая договоренность с 1976 г., что центробанки разных стран должны покупать и продавать валюту для сглаживания резких краткосрочных изменений валютных курсов. Помимо этого, большинство стран привязывает валюты своих стран друг к другу или к группе (корзине) валют.

С тех пор частные банки получили прежде неимевшуюся у них возможность влиять на текущий курс валют. Начались изменения дестабилизирующие мировую рыночную экономику. Сторонники плавающих курсов стремятся показать, что эти курсы наиболее полно реализуют экономические интересы страны, чем система фиксированных курсов. В частности они считают, что плавающие курсы лучше уравновешивают платежный баланс, поддерживают стабильность международной торговли и способствуют сокращению безработицы. Их противники утверждают, что часто меняющиеся валютные курсы не избавили от нестабильности платежные балансы и подрывают стабильность международной торговли. Сокращение безработицы же, по их мнению, компенсируется ростом инфляции.

Таким образом, система плавающих валютных курсов стала необходимой в новых экономических условиях. По-прежнему не решена проблема, как стабилизировать валютные курсы в отдельных странах и как должна осуществляться денежная политика на международном уровне в мировой экономике, где значительно влияние транснациональных корпораций. Деятельность транснациональных корпораций, рассматривающих мировую экономику как единую экономическую систему в денежном и производственном параметрах, также влияет на международную экономическую стабильность, и тем самым на колебание валютных курсов.

Отсутствие финансовой стабильности в современной мировой экономике объясняется:

- накоплением в частных банках долларовых излишков;

- задолженностью стран Третьего Мира и посткоммунистических стран.

Действие этих факторов стало источником нестабильности валютных курсов. Резкие колебания валютных курсов проистекают не столько из из­менений в торговых балансах отдельных стран, сколько из международных денежных потоков. Поэтому, не просто торговые балансы, а платежные балансы в целом отдельных стран оказывают все большее влияние на изменение валютных курсов. Неспособность урегулировать внешнюю задолженность оказывает дестабилизирующее влияние, как на кредиторов, так и на должников.

Нестабильность валютных курсов взаимосвязана со значительными различиями в процентных ставках по странам. Ни одна из этих проблем не может быть решена каждой страной в отдельности, хотя любая из них стремится решить их с наибольшей выгодой для себя. Здесь необходимо международное сотрудничество. Промышленно развитые страны объединяют свои усилия, чтобы не допустить чрезмерных колебаний валютных курсов, в случае которых необходимо коллективное вмешательство.

Развитием этих усилий стало создание европейской валютной системы с единой денежной европейской единицей – ЕВРО.

Эффективному действию Европейской Валютной Системы по-прежнему угрожает высокая мобильность излишков долларов, аккумулированных в частных банках. Любая интервенция ЕВС может быть перечеркнута десятками миллиардов долларов, перемещаемых в краткосрочном периоде в поисках более высокой процентной ставки. Поэтому одним из условий эффективности наднациональной денежной политики выступает поддержание низкой и приблизительно одинаковой процентной ставки. Это возможно только при условии низкой инфляции.

Ограничение чрезмерной мобильности долларовых излишков, дестабилизирующих мировую финансовую систему, возможно посредством соответствующего увеличения обязательных валютных резервов в международных финансовых институтах, а также посредством предоставления на выгодных условиях финансовых средств на реструктуризацию внешнего долга стран Третьего Мира и посткоммунистических стран. Это благоприятствовало бы их экономическому росту и создало бы более мягкие условия постепенного урегулирования внешней задолженности, чем стратегия затягивания пояса. Одновременно следует найти решение, ограничивающее спекулятивные движения свободных денег и стимулирующее их вложение в производственные инвестиции.

Заключение

 

Обесценивание национальной валюты стимулирует экспорт данной страны и ограничивает импорт в нее, а ее удорожание - наоборот.

Существует прямая зависимость между изменением валютного курса (при прямой котировке) и изменением величины предложения иностранной валюты, а также обратная зависимость между изменением валютного курса и изменением величины спроса на иностранную валюту.

К числу основных экономических факторов, оказывающих влияние на динамику валютного курса, относят: изменения во вкусах потребителей, разницу в темпах экономического развития, темпах роста цен, уровнях реальных процентных ставок. Например, если немецкие товары становятся

Способ регулирования валютного паритета (преимущественно действие объективных или субъективных факторов) предопределяет характер и степень конвертируемости валюты. Конвертируемость валюты - способность национальной валюты свободно обмениваться на иностранные валюты, без ограничений. С точки зрения характера, конвертируемость бывает внутренняя и внешняя.

Если валютный курс определяется преимущественно действием объективных факторов, то говорят, что такой валютный курс является колеблющимся. Колеблющийся валютный курс - курс валюты, уровень которого определяется на основе рыночного спроса и предложения валюты. Колеблющийся валютный курс характеризуется внутренней и внешней свободной конвертируемостью.

Если валютный курс определяется действием преимущественно субъективных факторов, то говорят, что такой валютный курс является фиксированным. Фиксированный валютный курс - официально установленное соотношение между национальными валютами, основанное на определяемых в законодательном порядке валютных паритетах. Регулирование валютного курса преимущественно субъективными факторами означает, что осуществляются ограничения по доступу определенных лиц (резидентов и нерезидентов) к национальной валюте, ограничения по объемам и видам валютных сделок. Фиксированный валютный курс характеризуется ограниченной внутренней и внешней частичной конвертируемостью.

При фиксированном валютном курсе в условиях значительного дефицита платежного баланса Центробанк девальвирует национальную валюту по отношению к иностранным валютам. Девальвация заключается в снижении

Противоположностью девальвации выступает ревальвация. Она заключается в повышении центробанком курса обмена национальной валюты на иностранные. За единицу иностранной валюты тогда требуется отдать меньшее количество единиц национальной валюты. Центробанк осуществляет ревальвацию тогда, когда наблюдается значительный излишек в платежном балансе, и страна располагает большими валютными резервами. После ревальвации снижается рентабельность экспорта, а импорта возрастает

В случае фиксированного курса национальной валюты (при наличии ее внешней конвертируемости) дефицит платежного баланса требует осуществления выравнивающих операций.

При колеблющемся курсе валюты государство не девальвирует национальную валюту. Механизм валютного рынка почти ежедневно, посредством взаимодействия спроса и предложения иностранной валюты, корректирует валютный курс, который объявляется во всех банках и пунктах обмена. В его чистом виде не возникает потребности в интервенции центробанка на валютном рынке. При этом возможны незначительные различия в курсе валюты в государственных, коммерческих банках и частных обменных пунктах, что отражает действие конкуренции на валютном рынке.

Международная валютная система плавающих (управляемых, колеблющихся) курсов означает, что отечественные и иностранные контрагенты могут обменивать валюту по курсу, изменяющемуся ежедневно без всяких гарантий сохранения этого курса банками, правительством страны или международными институтами. Здесь действует механизм спроса и предложения на валюту данной страны, связанный не только с платежным балансом страны, но и с психологическими факторами и другими обстоятельствами

Список используемой литературы


*Экономическая теория. Учебное пособие. Медведев И.П. Белгород: НИиРИО БЮИ МВД РФ,1998.

*Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В.Д.Камаева. - 6-е изд. - М., ВЛАДОС, 2001.

*Экономика. Учебник. /Под ред. Булатова А.С. М.: БЕК, 2001.

Ершов М. Доллар и перспективы развития мировой валютной системы. // МЭ и МО, 2004, № 4.

Попов В.В. Валютные курсы в развивающихся странах и переходных экономиках. // ЭКО, 2003, № 5.

Смыслов Д.В. Международный валютный фонд на рубеже столетий. // Деньги и кредит, 2005, № 7, 8.

Борисов С.М. Доллар в России - партнер или конкурент. // Деньги и кредит, 2004, № 6.

*Брейгенбихер Д.В. Валютный курс и состояние экономики. // ЭКО, 2005, № 6.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.