Види та значение маркировки грузов
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ
УКРАЇНИ
КИЇВСЬКА ДЕРЖАВНА АКАДЕМІЯ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТУ
імені гетьмана Петра-Конашевича
Сагайдачного
Реферат
З ДИСЦИПЛІНИ “Комерційна
діяльність на водному транспорті”
Тема: «Види та значення маркування вантажів»
студента 5 курсу
заочного відділення спеціальності
“Менеджмент організацій”
К И Ї В - 2 0 0 6
Виды и значения маркировки грузов.
Цель маркировки и нанесения этикеток на упаковке груза заключается в том,
чтобы охарактеризовать отправку в достаточно полном объеме, позволяющем
транспортно-экспедиторскому агентству направить груз окончательному клиенту.
Если маркировки или этикетки неясны или стерлись с тары, отправка груза
задерживается или направляется неверным маршрутом, становясь удобной мишенью
для похитителей. Поэтому на таре следует помещать ту маркировку и этикетку,
которая необходима для перевозки содержимого в ней груза. Старые отметки и
знаки надо удалить.
Целью маркировки является наглядный показ следующих обязательных
требований:
1) каждая отправленная грузовая единица должна следовать определенным
путем и достигнуть места назначения;
2) с грузовой единицей следует обращаться бережно во время хранения,
транспортирования, при погрузочно-разгрузочных работах и распаковке;
3) груз должен быть доставлен комплектно и в сохранности.
Виды грузовых единиц следующие: 1) груз в таре; 2) груз без тары или
частично упакованный; 3) несколько единиц груза без тары, скрепленных в виде
связки; 4) несколько мест груза в таре, составляющих пакет. Правильная, четкая
маркировка грузов является необходимым условием быстрой доставки их с
сохранением качества в процессе транспортирования.
Маркировка транспортной тары регламентируется ГОСТ 14192 — 77. Маркировка
грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с
грузом при хранеии, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами
транспорта. Этот ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными,
скоропортящимися и требующими особых гигиенических или карантинных условий
грузами, а также на маркировку, носящую рекламный характер. Маркировка должна
содержать отличительный текст и при необходимости предупредительные знаки.
Отличительный текст состоит из основных и дополнительных надписей. Основные
надписи — это наименование получателя и место назначения.
К дополнительным надписям относятся: масса грузового места-брутто и нетто
в килограммах, размер грузового места- длинна, ширина и высота, если они
превышают 1м;
наименование отправителя;
место отправления;
порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест—
через дробь;
знаки отправителя — условные обозначения упакованной продукции в
числителе дроби перед порядковым номером.
Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с
грузом а) — «осторожно, хрупкое!»; б) — «крюками непосредственно не брать»; в)
— «верх, не кантовать»; г) — «боится нагрева»; д) — «место строповки»; е) —
«боится сырости»; ж) — «центр тяжести»; з) — «герметичная тара»; и) — «боится
излучения».
При транспортировании груза в крытом подвижном составе для маркировки
тары применяются бумажные, картонные или фанерные ярлыки. В случае длительного
хранения груза маркировку допускается наносить непосредственно на тару.
При приеме к перевозке грузов мелкими и малотоннажными отправками на
местах общего пользования, кроме нанесения маркировки отправителем, станция
отправления или грузоотправитель наносит на каждом грузовом месте
железнодорожную маркировку. В ней указывается дробью: в числителе — порядковый
номер книги приема грузов к отправлению и через тире — количество мест; в
знаменателе — условный номер дороги отправления и через тире — условный номер
станции отправления. Железнодорожная маркировка, как правило, должна наноситься
на той же стороне грузового места, на которой нанесена отправительская
маркировка, и указываться в накладной.
При транспортировании груза на открытом подвижном составе или морским
транспортом маркировку следует четко и разборчиво наносить несмываемой краской
непосредственно на тару или металлические ярлыки. Маркировка от руки не
допускается. Для маркировки рекомендуются черный лак и эмаль соответствующих
марок.
В последнее время появился ряд технических устройств для маркировки
грузов, которые легко интегрируются в производственный процесс. Среди них
система LСР/1000, позволяющая применять бесконтактный способ нанесения крупного
шрифта при маркировке и кодировании предметов упаковки, и устройство Lasermark,
обеспечивающее маркировку упаковок принципиально новым методом, без
использования красителей.
Лазерное маркировочное устройство может использоваться в пищевой,
химической и других отраслях промышленности. Маркировка тары при поставках
грузов на экспорт должна производиться в соответствии с образцом, приведенным в
заказе-наряде. Надписи при поставках на экспорт производятся на языке,
указанном в заказе-наряде. При поставках экспортных грузов в тропическом
исполнении следует наносить на таре красной краской букву «Т» в круге и дату
упаковки в круге: числитель — месяц, знаменатель — год. Размер знака «Т» — 50
мм, цифр месяца и года — 30 мм.
Маркировка и ярлыки при перевозках опасных грузов с участием морского
транспорта должны соответствовать требованиям Правил морской перевозки опасных
грузов, а при перевозке железнодорожным транспортом — требованиям Правил
перевозки опасных грузов по железным дорогам.
В настоящее время различается товарная, отправительская, специальная и
транспортная маркировки. Отправительская, товарная и специальная маркировка
наносятся грузоотправителем, транспортная - перевозчиком или его агентом.
В зависимости от условий договора купли-продажи маркировка обычно
содержит следующие данные:
1.
товарная
- наименование товара, заводская упаковка, номер заказа и наряда, сорт, время
выпуска;
2.
отправительская
- пункты отправления и назначения, наименование отправителей и получателей,
общее число мест, масса брутто и нетто;
3.
транспортная
- число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу,
порядковый номер грузового места в партии;
4.
специальная
- предупредительные надписи и знаки, предписывающие способ обращения с товаром
при его хранении, перегрузке, перевозке, использовании.
Перечисляемые ниже мероприятия могут помочь грузоотправителям снизить
опасность хищений грузов, вызываемых неудачными приемами маркировки и нанесения
этикеток:
·
не
следует раскрывать содержимое наиболее ценных или легко расхищаемых грузов
(например фото- и кинокамер или переносной аудио- и видеотехники) при помощи
рекламных или иных наружных этикеток. Фирменные рекламы, особенно хорошо
известных компаний и изделий, которые привлекают внимание похитителей, являются
для них прямым приглашением;
·
необходимо
убедиться, что каждая отправка груза ясно, отчетливо и надежно замаркирована
именем и адресом только одного грузоотправителя и одного клиента прежде, чем
она будет передана транспортной фирме;
·
следует
отмечать этикеткой или ярлыком каждую тару или штуку груза в соответствии с
классификационными справочниками и тарифами транспортной организации;
·
рекомендуется
маркировать хрупкие грузы (например, стекло) заметными ярлыками, указывающими
на характер данных грузов;
·
не
следует заказывать для грузов контейнеры с предупредительными маркировками,
если они не нужны;
·
в
отправках грузов для следования по заказу необходимо маркировать
соответствующим образом каждую наружную тару опознавательными символами или
номером, указав его на отправительском заказе и договоре перевозки;
·
следует
указывать фамилию и адрес комиссионера или агента в пункте экспорта, а также
получателя экспортируемого груза;
·
надежно,
с использованием хорошего клея необходимо прикреплять этикетки к таре;
·
по
возможности следует избегать применения подержанной тары. В случае ее
использования необходимо удалить или стереть старые этикетки и маркировки;
·
при
адресовании тары не рекомендуется пользоваться мимеографами или печатными
устройствами трафаретного типа. Такие приспособления обязательно приводят к
изображению трудно различимых адресов;
·
необходимо
снабжать соответствующими маркировками тару, содержащую грузы, которые требуют
особого обращения или складирования. Такая информация должна быть отражена
также и в договоре перевозки;
·
следует
предусматривать обучение работников перевалочных пунктов. Основной курс обучения
должен содержать меры по борьбе с потерями, в частности инструкции, которые
относятся к маркировке, нанесению этикеток, погрузочно-разгрузочным операциям,
соблюдению указаний, сообщаемых на предупредительных этикетках, маркировке
тары, имеющей плохое состояние и обращению с тарой (включая способы ее
ремонта);
·
если
требуется предупредительная маркировка, то рекомендуется помещать на таре
указания типа ВЕРХ, ВВЕРХ, ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ, СТЕКЛО, СОДЕРЖАТЬ В СУХОСТИ,
СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР, ХРАНИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫМ и другие специальные инструкции
подобного рода. В случае необходимости следует применять стрелки, указывающие
или дополняющие значение слов ВЕРХ или ВВЕРХ. Эти стрелки не должны затемнять
значений других маркировок;
·
рекомендуется
информировать транспортно-экспедиторские организации относительно необходимости
новых маркировок. При отправке груза за границу следует предусматривать
помещение с наружной стороны тары инструкции относительно
погрузочно-разгрузочных операций на двух языках (особенно на языке страны
назначения). Применение символов международного типа является более
эффективным, чем каких-либо слов.
Для улучшения работы и удобства существует Межгосударственный Стандарт
маркировки груза. Ниже приведены выдержки из него.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАРКИРОВКА ГРУЗОВ
3. Содержание маркировки
3.1 Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки,
основные, дополнительные и информационные надписи.
3.2 Манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения
с грузом.
3.3 Основные надписи должны содержать:
- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование
грузополучателя;
- наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или
порта перегрузки. Если пунктом назначения является железнодорожная станция
(порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное
наименование дороги (пароходства) назначения;
- количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии
указывают дробью: в числителе- порядковый номер места в партии, в
знаменателе-количество мест в партии.
Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при
перевозке следующих грузов:
- разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например разные
сорта хлопка в кипах);
- однородных грузов в разнотипной таре;
- однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;
- комплектов оборудования;
- грузов в одном вагоне мелкими отправками. (Измененная редакция,
3.4 Дополнительные надписи должны содержать:
- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование
грузоотправителя;
- наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции
отправления и сокращенное наименование дороги отправления;
- надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения
устанавливаются правилами транспортных министерств).
3.5 Информационные надписи должны содержать:
- массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо
массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу
брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей
упакованную продукцию;
- габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и
высота или диаметр и высота). Габаритные размеры не указывают, если ни один из
габаритных размеров не превышает 1 м при транспортировании груза на открытом
подвижном составе, 1,2 м — в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным
транспортом.
3.6 При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны
быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом
вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:
в числителе — общее количество пакетов в партии;
в знаменателе — количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый
номер пакета, например: 3/50 (2).
Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и
нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет.На
пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость
нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете
и порядкового номера пакета устанавливают в нормативных документах на
конкретные виды продукции.
4.2 Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно
выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.
4.3 В рекомендуемое обозначение манипуляционного знака входит номер
(номера) знака или наименование знака по таблице 1 и обозначение настоящего стандарта.
Пример: 2 ГОСТ 14192—96; «Беречь от солнечных лучей»
5. Место и способ нанесения транспортной маркировки
5.1 Порядок расположения транспортной маркировки приведен в приложении А.
Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и
манипуляционные знаки) должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные,
металлические и другие ярлыки или непосредственно на тару.
5.2 При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном
железнодо-рожно-водном сообщении или водным транспортом, а также мелкими
отправками, при хранении груза более одного года маркировка должна быть
нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно
прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность
маркировки.
5.3 Основные, дополнительные и информационные надписи располагают:
- на ящиках — на одной из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков,
имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения
маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.). При
транспортировании на открытом железнодорожном подвижном составе мелкими
отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение «Верх»,
транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта
отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке)
упаковки;
Страницы: 1, 2
|