Виды цен
ВИДЫ ЦЕН
Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или
приобретению товаров, то соответственно в цене в
одинаковой мере должны быть учтены интересы и
производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается
сделка (покупка-реализация).
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат
используются различные виды цен. И отечественный, и
мировой опыт показывает, что используется множество
видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и
продаваемых товаров;
Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между
собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения
в уровень одной цены, как эти изменения
обнаруживаются в уровнях других цен.
Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый
процесс формирования затрат на производство;
во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между
собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного
хозяйственного механизма.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации,
все виды цен можно разделить на различные группы.
1.
По
характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по
которой предприятия реализуют произведенную
продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым
сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для
последующей переработки. Отличие закупочной цены от
других видов цен заключается в том, что в ее состав
не включается НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых
сельским хозяйством материально-технических ресурсов.
В международной торговле сделки, за редким исключением,
представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам.
Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому
потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях
общественного питания — особая форма розничной цены. Цены на услуги населению —
также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют скидки-наценки
(оптово-сбытовая, розничная).
Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой
ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую
надбавку (наценку).
Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи,
между оптовой и
розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени
конкуренции на рынке различают следующие виды цен:
свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и
предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения,
цена производства. Цена
спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения —
рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без
скидок. Цена производства — цена, определяемая на
основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь
авансированный капитал.
Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые
соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ,
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или
цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления
устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.
Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть
гарантированные, рекомендуемые, лимитные,
залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:
Предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не
могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на
определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или
субъекта рынка, утвердившего их.
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные,
скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены,
которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение
всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению
не подлежит». Твердые цены применяются в сделках:
• с немедленной поставкой;
• с поставкой в течение короткого срока;
• предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках
поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит»
должна присутствовать обязательно. Подвижная цена — такая цена, когда в
договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора,
может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора
рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна
измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая
оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены».
Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной
цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не
производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник
информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены
обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные,
поставляемые по долгосрочным договорам товары.
Скользящая цена — это цена,
исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной
договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени,
необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция,
устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.)
Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным
сроков изготовления, например сложное промышленное
оборудование, суда.
При подписании договора в этом случае фиксируется так
называемая исходная, базисная цена, то есть цена,
применяемая в качестве базы для расчетов оговаривается
ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье
и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизацию), прибыль, а также приводится метод расчета
скользящей цены, которым стороны будут
пользоваться.
Следует отметить, что эти виды цен широко используются в
международной торговле.
В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении
скользящей цены в интересах покупателя (импортера)
в договор (контракт) могут быть внесены некоторые ограничительные условия.
Например, установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого
пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены
(например, не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется лимитом
скольжения.
В договоре или контракте может быть предусмотрено, что
скольжение распространяется не на всю сумму
издержек производства, а лишь на определенные их
элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием величины в
процентах от общей стоимости заказа.
В договоре, контракте скольжение цены может быть
предусмотрено не на весь, срок действия договора
(контракта), а не более короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты
заключения договора), так как в течение этого периода поставщик может закупить
все необходимые материалы для выполнения заказа.
На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены,
когда часть цены фиксируется твердо при заключении договора, другая часть — в
виде скользящей цены.
4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен
ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в
договоре или контракте.
Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и
фирменных источниках информации. К публикуемым
ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены
аукционов, торгов.
Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печатных
изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги,
прейскуранты.
Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, то есть
не связанными с реальными коммерческими операциями.
Номинальные цены применяется в качестве базы при
заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены.
Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется
в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В
качестве базисной цены понимают цену товара определенного качества,
спецификации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом
базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами
реальных сделок. Поэтому размер скидок со
справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.
Номинальной называют биржевую котировальную
цену за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок.
Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими
прошлые елки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю). Базовые
цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении
процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами
считают цены, действовавшие
на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в
соглашении.
Цены фактических сделок также являются справочными. Однако
эти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически.
Цены предложения крупных фирм также есть справочные цены, так
как первоначальные цены в результате уторговывания
обычно снижаются. Прейскурантные цены — это вид справочной цены, публикуемый в
прейскурантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и
каталоги обычно предоставляются
фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.
В целом справочные цены играют роль отправной точки, с
которой начинаются уторговывание
цен при заключении сделок.
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на
нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены
на такое оборудование рассчитываются и
обосновываются поставщиком для каждого конкретного
заказа с учетом технических и коммерческих условий данного
заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после в исполнения заказа.
На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование
чаще всего выпускают фирм фактически господствующие в данной сравнительно узкой
области. Производимое ими оборудование связано с
запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием
высококвалифицированного персонала. Сведения о
ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически,
и их практически невозможно использовать для сравнения при
выборе уровня цены.
Цены предыдущих сделок используются в случае относительной стабильности цен на машины и оборудование. Они
практикуются при размещении заказов в условиях
устойчивых связей между контрагентами.
5. Вид цены довольно часто определяется
видом рынка, на котором она образуется. В
зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционе биржевые котировки, цены торгов.
Цены товарных аукционов. Аукцион — это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они
проводятся, как правило, один или н сколько раз в
год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона форм. Цены аукционов — это
цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно
осмотренную покупателем партию товаре (лот). Цены
на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и
предложением. Особенностью аукциона является наличие
в большинстве случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукционах, в отличие, например, от бирж,
продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Аукционная цена
может существенно отличаться от рыночной цены (быть
многократно выше ее), поскольку отражает уникальные
и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной
степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.
Цены аукционов используются на продукцию лесного, сельского
хозяйство рыболовства, в торговле пушно-меховым
товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами
старины и искусства.
Биржевые котировки представляют собой цены специально
организованного и, в отличие от аукционов,
постоянно действующего рынка массовых, качественно
однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных
биржах продают сельскохозяйственное
непродовольственное и лесное сырье (хлопок, джут,
шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т. д.
Страницы: 1, 2
|