рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Внешнеэкономические и некоторые другие внешние связи Санкт-Петербурга

1,8

3,9

Черные и цветные металлы

433,2

103,6

425,0

83,4

8,2

20,2

Продукция машиностроения

1135,7

530,8

1041,3

496,3

94,4

34,5

Прочие товары

132,6

176,1

125,1

159,5

7,5

16,6

Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.













Диаграмма 4.









Диаграмма 5

1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург


По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым годом. На импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения (23%). Первое место по объему импорта занимает - Германия (16% от общего объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию машиностроения, продовольствие, минеральное топливо. 


Диаграмма 6.


Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности                                                                                                                              

Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес- представительств города за рубежом:


-        Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более 10 семинаров по экономической тематике,  организовал работу по 20 совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в  Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;


-        Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10 международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего делового сотрудничества, а также несколько крупных российско-британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт-Петербурге;

-        Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем составил 20 млн.долл.США;


-        Начало свою деятельность представительство петербургского фонда "Ямато" в Токио.

  

Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:


-        В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и Туркмению;


-        Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;


-        Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс" провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной ассоциации производителей программного обеспечения.


Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных выставках: в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ (Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив - Болгария).           

           

В заключение хотелось бы сказать, что,


-        во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;


-        во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется развитием внешнеэкономических отношений России  и единой Европы. Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга.  


 







Глава II.

2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.

                       

2.1.1.Сотрудничество с ЕС

В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны”.[13]

В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС, прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:


-        Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по направлениям финансирования, Бельгия);


-        Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);


-        Российским бюро по использованию консультационного технического содействия ЕС (Москва, РФ);


-        Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);

-        Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).


В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению своих проектов с использованием механизмов международных европейских и региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и “PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ с использованием механизмов международных региональных организаций этого региона.

Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие программы международных европейских и балтийских региональных организаций.



В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими аккредитацию в ЕС являются:


-         Совет Государств Балтийского моря;


-         Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;


-         Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;


-         Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.


Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было получено около 200 млн.долл.

Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая, безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-Петербурга.

Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с ухудшением экономического, финансового и социального положения России. Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза составила 40 млн.долл.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.

Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее время намечается активизация работы по проектам технического содействия по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России. Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно, оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-Западном регионе России.

 

 

 

2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря.

Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:[14]


-       торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;


-       улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий;


-       развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической городской среды;


-       развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф;


-       развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;


-       развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена информацией и туризма;


-         достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении. 


Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди них можно выделить  наиболее значимые: 


-         программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии;


-         программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург - Европейские ворота России”;


-         программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;


-         программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003”.


Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.

Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета государств Балтийского моря».

Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация, основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :


-         по содействию демократическим институтам и правам человека;


-         по экономическому сотрудничеству;


-         по ядерной безопасности;


-         а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных меньшинств.


В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).

Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.

Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом, создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.

В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных организаций является важным дополнительным элементом межправительственного сотрудничества.

Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.




Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:


-        Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;

-        Развитие Северо-Западного речного порта;

-        Кольцевая автомобильная магистраль.

Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993 года .

ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных проектов на благо всего региона.

Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:


-         расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном уровне;


-         согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков и оружия;


-         обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.


Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная организация, основанная на конференции представителей городов стран Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран Балтийского моря.

Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего сотрудничества между городами региона Балтийского моря.

СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.

Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской Федерации.




Заключение.

В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт-Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь европейское направление международных контактов, что связано с недостатком литературы по международным контактам города, а также не были освещены культурные и научные связи.

Несмотря на все сложности при написании данной работы, автор считает, что ему удалось выполнить задачи, поставленые в начале работы.

В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:

 Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он занимает достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного масштаба. 


Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа, что для автора являлось не менее важной целью.














Список использованных материалов.

Периодические издания:


1.   Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).


2.   Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.


3.   Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000.


4.   Клепиков А.  «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5 марта 2001.


5.   Миронов С.  «Всемирный отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000.       


6.   Материалы Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. -  СПбГУ, факультет Географии и Геоэкологии, 2001.


7.   Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. – Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.


8.   Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000.


9.   Стратегический план Санкт-Петербурга. – Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.


10.        «Эксперт», - 30 октября 2000. №41(253).   


11.        Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.

 


Интернет-источники:


1.     В некоторых случаях использовался электронный вариант издания «Эксперт»: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] - Миронов С.  “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000г. 

                  

[2] - Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000г.


[3] - Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.


[4] - Там же.


[5] - Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной экономики.


[6] - "Эксперт". – 30 октября 2000. №41(253). Электронная версия, адрес #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] - Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга (справочная служба, адрес www.spb.ru).

[8] - Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. -  Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.


[9] - Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5 марта 2001.


[10] - Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.

[11] - Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.


[12] - Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).


[13] - Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. – с. 279.


[14] - По материалам документа «Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций». -  Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.