Интенсивность
государственного вмешательства в экономику страны ощущается в нормативно –
правовом регулировании экономики с целью проведения антимонопольной политики,
создания условий для добросовестной конкуренции товаропроизводителей, поддержки
стратегически важных, социально значимых производств, развития сельского
хозяйства. Предметом нормативно – правового регулирования чаще всего выступают
отношения в сфере предпринимательской деятельности, строительства, перевозки
грузов и пассажиров. Особое значение придается нормативно – правовому
регулированию имущественных отношений предприятий, организаций, вопросов
качества и цены промышленных и продовольственных товаров.
Государство устанавливает и проводит рациональную плановую
политику, способствующую развитию стратегических важных и социально значимых
отраслей народного государства и сокращению предприятий, организаций, в
деятельности которых общество не испытывает большой потребности. Государство,
заинтересованное в получении достаточных средств на содержание государственного
аппарата и финансирование оборонных и иных отраслей промышленности, однако не
должно устанавливать чрезмерно больших налогов.
Государство
осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью граждан и
юридических лиц, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляет надзор и контроль за соответствием деятельности предприятий,
организаций, учреждений действующим в стране законам и иным нормативно –
правовым актам, а также уставным задачам[3].
1.2 оциальная функция
государства
Социальная
функция государства должна обеспечивать все права, предусмотренные ст. 25
Всеобщей декларации прав человека. В их числе предусматривается право на такой
жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и
необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его
здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение
на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости
или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него
обстоятельствам.
Социальная
политика государства ориентирована прежде всего на малоимущие слои населения и
включает в себя :
1) борьбу с безработицей и государственную помощь лицам,
которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не
способны трудиться;
2) государственное регулирование минимального размера оплаты
труда;
3)
общедоступность и бесплатность общего образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
4) бесплатную медицинскую помощь малоимущим;
5) бесплатное пользование библиотечными фондами и
сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров;
6)
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца и других случаях[4].
1. 3 Функция развития научно – технического прогресса и культуры
С
экономической функцией государства тесным образом связана его функция развития
научно – технического прогресса и культуры. Эта связь носит двусторонний
характер. Возможности осуществления этой функции напрямую зависят от
экономического благосостояния общества и связанных с ним финансовых
возможностей государства. [5]
Государство,
не способное осуществлять функцию развития научно – технического прогресса, тем
самым значительно снижает возможности страны успешно разрабатывать и создавать
современные высокопроизводительные станки и механизмы, конкурентоспособные
товары народного потребления, находить способы замены дорогостоящего сырья или
исчезающих материалов. Без развития научно – технического прогресса трудно
решать задачи в сфере обороны страны от внешнего агрессора. Закономерность,
согласно которой войну выигрывает тот, кто обладает наиболее совершенными
видами вооружения, убедительно доказана многовековыми войнами, в том числе и
второй мировой войны. Только обладая современными и совершенным вооружением
Россия сможет достойно сохранить свою независимость и статус ведущей державы
мира.
Государство всемерно заинтересовано в развитии всех форм
культуры : литературы, театра, кинематографии, телевидения и других средств
массовой информации, сохранности памятников истории и культуры, в развитии сети
библиотек и музеев, полиграфии. Эта духовная сфера общества – показатель его
способности усваивать лучшие образцы мировой культуры и вносить в нее свой весомый
вклад, она является принципиально важной и для государства.
Развивая
культуру и искусство, все их формы, государство создает необходимые условия для
воспитания и образования, духовного развития подрастающего поколения,
приобщение его к мировой культуре. При получении надлежащей поддержки со
стороны государства творческая личность может свободно работать и
способствовать дальнейшему развитию национальной, а через нее и мировой
культуры[6].
1. 4 Функция охраны и правопорядка
Функция охраны правопорядка представляет собой деятельность
государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления его
законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В
правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на
основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности
охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных
действий государства находится в первую очередь личность, личность как
гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и
его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности,
государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.
Преступность является одной из самых больших опасностей для
человечества, его демократического, экономического, социального, гуманитарного,
экологического, научно-технического и международного развития.
Доминирующей
криминологической тенденцией текущего столетия был продолжающийся рост
преступности в мире и его отдельных странах, обгоняющий (по темпам) рост
народонаселения с одновременным отставанием социально-правового контроля от
растущей криминологии общественных отношений.
Формальное
искоренение отдельных видов и групп преступлений в той или иной стране
происходит лишь путем декриминализации. Например, семьдесят лет мы ожесточенно
боролись со спекуляцией. К уголовной ответственности было привлечено около
миллиона человек. А сейчас спекуляция считается одной из форм нормальной
экономической деятельности. В истории уголовного права любой страны только за
последнее столетие можно найти сотни таких примеров.
Одним из приоритетов уголовной политики цивилизованных стран является охрана
прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и
общественной безопасности от преступлений. Статистическим[7] критерием такого
приоритета может служить число граждан, защищенных от преступных посягательств,
или число граждан, чьи интересы защищены в уголовном судопроизводстве. Борьба с
правонарушениями - важная, но не главная сторона правоохранительной
деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе
с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в
общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм,
заложенным в них началам свободы и справедливости.
В
нашей стране одним из звеньев правоохранительного механизма государства
являются органы прокуратуры, которая является специально правовым институтом,
который занимает особое положение в системе органов власти. Так в соответствии
ст. 2 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации », принятого 18
октября 1995 года, прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов и
соблюдением прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения
верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод, а
также охраняемых законом интересов общества и государства.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в котором
не только закреплен основополагающий принцип построения прокуратуры как единой
федеральной, централизованной системы, не входящей ни в одну из ветвей власти и
осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих
на ее территории законов, но и значительно дополнены и конкретизированы ее
задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых
законом интересов общества и государства прав и свобод человека выделен в
отдельное направление. Ему посвящена специальная глава, в которой определены предмет
надзора, полномочия прокурора в этой области, средства и формы прокурорского
реагирования на нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Эти нормы закона непосредственно вытекают из содержания ст. 2
Конституции РФ о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанностью государства.
Обязанностью государства является обеспечение и соблюдение
прав и свобод граждан посредством правосудия.Государственная защита прав и
свобод граждан понимается как деятельность управомоченных государственных
органов и должностных лиц. Таким образом, государство принимает на себя
обязанность, которой соответствует право человека и гражданина требовать
государственной защиты от посягательств на их правовые свободы. Судебная защита
прав и свобод человека и гражданина - это институт конституционного права. Он
представляет собой юридический механизм, с помощью которого государство обязано
обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Государство
должно создать такие условия, при которых право на юридическую защиту должно
устанавливаться компетентными судебными и иными органами и оно обязывается
развивать возможности судебной защиты. При этом надо иметь в виду, что судебная
защита представляет собой вид государственной и правовой защиты, поскольку
осуществляется судом как органом государственной власти и при ее реализации
суды руководствуются законом как основной формой права.
Защита свободы личности признается одной из главных функций судебной власти. В
свою очередь, критерием самостоятельности и независимости судебной власти
является ее способность обеспечить действительную безопасность личной свободы
граждан, осуществлять эффективную судебную защиту их прав и свобод от посягательств
различного рода.
Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей
системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности
постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных
экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и
государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.
Таким образом, защита прав и свобод граждан в настоящее время представляет
непременную, специально выделенную функцию государства. Интересы государства и
его граждан представляют органическое единства. Как обоснованно указывает Ю.И.
Скуратов: « Охраняя права и свободы граждан, мы одновременно защищаем
общественные интересы. И наоборот, без обеспечения государственных и
общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан »
В
этом единстве возложенных на государство обязанностей, на мой взгляд, и
раскрывается содержание правоохранительной функции государства. В то же время
для реализации продекламированных прав и свобод в полном объеме государство
должно быть экономически способно обеспечивать установленные им же стандарты[8].
1.5 Экологическая функция
Экологическая
функция – это сравнительно новое направление в деятельности государства,
необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной
деятельности человека на природу. Один из ведущих тезисов международной
конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в
Рио – де – Жанейро, - или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация –
является отнюдь не преувеличением. Глобальные и необратимые изменения
природной среды сегодня очевидны и бесспорны. Два из них (разрушение озонового
слоя планеты и « парниковый эффект ») ставят человечество на грань
экологической катастрофы.
Осознавая
реальность угрозы для жизни человека, все развитые демократические государства
принимают согласованные меры по охране окружающей природной среды. Большую роль
в международном сотрудничестве государств по вопросам охраны природной среды
играют ООН, а также Всемирная организация здравоохранения, Международное
агентство по атомной энергии, Межправительственная океанографическая комиссия и
другие международные специализированные учреждения.
Основные мероприятия государства по реализации экологической
функции выражается в следующем.
Государство
принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе
научно – обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно
допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и
почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также
разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать
неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий,
организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормирования
подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.
Государство
регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В
нормативно – правовых актах государство закрепляет порядок деятельности
государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной
среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения,
меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое
значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством
экологические требования при размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
Государство осуществляет меры, направленные на сохранение
природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов,
улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование
научно – технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных
работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает
заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания
виды животных и растений.
Государство
осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений
экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные
объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и
организациям, виновным в нарушении экологического законодательства[9].
1.6 Функция финансового контроля государства
Функция
финансового контроля государства выражается в выявлении и учете государством
доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов
направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других
общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью
расходования налогов. Научно обоснованная и практически эффективная бюджетная
деятельность, а точнее бюджетно-финансовая политика любого государства - ежечасная,
ежедневная, целенаправленная жизнеобеспечивающая форма функционирования всех без
исключения органов государства в деле повышения благосостояния общества,
обороноспособности, могущества и экономической основы государства в целом.
Экономическая деятельность государства подчиняется так называемому экономическому
принципу, согласно которому во всех областях этой деятельности должно
существовать и функционировать оптимальное соотношение между достижением
поставленной и реализованной цели затраченными на это средствами. Именно этот
коэффициент деятельности исполнительной власти (ее структур) определяют
основную задачу органов финансового контроля. Одним словом, планирование
экономики, финансовой политики государства и осуществляемый контроль за
достигнутыми результатами - взаимосвязанные, параллельно функционирующие
категории. При этом результаты осуществляемого контроля есть фактическое,
реальное отражение финансово-экономической деятельности государства в широком и
прямом смысле данного понятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|