рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Внешние связи Калининградской области

Объем как иностранных, так и отечественных инвестиций в области остается на низком уровне, причем объем иностранных инвестиций на протяжении второй половины 1990-х годов постоянно сокращался.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»[18] установил общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Кроме того, он содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.

В настоящее время федеральная политика в отношении Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской области как неотъемлемой части Российской Федерации, на развитие интеграционных связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного положения в общеевропейском хозяйственном пространстве. Эти положения нашли отражение в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866[19].

Очевидно, что разногласия России и балтийских стран по Калининградскому вопросу нельзя считать исчерпанными, особенно после вступления последних в ЕС. Невысокий уровень социально-экономического развития региона, состояние экологических проблем области – благоприятная почва для высказывания как территориальных претензий, так и обвинений России (нередко обоснованных) в несостоятельности по управлению анклавом.

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ

2.1. Вопросы обеспечения условий развития внешних связей


Как следует из информации, размещенной на сайте Администрации Калининградской области (#"#_ftn20" name="_ftnref20" title="">[20]

Стремления местных властей вписаться в европейскую схему приграничного и межрегионального сотрудничества находили и находят свое понимание не только у федерального центра, но и у западных партнеров.

Как показала тематика проходящих в последние годы многочисленных конференций и встреч на международном и межрегиональном уровне по вопросам внешнеэкономического сотрудничества региона, роль международных и внешнеэкономических связей области в реализации внешнеполитического курса России весьма значительна. Она вплетена в ткань российской внешней политики, особенно, на балтийском направлении. Совместными и скоординированными действиями здесь претворяют в жизнь стратегическую цель России в Балтийском регионе, заключающуюся во всемерной реализации потенциала добрососедства между нашей страной и государствами Балтии, создании конструктивной модели отношений на принципах поощрения региональной экономической интеграции, двустороннего экономического сотрудничества, неделимости безопасности государств, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Но также очевидно, что экономическая ситуация в регионе должна быть более предсказуемой, более стабильной. Необходимо предпринять шаги для внедрения более эффективной системы защиты интересов инвесторов и собственности. Как и везде по России, здесь требуется обеспечить стабильную и надежную правовую и институциональную базу, должный уровень корпоративного управления, справедливую и эффективную систему применения законодательства (например, гарантировать защиту прав акционеров и инвесторов, надлежащие процедуры банкротства, аудита и бухгалтерского учета), реструктуризацию предприятий и дальнейшее развитие МСП. Необходимо укрепить рыночные институты, например, в финансовом секторе и налоговой системе.

2.2.Общая характеристика внешних связей региона


Несмотря на ряд разногласий в 90-е годы наиболее динамично осуществлялось сотрудничество области с зарубежными партнерами из Литвы и Польши. Так, на Польшу в 1995 г. приходилось 9,8% внешнеторгового оборота предприятий и организаций Калининградской области, 3,5 - экспорта и 18,3% импорта. По доле во внешнеторговом обороте региона она уступала только Литве[21]. ЕС является главным внешнеторговым партнером области. На долю стран-членов ЕС приходится 40% внешнеторгового оборота Калининградской области (данные 2001 года), а если включить страны, недавно вступившие в ЕС, то данный показатель увеличивается до 72%[22].

Для реализации имеющихся российско-литовских и российско-польских договоренностей на калининградском направлении созданы соответствующие механизмы: Российско-польский Совет по сотрудничеству между Калининградской областью и северо-восточными воеводствами Польши, Российско-литовская рабочая группа по вопросам сотрудничества между Калининградской областью и регионами Литвы в составе Российско-литовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, культурному и гуманитарному сотрудничеству. Возможности этих механизмов задействованы в интересах жизнеобеспечения и развития Калининградской области.

Динамично развиваются внешние связи области с регионами Германии, Белоруссии, Швеции, Дании. Хотя, по мнению немецких экспертов, Калининград имеет небольшое значение для немецкой экономики как рынок, но представляет определенный интерес в силу своего выгодного географического положения.[23] Существует мнение, что инвестиции в региональную инфраструктуру предпочтительно осуществлять через фонды развития ЕС и совместные проекты с польским, например, участием.[24]

Устойчивые связи поддерживаются и в области рыбного хозяйства. Через Калининградский порт осуществляется паромное сообщение с Данией. Следует отметить давнее и плодотворное сотрудничество наших учебных заведений, научных центров и общественных организаций.

Почетное Консульство Королевств Дании и Швеции открыто в Калининграде для оформления деловых и частных виз, поиска партнеров и установления контактов в различных видах деятельности: производстве, торговле, обучении и туризме.

Что же касается многосторонней формы сотрудничества Калининградской области, то она претворяется в жизнь в рамках созданного в феврале 1998 г. Еврорегиона «Балтика» и ряда проектов ЕС (см. главу 3). Калининградская область стала первым субъектом РФ, вышедшим на уровень еврорегионального сотрудничества с зарубежными партнерами.

Вместе с тем, возможности этого сотрудничества в целях создания и укрепления атмосферы безопасности и конструктивного торгово-экономического партнерства в Балтийском регионе пока используются недостаточно. Реализация соответствующих согласованных проектов в отношении Калининградской области имеет важное значение в деле жизнеобеспечения и развития этого субъекта Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства важно наладить интенсивный поиск разумных и допускающих нестандартный подход вариантов взаимодействия России и ЕС на данном участке.


ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕС - КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ


Стратегическое партнерство между Россией и Европейским Союзом в отношении Калининградской области является актуальной проблемой в дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны[25]. Еще в октябре 1993 г. на заседании Комитета по международным делам и безопасности Европарламента Калининградская область была названа приоритетным регионом в оказании технической помощи. Уже принято решение о финансировании по программе ТАСИС (TACIS) шести проектов. Сегодня сотрудничество России и ЕС определяется «Стратегией развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)». А со стороны ЕС - «Общей стратегией ЕС в отношении России»[26].

Европейский Союз придает огромное значение Калининградской области, как в геополитическом плане, так и в экономическом, и экологическом аспектах. Европейская комиссия в январе 2001 года опубликовала Доклад «ЕС и Калининградская область». В этом Докладе Комиссия обрисовала различные элементы и варианты сотрудничества с Россией и сопредельными государствами по вопросам регионального развития Калининграда. В этом документе было зафиксировано, что, хотя основная ответственность за развитие Калининграда, безусловно, остается за Россией, ЕС готов оказать содействие экономическому и социальному развитию области в рамках укрепления отношений с Россией - все более важным партнером Европейского союза.

В качестве материала для активизировавшихся дискуссий Европейская комиссия подготовила второй документ, содержащий ее анализ основных проблем и конкретные предложения для дальнейшей работы с российскими властями. Этот документ - «Сотрудничество между Россией и ЕС по Калининграду: 2002 год» нацелен на дальнейшее укрепление сотрудничества между Россией и ЕС по Калининграду.[27]

Работа ЕС в данном направлении продолжается.

Дискуссия между ЕС и России в 2002-2003 году разворачивалась главным образом, вокруг проездных документов российских граждан, проезжающих по территории государств-членов ЕС и наличия соответствующей визы. В результате непростых переговоров 11 ноября 2002 года удалось согласовать Совместное заявление России и Евросоюза о так называемом Калининградском транзите. В нем была зафиксирована договоренность о введении с 1 июля 2003 года  механизма Упрощенного транзитного документа (УТД) и Упрощенного проездного документа на железной дороге (УПД ЖД).

В целях имплементации этой договоренности на практике между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики были заключены соглашения о взаимных поездках граждан (30 декабря 2002 г.) и о порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге (20 июня 2003 г.). Европейский Союз в свою очередь в апреле 2003 г. принял регламенты, учреждающие УТД  и УПД ЖД.

В связи с географическим положением Калининградской области особое значение имеют приграничное сотрудничество и содействие торговле и транзиту. Однако оценки некоторых экспертов относительно перспектив экономического сотрудничества ЕС и России не очень оптимистичны. Ю.А.Борко, например, не ожидает «никаких блестящих прорывов» в российско-европейских связях, предвидит, что они будут развиваться медленно, сталкиваясь с большими трудностями, сопровождаясь время от времени паузами и острыми разногласиями. Еще более суров в своих оценках Х.Тиммерман: соглашения с ЕС не в состоянии существенно стимулировать торговые отношения, они не конституируют самого партнерства как такового[28].

Тем не менее, в настоящее время страны ЕС реализуют совместно с Калининградской областью целый ряд проектов, направленных на расширение межрегионального сотрудничества. Так, в конце 2003 г. в рамках программы Interreg IIIB дан старт международному проекту «Ворота Балтики» (Baltic Gateway), который объединяет 38 партнеров семи стран (Германии, Швеции, Дании, Польши, Латвии, Литвы и России). От российской стороны в состав управляющего комитета проекта вошли заместитель главы администрации Калининградской области Игорь Краснянский и заместитель главы Балтийского городского округа по делам пространственного планирования и внешним связям Виктор Кошелев. Трехгодичный проект исходит из сложившийся ситуации, связанной с расширением Европейского Союза и восстановлением интенсивных экономических связей в регионе Балтийского моря. Текущие и будущие инвестиции в развитие дорожной и железнодорожной инфраструктуры в Южной части Балтийского моря - один из главных приоритетов.

Предполагается, что развитие международных транспортных путей в Калининградской области сформирует некие зоны развития с высокой долей сервисных услуг, ориентированных на удовлетворение требований грузоперевозчиков и туристов, на развитие новых производств, расширение сферы малого и среднего бизнеса, а следовательно - увеличение поступлений в бюджет.

На объединенном заседании транспортного совета Еврокомиссии и министров транспорта ассоциированных государств было рекомендовано сделать анализ потребностей транспортной инфраструктуры стран-кандидатов в ЕС для включения в единую общеевропейскую систему. Оценка потребностей транспортной инфраструктуры уже проводилась в ходе реализации проектов SEBTrans, BALTICOM, TransLogis, финансировавшихся по программе INTERREG IIC.[29]

В частности, проект SEBTrans, главной целью которого был анализ потенциала в использовании транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток и модернизация инфраструктуры и технологий, стал основой проекта SEBTrans-Link - одного из крупнейших международных проектов, направленных на изучение рыночных потребностей, социальных предпосылок и условий устойчивого развития транспортной сети в юго-восточной Балтике.

В Белом Документе по Европейской транспортной политике до 2010 г. Европейская Комиссия обозначила ряд мер по смягчению ограничения развития в транспортном секторе. Среди них четыре имеют фундаментальное значение для будущего Южной части Балтийского моря:

- пересмотр и расширение TEN (трансъевропейской транспортной сети),

- увеличение интенсивности транспортировки груза по железной дороге,

- создание подлинно действенных морских магистралей,

- новое измерение для морской безопасности.

Процветание Южной Балтики как морских ворот региона полностью зависит от следующих требований:

1) Развитие сети мультимодальных транспортных коридоров (земля-море), обеспечивающих в качестве приоритета движение грузового транспорта;

2) Развитие сети вторичных транспортных связей с целью улучшения доступа от коридоров на местные и региональные рынки;

3) Обеспечение высокого уровня взаимодействия между видами транспорта с акцентом на железные дороги и короткие морские перевозки;

4) Развитие инновационных решений в транспортной (грузовой) логистике, особенно в отношении портовых операций.[30]

Судя по существующим концепциям развития транспорта и пространственного развития, проект определит общий стратегический подход к уникальным возможностям экономического роста Южной Балтики, связанных с его особыми социально-экономическими факторами и географическим расположением.

ЕС направил значительную часть своей помощи и на развитие в Калининградской области частного сектора. Поддержка, в частности, оказывается по следующим приоритетным направлениям[31]:

Региональное экономическое развитие. Более 10 млн. евро выделено на развитие свободной экономической зоны/специальной экономической зоны; укрепление позиций Областного агентства развития, выработку стратегии экономического развития области; развитие торговли и инвестиций; транспорт.

Реструктуризация предприятий. Около 3 млн. евро выделено на создание Центра поддержки предприятий и укрепление местного Агентства развития МСП. Особое внимание уделено рыбной промышленности.

Развитие людских ресурсов в частном секторе. Учреждение кафедры менеджмента на экономическом факультете Калининградского государственного университета (1,3 млн. евро).

Развитие инновационных МСП. Содействие местному центру поддержки МСП в Калининграде в установлении связей с остальными центрами Балтийского региона, в подготовке местного персонала в области управления инновационными процессами и развитии финансовых схем для поддержки коммерциализации инноваций. Этот содействие составляет часть проекта с бюджетом в 1,8 млн. евро для северо-запада России.

Энергетика. Более 3 млн. евро выделено на содействие областным и местным производителям тепла и электроэнергии с целью помочь им приспособиться к современным рыночным условиям за счет более эффективного распределения энергии, реструктуризации и адаптации тарифов, а также на ряд инициатив в области энергосбережения.

Сельское хозяйство. Обучение студентов, изучающих сельское хозяйство, практическим аспектам производства, переработки и распределения продуктов питания, включая содействие экспериментальной ферме в дер. Славянское (1,5 млн. евро).

За все время сотрудничества с Россией Европейский союз выделил по программам ТАСИС для Калининградской области более 40 млн. евро.[32]

Результаты этой финансовой помощи, направленной на различные значимые проекты, позволяют надеяться, что и новые проекты, которые будет финансировать Еврокомиссия, помогут особому российскому региону чувствовать себя в окружении стран-членов ЕС комфортно и уверенно.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог нашему анализу внешних связей Калининградской области, есть все основания утверждать, что влияние геополитической ситуации в Балтийском регионе будет и далее возрастать. В этой связи Калининград превращается в один из региональных центров внешней политики России на Балтике и, в значительной степени, проводником российских интересов в Европе, особенно в условиях расширения НАТО и ЕС.

Законодательная и нормативная база для ведения международной и внешнеполитической деятельности субъектов Российской Федерации определена Конституцией РФ (ст. 72), Законами РФ и Указами Президента РФ, Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2010 года, Законами Калининградской области, Договором о разграничениями предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Калининградской области, международными договорами и соглашениями, определяющими рамки межрегионального сотрудничества российских регионов с зарубежными партнерами.

Учитывая то обстоятельство, что Калининградская область является фактически «форпостом» России в ЕС, «фасадом» российской экономики на Западе, полагаем, что для российской стороны крайне важно сохранить и развивать потенциал межрегионального и приграничного сотрудничества области с зарубежными партнерами и не допускать негативных последствий для ее жизнеобеспечения в связи с расширением ЕС до ее границ.

Представляется также, что Калининградская область сможет существовать далее только в условиях оптимального взаимодействия интересов региона, России в целом и зарубежных партнеров, оптимального сочетания самостоятельности области с сохранением ее в политическом и экономическом пространстве РФ, разумного баланса между государственным регулированием регионального развития и свободной самоорганизацией общества.

Несмотря на то, что Калининградская область сегодня стала непременным участником практически всех региональных процессов, представляя в них интересы России, общая социально-экономическая ситуация в регионе и динамика развития внешних связей остается на неудовлетворительном уровне.

Важно сделать все возможное, чтобы сохранить и развить потенциал не только двусторонних межгосударственных отношений, но и еврорегионального процесса, а также исключить возможность того, чтобы блоковые интересы на Балтике привели к искусственному созданию ситуаций, ставящих под сомнение позитивный процесс межрегионального и приграничного сотрудничества.













 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Конституция РФ. – СПб., 2002.

2.     Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, (часть I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038.

3.     Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». // Собрание законодательства  Российской Федерации, 1999. - N 2. - Ст.  231.

4.     Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)

5.     Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» / Институт общественных проблем. Варшава. 2003. //#"_Toc103838962">Приложение 1

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

 


[1] Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. / Под ред. Вардомского Л.Б. и В.А. Миронова. Москва: Эпикон, 1999; Кузнецов И.И. «Балтийский коридор» и экономика России. М.: МГИМО МИД РФ, 1998; «Kaliningrad Region SEZ: Pros and Contras», East-West Institute, 1999 и др.

[2] Melvin N. Regional Foreign Policies in the Russian Federation. London: RIIA, 1995; Russia’s Future: Consolidation or Disintegration? / Ed. By D. Blum. Boulder, Co.: Westview, 1994.

[3] Kaliningrad: The European Amber Region./ P. Joenniemi, J. Prawitz. Aldershot: Ashgate, 1998; Joenniemi P. Kaliningrad as a Discursive Battle-field. Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 15, 1999); Joenniemi P. Bridging the Iron Curtain? Cooperation Around the Baltic Rim. Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 22, 1999); Fairlie L. D. Will the EU Use Northern Dimension to Solve Its Kaliningrad Dilemma? Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 21, 1999).

[4] Кузнецов А. Расширение ЕС и Калининградская область. //МЭиМО. - 2001. - № 2. - С.104 -109; Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» / Институт общественных проблем. Варшава. 2003. //#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: Сб. документов / Министерство иностранных дел СССР. Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). М.: Политиздат, 1984. С. 457.

[6] См. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)

[7] Из материалов исследовательского отчета, подготовленного в рамках проекта ТАСИС // Морская индустрия. – 2002. - № 3.

[8] Содействие преобразованию Калининградской области в пилотный регион сотрудничества России и Европейского Союза. Калининград: Институт Восток-Запад, 2003. С.16.

[9] Кузнецов А. Расширение ЕС и Калининградская область. //МЭиМО. - 2001. - № 2. - С.104 -109.

[10] См.: Нам тоже праздновать? // Янтарный край. 1993. 3 декабря.

[11] См.: Костомаров В. Очередная атака против калининградцев // Янтарный край. 1993. 25 декабря.

[12] См.: Хихля А. Интернационализм, да не тот... // Калининградская правда. 1994. 11 ноября.

[13] Лашкевич Н. Бжезинский учит литовцев уважать Россию // Известия. 1995. 4 мая. No. 81.

[14] Иванов В., Свобода слова в Калининградской области на примере местных средств массовой информации. //Калининградская область - Обзор фактов, событий, мнений. 2002. №5, Центр научных исследований им. В. Кентшиньского, Ольштын 2002, С. 9-17.

[15] Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» / Институт общественных проблем. Варшава. 2003. //#"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] См.: Свободные зоны: иллюзии и реальность // Экономика и жизнь. 1991. Январь. No. 2; Хочу в зону! // Московские новости. 1991. 16 июня. No. 24.

[17] Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, (часть I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038.

[18] Собрание законодательства  Российской Федерации, 1999. - N 2. - Ст.  231.

[19] Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)

[20] Пай-Горский  В. Калининград и Европейская интеграция. // Морская индустрия. – 1998. - № 3.

[21] См.: Янтарный остров России. Калининград: Калининградский областной комитет государственной статистики, 1996.

[22] Содействие преобразованию Калининградской области в пилотный регион сотрудничества России и Европейского Союза. Калининград: Институт Восток-Запад, 2003. С.28.

[23] См.: Bingen D. Das Gebiet Kaliningrad (Koenigsberg): Bestandsaufnahme und Perspektiven. Deutche Ansichten / Summary in English. 2 Bd. Koeln: BIOst, 1993. P. 46.

[24] Bingen D. Ibid. Bd. 1. Summary in English. P. 48.

[25] Термин стратегическое партнерство появляется после вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией (до этого употреблялось понятие существенного партнерства), однако как устойчивое понятие оно появляется только после принятия сторонами взаимных стратегий. (см: Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. - 2000. - # 1. - С. 41-49 или программную статью министра иностранных дел России Игоря Иванова: Иванов И. Россия и Европа на рубеже столетий // Там же. - 2000. - # 2. - С. 25-29.

[26] «Common Strategy of the European Union on Russia».

[27] Партнерство России и ЕС по Калининградской области / MEMO/02/160 - Москва, 12 июля 2002 // //#"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] Цит. по: Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским союзом // Автореферат дисс.. кандидата экономических наук.- М., 1998.

[29] Кошелев В.Н. Ворота Балтики открывают путь к возрождению Ганзейских традиций. // Морская индустрия. – 2004. - № 1.

[30] Там же.

[31] Партнерство России и ЕС по Калининградской области //MEMO/02/160 - Москва, 12 июля 2002 //#"#_ftnref32" name="_ftn32" title="">[32] http://saint-petersburg.ru/show/20848/.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.