Объем как
иностранных, так и отечественных инвестиций в области остается на низком
уровне, причем объем иностранных инвестиций на протяжении второй половины
1990-х годов постоянно сокращался.
Федеральный закон
от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации»[18]
установил общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации. Кроме того, он содержит правовые гарантии
обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при
установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.
В настоящее время
федеральная политика в отношении Калининградской области ориентирована на
обеспечение статуса Калининградской области как неотъемлемой части Российской
Федерации, на развитие интеграционных связей с другими регионами России,
использование преимуществ анклавного положения в общеевропейском хозяйственном
пространстве. Эти положения нашли отражение в Федеральной целевой программе
развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866[19].
Очевидно, что разногласия
России и балтийских стран по Калининградскому вопросу нельзя считать
исчерпанными, особенно после вступления последних в ЕС. Невысокий уровень
социально-экономического развития региона, состояние экологических проблем
области – благоприятная почва для высказывания как территориальных претензий,
так и обвинений России (нередко обоснованных) в несостоятельности по управлению
анклавом.
Как
следует из информации, размещенной на сайте Администрации Калининградской
области (#"#_ftn20"
name="_ftnref20" title="">[20]
Стремления
местных властей вписаться в европейскую схему приграничного и межрегионального
сотрудничества находили и находят свое понимание не только у федерального
центра, но и у западных партнеров.
Как показала
тематика проходящих в последние годы многочисленных конференций и встреч на международном
и межрегиональном уровне по вопросам внешнеэкономического сотрудничества
региона, роль международных и внешнеэкономических связей области в реализации
внешнеполитического курса России весьма значительна. Она вплетена в ткань
российской внешней политики, особенно, на балтийском направлении. Совместными и
скоординированными действиями здесь претворяют в жизнь стратегическую цель России
в Балтийском регионе, заключающуюся во всемерной реализации потенциала добрососедства
между нашей страной и государствами Балтии, создании конструктивной модели
отношений на принципах поощрения региональной экономической интеграции, двустороннего
экономического сотрудничества, неделимости безопасности государств, уважения
прав человека и национальных меньшинств.
Но также очевидно,
что экономическая ситуация в регионе должна быть более предсказуемой, более
стабильной. Необходимо предпринять шаги для внедрения более эффективной системы
защиты интересов инвесторов и собственности. Как и везде по России, здесь
требуется обеспечить стабильную и надежную правовую и институциональную базу,
должный уровень корпоративного управления, справедливую и эффективную систему
применения законодательства (например, гарантировать защиту прав акционеров и
инвесторов, надлежащие процедуры банкротства, аудита и бухгалтерского учета),
реструктуризацию предприятий и дальнейшее развитие МСП. Необходимо укрепить
рыночные институты, например, в финансовом секторе и налоговой системе.
Несмотря на ряд
разногласий в 90-е годы наиболее динамично осуществлялось сотрудничество
области с зарубежными партнерами из Литвы и Польши. Так, на Польшу в 1995 г.
приходилось 9,8% внешнеторгового оборота предприятий и организаций Калининградской
области, 3,5 - экспорта и 18,3% импорта. По доле во внешнеторговом обороте региона
она уступала только Литве[21].
ЕС является главным внешнеторговым партнером области. На долю стран-членов ЕС
приходится 40% внешнеторгового оборота Калининградской области (данные 2001
года), а если включить страны, недавно вступившие в ЕС, то данный показатель
увеличивается до 72%[22].
Для реализации
имеющихся российско-литовских и российско-польских договоренностей на
калининградском направлении созданы соответствующие механизмы: Российско-польский
Совет по сотрудничеству между Калининградской областью и северо-восточными
воеводствами Польши, Российско-литовская рабочая группа по вопросам сотрудничества
между Калининградской областью и регионами Литвы в составе Российско-литовской
межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому,
культурному и гуманитарному сотрудничеству. Возможности этих механизмов
задействованы в интересах жизнеобеспечения и развития Калининградской области.
Динамично
развиваются внешние связи области с регионами Германии, Белоруссии, Швеции,
Дании. Хотя, по мнению немецких экспертов, Калининград имеет небольшое значение
для немецкой экономики как рынок, но представляет определенный интерес в силу
своего выгодного географического положения.[23]
Существует мнение, что инвестиции в региональную инфраструктуру предпочтительно
осуществлять через фонды развития ЕС и совместные проекты с польским, например,
участием.[24]
Устойчивые связи
поддерживаются и в области рыбного хозяйства. Через Калининградский порт
осуществляется паромное сообщение с Данией. Следует отметить давнее и
плодотворное сотрудничество наших учебных заведений, научных центров и общественных
организаций.
Почетное
Консульство Королевств Дании и Швеции открыто в Калининграде для оформления
деловых и частных виз, поиска партнеров и установления контактов в различных
видах деятельности: производстве, торговле, обучении и туризме.
Что же касается
многосторонней формы сотрудничества Калининградской области, то она
претворяется в жизнь в рамках созданного в феврале 1998 г. Еврорегиона
«Балтика» и ряда проектов ЕС (см. главу 3). Калининградская область стала первым
субъектом РФ, вышедшим на уровень еврорегионального сотрудничества с
зарубежными партнерами.
Вместе с тем, возможности
этого сотрудничества в целях создания и укрепления атмосферы безопасности и
конструктивного торгово-экономического партнерства в Балтийском регионе пока
используются недостаточно. Реализация соответствующих согласованных проектов в
отношении Калининградской области имеет важное значение в деле жизнеобеспечения
и развития этого субъекта Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства
важно наладить интенсивный поиск разумных и допускающих нестандартный подход
вариантов взаимодействия России и ЕС на данном участке.
Стратегическое
партнерство между Россией и Европейским Союзом в отношении Калининградской
области является актуальной проблемой в дискуссии о приоритетах и перспективах
российской внешней политики и направлениях экономического развития страны[25]. Еще в октябре 1993 г. на
заседании Комитета по международным делам и безопасности Европарламента
Калининградская область была названа приоритетным регионом в оказании
технической помощи. Уже принято решение о финансировании по программе ТАСИС
(TACIS) шести проектов. Сегодня сотрудничество России
и ЕС определяется «Стратегией развития отношений Российской Федерации и
Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)». А со стороны ЕС
- «Общей стратегией ЕС в отношении России»[26].
Европейский
Союз придает огромное значение Калининградской области, как в геополитическом
плане, так и в экономическом, и экологическом аспектах. Европейская комиссия в
январе 2001 года опубликовала Доклад «ЕС и Калининградская область». В этом
Докладе Комиссия обрисовала различные элементы и варианты сотрудничества с
Россией и сопредельными государствами по вопросам регионального развития Калининграда.
В этом документе было зафиксировано, что, хотя основная ответственность за
развитие Калининграда, безусловно, остается за Россией, ЕС готов оказать
содействие экономическому и социальному развитию области в рамках укрепления
отношений с Россией - все более важным партнером Европейского союза.
В
качестве материала для активизировавшихся дискуссий Европейская комиссия
подготовила второй документ, содержащий ее анализ основных проблем и конкретные
предложения для дальнейшей работы с российскими властями. Этот документ -
«Сотрудничество между Россией и ЕС по Калининграду: 2002 год» нацелен на
дальнейшее укрепление сотрудничества между Россией и ЕС по Калининграду.[27]
Работа
ЕС в данном направлении продолжается.
Дискуссия
между ЕС и России в 2002-2003 году разворачивалась главным образом, вокруг
проездных документов российских граждан, проезжающих по территории государств-членов
ЕС и наличия соответствующей визы. В результате непростых переговоров 11 ноября
2002 года удалось согласовать Совместное заявление России и Евросоюза о так
называемом Калининградском транзите. В нем была зафиксирована договоренность о
введении с 1 июля 2003 года механизма Упрощенного транзитного документа (УТД)
и Упрощенного проездного документа на железной дороге (УПД ЖД).
В
целях имплементации этой договоренности на практике между Правительством
Российской Федерации и Правительством Литовской Республики были заключены соглашения
о взаимных поездках граждан (30 декабря 2002 г.) и о порядке выдачи упрощенного
проездного документа на железной дороге (20 июня 2003 г.). Европейский Союз в
свою очередь в апреле 2003 г. принял регламенты, учреждающие УТД и УПД ЖД.
В
связи с географическим положением Калининградской области особое значение имеют
приграничное сотрудничество и содействие торговле и транзиту. Однако оценки
некоторых экспертов относительно перспектив экономического сотрудничества ЕС и
России не очень оптимистичны. Ю.А.Борко, например, не ожидает «никаких
блестящих прорывов» в российско-европейских связях, предвидит, что они будут
развиваться медленно, сталкиваясь с большими трудностями, сопровождаясь время
от времени паузами и острыми разногласиями. Еще более суров в своих оценках
Х.Тиммерман: соглашения с ЕС не в состоянии существенно стимулировать торговые
отношения, они не конституируют самого партнерства как такового[28].
Тем
не менее, в настоящее время страны ЕС реализуют совместно с Калининградской
областью целый ряд проектов, направленных на расширение межрегионального
сотрудничества.
Так, в конце 2003 г. в рамках программы Interreg IIIB дан старт международному
проекту «Ворота Балтики» (Baltic Gateway), который объединяет 38 партнеров семи
стран (Германии, Швеции, Дании, Польши, Латвии, Литвы и России). От российской
стороны в состав управляющего комитета проекта вошли заместитель главы
администрации Калининградской области Игорь Краснянский и заместитель главы
Балтийского городского округа по делам пространственного планирования и внешним
связям Виктор Кошелев. Трехгодичный проект исходит из сложившийся ситуации,
связанной с расширением Европейского Союза и восстановлением интенсивных
экономических связей в регионе Балтийского моря. Текущие и будущие инвестиции в
развитие дорожной и железнодорожной инфраструктуры в Южной части Балтийского
моря - один из главных приоритетов.
Предполагается,
что развитие международных транспортных путей в Калининградской области
сформирует некие зоны развития с высокой долей сервисных услуг, ориентированных
на удовлетворение требований грузоперевозчиков и туристов, на развитие новых
производств, расширение сферы малого и среднего бизнеса, а следовательно - увеличение
поступлений в бюджет.
На объединенном
заседании транспортного совета Еврокомиссии и министров транспорта
ассоциированных государств было рекомендовано сделать анализ потребностей
транспортной инфраструктуры стран-кандидатов в ЕС для включения в единую общеевропейскую
систему. Оценка потребностей транспортной инфраструктуры уже проводилась в ходе
реализации проектов SEBTrans, BALTICOM, TransLogis, финансировавшихся по
программе INTERREG IIC.[29]
В частности, проект
SEBTrans, главной целью которого был анализ потенциала в использовании транспортных
коридоров Север-Юг и Запад-Восток и модернизация инфраструктуры и технологий,
стал основой проекта SEBTrans-Link - одного из крупнейших международных
проектов, направленных на изучение рыночных потребностей, социальных
предпосылок и условий устойчивого развития транспортной сети в юго-восточной
Балтике.
В Белом Документе
по Европейской транспортной политике до 2010 г. Европейская Комиссия обозначила
ряд мер по смягчению ограничения развития в транспортном секторе. Среди них
четыре имеют фундаментальное значение для будущего Южной части Балтийского
моря:
- пересмотр и
расширение TEN (трансъевропейской транспортной сети),
- увеличение
интенсивности транспортировки груза по железной дороге,
- создание
подлинно действенных морских магистралей,
- новое измерение
для морской безопасности.
Процветание Южной
Балтики как морских ворот региона полностью зависит от следующих требований:
1) Развитие сети
мультимодальных транспортных коридоров (земля-море), обеспечивающих в качестве
приоритета движение грузового транспорта;
2) Развитие сети
вторичных транспортных связей с целью улучшения доступа от коридоров на местные
и региональные рынки;
3) Обеспечение
высокого уровня взаимодействия между видами транспорта с акцентом на железные
дороги и короткие морские перевозки;
4) Развитие
инновационных решений в транспортной (грузовой) логистике, особенно в отношении
портовых операций.[30]
Судя
по существующим концепциям развития транспорта и пространственного развития,
проект определит общий стратегический подход к уникальным возможностям экономического
роста Южной Балтики, связанных с его особыми социально-экономическими факторами
и географическим расположением.
ЕС
направил значительную часть своей помощи и на развитие в Калининградской
области частного сектора. Поддержка, в частности, оказывается по следующим
приоритетным направлениям[31]:
Региональное экономическое развитие. Более 10 млн. евро
выделено на развитие свободной экономической зоны/специальной экономической
зоны; укрепление позиций Областного агентства развития, выработку стратегии
экономического развития области; развитие торговли и инвестиций; транспорт.
Реструктуризация предприятий. Около 3 млн. евро
выделено на создание Центра поддержки предприятий и укрепление местного
Агентства развития МСП. Особое внимание уделено рыбной промышленности.
Развитие людских ресурсов в частном секторе. Учреждение
кафедры менеджмента на экономическом факультете Калининградского
государственного университета (1,3 млн. евро).
Развитие инновационных МСП. Содействие местному
центру поддержки МСП в Калининграде в установлении связей с остальными центрами
Балтийского региона, в подготовке местного персонала в области управления
инновационными процессами и развитии финансовых схем для поддержки
коммерциализации инноваций. Этот содействие составляет часть проекта с бюджетом
в 1,8 млн. евро для северо-запада России.
Энергетика. Более 3 млн. евро выделено на содействие
областным и местным производителям тепла и электроэнергии с целью помочь им
приспособиться к современным рыночным условиям за счет более эффективного
распределения энергии, реструктуризации и адаптации тарифов, а также на ряд
инициатив в области энергосбережения.
Сельское хозяйство. Обучение студентов, изучающих сельское
хозяйство, практическим аспектам производства, переработки и распределения
продуктов питания, включая содействие экспериментальной ферме в дер. Славянское
(1,5 млн. евро).
За
все время сотрудничества с Россией Европейский союз выделил по программам ТАСИС
для Калининградской области более 40 млн. евро.[32]
Результаты
этой финансовой помощи, направленной на различные значимые проекты, позволяют
надеяться, что и новые проекты, которые будет финансировать Еврокомиссия,
помогут особому российскому региону чувствовать себя в окружении стран-членов
ЕС комфортно и уверенно.
Подводя итог нашему
анализу внешних связей Калининградской области, есть все основания утверждать,
что влияние геополитической ситуации в Балтийском регионе будет и далее
возрастать. В этой связи Калининград превращается в один из региональных центров
внешней политики России на Балтике и, в значительной степени, проводником российских
интересов в Европе, особенно в условиях расширения НАТО и ЕС.
Законодательная и
нормативная база для ведения международной и внешнеполитической деятельности
субъектов Российской Федерации определена Конституцией РФ (ст. 72), Законами РФ
и Указами Президента РФ, Федеральной целевой программой развития Калининградской
области на период до 2010 года, Законами Калининградской области, Договором о
разграничениями предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти Калининградской области, международными
договорами и соглашениями, определяющими рамки межрегионального сотрудничества
российских регионов с зарубежными партнерами.
Учитывая то обстоятельство,
что Калининградская область является фактически «форпостом» России в ЕС,
«фасадом» российской экономики на Западе, полагаем, что для российской стороны крайне
важно сохранить и развивать потенциал межрегионального и приграничного
сотрудничества области с зарубежными партнерами и не допускать негативных
последствий для ее жизнеобеспечения в связи с расширением ЕС до ее границ.
Представляется
также, что Калининградская область сможет существовать далее только в условиях
оптимального взаимодействия интересов региона, России в целом и зарубежных
партнеров, оптимального сочетания самостоятельности области с сохранением ее в
политическом и экономическом пространстве РФ, разумного баланса между государственным
регулированием регионального развития и свободной самоорганизацией общества.
Несмотря на то,
что Калининградская область сегодня стала непременным участником практически
всех региональных процессов, представляя в них интересы России, общая
социально-экономическая ситуация в регионе и динамика развития внешних связей
остается на неудовлетворительном уровне.
Важно сделать все
возможное, чтобы сохранить и развить потенциал не только двусторонних
межгосударственных отношений, но и еврорегионального процесса, а также исключить
возможность того, чтобы блоковые интересы на Балтике привели к искусственному
созданию ситуаций, ставящих под сомнение позитивный процесс межрегионального и
приграничного сотрудничества.
1. Конституция РФ. – СПб., 2002.
2. Федеральный закон «Об Особой
экономической зоне в Калининградской области». // Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53
(часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, (часть I), ст. 5132; 2003, N
50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038.
3. Федеральный закон от 4 января
1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999. - N 2. - Ст. 231.
4. Постановление Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 «О Федеральной целевой
программе развития Калининградской области на период до 2010 года». // Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6
июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)
5. Бернат Я., Катажина Г., Вокач
М. Калининградская область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта
«Последствия расширения Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет
стран-кандидатов» / Институт общественных проблем. Варшава. 2003.
//#"_Toc103838962">Приложение 1
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
[1] Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. / Под ред.
Вардомского Л.Б. и В.А. Миронова. Москва: Эпикон, 1999; Кузнецов И.И.
«Балтийский коридор» и экономика России. М.: МГИМО МИД РФ,
1998; «Kaliningrad Region SEZ: Pros and Contras», East-West Institute, 1999 и др.
[2] Melvin N.
Regional Foreign Policies in the Russian Federation. London: RIIA, 1995;
Russia’s Future: Consolidation or Disintegration? / Ed. By D. Blum. Boulder, Co.: Westview, 1994.
[3] Kaliningrad:
The European Amber Region./ P. Joenniemi, J. Prawitz. Aldershot: Ashgate, 1998;
Joenniemi P. Kaliningrad as a Discursive Battle-field. Copenhagen: COPRI, 1999
(Working Paper no. 15, 1999); Joenniemi P. Bridging the Iron Curtain? Cooperation
Around the Baltic Rim. Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 22, 1999);
Fairlie L. D. Will the EU Use Northern Dimension to Solve Its Kaliningrad
Dilemma? Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 21, 1999).
[4] Кузнецов А. Расширение ЕС и Калининградская область. //МЭиМО. - 2001.
- № 2. - С.104 -109; Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская область и
расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения Европейского
Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» / Институт
общественных проблем. Варшава. 2003. //#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Советский Союз на международных конференциях периода Великой
Отечественной войны, 1941-1945 гг.: Сб. документов / Министерство иностранных
дел СССР. Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных
держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). М.:
Политиздат, 1984. С. 457.
[6] См. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001
г. № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на
период до 2010 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001,
№ 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)
[7] Из материалов исследовательского отчета, подготовленного в рамках
проекта ТАСИС // Морская индустрия. – 2002. - № 3.
[8] Содействие преобразованию Калининградской области в пилотный регион
сотрудничества России и Европейского Союза. Калининград: Институт Восток-Запад,
2003. С.16.
[9] Кузнецов
А. Расширение ЕС и Калининградская область. //МЭиМО. - 2001. - № 2. - С.104
-109.
[10] См.: Нам
тоже праздновать? // Янтарный край. 1993. 3 декабря.
[11] См.:
Костомаров В. Очередная атака против калининградцев // Янтарный край. 1993. 25
декабря.
[12] См.:
Хихля А. Интернационализм, да не тот... // Калининградская правда. 1994. 11
ноября.
[13] Лашкевич
Н. Бжезинский учит литовцев уважать Россию // Известия. 1995. 4 мая. No. 81.
[14] Иванов В., Свобода слова в Калининградской области
на примере местных средств массовой информации. //Калининградская область -
Обзор фактов, событий, мнений. 2002. №5, Центр научных исследований им. В.
Кентшиньского, Ольштын 2002, С. 9-17.
[15] Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская
область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения
Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» /
Институт общественных проблем. Варшава. 2003. //#"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] См.: Свободные зоны: иллюзии и реальность // Экономика и жизнь. 1991.
Январь. No. 2; Хочу в зону! // Московские новости. 1991. 16 июня. No. 24.
[17] Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224;
2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N
52, (часть I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038.
[18] Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999. - N 2. - Ст. 231.
[19] Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с
изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)
[20] Пай-Горский В. Калининград и Европейская интеграция. // Морская
индустрия. – 1998. - № 3.
[21] См.: Янтарный остров России. Калининград: Калининградский областной
комитет государственной статистики, 1996.
[22] Содействие
преобразованию Калининградской области в пилотный регион сотрудничества России
и Европейского Союза. Калининград: Институт Восток-Запад, 2003. С.28.
[23] См.: Bingen D. Das Gebiet Kaliningrad
(Koenigsberg): Bestandsaufnahme und Perspektiven. Deutche
Ansichten / Summary in English. 2 Bd. Koeln: BIOst, 1993. P. 46.
[24] Bingen D. Ibid. Bd. 1.
Summary in English. P. 48.
[25] Термин стратегическое партнерство
появляется после вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве
между ЕС и Россией (до этого употреблялось понятие существенного
партнерства), однако как устойчивое понятие оно появляется только после
принятия сторонами взаимных стратегий. (см: Лихачев В.Н. Россия и Европейский
Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. - 2000. - # 1. - С.
41-49 или программную статью министра иностранных дел России Игоря Иванова:
Иванов И. Россия и Европа на рубеже столетий // Там же. - 2000. - # 2. - С.
25-29.
[26] «Common
Strategy of the European Union on Russia».
[27] Партнерство России и ЕС по Калининградской области / MEMO/02/160 -
Москва, 12 июля 2002 // //#"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] Цит. по: Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения
России с Европейским союзом // Автореферат дисс.. кандидата экономических
наук.- М., 1998.
[29] Кошелев В.Н. Ворота Балтики открывают путь к возрождению Ганзейских
традиций. // Морская индустрия. – 2004. - № 1.
[30] Там же.
[31] Партнерство России и ЕС по Калининградской области
//MEMO/02/160 - Москва, 12 июля 2002
//#"#_ftnref32"
name="_ftn32" title="">[32] http://saint-petersburg.ru/show/20848/.
Страницы: 1, 2
|