|
|
Воздушный транспорт также находиться на использовании только при очень сильной необходимости. Это не удивительно, ведь издержки железнодорожного транспорта и, к примеру, автомобильного намного ниже авиационных. Теперь стоит проанализировать состояние парков транспортных средств и оборудования по отдельным категориям. Данные показатели приведены в таблице 5. Таблица 5 Наличие транспортных средств (тыс. шт.)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузовые транспортные средства: |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рабочий парк железнодорожных вагонов |
427 |
464 |
476 |
498 |
498 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
грузовые автомобили (включая икапы и легковые фургоны) – всего |
4083 |
4122 |
4218 |
4331 |
4363 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
транспорт общего пользования |
152 |
130 |
112 |
90 |
72 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в собственности граждан |
1410 |
1548 |
1678 |
1888 |
1966 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
морские грузовые транспортные суда общего пользования (без грузопассажирских), шт. |
235 |
221 |
207 |
190 |
197 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
речные грузовые суда общего пользования |
9,4 |
9,1 |
8,6 |
8 |
… |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пассажирские транспортные средства: |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
автобусы общего пользования |
112 |
109 |
107 |
101 |
93 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
легковые автомобили – всего |
19624 |
20247 |
21152 |
22342 |
23271 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- в собственности граждан |
18520 |
19061 |
19971 |
21088 |
22046 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
трамвайные вагоны |
12,3 |
12,1 |
11,8 |
11,3 |
10,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
троллейбусы |
12,2 |
12,2 |
12,1 |
11,9 |
11,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вагоны метро |
5,8 |
5,8 |
5,8 |
5,9 |
5,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
морские пассажирские и грузопассажирские транспортные суда общего пользования, шт. |
12 |
12 |
11 |
8 |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
речные пассажирские и грузопассажирские суда общего пользования |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
… |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
гражданские воздушные суда |
7,3 |
6,5 |
6,1 |
5,9 |
5,8 |
Доминирующую позицию в транспортном парке занимают грузовые и легковые автомобили, находящиеся как в собственности организаций, так и граждан. Данные таблицы свидетельствуют о всеобщей автомобилизации страны, а особенно повышение числа легковых авто, находящихся в собственности физических лиц. Это можно отменить как положительный признак роста, как экономики нашей страны, так и повышения доходов наших граждан и уровня их благосостояния. Так же положительная тенденция развития парка транспортных средств наблюдается и на железной дороге. По сравнению с 1999 г. число вагонов и локомотивов увеличилось на 71 тыс. шт. Что касается остальных видов транспорта, то здесь ситуация менее благополучная. Большинство транспортных средств, таких как трамваи, троллейбусы, автобусы и вагоны метро эксплуатируются еще со времен СССР. На лицо конечно сильный моральный и физический износ транспортных средств. Их ресурс практически выработан, и многие машины просто списываются, в отличии от железнодорожных локомотивов, морских судов и самолетов, чей ресурс использования может превышать 20-25 лет.
В 2003 г. инвентарный парк тепловозов железнодорожного транспорта общего пользования сократился по сравнению с 2002 г. на 1,3%, электровозов – на 0,9%, пассажирских вагонов увеличился на 0,8%, электровагонов - на 1,3%.
По данным ГИБДД МВД России, на конец 2003 г. в стране общее наличие зарегистрированных грузовых автомобилей, включая специальные автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозки грузов, составило 4668,7 тыс. шт.; общее наличие легковых автомобилей, включая пикапы, легковые фургоны (грузопассажирские) и специальные легковые автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозки пассажиров, составило 23383,1 тыс. шт.
К началу 2004 г. морской торговый флот РФ, предназначенный для перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей, насчитывал 3,9 тыс. судов (включая суда смешанного «река-море» плавания) суммарным дедвейтом 8,2 млн. т, речной и озерный флот – 33,5 тыс. судов общей грузоподъемностью 12,5 млн. т.
2. Характеристика железнодорожного транспорта РФ за период 1999-2003 г. г.
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают железнодорожный транспорт универсальным для перевозки всех видов грузов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях и пассажиров в пригородном, местном и дальнем сообщениях. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
В развитии железнодорожного транспорта большое внимание уделялось не только строительству новых дорог, но и технической реконструкции. Россия занимает 3-е место в мире (86 тыс. км) по протяженности железных дорог общего пользования, уступая США и Канаде.
Полностью завершен перевод железных дорог на электровозную и тепловозную тягу. Это позволило значительно повысить вес и скорость подвижного состава, увеличить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.
В России электрифицировано 41 тыс. км железных дорог и переведено на тепловозную тягу более 45 тыс. км, что соответственно составляет 47,6% и 52,4% в эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования. По протяженности электрифицированных магистралей Россия находится на 1-м месте в мире. Увеличилась и доля электрической тяги в общем грузообороте с 62,5% в 1980 г. до 79% в 2000 г. Одновременно продолжалась реконструкция железнодорожных путей — укладка рельсов тяжелых типов, строительство вторых путей. Совершенствовалась система управления движением. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог сосредоточена в европейской части России. Она складывалась под влиянием географического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном морях, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. Современная железнодорожная сеть России тесно связана с железными дорогами новых независимых государств. Эти связи нельзя недооценивать.
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.