рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Хроника внешней политики независимого Казахстана с Королевством Саудовская Аравия

Начало Второй мировой войны помешало полномасштабной разработке нефтяных месторождений Эль-Хасы, однако частично потери доходов Ибн Сауда были возмещены за счет британской, а затем американской помощи. Во время войны Саудовская Аравия сохраняла нейтралитет. В дальнейшем США получили право на строительство военно-воздушной базы в Дахране, в Эль-Хасе, где располагалась штаб-квартира компании АРАМКО, бывшей КАСОК. В конце войны добыча нефти существенно увеличилась, продолжилась ее разведка. Опираясь на значительно возросшие ресурсы, Ибн Сауд вновь обратил свое внимание на часть территории Договорного Омана и Омана. В 1949 начался новый раунд переговоров с Великобританией, но он также оказался безрезультатным. Ибн Сауд скончался в ноябре 1953. Все последующие правители Саудовской Аравии были сыновьями Ибн Сауда.

В полном масштабе изменения, вызванные огромными доходами от экспорта нефти, проявились уже в период правления приемника Ибн Сауда, его второго сына Сауда (р. 1902). Неэффективное управление финансами королевства и непоследовательная внутренняя и внешняя политика привели в 1958 к кризису государственного управления, в результате которого Сауд был вынужден передать всю полноту исполнительной власти своему брату Фейсалу. Фейсал был назначен премьер-министром. При нем был сформирован постоянно действующий кабинет, что явилось важнейшим нововведением в структуре власти. В 1960–1962 Сауд вернул себе непосредственный контроль над правительством, вновь заняв пост премьер-министра. Но уже в октябре 1964 он был смещен членами королевской семьи, решение которого было подтверждено фетвой, декретом Совета улемов. Королем был провозглашен Фейсал. Новый король сохранил за собой пост премьер-министра. Эта практика продолжалась и при его приемниках.[28]

В конце 1940-х – начале 1950-х годов несколько улучшились отношения Саудовской Аравии с ее арабскими соседями, что явилось следствием создания государства Израиль и ростом враждебности к нему со стороны арабских стран. Решимость президента Египта Гамаля Абдель Насера отстранить от власти любое правительство, стоявшее на пути объединения арабских стран, сделало Саудовскую Аравию после 1960 основным объектом нападок с его стороны. Начиная с 1962 в течение пяти лет Саудовская Аравия оказывала помощь свергнутому имаму Северного Йемена, тогда как Египет направил туда войска и оказывал помощь республиканцам. И хотя угроза со стороны Абдель Насера уменьшилась после вывода египетских войск из Южного Йемена в 1967, как следствие поражения Египта в арабо-израильской войне, Саудовская Аравия столкнулась с другой проблемой, революционным режимом в Народной Республике Южный Йемен. Отношения Саудовской Аравии с Египтом улучшились после того, как Фейсал начал оказывать ему помощь, чтобы компенсировать потери, вызванные закрытием Суэцкого канала. Отношения с Ираком, которые всегда были напряженными, практически прервались после провозглашения здесь республики в 1958. Отношения с Сирией также ухудшились после прихода к власти в марте 1963 радикальной Партии арабского социалистического возрождения (Баас). Симпатии, которые Фейсал мог бы испытывать к королю Иордании Хусейну как своему коллеге-монарху, а также противнику всяких революций, марксизма и республиканских настроений, были омрачены традиционным соперничеством между Саудидами и Хашимитами. Тем не менее в августе 1965 был разрешен 40-летний спор между Саудовской Аравией и Иорданией по поводу границы: Саудовская Аравия признала претензии Иордании на портовый город Акаба. На Аравийском п-ове Фейсал столкнулся с угрозой со стороны подрывных организаций, которые поддерживала Народная Демократическая Республика Йемен (бывш. Южный Йемен). Проблемы Саудовской Аравии обострились после прекращения британского протектората над княжествами Персидского залива в 1971. Прежде чем покинуть этот район, британское правительство пыталось убедить местных правителей объединиться в федерацию и достигнуть соглашения с Саудовской Аравией по вопросу об общей границе.

Договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный между Советским Союзом и Ираком в 1972, усилил опасения Фейсала и подтолкнул его к попыткам объединения соседних стран в антиреволюционную коалицию. Как и правительство Северного Йемена (Йеменской Арабской Республики, ЙАР), где после 1967 к власти пришли умеренные республиканцы, Фейсал оказал поддержку тысячам южных йеменцев, бежавших после 1967 в ЙАР и Саудовскую Аравию. После арабо-израильской войны в октябре 1973 Фейсал стал инициатором арабского нефтяного эмбарго против западных стран, в т.ч. США, с целью заставить их проводить более сбалансированную политику в отношении арабо-израильского конфликта. Арабская солидарность способствовала увеличению цен на нефть в четыре раза и росту благосостояния арабских нефтедобывающих государств. 25 марта 1975 король Фейсал был убит одним из своих племянников во время приема. На престол вступил его брат Халед (1913–1982). Из-за слабого здоровья Халеда значительная часть властных полномочий была передана наследному принцу Фахду (р. 1922).

Новое правительство продолжило консервативную политику Фейсала, увеличив расходы на развитие транспорта, промышленности и образования. После 1974 Саудовская Аравия приложила усилия к снижению роста мировых цен на нефть. Саудовское правительство выступило против египетско-израильских мирных соглашений, заключенных в 1978–1979, придерживаясь общей арабской позиции, что они представляют собой сепаратный мир, уничтоживший надежду на комплексное разрешение арабо-израильских противоречий. Саудовская Аравия не смогла остаться в стороне от поднимающейся волны исламского фундаментализма, последовавшей за исламской революцией в Иране в 1978–1979[29]. Напряжение в саудовском обществе открыто проявилось в ноябре 1979, когда вооруженные мусульманские оппозиционеры захватили главную мечеть Мекки. Мечеть была освобождена саудовскими войсками после двухнедельных боев, в которых погибли более 200 человек. Вооруженный мятеж во главе с Джухайманом аль-Отейба представлял собой первое открытое выступление против монархии в стране, начиная с основания третьего саудовского государства в 1932. Беспорядки также имели место среди шиитов, проживающих в восточных районах (Эль-Хаса). В ответ на эти выступления наследный принц Фахд объявил в начале 1980 о планах создания Консультативного совета, который, однако, был сформирован лишь в 1993. В 1982 скончался король Халед, его место занял его брат Фахд. В августе 1990, вскоре после оккупации Ираком соседнего Кувейта, Фахд санкционировал развертывание в Саудовской Аравии значительных военных сил США для защиты страны от возросшей военной угрозы со стороны Ирака. Многонациональным силам в составе Саудовской Аравии, США, и других западных, арабских и мусульманских стран удалось вытеснить иракские войска из Кувейта в начале 1991 и тем самым устранить непосредственную угрозу Саудовской Аравии. После войны в Персидском заливе правительство Саудовской Аравии подверглось мощному давлению со стороны фундаменталистов, требовавших проведения политических реформ, строгого следования положениям шариата, вывода войск западных стран, особенно американских, со священной земли Аравии. Королю Фахду были направлены петиции, призывавшие к расширению полномочий правительства, более широкому участию общественности в политической жизни и большей экономической справедливости. Вслед за этими акциями последовало создание в мае 1993 Комитета по защите законных прав. Однако вскоре правительство запретило эту организацию, а король Фахд потребовал от фундаменталистов прекратить антиправительственную агитацию.

Королевство Саудовская Аравия относится к числу наи­более развитых стран региона с мощным финансовым и эко­номическим потенциалом. Основу экономики страны составляет нефтяная промышленность. Королевство являет­ся крупнейшим экспортером нефти, которая составляет 90% объема его экспорта. В последние годы предпринимаются шаги по диверсификации экономики. Важная роль в этом от­водится частному сектору, который в нефтяной бизнес не до­пускается. Поощряется создание совместных предприятий. В стране, три четверти которой занимает пустыня, реализова­ны крупномасштабные проекты в области сельского хозяйст­ва. Огромные средства были выделены государством на закупку сельскохозяйственной техники и оборудования, на ирригацию, строительство дорог. В результате страна пре­вратилась в крупного экспортера пшеницы и другой сельско­хозяйственной продукции.

Несмотря на определенные экономические трудности, от­части вызванные последствиями войны с Ираком (ущерб со­ставил более 50 млрд. долларов), растущими расходами на вооружение и снижением цен на мировом нефтяном рынке, Саудовская Аравия остается одним из наиболее стабильных и благополучных государств мира с высоким уровнем жизни и огромными финансовыми и инвестиционными возможно­стями. В 1996 году ВВП на душу населения составлял 11 176 долларов, при этом отмечалось его падение на 2%.

Значительно выросшая роль королевства на международ­ной арене в немалой степени обусловлена финансовой по­мощью, оказываемой развивающимся странам (прежде всего членам Организации Исламская Конференция, которым с 1974 по 1991 годы было выделено 28 млрд. долларов). В об­ращении короля Фахда и наследного принца Абдаллы к па­ломникам в 1994 году говорилось: "По воле Аллаха наша страна, обладающая вечной исламской миссией, имеет ог­ромные природные богатства. Плодами этих богатств поль­зуются не только граждане Королевства. Основываясь на исторической ответственности перед другими мусульмански­ми народами, мы осуществляем программу помощи во всех точках мира. ... Общий объем помощи в эти дни достиг около 15% доходов Королевства от продажи нефти."[30] С другой сто­роны, растет авторитет Саудовской Аравии в мусульманском мире как страны, внесшей огромный вклад в сохранение и возрождение главных святынь ислама, последовательно от­стаивающей права палестинского народа, известной актив­ной позицией в деле защиты интересов исламских государств, тесными партнерскими отношениями с США и другими ведущими западными державами. После войны в Персидском заливе Саудовская Аравия, ставшая общепризнанным лидером в мусульманском мире, превратилась в реальный фактор стабильности не только в ближневосточном регионе, но и в исламском мире в целом. Королевство выступает сегодня в качестве важнейшего звена во взаимоотношениях между Западом и исламским миром и выдвинулось на центральное место в выработке новой по­литики арабской консолидации. Все это вместе взятое во многом определяет его важную роль в мировой политиче­ской, экономической и финансовой системе.

Основными принципами внешней политики Саудовской Аравии являются поддержка ислама во всем мире, оказание помощи и поддержки мусульманским государствам в защите их национальных интересов, невмешательство во внутренние дела этих государств.

3. Хроника внешней политики независимого Казахстана с  Королевством Саудовская Аравия


Путь, пройденный казахстанской дипломатией за первое десятилетие независимости отражает такие ключевые события, как принятие Закона о дипломатической службе Республики Казахстан; в основном завершен процесс создания зарубежной инфраструктуры; возрос международный авторитет страны; далеко за ее пределами известны внешнеполитические инициативы Казахстана, прежде всего, касающиеся вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности и стабильности, стимулирования интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств.

5 марта 1991 года, было опубликовано Заявление Президента РК Н.А.Назарбаева "В связи с событиями в Нагорном Карабахе", в котором было отмечено, что кризисная ситуация вокруг Нагорного Карабаха практически привела к прямому военному конфликту. Посреднические усилия, предпринимаемые Россией, Казахстаном и рядом сопредельных стран, не дали пока должного эффекта. В связи с этим Н.А.Назарбаев предложил в Заявлении систему мер, направленных на прекращение кровопролития и локализации карабахского конфликта.[31]

 В это же день 5 марта 1991 года, Президент РК Н.А.Назарбаев принял Шейха Х.А.Алиреза, прибывшего в Алматы в составе группы бизнесменов из Саудовской Аравии. Х.А.Алиреза, возглавляющий компанию по производству кабелей, проявил интерес к казахстанской меди. Он заявил, что готов покупать медь по мировым ценам, а в ответ поставлять республике различные виды технологического оборудования. В ходе беседы была подтверждена заинтересованность Казахстана в создании предприятий с полным циклом производства, от добычи сырья до получения конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

  30 апреля 1994 года подписан Протокол об установлении дипломатических отношений с Королевством Саудовская Аравия (монархия), из 120 государств, установивших дипломатические отношения с РК

25-28 сентября 1994 года, состоялся официальный визит Президента Казахстана Н.А.Назарбаева в Саудовскую Аравию. В ходе визита состоялась встреча главы государства с Королем Фахдом Бин Абдель Азизом. Проведены также отдельные встречи Президента РК Н.А.Назарбаева с Наследным Принцем Абдаллой бин Абдель Азизом и Министром обороны и авиации Принцем Султаном бин Абдель Азизом. Казахстанскому лидеру была предоставлена редкая в саудовской практике возможность войти внутрь "Каабы" (Дом Аллаха) в Мекке и захоронения Пророка Мухаммеда в Медине. По итогам визита было подписано Генеральное соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, инвестиционной, технической и культурной областях, а также в области спорта и по делам молодежи, которое является одним из первых подобных документов, заключенных Королевством с иностранными государствами.

22-28 октября 1995 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев совершил визит в Нью-Йорк для участия в работе 50-й сессии Организации Объединенных Наций.

На заседании Н.А.Назарбаев выступил с программной речью.

В ходе визита глава государства встретился с Президентом США Б.Клинтоном и обсудил перспективы и состояние двустороннего сотрудничества. Также состоялись встречи Н.Назарбаева с Президентом Франции Ж.Шираком, Премьер-министром Пакистана Б.Бхутто, Генерал-губернатором Австралии У.Хайденом, Министром иностранных дел Саудовской Аравии принцем Султаном, Премьер-министром Польши Ю.Олексой, Президентами Г.Алиевым, С.Ниязовым, Б.Ельциным и А.Лукашенко.

  1-2 сентября 1997 года, состоялся официальный визит Президента Н.А.Назарбаева в Бахрейн.

Прошли переговоры Президента Н.А.Назарбаева с Эмиром Бахрейна шейх Иса бен Сальман Аль-Халифом, в которых приняли участие члены официальных делегации.

Были достигнуты договоренности о работе по совместительству в Бахрейне Посла Республики Казахстан в Королевстве Саудовская Аравия; об открытии Посольств Казахстана в Бахрейне и Бахрейна в Казахстане; о сотрудничестве Министерства нефти и газа Республики Казахстан и консорциума "Казахойл" с Бахрейном при разведке новых месторождений углеводородов.

  17 сентября 1998 года Президент Н.Назарбаев принял председателя Консультативного совета Королевства Саудовская Аравия шейха Мухаммеда Бен Джубейра.

В ходе встречи сторонами были обсуждены состояние и перспективы равития двухсторонних отношений. Шейх Мухаммед Джубейра передал Главе Казахстана приглашение короля Фахда посетить Саудовскую Аравию.

19 октября 1998 года состоялась 155-я сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО. Делегацией Казахстана был поднят вопрос об активизации участия ЮНЕСКО в решении экологических проблем Аральского региона, последствия которых приобретают глобальный характер. Внесенный нашей делегацией проект решения был поддержан представителями Египта, Индии, Йемена, Китая, Литвы, Пакистана, Саудовской Аравии, Узбекистана, Украины и Финляндии. В итоге специальная рекомендация относительно действий ЮНЕСКО в регионе Аральского моря была включена в проект Программы и бюджета ЮНЕСКО на 2000-2001 годы.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.