Хлебозавод им. Лемисова является
акционерным обществом и подвергается обязательней аудиторской проверке. Однако
ознакомиться с аудиторскими заключением ним нам не удалось, поскольку
предприятие относит подобную информацию в разряд коммерческой тайны.
Территория завода ограждена,
складские помещения и касса находятся под сигнализацией на пульте. Контроль за
ввозом и вывозом материалов и готовой продукции осуществляется работниками
ведомственной охраны.
Техническое состояние технологического
оборудования, котлов, газового оборудования, и т.д. соответствует установленным
нормам и требованиям, снабжено защитными устройствами, приборами и
сигнализацией безопасности.
Отдел снабжения обеспечивает основное
и вспомогательное производства сырьем, материалами, инвентарем. Отдел сбыта
заключает договора на поставку хлебобулочной продукции с предпринимателями и
организациями, в 2002 году было заключено 207 таких договоров.
производство
2.1. Документальное
оформление учета затрат на производство
Согласно Положению о документах и
документообороте в бухгалтерском учете, утвержденному Минфином СССР от 29.07.83
г. N 105, под документооборотом понимается создание или получение от других
предприятий, принятие к учету, обработка и передача в архив первичных
документов. Движение же первичных документов в бухгалтерском учете
регламентируется графиком документооборота.
Графиком устанавливается рациональный
документооборот, т.е. предусматривается оптимальное число подразделений и
исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определяется
минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота может
быть оформлен в виде схемы, таблицы или приказа с перечнем работ по созданию,
проверке и обработке документов в каждом подразделении предприятия, а также
всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Ответственность за соблюдение графика документооборота,
а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную
передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность
содержащихся в документах данных несут лица, создавшие их и подписавшие. Контроль
за соблюдением графика документооборота осуществляет главный бухгалтер
предприятия. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина
России от 29.07.98 г. N 34н, требования главного бухгалтера по документальному
оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу
документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Сводный учет затрат на производство осуществляют в журнале
–ордере №10. Журнал-ордер №10 составляют на основании итоговых данных ведомости
учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и
внепроизводственных расходов (ф.№15). В журнале-ордере №10 отражают все
производственные затраты по их элементам с кредита соответствующих материальных
и расчетных счетов. При этом в журнале-ордере №10 записывают лишь те суммы
кредитовых оборотов материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет
одного из счетов затрат на производство. В журнале-ордере №10 отражают также
все внутренние обороты по счетам затрат на производство (списание
общехозяйственных расходов, услуг и работ вспомогательных производств и т.п.).
В журнале-ордере №10 используется шахматная форма записей затрат на
производство, что обеспечивает получение сводных данных о затратах и по
отдельным элементам затрат, и по статьям калькуляции.
Аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные расходы»
организуется в ведомости №15. Эта ведомость удовлетворяет всем требованиям к
организации аналитического учета. Она открывается ежемесячно и содержит всю
аналитическую информацию по хозяйственным операциям по счету 25.
Заполняется ведомость №15 на основании разработочных таблиц
распределения расхода материалов, начисленной заработанной платы, отчислений во
внебюджетные социальные фонды, справок-расчетов по начислению амортизации
основных средств, нематериальных активов и т.п. Ведомость имеет шахматную форму
графления, что дает возможность в один рабочий прием произвести запись по двум
корреспондирующим счетам и, кроме того, легко проверить правильность записей,
то есть корректность бухгалтерских проводок.
Значительный удельный вес в
себестоимости продукции составляют материальные затраты (60 %), а
следовательно, важное значение имеет рациональное использование материальных
ресурсов при изготовлении продукции, а также контроль над издержками
производства.
К материальным затратам относятся:
- сырье и материалы:
- топливо и энергия на
технологические и хозяйственные цели;
- покупные изделия и полуфабрикаты;
Учетной политикой АООТ
"Хлебозавод им. Лемисова" определено, что учет материальных запасов
ведется на активном счете 10 "Материалы", к которому открывается
несколько субсчетов для удобства учета материалов различных категорий.
Материальные запасы, приобретенные у поставщиков, числятся на Дебете счета
10 «Материалы» в корреспонденции с Кредитом счета 60 «Расчёты с
поставщиками и подрядчиками», счетом 71 «Расчёты с подотчётными лицами», счетом
76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», без применения счетов 15 и 16.
Материалы учитываются по средне
покупной стоимости с учётом транспортно-заготовительных расходов. Метод оценки
при списании материально-производственных запасов в производство производится
по методу средней себестоимости по каждому виду запасов. Списание материальных
затрат на производство осуществляется строго в соответствии с действующими
нормами расхода по массе и объему.
Расход сырья и материалов на
производство должен быть оформлен документально. Для этого на заводе ежемесячно
открывают лимитно-заборные карты, которые выписывает плановый отдел сроком на 1
месяц. Один экземпляр карты хранится в цехе, другой - на складе. Кладовщик
записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих
экземплярах и расписывается в карте цеха - получателя, представитель цеха, в
свою очередь расписывается в карте, которая остается у кладовщика.
Сверхлимитный отпуск материалов в производство или их замена осуществляется с
применением сигнальных карточек - требований, где мастер цеха указывает
необходимое количество затребованных материалов и другие обязательные
реквизиты.
При отпуске материалов в производство
делаются следующие бухгалтерские записи:
Дебет счетов 20 "Основное
производство",
23 "Вспомогательное
производство",
25 "Общепроизводственные расходы
",
26 "Общехозяйственные расходы
"
Кредит счета 10 "Материалы"
Под расходом сырья в производство
подразумевают его непосредственное употребление в процессе производства,
однако, часто отпуск материалов на производство не означает их фактический
расход. Для определения фактического расхода материалов и организации контроля
за расходованием их в производстве на заводе применяется документальный способ
списания материалов. Он основан на документальном оформлении всех случаев
отклонений расхода сырья и материалов от установленных нормативов
и условий.
Фактический расход материалов также определяется на основании
первичных документов по расходу материалов. Этот способ применяется потому, что
на предприятии отсутствует незавершенное производство, а отпуск материалов
рассчитывается и осуществляется на отчетный период (1 мес.).
При изготовлении из одного вида сырья
одного вида продукции материальные затраты списываются и включаются в
себестоимость продукции прямым путем.
При изготовлении из одного вида
материалов в одном цеху нескольких видов продукции необходимо распределить их
косвенным путем. На заводе применяется нормативный способ распределения
материалов: фактически израсходованное сырье и материалы распределяют по видам
продукции пропорционально их расходу по норме.
Кроме основных материалов, в
производстве могут использоваться и вспомогательные, которые в учете
оформляются аналогично основным, однако между объектами калькуляции
распределяются косвенным путем, пропорционально сметным ставкам, которые
устанавливают исходя из норм расхода вспомогательных материалов.
Порядок включения в себестоимость
затрат на топливо и энергию.
Удельный вес топлива и энергии в
себестоимости продукции значительный, в связи этим возникает необходимость
выделения их в отдельную статью затрат с целью рационального использования и
контроля за издержками производства. Под данными расходами понимают стоимость
израсходованного топлива, холодной и горячей воды, пара, сжатого воздуха,
холода, непосредственно расходуемыми в процессе производства. Расход различных
видов энергии по отдельным цехам определяют по специальным счетчикам и
приборам. Стоимость топлива и энергии между отдельными вилами продукции
распределяют в ведомости распределения услуг вспомогательного производства. На
заводе израсходованный топлив, энергию, холод, воду распределяют между видами
продукции пропорционально норме их расхода и действующим ценам. Возможен также
прямой способ включения в себестоимость энергии, когда, например, было
затрачено определенное количество энергии на выполнение какого-либо отдельного
заказа. При этом количество энергии определяется на основании показателей
счетчиков, количество израсходованного топлива - путем взвешивания. Использованные
в основном производстве топливо и энергию оформляют следующей бухгалтерской
записью:
Дебет счета 20 "Основное
производство"
Кредит счетов 10, субсчет
"Топливо и энергия ни технологические нужды",
23 "Вспомогательное
производство",
60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками".
Причем последняя проводка
используется в том случае, если электроэнергия покупная. Стоимость топлива и
энергии, израсходованных на обслуживание производства и хозяйственные нужды,
отражают следующим образом:
Дебет счетов 25
"Общепроизводственные расходы",
26 "Общехозяйственные расходы
"
Кредит счетов 10, субсчет
"Топливо и энергия на технологические нужды",
23 "Вспомогательное
производство",
60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками".
Аналитический учет поступления
материалов зависит от выбора учетной цены. На заводе в качестве твердой учетной
цены применяются средние покупные цены, поэтому поступившие материалы отражают
на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых организаций и
транспортно - заготовительные расходы учитывают на отдельном аналитическом
счете под тем же названием. Для выявления фактической себестоимости материалов,
отклонений от их стоимости по учетным ценам, контроля за сохранностью
материалов, а также увязки синтетического и аналитического учета ежемесячно в
бухгалтерии составляют ведомость № 10 «Движение материальных ценностей», где
материалы отражаются по средней закупочной стоимости. При отпуске их в
производство для списания израсходованных материалов на объекты учета затрат
составляют разработочную таблицу «Распределение расхода материалов».
В целях обеспечения контроля за
сохранностью производственных запасов на заводе периодически проводится их
инвентаризация согласно утверждённого директором приказа «О проведении
инвентаризации производственных запасов».
Выявленные при инвентаризации
расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учёта
отражаются на счетах бухгалтерского учёта в следующем порядке:
излишек материалов приходуется, и
соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
недостача сырья, материалов или их порча в пределах норм естественной убыли
относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счёт виновных
лиц. Если виновные лица не установлены или вина их не доказана, то убытки от
недостачи материалов или их порчи списываются на финансовые результаты
организации.
Использованные в производстве
основные материалы являются, как правило, прямыми материальными затратами и
включаются в себестоимость прямым путем на основании первичных документов
об их отпуске в производство. Однако возможен вариант, когда из одного и того
же материала вырабатывают несколько видов продукции, тогда стоимость основных
материалов распределяется между различными видами продукции. На заводе
применяется метод распределения фактического расхода материалов пропорционально
нормативному их расходу.
Таблица 3
Пример распределения стоимости материалов между видами
продукции
|