рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основы предусматривают обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет работодателей. В настоящее время эти вопросы регулируются нормативными правовыми актами, принятыми в основном Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, среди них:

-         инструкция о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утверждена постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 мая 1983 года №100/п-9);

-         перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с вредными условиями труда (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1);

-         правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1);

-         инструкция о порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда (утверждена постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 декабря 1987 года № 731/П-13).


Основы устанавливают компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Порядок предоставления тех или иных льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда также регулируется нормативными документами разработанными Госкомтрудом СССР и ВЦСПС:

-         список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октяюря 1974 года № 298/П-22);

-         инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 369/П-16).


Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 123 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством».



Глава II

 

ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА


В Основах законодательно определены конкретные права работника на охрану труда, которые дополняют трудовые права работников, определенные статьями 2, 25, 108, 129, статьями Х КЗоТ Российской Федерации. Эти права достаточно велики и соответствуют международным требованиям. Одним из главных является право работника на рабочее место с безопасными и здоровыми условиями труда, на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья. Работник имеет право отказаться от каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности.

Многие права работников изложенные в Основах должны быть заложены при оформлении трудовых отношения с работодателем. Порядок оформления трудовых отношений между работодателем и работником определен статьей 15 КЗоТ Российской Федерации, в соответствии с которой между указанными сторонами заключается трудовой договор (контракт).


 

Глава III


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА


Основами предусматривается целый комплекс мер, направленных на управление охраной труда как в целом в стране, так и в организациях.

Длительное время охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга. Профсоюзами была выработана определенная система управления охраной труда и по многим направлениям, включая научное обеспечение, их деятельность была достаточно эффективной в условиях с общегосударственной собственностью на средства производства. Была создана достаточно прочная система управления охраной труда, приносящая определенный положительный результат.

Кроме того существовала мощная сеть управления охраной труда со стороны министерств и ведомств, которые непосредственно оказывали влияние на подведомственные предприятия и организации. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. Отдел или Управление охраны труда, велись научные разработки в области охраны труда отраслевыми институтами, лабораториями, центрами.

Вся эта система была быстро разрушена, так как произошли структурные преобразования в нашем обществе, появились новые виды собственности и она уже не могла существовать в прежнем виде в новых условиях хозяйствования.

Основами предусмотрено создание двух органов, занимающихся охраной труда – орган государственного управления и федеральный орган надзора и контроля за охраной труда. Государственное управление охраной труда в настоящее время возложено на федеральный орган исполнительной власти по труду (Минтруд Российской Федерации) и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации (органы по труду субъектов Российской Федерации – министерства, комитеты, управления, отделы). На создание и укрепление системы управления охраной труда в стране направлено постановление охраной труда  в стране направлено постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда». Данным постановлением на Минтруд России возложено осуществление государственного управления охраной труда в России. В соответствии с этим министерство осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, координирует работу служб охраны труда министерств и ведомств, осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению передового опыта, координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, организует обучение и проверку знаний работников и проводит другую работу в области условий и охраны труда.

Вопросы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях изложены в статье 8 Основ. В министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях предусмотрено создание служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если она не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

Для реализации требований статьи 8 Основ постановлением Министерства труда Российской Федерации 30 января 1995 года №6 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны в организации и разработан примерный договор на проведение работ по охране труда, который был разослан на места письмом от 16 ноября 1994 года № 2207 – КВ.

Этой статье Основ также в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников предусматривается создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда, в состав которых на паритетной основе (т.е. равного представительства) входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например, от совета трудового коллектива.

Опыт западных стран показывает, что путем сотрудничества сторон рынка труда в комитетах по охране труда можно решать практически все вопросы условий труда и обеспечения его безопасности, так как решения этих органов обязательны как для работодателя, так и для работников. Используя этот опыт, Министерство труда Российской Федерации постановлением от 12 октября 1994 года № 64 утвердило Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. Органами по труду субъектов Российской Федерации предложено оказать предприятиям необходимую помощь по формированию и организации деятельности таких комитетов (комиссий).

Очень важно отметить, что в статье 8 Основ имеется запись о том, что ответственность за состояние условий и охраны труда в организациях возлагается на работодателя, а названные органы управления охраной труда создаются в помощь работодателя.

Поэтому в статье 9 Основ достаточно подробно раскрыты обязанности работодателя по обеспечению охраны труда в организации, должное выполнение которых позволит созданию безопасных и здоровых условий труда для работников.

Обязанности работника (статья 10 Основ) значительно меньше, но играют важную роль в обеспечении безопасности его труда и они несколько шире обязанностей, указанных в КЗоТ Российской Федерации (статья 145).

Значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда руководителями производства и работниками. За счет устранения этой причины, по мнению специалистов, можно было бы сократить производственный травматизм не менее, чем на 30 процентов. Не случайно Основами (статья 12) предусмотрено, что все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда. Предусмотрено также, что государство должно обеспечивать подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда должны включаться также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования (статья 15 Основ).

В условиях рыночной экономики никакие меры организационного характера в системе управления охраной труда не могут обеспечить необходимых результатов, если работодатель экономически не будет в них заинтересован. Мы в отличие от других стран не умеем оценивать эффективность мероприятий, направленных на улучшение условий труда, обеспечение его безопасности и подсчитывать потери, связанные с неблагоприятными условиями труда и высоким уровнем производственного травматизма. В этом главная причина недооценки значения охраны труда практически по всей вероятности властных структур. Именно поэтому затягивается решение многих вопросов, связанных с реализацией Основ, в том числе не решаются вопросы финансирования охраны труда в том порядке, который предусмотрен статьей 17 Основ.

В условиях рыночной экономики управление охраной труда без применения экономических рычагов невозможно. Необходимо разработать и ввести в действие такой экономический механизм, который бы постоянно побуждал работодателя заниматься вопросами создания здоровых и безопасных условий труда, повышения культуры производства.

Создание такого механизма предполагает разработку в ближайшее время целого ряда законодательных и нормативных правовых актов, в том числе с учетом положений 18-22 Основ.

Насущной задачей сейчас является создание федерального и территориальных фондов охраны труда (статья 17 Основ). В странах Европейского Союза такие фонды давно существуют и пользуются большой поддержкой правительств.


Глава IV


НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОЗДАНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА


Основами (статьей 24) предусмотрен государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. То есть законодатель предложил осуществлять эти функции государству, которые раньше были закреплены за профсоюзами.

Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 1994 года № 850 №О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» образована Федеральная инспекция при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция), которая должна осуществлять надзор и контроль за соблюдением по существу всего трудового законодательства, а не только законодательства об охране труда. При этом акценты трудового права ставятся на первый план и таким образом подчеркивается, что охрана труда является частью, специфической областью этого права.

Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, то Положением о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 июня 1994 года № 1504, определен круг задач и функций государственных инспекций труда, охватывающий практически все наиболее важные вопросы, связанные с  обеспечением труда работников и защиты их прав в этой области.

Положением установлено, что Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения (то есть Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

Руководство деятельностью Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации осуществляется на основе единоличия Главным государственным инспектором труда Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда, и осуществление ею своих функций. Он же назначает на должность и освобождает от  должности не только работников аппарата Рострудинспекции, но и руководителей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и их заместителей. Какое-либо согласование кандидатур на эти должности Положением о Роструинспекции не предусмотрено.

Структура Федеральной Инспекции труда определяется направлениями ее деятельности, то есть создаются государственная правовая инспекция труда и государственная инспекция по охране труда, организационно-методическое руководство которыми возлагается на заместителей Руководителя Рострудинспекции – Главного Государственного инспектора труда Российской Федерации и заместителей руководителей Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральной Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и уголовный кодекс РСФСР». В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда влечет наложение штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях  и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере от ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам – в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого Федерального Закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с измененной редакцией статьи 140 Уголовного кодекса РСФСР нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могла повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же строк, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложение на должностное лицо или работника одного из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ Российской Федерации).

Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работниками требований и норм охраны труда.

Кроме ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда, Основами установлена ответственность организации. За невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на организации налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации (статья 20 Основ).

Помимо Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции) государственный надзор в области охраны труда осуществляют и другие федеральные органы надзора.

 Главой XVII Кодекса законов о труде Российской Федерации определены основные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России) и его местными органами (статья 245 КЗоТ Российской Федерации).

Указанный надзор осуществляется в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте – и газодобывающей, оборонной (производства вредных химических взрывопожароопасных веществ и материалов) промышленности, на химических и нефтехимических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного строительства, геологоразведочных и других горных работ (Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года № 234).

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется органами Государственного энергетического надзора Российской Федерации (статья 246 КЗоТ Российской Федерации). Положение о Государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1993 года№ 447. Основной задачей Государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно – эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпидемнадзор России) и территориальными учреждениями государственной, санитарно-эпидемиологической  службы (статья 247 КЗоТ Российской Федерации). Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 1993 года № 1965.

Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется государственным комитетом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте Российской Федерации (Госатомнадзор России) (статья 247-1 КЗоТ  Российской Федерации).

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 25 Основ профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

В связи с этой статьей Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР своим постановлением от 16 июня 1994 года № 5-5 утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов), Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприятии.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года № 30.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами,  инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41-1, 41-2, 41-3, 41-4), Уголовным Кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде Российской Федерации (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Успешная реализация требований Основ позволит установить гарантии осуществления права работников на охрану труда и обеспечить должный, единый порядок  регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях.




Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.