| Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда |
По инициативе профсоюзов ежегодно, начиная с 1992 года, стало заключаться
Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации,
общероссийскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а затем
отраслевые (тарифные) и региональные соглашения, в которых предусмотрены
взаимные обязательства сторон по повышению эффективности государственного, ведомственного
и общественного контроля за охраной труда и окружающей среды, расширению
взаимодействия в этой работе на всех уровнях управления.
Генеральные, отраслевые и региональные трехсторонние соглашения являются
важными правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения
соответственно на федеральном, отраслевом и региональном уровнях.
Генеральными соглашениями предусмотрено обеспечение совместного контроля
за соблюдением законодательства об охране труда с уделением особого внимания:
- своевременности
платежей в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими
трудовых обязанностей, особенно при реорганизации и ликвидации организаций;
выплате пени в случае нарушения сроков выплат сумм возмещения вреда;
- повышению
ответственности и экономической заинтересованности работодателей в улучшении
условий труда и в этих целях;
- содействию
проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях, сертификации
производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда,
экологической безопасности, проведению необходимой работы по отнесению
организаций к тем или иным классам профессионального риска.
- разработке
предложений по экономическому стимулированию организаций, производящих средства
индивидуальной и коллективной защиты работников от вредных и опасных
производственных факторов;
В отраслевых соглашениях основное внимание в области охраны труда
уделяется вопросам аттестации рабочих мест, контролю за обеспечением
безопасности производственного оборудования и технологических процессов.
Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11
марта 1992 года №2490-1 (с изменениями от 24.11.95 г. №176-ФЗ) внес свой вклад
в развитие правовой основы социального партнерства, повышение уровня социальных
гарантий и льгот.
Существенно конкретизировали права, обязанности и ответственность сторон
социального партнерства, укрепили законодательно деятельность профсоюзов по
защите социально трудовых прав работников на основе заключения соглашений и
коллективных договоров на всех уровнях законы «О социальном партнерстве» в
субъектах РФ, а проект Федерального закона пока еще находится на рассмотрении в
Государственной думе.
Опыт, приобретенный за все эти годы, обобщен и включен в Трудовой кодекс
Российской Федерации в качестве раздела II «Социальное партнерство в сфере труда», поскольку общие вопросы
социального партнерства федеральным законодательством не были решены. В данном
разделе закреплены понятие социального партнерства (ст. 23), его основные
принципы (ст. 24), определены стороны социального партнерства – работники и
работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст.
25), его система и формы (ст. ст. 26-27).
Необходимо отметить, что среди форм социального партнерства названы
коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений,
взаимные консультации. И, кроме того, участие работников, их представителей в
управлении организацией, участие представителей работников и работодателя в
досудебном разрешении трудовых споров.
Важным представляется внесение изменений в положения об ответственности
сторон социального партнерства, которая претерпела существенные изменения по
сравнению с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях».
Наряду с ответственностью за правонарушения, которые остались теми же,
предусмотрена ответственность и за неправомерный отказ от подписания
согласованного коллективного договора, соглашения. Такой нормой в Законе РФ «О
коллективных договорах и соглашениях» не было.
Предусмотрена ответственность и в новом Кодексе РФ об административных
правонарушениях, который вступит в действие 1 июля 2002 года.
Рассмотрим систему и роль социального партнерства в решении проблем и
вопросов охраны труда в Кировской области.
Организационная структура действующей
системы социального партнерства в Российской
Федерации и Кировской области
|
Уровни коллективно-договорного регулирования
трудовых отношений
|
Виды соглашений
|
Участники соглашений
|
1.
Федераль-ный уровень
2.
Кировская область
3. Организация
|
1. Генеральное соглашение
2.
Отраслевое
(межотрасле-вое) тарифное соглашение
1.
Областное трехстороннее
соглашение
Коллективный
договор
|
Общероссийские
объединения профсоюзов
Соответствующие
общероссийские профсоюзы и их объединения
Федерация
профсоюзных объединений Кировской области
Работники
организации (от лица работников организаций – первичные профсоюзные
организации, иные уполномоченные работниками представительные органы)
|
Общероссийские
объединения работодателей
Общероссийские
объединения работодателей
Объединения
(ассоциации) работодателей Кировской области. (Совет хоз.руководителей,
крестьянский союз)
Работодатель. или
его полномочные представители
|
Правительство РФ
Министерство труда
и социальных отношений РФ
Администрация
Кировской области
|
Обеспечение необходимых
условий и охраны труда является одним из основных трудовых гарантий прав
работающих, обеспечение которых и предусматривает защитные функции профсоюзов,
а основным инструментом реализации защитной функции профсоюзов является
социальное партнерство.
Поэтому стратегический курс всех кировских профсоюзов направлен на
развитие системы социального партнерства в области. Начиная с 1992 года,
профсоюзы области заключают областное трехстороннее соглашение между федерацией
профорганизаций, объединением работодателей и администрацией Кировской области.
Через это соглашение федерация реализует предложения членских организаций
по различным вопросам, в том числе по охране труда.
На основе трехстороннего соглашения представители профсоюзов входят и
активно участвуют в работе областной межведомственной комиссии по охране труда,
в работе комиссий и заседаниях Областной Думы, в разработке, обсуждении и
принятии законов области, иных документов и решений в сфере труда.
В 2000 году подписано соглашение о сотрудничестве с Вятской
торгово-промышленной палатой по развитию и поддержке предпринимательства и
местных товаропроизводителей, созданию условий для деятельности профсоюзных
организаций, коллективно-договорного регулирования, социально-трудовых
отношений на частных и малых предприятиях, а сегодня актуальность и серьезность
проблемы обеспечения необходимых условий охраны труда на предприятиях малых
форм велика, о чем я писал выше.
При активном участии профсоюзов принят закон Кировской области «О
социальном партнерстве», положение «Об областной трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений и ее регламенту».
В соответствии с принятыми документами создается система социального
партнерства на уровне области, муниципального образования, отрасли и
организаций на основе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений,
коллективных договоров и соглашений.
Очень важно отметить, что при разработке областного закона «О социальном
партнерстве в Кировской области» профсоюзы настояли на обязательности признания
работодателями отраслевого тарифного соглашения. Данным законом установлено,
что все соглашения, начиная с Генерального, составляют правовую основу
социального партнерства в Кировской области, а поэтому коллективный договор как
локальный акт не может уменьшить уровень защиты работников в этих соглашениях
как совместных актах социального партнерства.
По инициативе профсоюзов 26 сентября 2000 года принят закон «Об охране
труда в Кировской области» (№200-30). Благодаря этому закону в дополнение к
Федеральному законодательству восстановлена система государственного управления
охраной труда, определены полномочия Областной Думы, администрации области и
органов местного самоуправления в реализации государственной политики по
улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний. Статьей 2 закона определено, что органы
государственной власти, местного самоуправления, объединения работодателей и
профсоюзов проводят согласованную политику в области охраны труда, глава 4 -
надзору и контролю, глава 5 – подготовке персонала, а глава 6 – финансированию
работ по охране труда. А наша задача состоит в том, чтобы знать этот закон и
умело применять его в целях защиты интересов работников.
Разработана и утверждена Программа по реализации данного Закона на
2001-2005 годы, которая предусматривает повышение роли органов местного
самоуправления в создании региональной системы безопасности труда и
государственного управления охраной труда в Кировской области, введение
классификации действующих предприятий по степени производственных рисков и
состоянию безопасности. Механизм реализации Программы предусматривает
разграничение полномочий и ответственности Администрации области,
администраций городов и районов, предприятий и организаций в реализации мероприятий
по созданию безопасных условий труда в регионе. Весь комплекс мероприятий этой
Программы предполагает снижение производственного травматизма и
профзаболеваемости и уменьшение расходов по компенсации потерь здоровья в
результате производственной деятельности.
В 2000 и в 2001 году по инициативе профсоюзов проведены областные
совещания совместно с администрацией области, хозяйственными руководителями,
органами надзора и контроля с приглашением руководителей предприятий,
профсоюзного актива, местной власти по вопросу: «О состоянии и мерах по
улучшению условий и охраны труда в области», областное совещание по обеспечению
спецодеждой и средствами специальной защиты.
Основной итог этих мероприятий – повышение требовательности к
руководителям за обеспечением охраны труда, а также принятие областной
комплексной программы по этому вопросу. Для улучшения состояний условий охраны
труда с 2000 года проводится смотр-конкурс на лучшую организацию общественного
контроля по охране труда.
Важное место в трехстороннем областном соглашении занимают взаимные
обязательства сторон, относящиеся к охране труда и экологии. Так, профсоюзы
добились внесения в областное трехстороннее соглашение пункта, обязывающего
работодателей включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия по
охране труда и финансировать их из расчета не менее 15 минимальных заработных
плат, установленных законом, на одного работника. Эти цифры должны служит
ориентиром при финансировании мероприятий по охране труда на предприятиях г.
Кирова и области.
В соответствии с Соглашением работодатели должны предоставлять
работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, дополнительные по
сравнению с законодательством льготы и компенсации, установленные коллективными
договорами и соглашениями, обеспечивать соблюдение нормативных актов по охране
труда, повышение эффективности работы служб охраны труда, недопущение их
сокращения и ликвидации.
Работодатели должны
обеспечить аттестацию рабочих мест по условиям труда, организовать разработку и
пересмотр стандартов предприятий по охране труда и экологии на основе вновь
введенных государственных нормативных актов, оформить паспорта радиационной
безопасности на предприятии. Профсоюзы взяли на себя обязательство осуществлять
общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов
по охране труда силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов (в
основном, отраслевых), уполномоченных лиц по охране труда профсоюзных
комитетов.
Одной из форм партнерства, сотрудничества, является принятие в 2002 году
Соглашения по совместным действиям государственной инспекции труда по
Кировской области с техническими инспекторами отраслевых профсоюзов. Они
проводят совместные проверки и обследования состояния техники безопасности и
выполнения требований законодательства на предприятиях и организациях,
совместно расследуют несчастные случаи на производстве, участвуют в работе
комиссии по приемке в эксплуатацию вновь построенных или конструируемых
производственных объектов и опытных образцов промышленной продукции, принимают
меры по приостановлению работ на объектах и рабочих местах при нарушении
нормативных правовых актов по охране труда, участвуют в обучении руководителей
и специалистов предприятий и организаций, обмениваются информацией о
результатах проверок состояния условий и охраны труда.
В связи с введением нового Трудового Кодекса 14 февраля 2002 г. подписано
трехстороннее соглашение о сотрудничестве Правительства Кировской области,
Совета Федерации профорганизаций области и Совета хозяйственных руководителей
по содействию в правовом обучении и применении Трудового Кодекса РФ. Такое
обучение активно проводится и что также важно – в таком же трехстороннем плане
разработаны рекомендации и макет коллективного договора для предприятий с
учетом требований и норм Трудового кодекса РФ.
3.3
Деятельность обкома профсоюза в решении проблем охраны труда в лесопромышленном
комплексе Кировской области.
«Все во имя человека, все во
благо человека». Этот лозунг был для нас «руководящим и направляющим» в течение
многих десятилетий. Повышение материального благосостояния каждого гражданина,
его гармоничное духовное развитие, обеспечение права трудиться для себя и для
общества провозглашались основной целью государства. Конечно, далеко не всегда
эти благие намерения воплощались в жизнь, что зачастую, «хотели как лучше, а
получилось как всегда». Но, тем не менее, отношение к человеку было совсем
иным, чем сегодня.
Продолжающаяся реорганизация лесного хозяйства, очередной передел
собственности на ряде предприятий лесопромышленного комплекса области повлекли
за собой, конечно, социальные последствия: увеличение задолженности по
зарплате, на предприятиях продолжает оставаться высоким травматизм.
III съезд отраслевого профсоюза,
состоявшийся в ноябре 2000 года, среди ключевых задач определил направление
деятельности профсоюзных организаций по обеспечению нормальных условий, охраны
и безопасности труда на производстве.
Мы много сейчас говорим о неблагоприятных, социальных, производственных и
других факторах, оказывающих негативное воздействие на экономику. Но, к
сожалению, гораздо реже вспоминаем о самом человеке, его заботах и нуждах.
Слишком мало внимания уделяется со стороны многих работодателей улучшению
условий труда работника, об этом я писал. Многие руководители совершенно не
подготовлены к выполнению функций работодателя, не знают, а порой не желают
знать, и не понимают своих обязанностей выполнять элементарные требования
трудового законодательства и законодательства по охране труда. Выполнение
нормативных актов, закрепляющие право работников на здоровые и безопасные
условия труда, на практике не всегда обеспечивается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|